Литературная игра по басням И. А. Крылова
методическая разработка по литературе (6 класс)

Игнатьева Светлана Михайловна

викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.igra_krylov_i.a._6_klass.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

                     Литературная игра

         "В мире басен И.А. Крылова" (6 класс)

Цель:

-  вспомнить все знакомые произведения И.А.Крылова;

-  развивать внимание, память, смекалку, мышление;

-  прививать любовь к чтению.

                               Ход мероприятия          

  I. В. Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова, наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в летнем саду в Санкт – Петербурге  изображены персонажи его басен. Крылов был не только баснописцем, но и писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях.   Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.     В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей.  За  львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.

   И сегодня мы с вами проведем конкурсную программу, которая позволит выявить лучшего знатока басен. За правильный ответ каждая команда получает жетон.

  1.Конкурс «Разминка». Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего. В случае если первая команда не знает ответа, отвечает другая команда. 
     1. Дайте определение басни. (Небольшое иносказательное повествование, обычно в стихах, нравоучительного характера) 

2.  Назовите известных баснописцев.

3. Какой язык выучил И.А.Крылов к 50-и годам? (древнегреческий)

4. Назовите родственные басне жанры. (Притча, сказка, пословица, загадка) 

5. Поберите синонимы к термину «аллегория». (Иносказание, эзопов язык) 

6. Что такое мораль басни? (Поучение, которое даётся в её начале или конце)

7. Кого Крылов в басне назвал вещуньей? (Ворону из басни «Ворона и Лисица») 

8. …попрыгуньей? (Стрекозу – «Стрекоза и Муравей») 

9.…проказницей? (Мартышку – «Квартет») 

2. Конкурс «Кто говорит?» Команды должны угадать, кто и в какой басне произносит эти слова
1. Не оставь меня, кум милой! 
Дай ты мне собраться с силой 
И до вешних только дней 
Прокорми и обогрей! 
(Стрекоза, «Стрекоза и Муравей») 

2. Ну, что ж! 
На взгляд-то он хорош, 
Да зелен – ягодки нет зрелой: 
Тотчас оскомину набьёшь. 
(Лисица, «Лисица и Виноград») 

3. Что это там за рожа? 

Какие у неё ужимки и прыжки! 
Я удавилась бы с тоски, 
Когда бы на неё хоть чуть была похожа. 
(Обезьяна, «Зеркало и Обезьяна») 

 4. Тебя без скуки слушать можно; 

А жаль, что не знаком 
Ты с нашим Петухом: 
Ещё б ты боле навострился, 
Когда бы у него немножко поучился. 
(Осёл, «Осёл и Соловей») 

5. Кто смеет говорить столь нагло и надменно! 

Вы кто такие там, 
Что дерзко так считаться с нами стали? 
(Листья, «Листы и Корни»)

6. Друзья! К чему весь этот шум? 

Я, ваш старинный сват и кум, 
Пришёл мириться к вам…
(Волк, «Волк на псарне») 

7.«Ведь это дереву вредит»,

Ей с Дубу ворон говорит:

«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». (Ворон, «Свинья под дубом»)

8.Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —
Сказал и в темный лес Ягненка поволок. (Волк, «Волк и Ягненок»)

3. Конкурс  «Мораль сей басни такова» Участники игры получают карточки, на которых написаны слова морали. Необходимо определить, из какой басни приведена мораль.

 

1.     Уж  сколько раз твердили миру,

        Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

        И в сердце льстец всегда отыщет уголок     («Ворона и Лисица») 

2.     Случается нередко нам

        И труд и мудрость видеть там,

        Где стоит только догадаться

        За дело просто взяться.      («Ларчик») 

3.     Когда в товарищах согласья нет,

        на лад их дело не пойдет,

        И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак»)

4.    У сильного всегда бессильный виноват:

      Тому в истории мы тьму примеров слышим.

      Но мы истории не пишем. («Волк и Ягнёнок»)

   5. Кто так говорил: «До того ль, голубчик, было?

        В мягких муравах у нас песни, резвость всякий час

        Так, что голову вскружило»  («Стрекоза и Муравей»)

 4.Конкурс «Путаница».   

  Что здесь перепутано?

