"Любить , мечтать и верить"(по произведению А Грина "Алые паруса")
план-конспект урока по литературе (7 класс)

«Любить ,мечтать и верить « (по повести А Грина « Алые паруса» )

  •    Познакомить учащихся с удивительными героями повести;
  •     Убедить подростков  в чудеса необходимости «делать своими руками».
  •  Совершенствовать умение учащихся работать с текстом самостоятельно прочитанного произведения , продолжить формирование культуры работы с книгой.
  • Формирование модели нравственного поведения обучающихся на примере поступков героев.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_alye_parusa.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

«Любить ,мечтать и верить « (по повести А Грина « Алые паруса» )

  • Познакомить учащихся с удивительными героями повести;
  • Убедить подростков в чудеса необходимости «делать своими руками».
  • Совершенствовать умение учащихся работать с текстом самостоятельно прочитанного произведения , продолжить формирование культуры работы с книгой.
  • Формирование модели нравственного поведения обучающихся на примере поступков героев.

ХОД УРОКА.

I. Введение в тему.

Звучит мелодия Саксафон и Джо Дассен

- Какое у вас возникло ощущение при прослушивании этой мелодии? С чем она ассоциируется? Описание моря стр 62

Какие ассоциации рождает слово МЕЧТА? Как вы понимаете это слово ? Вслушайтесь в него. Подберите к нему синонимы.

(Грезы, видение, фантазия).

Дайте толкование этим словам. Оно одинаково?

Работа с “Толковым словарем” Ожегова).

Мечта – 1 – нечто, созданное воображением;

2 – предмет желаний, стремлений.

Грезы – мечта; первоначально “призрачное видение, сон”.

Видение – призрак, привидение, что- нибудь, возникшее в воображении.

Фантазия – 1 – способность к творческому воображению;

2 – мечта, продукт воображения.

Это ваше восприятие слова “мечта”. Сегодня на уроке мы попытаемся понять, что вкладывает в это слово А. Грин в феерии “Алые паруса”

.Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное несбыточное возможно.

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Д. Гранин.

2. Рассказ о биографии писателя

Александр Степанович Гриневский прожил тяжелую жизнь. С ранних лет будущий писатель испытал лишения и унижения, непосильный труд и постоянный голод.

Александр рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным мальчиком. Учился он плохо, но очень любил читать книги, особенно о путешествиях и приключениях. С восьми лет Грин начал напряженно думать о путешествиях, жажду которых он сохранил до самой смерти. Однажды юный Александр увидел в Вятке мальчиков в форме учеников штурманской школы и, как сам он вспоминал, «испытал восторг и тоску». С тех пор мечты о море, морской службе владели им с особенной силой. Юноша отправляется в Одессу.

Так начались скитания Грина по стране, продолжавшиеся до конца жизни.

Морская жизнь сразу обернулась к Грину изнанкой. Да и какой мог получиться матрос из хилого юноши с мечтательными глазами, ни к чему не приспособленного, ничего не умеющего делать!

Дальше было бесславное возвращение в Вятку и работа в родном городе за гроши. Потом – Баку, где жизнь была настолько тяжела, что оставила воспоминания о непрерывном холоде и мраке. Затем Грином вдруг овладела жажда искать золото, он отправился на Урал, где работал золотоискателем, дровосеком, сплавщиком, матросом.

Прослужив около года в армии, он дезертировал и ушел в революционную работу. Об этом периоде биографии Грина известно мало. Он прославился среди солдат и матросов Киева и Севастополя как горячий, увлекающий оратор. Но достоверно известно то, что за подпольную работу он был арестован и два года просидел в тюрьмах. В севастопольской тюрьме он начал писать. Свои первые литературные опыты он никому не показывал. Первый его рассказ был напечатал в Петербурге, где он скрывался после побега из тюрьмы и жил под чужим именем. Появляются в печати и другие произведения. Но вскоре Грин был опять арестован и выслан на север, в Архангельск. В ссылке он много писал.

В 1912 году писатель вернулся в Петербург. Эти годы, до Февральской революции (1917 год), были лучшим периодом его жизни. В то время он писал почти непрерывно.

