Открытый урок по литературе в 8 классе "Любить, мечтать и верить..." ( по повести А. Грина "Алые паруса)
материал по литературе (8 класс) на тему

Солодухина Светлана Васильевна

Этот урок может быть проведён как и внеклассное чтение, а также как открытый урок во время декады русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Гимназия №3

Любить, мечтать и верить…

(урок внеклассного чтения в 8 классе по повести А. Грина «Алые паруса»)

учитель русского языка и литературы

Солодухина Светлана Васильевна

г. Грязи 2013

-1-

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А. Грина.
  2. Учить давать сравнительную характеристику героев.
  3. Попытаться убедить учащихся, что всё прекрасное зависит от нас.
  4. Научить выделять в произведении сказочное и реальное; ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное; развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть.

Оборудование: 
- аудиозапись морского прибоя;
- электронная презентация;

- эпизоды фильма «Алые паруса»;

- «лунная соната» Бетховена;


Оформление доски:


- портрет А.Грина;
- иллюстрации к повести «Алые паруса».

  • Предварительная подготова к уроку
  • 1. Сделать иллюстрации к повести.
  • Отметить и выразительно читать сцены: как поступил Лонгрен с Меннерсом, как относились к Ассоль в Каперне.
  • Найти и пересказать близко к тексту эпизоды, когда В Грэе впервые проявилось понимание чужой боли.
  • Подготовить краткое сообщение о жизни и творчестве А. Грина.

Ход урока


1) Вступительное слово учителя. (под звуки морского прибоя читает учитель (аудиозапись))

УЧИТЕЛЬ. «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».
Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское

-2-

пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врываются в комнату. То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина. 
УЧИТЕЛЬ. Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное несбыточное возможно.
«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Д. Гранин.

                                     Выверен старый компас,

                                     Получены карты в сроки,

                                    Выштопан на штормовке

                                     Лавины предательский след.

                                     Счастлив, кому знакомо

                                     Щемящее чувство дороги,

                                     Где ветер рвёт горизонты

                                     И раздувает рассвет.

Вы, вероятно ,узнали строки известной бардовской песни «Люди идут по свету…». Песни, которую поют те, кому душно в городах, те, кто идёт за мечтой…

Тема нашего урока – «Любить, мечтать и верить…» Сегодня нам предстоит познакомиться с героями А. Грина, выяснить, что роднит их и людей с бродячими душами и почему эпиграфом к уроку стали слова К. Паустовского

( см.на доске и в презентации).

       Опасность, риск, свет далёкой звезды, то Южный Крест, то Медведица, свидания и разлуки… Кто не мечтал об этом, перед кем не маячили такие миражи и не вставали видения романтических странствий.

Романтика, которая тянет людей в дорогу, о которой поётся в песнях, которая живёт в наших душах… Что же означает это слово?

Романтика – поиск трудностей, борьбы, прекрасного в жизни.

Необыкновенность творчества А. Грина состоит в том, что он сделал романтику реальным миром, подробно описал эту страну: города со звучными и зовущими названиями, заманчивые гавани, старинные корабли, бесстрашные мореплаватели, необычайные приключения… Вот такая она, Гринландия, придуманная А. Грином.

Его литературная судьба была осложнена многими обстоятельствами. Придя в русскую литературу в 1906 году и опубликовав за четверть века свыше четырёхсот произведений, А. Грин никогда не пользовался расположением критики. Его объявили буржуазным писателем, и книги после войны не переиздавались. Только в 1956 году А. Грин был возвращён нашему читателю

-3-

вместе со многими незаслуженно забытыми литераторами. ( Обращение к выставке книг)

Книгами писателя зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют мечтать, любить и верить. Так мечтают и любят Ассоль и Грэй.( сообщение ученика о жизни и творчестве А. Грина 3  мин)

2)Беседа с учащимися

Сравнительная характеристика героев.

  • В какой семье родилась Ассоль? Как проходило её детство?

(Ассоль родилась в небогатой семье. Отец её был матросом «Ориона», мать Мери умерла по вине Меннерса , который соглашался дать денег взаймы, но требовал за это любви. Лонгрен оставил службу, стал воспитывать дочь и заниматься изготовлением игрушек. Он « добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии».)

  • В какой обстановке воспитывался Грэй?

( В роскоши. Зачитать гл.2 со слов «Огромный дом, в котором родился Грэй …» до «…обширным огненным строем».)

  • И всё же в бедности Ассоль и роскоши Грэя было очень много общего. Их семьи держались обособленно. Почему родители Грэя жили одиноко?

(Отец и мать грэя были надменные невольники своего положения».)

  • Почему же жили одиноко Ассоль и Лонгрен?

