«Этот мир создаем мы сами…» По рассказу Л. Андреева «Кусака»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Урок по рассказу Л. Андреева "Кусака" построен с использованием технологий продуктивного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока

Предмет, класс

Литература,7а класс

ФИО учителя

Федякина Лариса Александровна

Тема урока

Тема урока: «Этот мир создаем мы сами…» По рассказу Л. Андреева «Кусака»

УМК

Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература.7 класс. Учебник в 2-х ч.

Цель урока

Познакомиться с рассказом Л Андреева «Кусака» и определить, в чём заключается нравственная проблематика   рассказа.

Формировать на уроке читательские компетенции школьника

Методические приёмы

- чтение с остановками, комментирование;

- обращение к личному опыту,

- прогнозирование по названию

- устное словесное рисование

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Личностные. Воспитывается   любовь ко всему живому», потребность заботиться о «братьях наших меньших», формируются ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию на основе мотивации к обучению; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми; формируется коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

Регулятивные. Учатся умению самостоятельно определять цели своего обучения, соотносить свои действия с планируемыми результатами; владеть основами самоконтроля

Познавательные. Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом; ориентироваться в тексте художественного произведения

Коммуникативные. Учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владеть устной монологической речью

Планируемые результаты

Все учащиеся усовершенствуют навыки анализа художественного текста, сумеют  определить идею произведения, способы выражения авторской позиции, расширят лексикон.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Используемые технологии

Проблемно-диалогическая, технология продуктивного (смыслового) чтения

Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ожидаемые результаты

Предметные

метапредметные

I. Самоопределение деятельности.

5 минут

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Прием «Ассоциативный куст»

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Приглашаю всех сегодня на встречу с замечательной книгой Леонида Николаевича Андреева «Кусака».

На столах у всех для удобства работы есть Карта наблюдений, где мы на протяжении урока будем фиксировать свои наблюдения.

Что вы ждете от встречи с книгой? Прошу записать каждого слово или словосочетание.

Какова цель урока?

Познакомиться с рассказом Л Андреева «Кусака» и определить, в чём заключается нравственная проблематика   рассказа

Предлагаю вам обратиться к высказыванию еще одного писателя, философа, Юрий Крылов из книги «Нити бытия» некоторые слова потерялись, и я прошу вставить свои варианты.

«Мир, который нас окружает, соткан из невидимых нитей. Они плетут в тебе человека. Характер, волю. Они не создают людей, люди создают себя сами…»

Тема нашего урока: «Этот мир создаем мы сами…» Выразите свое отношение к этому утверждению Юрия Крылова.

Назовите важное качество, которое должно присутствовать в человеке. Выберите в группе самое главное, на ваш взгляд.

Такова модель мира

Подготовка обучающихся к работе на уроке.

Работают в группе. Делятся с друг другом личным опытом, ведут диалог, приходят к общему мнению, презентуют результат общей работы.

Записывают в Карту наблюдений свои ожидания. (приключения, уроки и т.д.)

Определяют цель урока.

Познакомиться с рассказом Л. Андреева «Кусака» и определить, в чём заключаются нравственные уроки   рассказа.

«Мир, который нас окружает, соткан из…….... Они плетут в тебе……….... Они ……………..людей, люди ……………»

Записывают свой вариант ответа, обсуждают в группе, выделяют одно

Коммуникативные УУД

Проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Самоопределение к деятельности

II. Постановка учебной проблемы.

3 минуты

Обеспечение осознанного восприятия темы.

 этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

«Мозговой штурм»

Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Учитель: Сегодня на уроке нас ждет встреча с рассказом Леонида Николаевича Андреева «Кусака».

Предположите, кто является заглавным героем рассказа и почему?  

Эдуард Асадов, известный русский поэт, в одном из своих произведений однажды выразил такую мысль: «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?»  Эдуард Асадов

Как бы вы ответили на этот вопрос?

