Урок:С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»
план-конспект урока по литературе

Суслова Ольга Николаевна

Поэт прожил на земле до обидного мало - всего три десятилетия. Он писал, зная, что его творения отзовутся и останутся в людских сердцах. На уроках, посвященных его творчеству, мы постараемся увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.a._esenin_otgovorila_roshcha_zolotaya.docx84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: Совершенствование навыка осознанного, выразительного чтения.

Задачи урока:

Обучающие:

-учить анализировать и выразительно читать данное произведение;

-формировать навык работы над образными средствами языка.

Коррекционно-развивающие:

-развивать память учащихся, внимание, мышление, воображение, мыслительные навыки на основе операций анализа, сравнения;

-развивать связную устную речь учащихся;

-развивать эмоциональную сферу учащихся;

-активизировать и пополнять словарный запас учащихся.

Воспитывающие:

-прививать интерес к творчеству С.А. Есенина;

-пробуждать интерес к предмету;

-воспитывать любовь к Родине, к родной природе.

Оборудование урока

1.Портрет С.А. Есенина.

2.Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.

3.ТСО (компьютер, музыкальный центр, диск с записью классической музыки,  диск с записью стихотворения, романса).

4.Таблицы со словарными словами.

5.Учебник чтения для 8 класса. Под ред. З.Ф. Малышевой.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Я очень рада нашей встречи, хорошей погоде.

-Начинаем наш урок. Мне хочется, чтобы он получился интересным, увлекательным, красивым. В этом поможете  мне вы. Поэтому, настройтесь на работу.

II. Подготовка к восприятию темы.

-Сегодня, мы отправимся в мир поэзии.

-Что такое поэзия?

Ответ детей:( стихи, произведения написанные стихами)

-Прочитайте предложения, данные на доске.

Поэзия весеннего утра.(Сл.1)

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

-Сколько же значений слова поэзия выяснили? (два)

-Назовите их.(стихи и произведения написанные стихами)

-Обратимся за более точным определением слова к словарю С.И. Ожегова.( Сл.2)

( учитель зачитывает значение слова)

-Ребята, в этом словаре собрано и объяснено более 70 тысяч слов. В мире поэзии эти слова встают в определенный строй,  и мы слышим прекрасные поэтические творения.

III. Речевая разминка.

-Проведем речевую разминку.

-Читаем вслух по моей указке.

  Шум, блеск, всплеск, гам.

               Гром, треск, плеск, гам. (Сл.3)

- Похожи эти слова на стихотворение?

-Почему? (произносятся складно)

-Совершенно верно. Это один из признаков стихотворения, называемый рифмой.

-Все ли слова мы произносим при чтении стихотворений одинаково? (одни - тише, другие – громче)

-Правильно. Это называется интонацией.

-Прочитаем эти слова еще раз, выделяя голосом первое слово. Попытаемся прочитать с чувством радости.

-Хорошо!

-Теперь прочитаем с интонацией удивления, спрашиваем , выделяя голосом четвертое слово, соблюдаем паузы.

-Что мы сейчас повторили?

(правила выразительного чтения)

-Перечислите их.

(-читать не торопясь,

-выделять голосом отдельные слова

-останавливаться на знаках препинания)(Сл.4)

IV.Сообщение цели и темы урока.

1.Вводная беседа.

-Сегодня, ребята, мы начинаем изучать жизнь и творчество замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина.( Сл.6)

Есенин - нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел веселый клен.

Из солнечного ливня

Весеннее лицо

Овеял ветер нивный(Сл.6)

Цветочною пыльцой.(Нивный- словарное слово обьяснить от слова нива, поле нивный- полевой)- написать на доске.(Сл.7)

-Поэт прожил на земле до обидного мало - всего три десятилетия. Он писал, зная, что его творения отзовутся и останутся в людских сердцах. На уроках, посвященных его творчеству, мы постараемся увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

-Вглядитесь внимательно  в портрет Есенина.( Сл.8)

-Что вы можете сказать об этом человеке?

-О его жизни нам расскажут…Опережающее задание

(учащиеся рассказывают краткую биографию поэта, на экране демонстрируются картины родного края Есенина.

2.Рассказ учителя

Сергей Есенин - исконно русский, глубоко национальный поэт. «Какой русский и какой чистый поэт», - говорил о нем Максим Горький. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности.

Чарующую синеву глаз у бездонных озер и голубых небес;  Мягкие кудри- у крон родных берез; золото волос- у российских нив:

«Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь на палец вяжи-

Я нисколько не чувствую боли…»

А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу:

Душа моя - поле безбрежное…»

Сергей Есенин воспевал в своих стихах природу, и не зря его называют певцом русской природы.

V. Изучение нового материала. Работа над  стихотворением.

1.Вводная беседа. Тема нашего урока (Сл.9)

-Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Сергея Есенина « Отговорила роща золотая…», в котором поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. И эпиграфом к уроку возьмем слова. В. Ходасевича об этом произведении:

«Это…яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…» ( Сл.10)

2/Чтение стихотворения учителем.

-Ребята, это стихотворение относится к такому жанру, как пейзажная лирика.

Лирика- выражение чувств поэта.

-Я прочитаю вам его.

(учитель читает стихотворение наизусть)

-Ребята, что увидели, что услышали, что представили, слушая стихотворение?

