Открытый урок по литературе в 8 классе "Любить, мечтать и верить..." ( по повести А. Грина "Алые паруса)
материал по литературе (8 класс) на тему
Этот урок может быть проведён как и внеклассное чтение, а также как открытый урок во время декады русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx_alye.docx | 84.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №3
Любить, мечтать и верить…
(урок внеклассного чтения в 8 классе по повести А. Грина «Алые паруса»)
учитель русского языка и литературы
Солодухина Светлана Васильевна
г. Грязи 2013
-1-
Цели урока:
- Познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А. Грина.
- Учить давать сравнительную характеристику героев.
- Попытаться убедить учащихся, что всё прекрасное зависит от нас.
- Научить выделять в произведении сказочное и реальное; ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное; развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть.
Оборудование:
- аудиозапись морского прибоя;
- электронная презентация;
- эпизоды фильма «Алые паруса»;
- «лунная соната» Бетховена;
Оформление доски:
- портрет А.Грина;
- иллюстрации к повести «Алые паруса».
- Предварительная подготова к уроку
- 1. Сделать иллюстрации к повести.
- Отметить и выразительно читать сцены: как поступил Лонгрен с Меннерсом, как относились к Ассоль в Каперне.
- Найти и пересказать близко к тексту эпизоды, когда В Грэе впервые проявилось понимание чужой боли.
- Подготовить краткое сообщение о жизни и творчестве А. Грина.
Ход урока
1) Вступительное слово учителя. (под звуки морского прибоя читает учитель (аудиозапись))
УЧИТЕЛЬ. «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».
Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское
-2-
пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врываются в комнату. То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина.
УЧИТЕЛЬ. Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное несбыточное возможно.
«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Д. Гранин.
Выверен старый компас,
Получены карты в сроки,
Выштопан на штормовке
Лавины предательский след.
Счастлив, кому знакомо
Щемящее чувство дороги,
Где ветер рвёт горизонты
И раздувает рассвет.
Вы, вероятно ,узнали строки известной бардовской песни «Люди идут по свету…». Песни, которую поют те, кому душно в городах, те, кто идёт за мечтой…
Тема нашего урока – «Любить, мечтать и верить…» Сегодня нам предстоит познакомиться с героями А. Грина, выяснить, что роднит их и людей с бродячими душами и почему эпиграфом к уроку стали слова К. Паустовского
( см.на доске и в презентации).
Опасность, риск, свет далёкой звезды, то Южный Крест, то Медведица, свидания и разлуки… Кто не мечтал об этом, перед кем не маячили такие миражи и не вставали видения романтических странствий.
Романтика, которая тянет людей в дорогу, о которой поётся в песнях, которая живёт в наших душах… Что же означает это слово?
Романтика – поиск трудностей, борьбы, прекрасного в жизни.
Необыкновенность творчества А. Грина состоит в том, что он сделал романтику реальным миром, подробно описал эту страну: города со звучными и зовущими названиями, заманчивые гавани, старинные корабли, бесстрашные мореплаватели, необычайные приключения… Вот такая она, Гринландия, придуманная А. Грином.
Его литературная судьба была осложнена многими обстоятельствами. Придя в русскую литературу в 1906 году и опубликовав за четверть века свыше четырёхсот произведений, А. Грин никогда не пользовался расположением критики. Его объявили буржуазным писателем, и книги после войны не переиздавались. Только в 1956 году А. Грин был возвращён нашему читателю
-3-
вместе со многими незаслуженно забытыми литераторами. ( Обращение к выставке книг)
Книгами писателя зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют мечтать, любить и верить. Так мечтают и любят Ассоль и Грэй.( сообщение ученика о жизни и творчестве А. Грина 3 мин)
2)Беседа с учащимися
Сравнительная характеристика героев.
- В какой семье родилась Ассоль? Как проходило её детство?
(Ассоль родилась в небогатой семье. Отец её был матросом «Ориона», мать Мери умерла по вине Меннерса , который соглашался дать денег взаймы, но требовал за это любви. Лонгрен оставил службу, стал воспитывать дочь и заниматься изготовлением игрушек. Он « добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии».)
- В какой обстановке воспитывался Грэй?
( В роскоши. Зачитать гл.2 со слов «Огромный дом, в котором родился Грэй …» до «…обширным огненным строем».)
- И всё же в бедности Ассоль и роскоши Грэя было очень много общего. Их семьи держались обособленно. Почему родители Грэя жили одиноко?
(Отец и мать грэя были надменные невольники своего положения».)
- Почему же жили одиноко Ассоль и Лонгрен?
(Лонгрен был замкнут, а после случая с Меннерсом (пересказ близко к тексту) люди отвернулись от него).