Февральскую, а потом Октябрьскую революцию Грин принял восторженно. Он пошел служить в Красную Армию. Но тут его подстерегла трагедия. Он очень тяжело переболел сыпным тифом, вышел из больницы инвалидом. В это время спасителем Грина стал М. Горький. Он нашел для него жилье и питание, дал работу. По совету и с помощью Горького писатель переехал в Крым, где и прожил до конца жизни.

3. Слово учителя:

Окружающая действительность была страшной, жизнь невыносимой. Грин старался уйти от неё. «Блистающий мир», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Алые паруса» - вслушайтесь в эти названия!

Слайд № 10.

Пленительную повесть «Алые паруса» Грин начал писать в Петрограде, в 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей.

Слайд №11. Как вы, ребята, видите, жизнь Александра Грина была исключительно тяжелой. И тем удивительнее, что в его книгах сверкают страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там живут золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги, самоотверженные женщины, веселые и нежные, как дети. Все это относится и к самому известному и любимому читателями произведению Грина - роману - феерии «Алые паруса». Давайте еще раз перелистаем это волшебный роман.

Он сам назвал своё произведение феерией. Волшебное, сказочное действие.

Что такое феерия? Обратите внимание, у этого слова два значения:

– представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов;

– волшебное, сказочное зрелище.

В каком из этих значений А.Грин употребил слово феерия?

4 Анализ произведения.

Давайте вспомним главных героев и составим кластер:

А)Жители Каперны.

1. Расскажите о людях и нравах приморской деревни Каперны.

2. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене

- Как вы думаете, почему именно изготовлением детских игрушек стал заниматься Лонгрен?

- Какое событие повлияло на дальнейшую судьбу моряка и его дочери?

- За что невзлюбили жители Каперны Лонгрена? За его поступок или за поведение? (он был не похож на остальных. Он умел любить, а это не умеют делать жители Каперны. Он выступил судьей, и этим поставил себя выше других. Этого ему простить не смогли.)

Б) .Пообразный сравнительный анализ

Ассоль

Гл 1

Грей

Гл 2

Художественные средства

Гл1 Дети швыряли грязью , дрались , росла без подруг

« Почему нас не любят»

Отношение окружающих

Истинные друзья , сострадание

Антитеза

Фантастическая лекция о жизни и людях

Отношение родителей

Мать прощала все, выполнение желаний , отец уступил желанию жены

Грей жил в своем мире

Каждая черта Ассоль выразительно легка и чиста, как полет ласточки…”, “кроткая улыбка”, “глаза с оттенком грустного вопроса”.)

Эгль

“дивное художественное полотно”, “…ее образ оригинально мил”, “растение…”)

Портрет

Стр 37 Понемногу потерял все , кроме главного – своей странной летящей души ; он потерял слабость ,став широк костью и крепок мускулами , бледность заменил темным загаром .беспечность движений – меткостью работающей руки ..Речь стала краткой и точной , как удар чайки в струю

Антонимия

Контраст

Ассоль- солнце

Эгль: “Хорошо, что оно такое странное”, “музыкальное, как свист стрелы или шум морской раковины”. Созвучно с нотой “соль”. Это имя легче пропеть, чем произнести.)

Имя

Необычно имя – “Грей”. Хотя в нем только один гласный звук, но произносится имя легко, как эхо, зовет вдаль..)

Живая, поэтическая, “странно летящая душа”. Постоянно в ожидании прекрасного. Умеет видеть в обычном необычное, сделать мир чуть-чуть лучше. “Работа моя не скучная, только все хочется придумать что-то особенное”

В душе ее всегда звучит мелодия. “Музыка смолкла, но Ассоль была во власти ее звонкого хора”

Полное слияние с природой.

Одинока среди людей, но природа стала ее настоящим другом.