А кого можно назвать настоящим другом? (Заслушиваются ответы учащихся)

Учитель: Я очень рада, что столько много у Вас различных вариантов толкования, каждое из них дополняет другое. Но чтобы уточнить значение этого слова, давайте обратимся к толкованию слова «друг». Подберите как можно больше синонимов (помним, что это такое?) к слову «друг».  

 Предположите, о каких взаимоотношениях между человеком и собакой будет говориться в рассказе Леонида Андреева.

Каждый учащийся работает с Картой наблюдений. В ней две колонки: 1) «Ожидание» 2) «Реальность».

Прием «корзина идей»

Обучающиеся высказывают версию, записывают свои варианты в правую колонку Карты урока,

Формулируют совместно с учителем учебные задачи:

- Прочитать рассказ по эпизодам, используя технику «чтение с остановками»

- Проанализировать поступки персонажей по отношению к главному герою

- Определить авторскую позицию

- Ответить на вопрос : «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?»

Коммуникативные УУД

Слушать и слышать других. Составлять устное монологическое высказывание на заданную тему.

Регулятивные УУД

Самостоятельно

формулировать цели урока, совместно с учителем планировать деятельность по достижению цели урока

III. Актуализация опорных знаний.

2 минуты

Актуализация знаний учащихся

 «Рассечения вопроса»

Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия. Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

Предтекстовое чтение. Прием «прогнозирование».

-Подумайте, о чём может быть произведение с таким названием?

-О ком, исходя из иллюстраций Лидии Виноградовой, пойдет речь в этом рассказе?

Предположите, о ком и о чём будет это произведение.  

Обучающиеся рассматривают картины, прогнозируют, о чем пойдет речь в рассматриваемом произведении.

Записывают прогноз в Карте наблюдений.

Умение определять жанр литературного произведения,

умение работать с понятиями

Регулятивные УУД

Прогнозировать на основе имеющейся информации

Коммуникативные УУД

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Извлекать информацию, получать новую информацию на основе имеющейся

 III.  Открытие новых знаний и первичное закрепление.

15 минут

 

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися темы.

Чтение в парах – обобщение в парах

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики читают выбранный учителем текст или часть текста.

2. Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

Стратегия № 3. Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2. Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.)

3. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4. Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.

Стратегия № 4. Дневник двойных записей

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Читая, ученик делает пометки в тексте: 

  • V – уже знал;
  • + – новое; 
  • – – думал иначе; 
  • ? – не понял, есть вопросы.

«Вопросы после текста»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:

- фактической информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

Приём «тонкие» и «толстые» вопросы

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

Постановка задачи: провести диалог с автором через текст и соотнести свою интерпретацию с авторским видением.

Учитель: Займемся чтением и анализом рассказа. Читаем и фиксируем неизвестные Вам слова.

«Чтение вслух с остановками».

Эпизод 1

«Она  никому  не принадлежала; у нее не было собственного имени»,   «ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали», «она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу» ,  «грязная  и  некрасивая», «собака не доверяла людям», «иногда со злобою набрасывалась»

Вопросы

- Как относятся к собаке взрослые, ребята, дворовые собаки?

- Какими чертами наделяет собаку автор?

- Сбылся ли ваш прогноз?

Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд.— Жучка! — позвал он ее именем, общим всем собакам. — Жучка! Пойди сюда, не бойся! Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:— Да пойди, дура! Ей-Богу, не трону!

Вопросы:

-Кто и почему пожалел собаку?

- Что почувствовала собака?

- Сделайте прогноз, как она поступит по отношению к человеку?

С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее.

- Как вы думаете, почему действие рассказа начинается зимой?

Какую картину вы бы нарисовали? Какие детали изобразили? Какие краски использовали?

Эпизод 2  Глава 2

Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грязным топотом людей, переносящих тяжести. Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким женским голосом. Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад.

— Вот весело-то!