- За что люди невзлюбили Лонгрена: за его поступок или за его поведение?
(Зачитать гл.1 со слов «Рассказ Меннерса…» до «…чего не прощают». Лонгрен был непохож на других. Он умел любить, чего , по его мнению, не умели жители Каперны. Он выступил судьёй, чем поставил себя выше других. И этого ему простить не могли).
- Как нелюбовь к отцу отразилась на дочери?
(Зачитать гл.1 со слов «Девочка росла без подруг…» до «…к дому матроса».)
- Что было предсказано Ассоль? Как стали относиться к ней в Каперне после этого?
(Над девочкой смеялись, звали её полоумной, Корабельной. Ассоль непохожа на других жителей).
- А какая она – Ассоль? Вот перед вами два её портрета. Есть ли описание внешности в тексте?
(Только общие черты. Внешность не главное. В Ассоль важно «невольное ожидание прекрасного», чуда).
-4-
- Девочка росла одиноко потому, что «дети Каперны вычеркнули раз и навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания». А почему рос одиноким Грэй?
( «Отец Грэя удалил из замка всех детей служащих, опасаясь, что благодаря низкому обществу прихоти мальчика превратятся в склонности, трудно искоренимые»).
- Верно ли, что одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы?
( Зачитать гл.3 со слов «Проснувшись, Грэй…» до «…дикую прелесть…»; зачитать гл 4 со слов «Так волнуясь, трепеща и блестя…» до «алую рябь»).
- Кроме умения тонко чувствовать красоту природы, что ещё роднило Грэя с Ассоль?
(Способность фантазировать. Зачитать гл. 2 со слов «Обернувшись к выходу…» до «…связь с бурей исчезла»; зачитать гл.4 со слов «Из заросли поднялся корабль…» до «…просто усталость». Это родство душ привело к тому, что Грэй смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью).
Чтение эпизода ( наизусть или выразительно) встречи Ассоль с Грэем на фоне музыки «Лунная соната» Бетховена.
- Как вы думаете, это сказка или нет?
(Грин назвал своё произведение феерией.)
Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.
(Всё «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; пересказ эпизода «в лавке» гл.5)
- Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его ? Что герои говорят о чудесах?
(Зачитать гл. 7 со слов «Я понял одну нехитрую истину…»
Тема «Алых парусов» отчётливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощенье и – вовремя сказанное, нужное слово»).
- Найдите эпизоды, когда в Грэе впервые проявилось понимание чужой боли, сострадание к человеку.
(Гл.2 – картина, изображавшая распятие Христа. «Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь»; гл. 2 – случай с Бетси. «…он пережил ощущение острого чужого страдания».)
Просмотр эпизода из фильма «Алые паруса» (Принц на корабле с алыми парусами плывёт к своей Ассоль)
-5-
- Ребята, какой вывод по уроку вы можете сделать? Какое впечатление произвело на вас произведение А. Грина?
3) Вывод
(Записывается в рабочие тетради)
Как не мог Грэй допустить крови на картине, так не мог он оставить мечту Ассоль неосуществлённой, и в Каперне появились алые паруса. Одним из главных конфликтов гриновского произведения стал конфликт между романтической мечтой и «здравым смыслом». Паруса «пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия…»
Кончается повесть словом счастье, которое человек способен построить сам. Вот почему эпиграфом к уроку являются слова К. Паустовского.
Алые паруса в солнечных бликах, сверкающие на фоне синего моря и голубого неба, - трудно найти другой образ , который бы производил такое неизгладимое зрительное впечатление. Алые паруса стали символом всего романтического и чудесного на земле. Вот почему, по словам Р. Казаковой, мы
Мчимся, ломая тучи,
За парусами алыми…
(Песня под гитару «Ребята, надо верить в чудеса…». Поёт весь класс)
Домашнее задание
Сочинение – размышление «Встречаются ли сегодня в нашей жизни люди, похожие на гриновских героев?» (в рабочих тетрадях по литературе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...
Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».
Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...
открытый урок по литературе в 5 классе по теме :Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
обощающий урок по повести В.Г.Короленко"Дети подземелья"...
Открытый урок по литературе в 6 классе. Урок-суд по повести А.С. Пушкина "Дубровский" на тему "Он рожден был для иного назначения"
Тема: «…Он рожден был для иного назначения…».По повести А.С.Пушкина «Дубровский».Цели урока.Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам,...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
Материалы для открытого урока по литературе. "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
В данной публикации содержится:1. Технологическая карта открытого урока по литературе "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"2....
Открытый урок по литературе. 5 класс. "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Открытый урок по литературе...