Урок чтения "С.А.Есенин. Отговорила роща золотая"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Иванцова Ольга Ивановна

Разработка урока чтения  по теме "С.А.Есенин. Отговорила роща золотая" в 9 классе коррекционной школы 8 вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: С.А.Есенин. Отговорила роща золотая…

Цель урока: Совершенствование навыка осознанного, выразительного чтения.

Задачи урока:

Обучающие:

-учить осознанно, выразительно читать данное произведение;

-формировать навык работы над образными средствами языка.

Коррекционно-развивающие:

-развивать воображение, мыслительные навыки на основе операций анализа, синтеза, сравнения;

-развивать связную устную речь учащихся;

-развивать эмоциональную сферу учащихся;

-формировать монологическую и диалогическую речь учащихся;

-активизировать и пополнять словарный запас учащихся.

Воспитывающие:

-прививать интерес к творчеству С.А. Есенина;

-пробуждать интерес к предмету;

-воспитывать любовь к Родине, к родной природе.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока:

1.Эпиграф к уроку.

2.Портрет С.А. Есенина.

3.Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.

4.ИКТ ( интерактивная доска StarBoard, презентация «С.А.Есенин. Отговорила роща золотая», аудиозаписи  чтения стихотворения и романса на стихи Есенина) )

5.Таблицы со словарными словами.

6.Учебник чтения для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. З.Ф. Малышевой.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Я очень рада нашей встречи, встрече с нашими гостями, хорошей погоде.

-Скажите, чему рады вы?

-Начинаем наш урок. Мне хочется, чтобы он получился интересным, увлекательным, красивым. В этом поможете  мне вы. Поэтому, настройтесь на работу.

II. Подготовка к восприятию темы.

-Сегодня, мы отправимся в мир поэзии.

-Давайте вспомним, что такое поэзия?

( стихи, произведения написанные стихами)

-Прочитайте предложения, данные на доске.

Поэзия весеннего утра.

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

-Заменим слово поэзия словом красота.

-Сколько же значений слова поэзия выяснили? (два)

-Назовите их.

-Обратимся за более точным определением слова к словарю С.И. Ожегова.

( учитель зачитывает значение слова)

III. Речевая разминка.

-Проведем речевую разминку.

-Читаем вслух по моей указке.

  Шум, блеск, всплеск, гам.

               Гром, треск, плеск, гам.

- Похожи эти слова на стихотворение?

-Почему? (произносятся складно)

-Совершенно верно. Это один из признаков стихотворения, называемый рифмой.

-Все ли слова мы произносим при чтении стихотворений одинаково? (одни - тише, другие – громче)

-Правильно. Это называется интонацией.

-Прочитаем эти слова еще раз, выделяя голосом первое слово. Попытаемся прочитать с чувством радости.

-Хорошо!

-Теперь прочитаем с интонацией удивления, спрашиваем , выделяя голосом четвертое слово, соблюдаем паузы.

-Что мы сейчас повторили?

(правила выразительного чтения)

-Перечислите их.

(-читать не торопясь,

-выделять голосом отдельные слова

-останавливаться на знаках препинания)

IV.Сообщение цели и темы урока.

1.Вводная беседа.

-Сегодня, ребята, мы начинаем изучать жизнь и творчество замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Есенин - нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел веселый клен.

Из солнечного ливня

Весеннее лицо

Овеял ветер нивный

Цветочною пыльцой.

-Поэт прожил на земле до обидного мало - всего три десятилетия. Он писал, что его творения отзовутся и останутся в людских сердцах. На уроках, посвященных его творчеству, мы постараемся увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

2.Рассказ учителя

Слайд№1

Сергей Есенин - исконно русский, глубоко национальный поэт. «Какой русский и какой чистый поэт», - говорил о нем Максим Горький. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности.

Чарующую синеву глаз у бездонных озер и голубых небес;  Мягкие кудри- у крон родных берез; золото волос- у российских нив:

«Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь на палец вяжи-

Я нисколько не чувствую боли…»

А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу:

Душа моя - поле безбрежное…»

Сергей Есенин воспевал в своих стихах природу, и не зря его называют певцом русской природы.

V.Изучение нового материала. Работа над  стихотворением.

1.Вводная беседа. Слайд№2

-Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Сергея Есенина « Отговорила роща золотая…», в которой поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков.

2.Аудиозапись чтения стихотворения. Следите внимательно, вслушивайтесь в интонацию чтеца. Слайд№3

-Ребята,  что увидели, что услышали, что представили, слушая стихотворение?

-Какое время года описано? Почему?

3.Словарная работа.

-Я бы хотела выяснить, как вы понимаете значение следующих слов?

  1. Журавли - большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.
  2. Равнина  - ровная, без холмов земная поверхность
  3. Юность-возраст, промежуточный между детством и зрелостью

Слайд№4(На экране демонстрируется толкование слов после высказываний учащихся)

4.Чтение стихотворения учащимся «про себя».