Сказала и быстро закружилась. И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака…

Вопросы:

-Как изменился окружающий мир с приходом весны?

Какую картину вы бы нарисовали? Какие детали изобразили? Какие краски использовали?

- Сделайте предположение, как поступит собака.

И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины.— Ай, злая собака! — убегая, крикнула девушка, и долго еще слышался ее взволнованный голос: — Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Огромная!.. Злю-у-щая!..

Приехавшие дачники были очень добрыми людьми. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку; но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали:

— А где же наша Кусака?

И это новое имя «Кусака» так и осталось за ней. и скоро все привыкли к Кусаке, называли ее «своей» собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала.— Кусачка, пойди ко мне! — звала она к себе…

Эпизод 3 Часть 4

Желтыми  огнями  загорелась  осень,  частыми  дождями заплакало небо, и быстро  стали  пустеть  дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер

гасили их, точно свечи, одну за другой.

     - Как же нам быть с Кусакой?- в раздумье спрашивала Леля.

Предположите, что же будет с Кусакой?

Эпизод 4

Наступила ночь. 

И  когда  уже  не  было  сомнений,  что она наступила, собака жалобно и   громко  завыла.  Звенящей,  острой,  как  отчаяние, нотой ворвался этот вой в  монотонный,  угрюмо  покорный  шум  дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся  над темным и обнаженным полем.

Собака выла -  ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал   этот   вой, казалось,  что  это  стонет  и  рвется  к  свету  сама  беспросветно-темная  ночь,  и  хотелось  в  тепло, к яркому огню, к любящему

женскому сердцу.  Собака выла.

Подберите синоним к слову выла (плакала, страдала)

 Почему выла собака?

Сможет ли собака вернуться в прежнюю жизнь?

Обучающиеся читают и анализируют текст.

Отвечают на вопросы:

- Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели; дворовые собаки отгоняли её от тёплых изб.

- Она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу»,  «грязная  и  некрасивая», «собака не доверяла людям», «иногда со злобою набрасывалась.

- Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил, когда был пьян.

Учащиеся записывают предположение.

  • V – уже знал;
  • + – новое; 
  • – – думал иначе; 

? – не понял, есть вопросы

Мир, в котором живет собака – одноцветный, черный – это замкнутый круг несчастья, холода и одиночества

«Зимняя  ночь  тянулась  долго-долго,  и  черные окна пустой дачи угрюмо  глядели  на  обледеневший  неподвижный сад».

-  Это время, когда бездомным животным особенно тяжело, к тому же зима была долгой и морозной

Зимнюю холодную ночь

Читают текст, на основании наблюдений делают запись в Карту прогноза.

  • V – уже знал;
  • + – новое; 
  • – – думал иначе; 

? – не понял, есть вопросы

  • V – уже знал;
  • + – новое; 
  • – – думал иначе; 

? – не понял, есть вопросы

Подберите синоним к слову выла (плакала, страдала)

 Почему выла собака?

Раньше выла, потому что у неё болело тело. Теперь болит душа. Это больнее, чем удар тяжёлым сапогом. Она стала ещё несчастнее. Отношение к животным у Андреева – критерий нравственности человека, потому что всё живое имеет душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями. Пусть каждый из вас примет в своё сердце частицу боли несчастной собаки – сопереживание делает нас лучше, добрее, милосерднее.

Умение воспринимать текст,

грамотно строить устное высказывание, работать с текстом художественного произведения

Познавательные УУД

Пользоваться изучающим видом чтения

Соотносить новую информацию с уже известной

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

IV. Физминутка.

2 минута

Здоровьесбережение

Слушание музыки «Каварадосси «Тоска»

Какую картину вы видите за звуками музыки? (Тёмную ночь. Дождь и сумрак. Никого нет кругом. Тревога. Одиночество. Краски неяркие).

Какие чувства собаки созвучны музыке? (Плач её собачьей души. Поиски людей, к которым собака привыкла. Тревога и безысходность).