(Лонгрен был замкнут, а после случая с Меннерсом (пересказ близко к тексту) люди отвернулись от него).

  • За что люди невзлюбили Лонгрена: за его поступок или за его поведение?

(Зачитать гл.1 со слов «Рассказ Меннерса…» до «…чего не прощают». Лонгрен был непохож на других. Он умел любить, чего , по его мнению, не умели жители Каперны. Он выступил судьёй, чем поставил себя выше других. И этого ему простить не могли).

  • Как нелюбовь к отцу отразилась на дочери?

(Зачитать гл.1 со слов «Девочка росла без подруг…» до «…к дому матроса».)

  • Что было предсказано Ассоль? Как стали относиться к ней в Каперне после этого?

(Над девочкой смеялись, звали её полоумной, Корабельной. Ассоль непохожа на других жителей).

  • А какая она – Ассоль? Вот перед вами два её портрета. Есть ли описание внешности в тексте?

(Только общие черты. Внешность не главное. В Ассоль важно «невольное ожидание прекрасного», чуда).

-4-

  • Девочка росла одиноко потому, что «дети Каперны вычеркнули раз и навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания». А почему рос одиноким Грэй?

( «Отец Грэя удалил из замка всех детей служащих, опасаясь, что благодаря низкому обществу прихоти мальчика превратятся в склонности, трудно искоренимые»).

  • Верно ли, что одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы?

( Зачитать гл.3 со слов «Проснувшись, Грэй…» до «…дикую прелесть…»; зачитать гл 4 со слов «Так волнуясь, трепеща и блестя…» до «алую рябь»).

  • Кроме умения тонко чувствовать красоту природы, что ещё роднило Грэя с Ассоль?

(Способность фантазировать. Зачитать гл. 2 со слов «Обернувшись к выходу…» до «…связь с бурей исчезла»; зачитать гл.4 со слов «Из заросли поднялся корабль…» до «…просто усталость». Это родство душ привело к тому, что Грэй смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью).

Чтение эпизода ( наизусть или выразительно) встречи Ассоль с Грэем на фоне музыки «Лунная соната» Бетховена.

  • Как вы думаете, это сказка или нет?

(Грин назвал своё произведение феерией.)

Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.

(Всё «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; пересказ эпизода «в лавке» гл.5)

  • Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его ? Что герои говорят о чудесах?

(Зачитать гл. 7 со слов «Я понял одну нехитрую истину…»

Тема  «Алых парусов» отчётливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощенье и – вовремя сказанное, нужное слово»).

  • Найдите эпизоды, когда в Грэе впервые проявилось понимание чужой боли, сострадание к человеку.

(Гл.2 – картина, изображавшая распятие Христа. «Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь»; гл. 2 – случай с Бетси. «…он пережил ощущение острого чужого страдания».)

Просмотр эпизода из фильма «Алые паруса» (Принц на корабле с алыми парусами плывёт к своей Ассоль)

-5-

  • Ребята, какой вывод по уроку вы можете сделать? Какое впечатление произвело на вас произведение А. Грина?

   

3) Вывод

(Записывается в рабочие тетради)

Как не мог Грэй допустить крови на картине, так не мог он оставить мечту Ассоль неосуществлённой, и в Каперне появились алые паруса. Одним из главных конфликтов гриновского произведения стал конфликт между романтической мечтой и «здравым смыслом». Паруса «пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия…»

Кончается повесть словом счастье, которое человек способен построить сам. Вот почему эпиграфом к уроку являются слова К. Паустовского.

Алые паруса в солнечных бликах, сверкающие на фоне синего моря и голубого неба, - трудно найти другой образ , который бы производил такое неизгладимое зрительное впечатление. Алые паруса стали символом всего романтического и чудесного на земле. Вот почему, по словам Р. Казаковой, мы

                   Мчимся, ломая тучи,

                    За парусами алыми…

(Песня под гитару «Ребята, надо верить в чудеса…». Поёт весь класс)

Домашнее задание

Сочинение – размышление «Встречаются ли сегодня в нашей жизни люди, похожие на гриновских героев?» (в рабочих тетрадях по литературе)


http://3.bp.blogspot.com/-BAh-o4ICyl0/T-mfTpxPFzI/AAAAAAAAEzY/mn7ETM0GkKg/s1600/%D0%90%D0%BB%D1%8B%D0%B5+%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0+3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...

Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».

Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...

Открытый урок по литературе в 6 классе. Урок-суд по повести А.С. Пушкина "Дубровский" на тему "Он рожден был для иного назначения"

Тема: «…Он рожден был для иного назначения…».По повести А.С.Пушкина «Дубровский».Цели урока.Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам,...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Материалы для открытого урока по литературе. "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

В данной публикации содержится:1. Технологическая карта открытого урока по литературе "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"2....