Гл 4 « Ассоль в лесу «

Внутренний мир

Грей, как и Ассоль, “родился с живой душой”; это “…тип рыцаря причудливых впечатлений; мечтательный, верит, что чудеса можно делать своими руками; у них обоих “странно летящая душа”, оба одиноки

Стр 21 Сияющая громада алых парусов

МЕЧТА

Стр 35 Картина

Стать капитаном

Никакая профессия не могла так бы так удачно сплавить все сокровища жизни

Стр 56

В ней две девушки , 2Ассоль

Одна – дочь мастера , ремесленника , другая живое стихотворение , со всеми чудесами ее созвучий и образов

Характер героя

ОДИНОЧЕСТВО

Он стал читать , познакомился с навигацией . кораблестроением , морским правом

Капитан « Секрета

Антитеза

Вопросы к образу Ассоль

-Вспомните, каково было отношение детей к маленькой Ассоль? (Именно Лонгрен помог Ассоль не озлобиться на людей, остаться по-прежнему доброй девочкой. Он учил ее «уметь любить».)

- Вспомните, что отвечал Лонгрен Ассоль Ассоль на ее вопрос: «Почему нас не любят?»

(Лонгрен рассказывал Ассоль фантастические истории о жизни и людях. Ее голова была «полна чудесных снов». Она жила в мире мечты Ассоль умеет любить людей. Она жалеет их, прощает их. Вспомним, как описывает Грин чуткое, бережное отношение девушки ко всему живому в лесу.)(Стр. 61гл 4 )

- В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля? (невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы)

УЧИТЕЛЬ. С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту.

- А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?

- Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»? (мечта, судьба)

- Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?

- Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?

Вопросы к образу Грея

- Ассоль росла одинокой, потому что дети Каперны вычеркнули ее из своего круга общения. А почему рос одиноким Грей? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)

- Чем был заполнен мир его детства? Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились? Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести? (Первая история отображает главное в характере Грея - активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание. Вторая история указывает не только на богатое воображение мальчика, умеющего пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление и определило его судьбу. Грэй решил стать капитаном и стал им.)

- Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

- Два эпизода детства Грэя связаны с картинами. Расскажите какие. Что можно сказать о характере мальчика?

- О чём мечтал Грэй и как осуществил мечту?

Вывод .Что объединяет героев ? (Многое объединяет молодых людей? (Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы. Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе. В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, наконец, они оба верят в мечту.

Рисование песком

В) Целостный анализ текста

-Случайна ли встреча Ассоль и Грэя? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)

- Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов 5

- Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? (Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.)гл5 стр 65 Какой прием использует автор (синонимия)

- Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах? (Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».)

- Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Поэтому в последней финальной сцене автор ещё раз подчеркивает поражение деревни (обыденной пошлости, грубости) перед миром мечты. Автор ещё раз нас убеждает нас в необходимости веры в чудо.)

- Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов? Ваши ассоциации? (Цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья).

Объяснение названия .Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания)

УЧИТЕЛЬ.

По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это удивительная сила воображения. Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью.

Почему в конце произведения звучит музыка и какое же последнее слово ? СЧАСТЬЕ. «Счастье сидело пушистым котенком» (Об Ассоль)

УЧИТЕЛЬ. Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».»Стараясь о счастье других , мы находим свое собственное. (Платон)

Песня « Алые паруса» или ДжоДассена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Любить, мечтать и верить..." Презентация к уроку литературы по произведению А.Грина "Алые паруса"

Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина "Алые паруса". Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол...

Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».

Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")

Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...

Открытый урок по литературе в 8 классе "Любить, мечтать и верить..." ( по повести А. Грина "Алые паруса)

Этот урок может быть проведён как и внеклассное чтение, а также как открытый урок во время декады русского языка и литературы...

Любить, мечтать и верить… урок по повести А. Грина «Алые паруса»

Цели урока 1. Познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А. Грина. 2. Учить давать сравнительную характеристику героев. 3. Попытаться убедить учащихся, что всё прекрасное за...

Урок - исследование по повести - феерии А.Грина "Алые паруса" "Любить, мечтать и верить..." 6 класс

Урок - исследование и презентация. Материал содержит проблемные вопросы к повести - феерии А.Грина "Алые паруса"....

Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...