I. Самоопределение деятельности.
5 минут | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Прием «Ассоциативный куст»
| Учитель: Здравствуйте, ребята. Приглашаю всех сегодня на встречу с замечательной книгой Леонида Николаевича Андреева «Кусака». На столах у всех для удобства работы есть Карта наблюдений, где мы на протяжении урока будем фиксировать свои наблюдения. Что вы ждете от встречи с книгой? Прошу записать каждого слово или словосочетание. Какова цель урока? Познакомиться с рассказом Л Андреева «Кусака» и определить, в чём заключается нравственная проблематика рассказа Предлагаю вам обратиться к высказыванию еще одного писателя, философа, Юрий Крылов из книги «Нити бытия» некоторые слова потерялись, и я прошу вставить свои варианты. «Мир, который нас окружает, соткан из невидимых нитей. Они плетут в тебе человека. Характер, волю. Они не создают людей, люди создают себя сами…» Тема нашего урока: «Этот мир создаем мы сами…» Выразите свое отношение к этому утверждению Юрия Крылова. Назовите важное качество, которое должно присутствовать в человеке. Выберите в группе самое главное, на ваш взгляд. Такова модель мира | Подготовка обучающихся к работе на уроке. Работают в группе. Делятся с друг другом личным опытом, ведут диалог, приходят к общему мнению, презентуют результат общей работы. Записывают в Карту наблюдений свои ожидания. (приключения, уроки и т.д.) Определяют цель урока. Познакомиться с рассказом Л. Андреева «Кусака» и определить, в чём заключаются нравственные уроки рассказа. «Мир, который нас окружает, соткан из…….... Они плетут в тебе……….... Они ……………..людей, люди ……………»
Записывают свой вариант ответа, обсуждают в группе, выделяют одно
|
| Коммуникативные УУД Проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Самоопределение к деятельности |
II. Постановка учебной проблемы.
3 минуты | Обеспечение осознанного восприятия темы. этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. «Мозговой штурм» Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.
| Учитель: Сегодня на уроке нас ждет встреча с рассказом Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Предположите, кто является заглавным героем рассказа и почему? Эдуард Асадов, известный русский поэт, в одном из своих произведений однажды выразил такую мысль: «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» Эдуард Асадов Как бы вы ответили на этот вопрос? А кого можно назвать настоящим другом? (Заслушиваются ответы учащихся) Учитель: Я очень рада, что столько много у Вас различных вариантов толкования, каждое из них дополняет другое. Но чтобы уточнить значение этого слова, давайте обратимся к толкованию слова «друг». Подберите как можно больше синонимов (помним, что это такое?) к слову «друг». Предположите, о каких взаимоотношениях между человеком и собакой будет говориться в рассказе Леонида Андреева. | Каждый учащийся работает с Картой наблюдений. В ней две колонки: 1) «Ожидание» 2) «Реальность». Прием «корзина идей» Обучающиеся высказывают версию, записывают свои варианты в правую колонку Карты урока, Формулируют совместно с учителем учебные задачи: - Прочитать рассказ по эпизодам, используя технику «чтение с остановками» - Проанализировать поступки персонажей по отношению к главному герою - Определить авторскую позицию - Ответить на вопрос : «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» |
| Коммуникативные УУД Слушать и слышать других. Составлять устное монологическое высказывание на заданную тему. Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать цели урока, совместно с учителем планировать деятельность по достижению цели урока
|
III. Открытие новых знаний и первичное закрепление.
15 минут
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися темы. Чтение в парах – обобщение в парах Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. 1. Ученики читают выбранный учителем текст или часть текста. 2. Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей. Стратегия № 3. Читаем и спрашиваем Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2. Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.) 3. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него. 4. Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция. Стратегия № 4. Дневник двойных записей Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул. Читая, ученик делает пометки в тексте: - V – уже знал;
- + – новое;
- – – думал иначе;
- ? – не понял, есть вопросы.
