"Любить , мечтать и верить"(по произведению А Грина "Алые паруса")
план-конспект урока по литературе (7 класс)
«Любить ,мечтать и верить « (по повести А Грина « Алые паруса» )
- Познакомить учащихся с удивительными героями повести;
- Убедить подростков в чудеса необходимости «делать своими руками».
- Совершенствовать умение учащихся работать с текстом самостоятельно прочитанного произведения , продолжить формирование культуры работы с книгой.
- Формирование модели нравственного поведения обучающихся на примере поступков героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_alye_parusa.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Любить ,мечтать и верить « (по повести А Грина « Алые паруса» )
- Познакомить учащихся с удивительными героями повести;
- Убедить подростков в чудеса необходимости «делать своими руками».
- Совершенствовать умение учащихся работать с текстом самостоятельно прочитанного произведения , продолжить формирование культуры работы с книгой.
- Формирование модели нравственного поведения обучающихся на примере поступков героев.
ХОД УРОКА.
I. Введение в тему.
Звучит мелодия Саксафон и Джо Дассен
- Какое у вас возникло ощущение при прослушивании этой мелодии? С чем она ассоциируется? Описание моря стр 62
Какие ассоциации рождает слово МЕЧТА? Как вы понимаете это слово ? Вслушайтесь в него. Подберите к нему синонимы.
(Грезы, видение, фантазия).
Дайте толкование этим словам. Оно одинаково?
Работа с “Толковым словарем” Ожегова).
Мечта – 1 – нечто, созданное воображением;
2 – предмет желаний, стремлений.
Грезы – мечта; первоначально “призрачное видение, сон”.
Видение – призрак, привидение, что- нибудь, возникшее в воображении.
Фантазия – 1 – способность к творческому воображению;
2 – мечта, продукт воображения.
Это ваше восприятие слова “мечта”. Сегодня на уроке мы попытаемся понять, что вкладывает в это слово А. Грин в феерии “Алые паруса”
.Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное несбыточное возможно.
«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Д. Гранин.
2. Рассказ о биографии писателя
Александр Степанович Гриневский прожил тяжелую жизнь. С ранних лет будущий писатель испытал лишения и унижения, непосильный труд и постоянный голод.
Александр рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным мальчиком. Учился он плохо, но очень любил читать книги, особенно о путешествиях и приключениях. С восьми лет Грин начал напряженно думать о путешествиях, жажду которых он сохранил до самой смерти. Однажды юный Александр увидел в Вятке мальчиков в форме учеников штурманской школы и, как сам он вспоминал, «испытал восторг и тоску». С тех пор мечты о море, морской службе владели им с особенной силой. Юноша отправляется в Одессу.
Так начались скитания Грина по стране, продолжавшиеся до конца жизни.
Морская жизнь сразу обернулась к Грину изнанкой. Да и какой мог получиться матрос из хилого юноши с мечтательными глазами, ни к чему не приспособленного, ничего не умеющего делать!
Дальше было бесславное возвращение в Вятку и работа в родном городе за гроши. Потом – Баку, где жизнь была настолько тяжела, что оставила воспоминания о непрерывном холоде и мраке. Затем Грином вдруг овладела жажда искать золото, он отправился на Урал, где работал золотоискателем, дровосеком, сплавщиком, матросом.
Прослужив около года в армии, он дезертировал и ушел в революционную работу. Об этом периоде биографии Грина известно мало. Он прославился среди солдат и матросов Киева и Севастополя как горячий, увлекающий оратор. Но достоверно известно то, что за подпольную работу он был арестован и два года просидел в тюрьмах. В севастопольской тюрьме он начал писать. Свои первые литературные опыты он никому не показывал. Первый его рассказ был напечатал в Петербурге, где он скрывался после побега из тюрьмы и жил под чужим именем. Появляются в печати и другие произведения. Но вскоре Грин был опять арестован и выслан на север, в Архангельск. В ссылке он много писал.
В 1912 году писатель вернулся в Петербург. Эти годы, до Февральской революции (1917 год), были лучшим периодом его жизни. В то время он писал почти непрерывно.
