Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (9 класс)

Доклад на методическом объединениии на тему: "Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию". Задача учителя, который готовит выпускника к экзамену по истории или обществознанию– не завалить его огромным количеством дат и фактов и понятий. А научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики – выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное. Одним словом - Мыслить!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_uchiteley-predmetnikov_2019g.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гаринская основная общеобразовательная школа»

«Эффективные методы подготовки учащихся

к ОГЭ  по истории и обществознанию»

Подготовила: учитель истории

 и обществознания

Cоколова В.В.

   

Гари, 2019

     

         Каждый год мои ученики сдают ОГЭ  по обществознанию. Историю выбирают реже, и конечно, не такое количество детей, как по обществознанию. Например, в прошлом году сдавали 2 человека:

1-й ученик заявил, что историю и обществознание будет сдавать для того, чтобы проверить себя

2-й сказал: «Вас уважаю, но историю не люблю, но она мне нужна для поступления, как, впрочем, и обществознание

       История – предмет специфичный. В отличие от обществознания, где может выручить широкий кругозор и общая информированность о социальных процессах, подготовка к ОГЭ по истории требует твердых знаний дат (а это память!), событий (а это чтение большого объема материала!), умения их описывать (а это гуманитарный склад мышления!).

       Кроме того, термины, ориентация на исторической и географической карте, визуализация памятников искусства, иллюстрирующих события разных периодов истории России.

        Проанализировав свою работу, стало понятно, что «изобретать велосипед» не придется. Важно изначально настроить учеников на позитивную работу, а также выстроить четкий алгоритм работы для себя, определить структуру занятий.

       Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социальной психологии, социологии, экономики, правоведения, политологии и другие) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. 

     При подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно - деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ОГЭ.

1 этап – работа с понятиями на уроках;

2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ОГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.

5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий).

Некоторые общие методы и приемы, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома:

1) Традиционные задания по составлению планов, таблиц и схем.

На уроках постоянно составляем многочисленные таблицы, схемы, логические цепочки и т.д., которые помогают структурировать материал. Например, 6 класс – тема «Восточные славяне». Работая по контурной карте, заполняем таблицу с заданием:

 Племена

Места заселения

Главный город

Основные занятия

Кому платили дань или с кого собирали

по Петровской эпохе – 7 класс, необходимо показать взаимосвязанность его внешней, внутренней и культурной политики. Предлагается заполнить несколько таблиц.

Органы государственной власти при Петре I

 Орган государственной власти

Его функции

Кем осуществлялись ранее

 1.Социальная структура при Петре I

 Сословие

Обязанности

Привилегии

2) Метод «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям. Например, по истории России начала 20 века надо дополнить предложение «Самым сильным в экономике классом является……., так как……», по истории Киевской Руси – задание «При Владимире на Руси впервые…».

3) Отработка дат, хронологии, понятий

В практике любого учителя истории есть обязательные хронологические диктанты, которые обучающиеся не любят. Чтобы заинтересовать, повысить их мотивацию к изучению дат основных исторических событий, я использую в 6-8 классах учебные тренажёры и проверочные тесты формата ГИА (ОГЭ).

Например, 7 класс -часть А -работа с датами. Первый уровень образовательного ресурса представляет собой тренажёр, с помощью которого ученик может повторить основные даты, факты, понятия, характерные признаки исторических явлений, причины и следствия событий и усовершенствовать свои умения и навыки. Второй уровень –проверочный тест, за который он получит отметку.

4) Умение работать с историческим источником

Большую помощь в организации работы с историческим источником мне оказывают материалы учителя истории и обществознания высшей категории, Коцарь Евгения Сергеевича, лучшего учителя России, эксперт ЕГЭ. На сайте egewin.ru размещен его проект «ЕГЭ с лучшим учителем истории».

5) Работа с картографической и иллюстративной информацией.

Прежде всего, необходимо научиться проводить атрибуцию исторической карты в целом и информации, представленной на карте.