«Вопросы после текста» Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к: - фактической информации текста, изложенной вербально; - подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте; - концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста. К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста. Приём «тонкие» и «толстые» вопросы После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. «Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы | Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? | Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
| Постановка задачи: провести диалог с автором через текст и соотнести свою интерпретацию с авторским видением. Учитель: Займемся чтением и анализом рассказа. Читаем и фиксируем неизвестные Вам слова. «Чтение вслух с остановками». Эпизод 1 «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени», «ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали», «она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу» , «грязная и некрасивая», «собака не доверяла людям», «иногда со злобою набрасывалась» Вопросы - Как относятся к собаке взрослые, ребята, дворовые собаки? - Какими чертами наделяет собаку автор? - Сбылся ли ваш прогноз? Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд.— Жучка! — позвал он ее именем, общим всем собакам. — Жучка! Пойди сюда, не бойся! Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:— Да пойди, дура! Ей-Богу, не трону! Вопросы: -Кто и почему пожалел собаку? - Что почувствовала собака? - Сделайте прогноз, как она поступит по отношению к человеку? С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее.
- Как вы думаете, почему действие рассказа начинается зимой?
Какую картину вы бы нарисовали? Какие детали изобразили? Какие краски использовали? Эпизод 2 Глава 2 Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грязным топотом людей, переносящих тяжести. Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким женским голосом. Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. — Вот весело-то! Сказала и быстро закружилась. И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака… Вопросы: -Как изменился окружающий мир с приходом весны? Какую картину вы бы нарисовали? Какие детали изобразили? Какие краски использовали? - Сделайте предположение, как поступит собака. И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины.— Ай, злая собака! — убегая, крикнула девушка, и долго еще слышался ее взволнованный голос: — Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Огромная!.. Злю-у-щая!.. Приехавшие дачники были очень добрыми людьми. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку; но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали: — А где же наша Кусака? И это новое имя «Кусака» так и осталось за ней. и скоро все привыкли к Кусаке, называли ее «своей» собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала.— Кусачка, пойди ко мне! — звала она к себе…
Эпизод 3 Часть 4 Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. - Как же нам быть с Кусакой?- в раздумье спрашивала Леля. Предположите, что же будет с Кусакой? Эпизод 4 Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. Собака выла. Подберите синоним к слову выла (плакала, страдала) Почему выла собака? Сможет ли собака вернуться в прежнюю жизнь? | Обучающиеся читают и анализируют текст.
Отвечают на вопросы: - Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели; дворовые собаки отгоняли её от тёплых изб. - Она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу», «грязная и некрасивая», «собака не доверяла людям», «иногда со злобою набрасывалась. - Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил, когда был пьян.
Учащиеся записывают предположение. - V – уже знал;
- + – новое;
- – – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы
Мир, в котором живет собака – одноцветный, черный – это замкнутый круг несчастья, холода и одиночества
«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад».
- Это время, когда бездомным животным особенно тяжело, к тому же зима была долгой и морозной Зимнюю холодную ночь
Читают текст, на основании наблюдений делают запись в Карту прогноза.
- V – уже знал;
- + – новое;
- – – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы
- V – уже знал;
- + – новое;
- – – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы
Подберите синоним к слову выла (плакала, страдала) Почему выла собака? Раньше выла, потому что у неё болело тело. Теперь болит душа. Это больнее, чем удар тяжёлым сапогом. Она стала ещё несчастнее. Отношение к животным у Андреева – критерий нравственности человека, потому что всё живое имеет душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями. Пусть каждый из вас примет в своё сердце частицу боли несчастной собаки – сопереживание делает нас лучше, добрее, милосерднее.
| Умение воспринимать текст, грамотно строить устное высказывание, работать с текстом художественного произведения | Познавательные УУД Пользоваться изучающим видом чтения Соотносить новую информацию с уже известной Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
|