Февральскую, а потом Октябрьскую революцию Грин принял восторженно. Он пошел служить в Красную Армию. Но тут его подстерегла трагедия. Он очень тяжело переболел сыпным тифом, вышел из больницы инвалидом. В это время спасителем Грина стал М. Горький. Он нашел для него жилье и питание, дал работу. По совету и с помощью Горького писатель переехал в Крым, где и прожил до конца жизни.
3. Слово учителя:
Окружающая действительность была страшной, жизнь невыносимой. Грин старался уйти от неё. «Блистающий мир», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Алые паруса» - вслушайтесь в эти названия!
Слайд № 10.
Пленительную повесть «Алые паруса» Грин начал писать в Петрограде, в 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей.
Слайд №11. Как вы, ребята, видите, жизнь Александра Грина была исключительно тяжелой. И тем удивительнее, что в его книгах сверкают страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там живут золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги, самоотверженные женщины, веселые и нежные, как дети. Все это относится и к самому известному и любимому читателями произведению Грина - роману - феерии «Алые паруса». Давайте еще раз перелистаем это волшебный роман.
Он сам назвал своё произведение феерией. Волшебное, сказочное действие.
Что такое феерия? Обратите внимание, у этого слова два значения:
– представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов;
– волшебное, сказочное зрелище.
В каком из этих значений А.Грин употребил слово феерия?
4 Анализ произведения.
Давайте вспомним главных героев и составим кластер:
А)Жители Каперны.
1. Расскажите о людях и нравах приморской деревни Каперны.
2. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене
- Как вы думаете, почему именно изготовлением детских игрушек стал заниматься Лонгрен?
- Какое событие повлияло на дальнейшую судьбу моряка и его дочери?
- За что невзлюбили жители Каперны Лонгрена? За его поступок или за поведение? (он был не похож на остальных. Он умел любить, а это не умеют делать жители Каперны. Он выступил судьей, и этим поставил себя выше других. Этого ему простить не смогли.)
Б) .Пообразный сравнительный анализ
Ассоль Гл 1 | Грей Гл 2 | Художественные средства | |
Гл1 Дети швыряли грязью , дрались , росла без подруг « Почему нас не любят» | Отношение окружающих | Истинные друзья , сострадание | Антитеза |
Фантастическая лекция о жизни и людях | Отношение родителей | Мать прощала все, выполнение желаний , отец уступил желанию жены Грей жил в своем мире | |
Каждая черта Ассоль выразительно легка и чиста, как полет ласточки…”, “кроткая улыбка”, “глаза с оттенком грустного вопроса”.) Эгль “дивное художественное полотно”, “…ее образ оригинально мил”, “растение…”) | Портрет | Стр 37 Понемногу потерял все , кроме главного – своей странной летящей души ; он потерял слабость ,став широк костью и крепок мускулами , бледность заменил темным загаром .беспечность движений – меткостью работающей руки ..Речь стала краткой и точной , как удар чайки в струю | Антонимия Контраст |
Ассоль- солнце Эгль: “Хорошо, что оно такое странное”, “музыкальное, как свист стрелы или шум морской раковины”. Созвучно с нотой “соль”. Это имя легче пропеть, чем произнести.) | Имя | Необычно имя – “Грей”. Хотя в нем только один гласный звук, но произносится имя легко, как эхо, зовет вдаль..) | |
Живая, поэтическая, “странно летящая душа”. Постоянно в ожидании прекрасного. Умеет видеть в обычном необычное, сделать мир чуть-чуть лучше. “Работа моя не скучная, только все хочется придумать что-то особенное” В душе ее всегда звучит мелодия. “Музыка смолкла, но Ассоль была во власти ее звонкого хора” Полное слияние с природой. Одинока среди людей, но природа стала ее настоящим другом. Гл 4 « Ассоль в лесу « | Внутренний мир | Грей, как и Ассоль, “родился с живой душой”; это “…тип рыцаря причудливых впечатлений; мечтательный, верит, что чудеса можно делать своими руками; у них обоих “странно летящая душа”, оба одиноки | |
Стр 21 Сияющая громада алых парусов | МЕЧТА | Стр 35 Картина Стать капитаном Никакая профессия не могла так бы так удачно сплавить все сокровища жизни | |
Стр 56 В ней две девушки , 2Ассоль Одна – дочь мастера , ремесленника , другая живое стихотворение , со всеми чудесами ее созвучий и образов | Характер героя ОДИНОЧЕСТВО | Он стал читать , познакомился с навигацией . кораблестроением , морским правом Капитан « Секрета | Антитеза |
Вопросы к образу Ассоль
-Вспомните, каково было отношение детей к маленькой Ассоль? (Именно Лонгрен помог Ассоль не озлобиться на людей, остаться по-прежнему доброй девочкой. Он учил ее «уметь любить».)