- «Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит»

- «Однажды Лебедь, Рак, да Щука везти с поклажей воз впряглись»

- «Ворона гавкнула во всё воронье горло»

- «Мартышка к старости слаба ушами стала»

5. Третий конкурс называется «Узнай басню по иллюстрации». Попрошу капитанов команд снять с доски по  иллюстрации и дать правильное название басни и перечислить главных героев.

6. Пятый конкурс – «Кот в мешке». (В мешке лежат игрушки – животные, капитан команды вытаскивает одну игрушку и команда должна назвать   басни Крылова с этим животным).

Лиса (“Ворона и Лисица”, “Лиса”, “Лисица и Осёл”, «Лисица и виноград», «Лиса-строитель», «Крестьянин и Лисица»)

Волк (“Волк и Ягнёнок”, “Волк на псарне”, “Волк и овцы”, «Волк и журавль»)

Стрекоза, Свинья, Слон, Мартышка.

7. Конкурс «Конкурс капитанов». Капитаны команд выбирают карточки с текстами басен с пропущенными словами. Необходимо восстановить текст, вписав пропущенные слова, и выразительно прочитать басню.

1. «Зеркало и Обезьяна»

Мартышка, в Зеркале увидя_______свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!

Что это там за _______?

Какие у неё ужимки и ___________!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких_________пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть».

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» -

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин _______лишь попусту пропал.

 

2. «Лебедь, Щука и Рак»

Когда в _________согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с _________воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из_______ лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в _________,

Рак пятится назад, а Щука тянет в ________.

Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;

Да только воз и ныне там.

 

3. «Слон и Моська»

По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что Слоны в диковинку у нас,

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него __________,

И лаять, и визжать, и рваться;

Ну так и лезет в драку с ним.

«________, перестань срамиться, -

Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты ________, а он себе идёт

Вперёд

И лаю твоего совсем не примечает. –

«Эх, эх! – ей Моська отвечает, -

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я, совсем без _______,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! Знать она_______,

Что лает на Слона!»

4. Свинья под Дубом _________

Наелась желудей досыта,______;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза ______, встала
И рылом подрывать у Дуба ____ стала.

«Ведь это дереву _____, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно ______ может».
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не _____,
В нем проку мало _____;
Хоть век его не будь, ничуть ____;
Лишь были б______: ведь я от них жирею».

8. Восьмой конкурс – «Знаем содержание».

1.Куда попал « Волк ночью, думая залезть в овчарню»? (На псарню).

2. Кто у Волка из пасти вытаскивал кость? (Журавль).

3.Что Лев поручил строить Лисе? (Курятник).

4.Чем пыталась угостить Лиса Волка в басне «Волк и Лисица? (Сеном).

 

 9.«Загадочные животные».  

На доске даны названия животных – героев басен, только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место и вы получите названия животных.

 -квол, пухет, райвенум, губьол, ёсол, лсон

  (волк, петух, муравей, голубь, осёл, слон)

 10.Конкурс «Инсценировка» 

Команды показывают домашнее задание: инсценировки басен Крылова. Оценивается артистичность, оригинальность, творчество, костюмы.  

 Подведение итогов.

Прощай, наш дедушка Крылов

Забавой ты людей исправил

Сметая с них пороков пыль

Ты баснями себя прославил

И слава эта - наша быль

И не забудут этой были

Пока по – русски говорят

Ее давно мы затвердили

Ее и внуки затвердят.  

 Награждение победителей грамотами и призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по басням И.А.Крылова

Цели: Учебная: Обобщить, углубить  знания учащихся по басням И. Крылова. Развивающая: развитие навыков  выразительного чтения, организаторских и  творческих способностей, логического...

Игра по басне И.А.Крылова "Волк на псарне"

В игровой форме дети учатся бережному отношению к русскому языку,  языку великого баснописца....

Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС)

Тема: «Его басни переживут века…»Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС).Цель урока:-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова;П...

"Своя игра по басням И.А Крылова"

Данная презентация содержит занимательные вопросы по биографии и басням Ивана Андреевича Крылова....

Урок-игра по басням И.А.Крылова

Обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова....

Ларец мудрости (литературная игра по басням И.А. Крылова)

Ларец мудрости.Литературная игра по басням И.А. Крылова. Цели: воспитание нравственных качеств на примере басен И.А. Крылова; обобщение и систематизация знаний по творчеству И.А. Крылова; развити...

Литературная игра по басням И.А.Крылова

Литературная игра по басням И.А.Крылова...