Затем следует приступать к выполнению заданий, предполагающих:

-самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту;

- нанесение объектов на контурную карту;

- ответы на вопросы по исторической карте.

«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Фридрих Дестервег

В процессе подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию и истории применяю следующие методические приёмы использования ИКТ:

1) презентации Power Point

два основных типа:

- классические, предназначенные для изучения нового материла,

- презентации для повторительно-обобщающих уроков.

Плюсы презентации при подготовке к ГИА:

- простота и удобство в изучении нового материла;

- большой объём теоретического материла, как основного, так и дополнительного;

- возможность отработать необходимые навыки для решения заданий разного типа;

- эффективное закрепление и повторение экзаменационного материала;

- самостоятельное использование учащимися материала презентаций.

Минусы презентации при подготовке к ГИА:

- невозможность представить задания с таблицами и диаграммами;

- невозможность представить в полном объёме все типы заданий 2 части (например, работа с текстом);

- чрезмерное использование презентаций в ущерб другим средствам подготовки к экзамену;

- проблемы технического характера.

2) интернет - ресурсы (открытый банк заданий ФИПИ, Решу ЕГЭ, ОГЭ и др.) алгоритм работы с интернет - ресурсами заключается в следующем:

- консультации с учащимися;

- самостоятельная работа учащихся;

- корректировка деятельности учащихся.

Плюсы использования интернет - ресурсов при подготовке к ГИА:

- источник получения информации об экзамене;

- возможность самостоятельной работы;

- онлайн-тестирование с последующим разбором ошибок.

Минусы использования интернет - ресурсов при подготовке кГИА:

- затруднения при отборе нужной информации;

- чрезмерная увлечённость подготовки в интернете;

- бессистемный характер работы детей в интернете.

Применение ИКТ в 9 классе осуществляется мной по следующей системе:

- презентации – на протяжении всего учебного года, теоретический материал и задания к нему на каждом уроке, дополнительных занятиях; презентации обобщающего характера на итоговых занятиях;

- интернет-ресурсы – по мере необходимости на уроках, но в основном в рамках самостоятельной работы учащихся.

 План работы по подготовке к ОГЭ (на год)

Работа с документами по ОГЭ

- изучить нормативные правовые акты;

- проанализировать демо-версии экзаменов;

- проработать правила для участников на экзамене;

- познакомить с правилами заполнения бланков;

- изучить систему оценивания работ;

- изучить кодификатор содержание экзаменационной работы для проведения ГИА в 9 классе по обществознанию;

- познакомить с рекомендациями по подготовке экзаменов;

- изучить перечень контрольно-измерительных материалов.

Анализ сдачи ОГЭ за прошлые годы.

Подбор материалов по истории и обществознанию за прошлые года

Работа с материалами печати по ОГЭ.

- Сдать экзамены по новой форме.

- Как сдать ОГЭ?

- О плюсах и минусах ОГЭ.

Практическая работа.

- проведение консультаций в 9- классе (четверг);

- уделять на уроках время на повторение;

- применять различные виды деятельности (работа с текстами, таблицами, диаграммами)

- применять различные формы контроля знаний (устно, письменно, эссе, тесты, анализ текстов);

- самообразование по данной теме;

- постоянный контроль за подготовкой учащихся 9 класса;

- проведение пробного экзамена

 

Заключение: Задача учителя, который готовит выпускника к экзамену по истории или обществознанию– не завалить его огромным количеством дат и фактов и понятий. А научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики – выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное. Одним словом - Мыслить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию

Опыт  подготовки старшеклассников к ЕГЭ по истории и обществознанию...

Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.

Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для ...

Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ и ГИА по истории и обществознанию

Доклад на тему "Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ И ГИА по истории и обществознанию"...

Эффективные методы подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию

Эффективные методы подгтовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию....

«Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ по истории и обществознанию»

Экзамен – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.Успешность сдачи экзамена во многом опр...

«Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ по истории и обществознанию»

Статья о подготовке выпускников 9 класса к учсешной сдаче ОГЭ по предмету....