- Вспомните, что отвечал Лонгрен Ассоль Ассоль на ее вопрос: «Почему нас не любят?»
(Лонгрен рассказывал Ассоль фантастические истории о жизни и людях. Ее голова была «полна чудесных снов». Она жила в мире мечты Ассоль умеет любить людей. Она жалеет их, прощает их. Вспомним, как описывает Грин чуткое, бережное отношение девушки ко всему живому в лесу.)(Стр. 61гл 4 )
- В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля? (невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы)
УЧИТЕЛЬ. С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту.
- А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?
- Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»? (мечта, судьба)
- Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?
- Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?
Вопросы к образу Грея
- Ассоль росла одинокой, потому что дети Каперны вычеркнули ее из своего круга общения. А почему рос одиноким Грей? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)
- Чем был заполнен мир его детства? Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились? Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести? (Первая история отображает главное в характере Грея - активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание. Вторая история указывает не только на богатое воображение мальчика, умеющего пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление и определило его судьбу. Грэй решил стать капитаном и стал им.)
- Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?
- Два эпизода детства Грэя связаны с картинами. Расскажите какие. Что можно сказать о характере мальчика?
- О чём мечтал Грэй и как осуществил мечту?
Вывод .Что объединяет героев ? (Многое объединяет молодых людей? (Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы. Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе. В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, наконец, они оба верят в мечту.
Рисование песком
В) Целостный анализ текста
-Случайна ли встреча Ассоль и Грэя? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)
- Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов 5
- Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? (Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.)гл5 стр 65 Какой прием использует автор (синонимия)
- Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах? (Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».)
- Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Поэтому в последней финальной сцене автор ещё раз подчеркивает поражение деревни (обыденной пошлости, грубости) перед миром мечты. Автор ещё раз нас убеждает нас в необходимости веры в чудо.)
- Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов? Ваши ассоциации? (Цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья).
Объяснение названия .Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания)
УЧИТЕЛЬ.
По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это удивительная сила воображения. Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью.
Почему в конце произведения звучит музыка и какое же последнее слово ? СЧАСТЬЕ. «Счастье сидело пушистым котенком» (Об Ассоль)
УЧИТЕЛЬ. Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».»Стараясь о счастье других , мы находим свое собственное. (Платон)
Песня « Алые паруса» или ДжоДассена
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Любить, мечтать и верить..." Презентация к уроку литературы по произведению А.Грина "Алые паруса"
Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина "Алые паруса". Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол...
Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».
Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")
Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...
Открытый урок по литературе в 8 классе "Любить, мечтать и верить..." ( по повести А. Грина "Алые паруса)
Этот урок может быть проведён как и внеклассное чтение, а также как открытый урок во время декады русского языка и литературы...
Любить, мечтать и верить… урок по повести А. Грина «Алые паруса»
Цели урока 1. Познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А. Грина. 2. Учить давать сравнительную характеристику героев. 3. Попытаться убедить учащихся, что всё прекрасное за...
Урок - исследование по повести - феерии А.Грина "Алые паруса" "Любить, мечтать и верить..." 6 класс
Урок - исследование и презентация. Материал содержит проблемные вопросы к повести - феерии А.Грина "Алые паруса"....
Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).
Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...