С помощью каких средств это делает композитор? (с помощью звука)

Помогла ли вам музыка ту истину, которую искал Л. Андреев? (Да. Музыка подтверждает мысль Л. Андреева – нельзя быть жестоким. Ты отвечаешь за того, кого приручил).

- Примирилась ли Кусака со своим одиночеством?

Выполняют действия, заданные учителем.

- Музыкальная композиция и сюжет сопоставимы: в рассказе

Первичное закрепление знаний, физический и психологический отдых детей, настрой на последующую работу.

V.  Проверочная работа по прочитанному тексту

10 минут

Проверочная работа

  1. Назовите героев рассказа, которые проявили внимание к собаке. 1-2 балла
  2. С каким событием в жизни собаки связано каждое время года?  
  3. Как ведет себя Лёля при отъезде с дачи? О чём говорит такое поведение девочки? 1-3 балла
  4. Сможет ли доверять Кусака человеку после отъезда хозяев дачи? Приведите два аргумента в подтверждение соей точки зрения. 1-4 балла  
  5. Допишите свой финал рассказа. 1-5 баллов.

Выполняют проверочную работу с проверкой.

  1. Мужик-пропойца и девочка Лёля
  2. Весна – приезжают хозяева дачи, лето – Кусачка расцветает, привыкает к новой жизни, осень – Лёля с мамой уезжают в город, и собака остается одна, зима – начало рассказа, собака прячется на даче, ее все обижают.
  3. Просит маму взять собаку в город, но быстро забывает о ней. Это говорит о равнодушии к судьбе собаки.
  4. Собаке все труднее после предательства человека доверять ему, но она умеет прощать и быть верной.
  5. Финал открыт не случайно, читатели должны решить для себя, как поступить по отношению к собаке, чтобы восстановить справедливость.

Умение

применять предметные знания при анализе и оценке художественного произведения

Познавательные УУД

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; иллюстрация).

Осуществлять анализ и синтез.

Устанавливать причинно-следственные связи.

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

3 минут

 

Самостоятельный анализ и оценка результатов своей учебной деятельности на уроке.

Учитель: А теперь подведем итог нашей работы. Какие уроки мы сегодня получили, читая рассказ  Л.Андреева «Кусака»?

Какова авторская позиция по отношению к Кусаке? (Жалеет, испытывает боль от страданий Кусаки).

Какие уроки дает читателям Леонид Андреев? Совпала ли модель мира в рассказе с той, что нарисовали мы? Кто в этом виноват?

 Обучающиеся обмениваются личным опытом, высказывают свои ассоциации, связанные со словом «дружба» в контексте рассматриваемого произведения.

Регулятивные УУД

Оценивать свою работу

Познавательные УУД

Уметь сочинять стихотворение-миниатюру из 5 строк, имеющее определённое строение:

VII. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

2 минут

Индивидуальная работа.

- Домашнее задание дифференцировано.

1.Составить правила для людей,

приручающих животных.

2. Написать письмо Лёле

Выбирают и записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу Л.Андреева "Кусака"

При анализе текста рассказа создаётся схема - образ, позволяющий выйти на творческое задание: создание образа "Мир, который меня окружает"...

"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"

Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...

Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»

Формирование  в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....

Урок по рассказу Л. Андреева "Кусака"

В работе предсавлен конспект урока  и презентация к немуНа уроке ребята размышляют над такими понятиями, как совесть, милосердие; учатся быть сострадательные к "братьям нашим меньшим"....

урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака" 7 класс

Методическая разработка метапредметного урока по литературе....

Урок по рассказу Л.Андреева «Кусака»

Интегрированный урок русского языка и литературы....

«Если друг оказался вдруг и ни друг, и ни враг, а так…» (по рассказу Л.Андреева « Кусака »).

Данный урок литературы поможет учителю  в интересной форме раскрыть идею произведения....