-Сейчас прочитайте стихотворение «про себя».

(учащиеся читают вполголоса)

-Я за вами наблюдала и видела, что вам было интересно читать. Интерес к стихотворению поможет понять его и выразительно прочитать вслух.

-Чтение вслух.

Физкультминутка.

5.Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.

-Понравилось вам исполнение актера?

-Сегодня, мы будем учиться выразительно читать это стихотворение. Для этого нам нужно поставить логическое ударение в тексте и проанализировать стихотворение. Работу проведем по карточкам.

*Чтение по цепочке.

-Я буду читать по одному четверостишию, голосом выделяя слова и паузы.

-Вы должны подчеркнуть эти слова и расставить паузы.

(учитель читает по четверостишию, учащиеся работают в карточках. Затем учитель проверяет, задавая вопросы:

-Какие слова подчеркнули?

-Где следует поставить паузы?)

(После проделанной работы дети читают стихотворение по цепочке по четверостишию.)

-Как вы думаете, ребята, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

(тоска, одиночество, сожаление)

-Каким настроением оно проникнуто? (грустью)

-В каких строчках поэт сравнивает, природу с живым существом? Зачитайте эти строки.

-Ребята, а с чем сравнивает поэт себя? (с деревом)

-Зачитайте эти строки.

-Кем чувствует себя поэт?

(осенней рощей)

-Ребята, вы уже говорили, что это стихотворение грустное, печальное.

-А о чем печалится поэт?

(о прошедшей юности, об ушедшем лете)

-Но несмотря на свою тоску, печаль, грусть, какое это стихотворение?

( красивое,  пронизано любовью к родной земле).

*Выразительное чтение.

-Теперь, я думаю, вам не составит труда прочитать это стихотворение выразительно.

-Вспомним еще раз правила выразительного чтения.

-Попробуем вместе прочитать стихотворение, выделяя голосом все смысловые слова и паузы. При чтении нужно постараться передать настроение поэта.

*Хоровое чтение.

-Молодцы!

-Я даю вам минуту на тренировочное чтение.

-Прочитай стихотворение….

-Очень хорошо!

VI.Закрепление знаний учащихся.

-Ребята, что вам напоминает это стихотворение? (песню)

-«К стихам расположили песни», - отмечал Есенин в автобиографических набросках. И многие стихи поэта, в свою очередь, стали известными песнями. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» не могло не стать песней. Композитор Г. Пономаренко переложил его на музыку и получился прекрасный романс. Я предлагаю вам его послушать

Слайд№5

-Понравилось вам это произведение?

-Какие чувства оно вызывает?

(волнение, любовь к природе)

-Да. Оно волнует, завораживает, озаряет душу каким – то таинственным, тихим светом.

VII. Домашнее задание.

-Домашнее задание, ребята,  будет немного  необычное. Обычно,  если мы учим стихи наизусть, нам это задание предлагает учебник. А сегодня такого задания в учебнике нет. Но мне бы хотелось, чтобы это произведение осталось в вашей памяти.

VIII. Подведение итогов урока.

         Оценивание.

-Ребята, что на ваш взгляд, отличает поэзию Есенина?

(любовь к Родине, к природе, к родным местам)

-В стихах Есенина мы видим не только изображенные поэтом картины природы, но и самого поэта. Поэта можно понять только по хорошим  настоящим стихам. Когда их читаешь, будто слышишь его голос.

Наш урок подошел к концу. Но на этом уроке мы не закончили изучать творчество С. А. Есенина. В этом разделе учебника только два произведения поэта, но я думаю, что вы еще не раз в течение своей жизни  откроете томик стихов Есенина.

 Поэтому, мне хочется вам пожелать: читайте, любите,  наслаждайтесь поэзией Сергея Есенина.

-Вы сегодня показали хорошие знания по данной теме.

-За активную работу…

-За красивое, выразительное чтение…

-Хорошо работали…

-Вам, ребята, понравился урок?

-Что нового узнали?

-Что было наиболее увлекательным?

-Значит, наш урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.

-Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»

Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»...

Осенний бал "Отговорила роща золотая"

Осенний бал "Отговорила роща золотая"...

Литературный вечер для старшеклассников, посвященный Сергею Есенину. «Отговорила роща золотая…».

ВЕЧЕР ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ  «ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ…», ПОСВЯЩЁННОГО  СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ...

Мастер-класс "Педагогический дуэт" по конструктору урока «Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Конструктор разработан НБФ имени Менделеева г. Москва по ФГОС для учителей, педагогов дополнительного образования, наставников, вожатых, тренеров, которые работают с детьми с 1 по 11 класс....

Урок:С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»

Поэт прожил на земле до обидного мало - всего три десятилетия. Он писал, зная, что его творения отзовутся и останутся в людских сердцах. На уроках, посвященных его творчеству, мы постараемся увидеть, ...