-Какое время года описано? Почему?

3.Словарная работа.

-Я бы хотела выяснить, как вы понимаете значение следующих слов?

  • Журавли - большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.
  • Равнина  - ровная, без холмов земная поверхность
  • юность-возраст, промежуточный между детством и зрелостью (Сл.11)

(На экране демонстрируется толкование слов после высказываний учащихся)

4.Чтение стихотворения учащимся «про себя».

-Сейчас прочитайте стихотворение «про себя».

(учащиеся читают вполголоса)

-Я за вами наблюдала и видела, что вам было интересно читать. Интерес к стихотворению поможет понять его и выразительно прочитать вслух.

-Послушайте, ребята, еще раз это стихотворение в исполнении профессионального чтеца. Внимательно слушайте и следите за его интонацией (звучит запись стихотворения).(Сл.12)

Физкультминутка. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2024/05/28/k_66554327bce01/user_file_66554329a76be_html_36d9fb1790214049.jpg

VI.Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.

-Понравилось вам исполнение актера?

-Сегодня, мы будем учиться выразительно читать это стихотворение.

-Как вы думаете, ребята, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

(тоска, одиночество, сожаление)

-Каким настроением оно проникнуто? (грустью)

-В каких строчках поэт сравнивает, природу с живым существом? Зачитайте эти строки.

-Ребята, а с чем сравнивает поэт себя? (с деревом)

-Зачитайте эти строки.

-Кем чувствует себя поэт?

(осенней рощей)

-Да, ребята. Поэт и роща - двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты. Этот прием называется олицетворением.(Сл.13) Олицетворение- очеловечивание окружающего мира. А Сергей Есенин ощущал «себя» деревом, травой, рощей. Это как бы «олицетворение наоборот».

-Ребята, вы уже говорили, что это стихотворение грустное, печальное.

-А о чем печалится поэт?

(о прошедшей юности, об ушедшем лете)

-Но несмотря на свою тоску, печаль, грусть, какое это стихотворение?

( красивое,  пронизано любовью к родной земле).

*Выразительное чтение.

-Теперь, я думаю, вам не составит труда прочитать это стихотворение выразительно.

-Вспомним еще раз правила выразительного чтения.

-Попробуем вместе прочитать стихотворение, выделяя голосом все смысловые слова и паузы. При чтении нужно постараться передать настроение поэта.

-Я даю вам минуту на тренировочное чтение.

-Прочитай стихотворение…(Дети читают стихотворение по куплетам).

-Очень хорошо!

VI. Закрепление знаний учащихся.

-Ребята, а это стихотворение напоминает вам песню?

-«К стихам расположили песни», - отмечал Есенин в автобиографических набросках. И многие стихи поэта, в свою очередь, стали известными песнями. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» не могло

не стать песней. Композитор Г. Пономаренко переложил его на музыку и получился прекрасный романс. Я предлагаю вам его послушать

(звучит романс; на экране демонстрируются картины золотой осени)( Сл.14)

-Понравилось вам это произведение?

-Какие чувства оно вызывает?

(волнение, любовь к природе)

-Да. Оно волнует, завораживает, озаряет душу каким – то таинственным, тихим светом.

VII. Домашнее задание.

-Стр.175,научиться выразительно читать стихотворение, по желанию выучить наизусть. И еще одно задание запомнить словарные слова и раскрасить берёзу как душа пожелает, осеннюю, зимнюю, летнюю. весеннюю

VIII. Подведение итогов урока.

         Оценивание.

-Ребята, что на ваш взгляд, отличает поэзию Есенина?

(любовь к Родине, к природе, к родным местам)

-В стихах Есенина мы видим не только изображенные поэтом картины природы, но и самого поэта. Поэта можно понять только по хорошим  настоящим стихам. Когда их читаешь, будто слышишь его голос.

Наш урок подошел к концу. Но на этом уроке мы не закончили изучать творчество С. А. Есенина. В этом разделе учебника только два произведения поэта, но я думаю, что вы еще не раз в течение своей жизни  откроете томик стихов Есенина.

 Поэтому, мне хочется вам пожелать: читайте, любите,  наслаждайтесь поэзией Сергея Есенина.

-Вы сегодня показали хорошие знания по данной теме.

-За активную работу…

-За красивое, выразительное чтение…

-Хорошо работали…

-Вам, ребята, понравился урок?

-Что нового узнали?

-Что было наиболее увлекательным?

-Что вызвало затруднения?

-Значит, наш урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.

-Спасибо всем за работу.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»

Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»...

Осенний бал "Отговорила роща золотая"

Осенний бал "Отговорила роща золотая"...

Урок чтения "С.А.Есенин. Отговорила роща золотая"

Разработка урока чтения  по теме "С.А.Есенин. Отговорила роща золотая" в 9 классе коррекционной школы 8 вида...

Литературный вечер для старшеклассников, посвященный Сергею Есенину. «Отговорила роща золотая…».

ВЕЧЕР ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ  «ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ…», ПОСВЯЩЁННОГО  СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ...

Мастер-класс "Педагогический дуэт" по конструктору урока «Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Конструктор разработан НБФ имени Менделеева г. Москва по ФГОС для учителей, педагогов дополнительного образования, наставников, вожатых, тренеров, которые работают с детьми с 1 по 11 класс....