Внеклассное занятие "В гостях у сказки" 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Каменная Ольга Александровна

Внеклассное занятие "В гостях у сказки" проводится на основе игровой технологии и творческой мастерской. Используются разные виды работ с обучающимися, прослеживаются межпредметные связи с музыкой, изобразительным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_gostyah_u_skazki_5kl.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

«В гостях у сказки…»

Внеклассное занятие по сказкам А.С.Пушкина в 5-м классе.


Цель образовательная: на основе изученного материала и жизненного опыта детей проверить знания учащихся о сказочном творчестве Пушкина;
подвести их к выводу о ярком творчестве автора.
Цель развивающая: Развивать речь, память, мышление, воображение, познавательный интерес, творческие способности учащихся, навыки сотрудничества, самооценки.

Цель воспитательная: воспитывать у учащихся чувство прекрасного,  общечеловеческую культуру.

Технологии: творческая мастерская, игровая. 

Оборудование:

  • портрет А.С.Пушкина;
  • выставка книг «Сказки А.С. Пушкина»;
  • выставка рисунков обучающихся по сказкам А.С.Пушкина;
  • записи музыкальных произведений русских композиторов по сказкам Пушкина;
  • листы бумаги;
  • цветные карандаши, фломастеры;
  • толковые словари;
  • раздаточный материал;
  • реквизиты для инсценировок.


                                            Ход  урока 

I. ИНДУКЦИЯ – «включение» чувств.

Песня «В гостях у сказки»,  муз. В.Дашкевич, сл.Ю.Кима

- Здравствуйте, дорогие друзья, мои ученики и коллеги! Как Вы поняли по этой песне, сегодня мы попали в гости к сказке, а именно в мир чудесных сказок А.С.Пушкина, которые никого не оставляют равнодушными: ни детей, ни взрослых. С этими сказками мы знакомимся в раннем детстве, когда еще не умеем самостоятельно читать. И можно перечитывать в любом возрасте заново, увлекаясь чудесами сказок, постигая их мудрость.

- Сегодня у нас урок внеклассного чтения, а значит, повторения и обобщения по сказкам А.С.Пушкина.  Итак, что мы должны с вами сделать на уроке? (вспомнить сказки Пушкина, образы сказок, повторить особенности сказки).

- Сегодня у нас необычный урок, урок-творческая мастерская. Как вы думаете, почему наш урок называется «творческая мастерская»?

(Значит мы что-то и сами смастерим, сотворим, создадим).

- А как мы можем творить, мастерить на уроке литературы? (Ответы)

- Работаем мы в группах. Каких правил мы должны придерживаться, работая в группе?

II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. 

 

- Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»? (Сказка.)

- А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)

- Слышали ли вы когда-нибудь такое выражение: «Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок». А знаете ли вы, кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкину.)  

III. ИНДУКЦИЯ

Рассказывает ученица

Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.

- Итак, где находится сказочная страна Пушкина? (У Лукоморья)

- А что такое Лукоморье? (Излучина берега моря, залив)

- На этом полуострове живут сказки. Сколько всего сказок написал Пушкин?        

(Семь, пять из них самые известные)

- Правильно. Назовем их.

 1. «Сказка о царе Салтане».
2. « Сказка о золотом петушке».
3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4. «Сказка о рыбаке и рыбке».
5. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
6. «Сказка о медведихе».
7. «Жених»

 IV. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

- Итак, Лукоморье… В каком произведении упоминается эта сказочная страна? Давайте все вместе вспомним пролог к поэме «Руслан и Людмила».

(Ребята рассказывают по строчке по цепочке)

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

V. САМОКОНСТРУКЦИЯ.

- Есть здесь такие строки: «Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей…»  Я думаю, ваши воображение и фантазия хорошо развиты. Я предлагаю вам нарисовать, какие «следы невиданных зверей» вы бы увидели на «неведомых дорожках» Лукоморья.

VI. АФИШИРОВАНИЕ. 

(Учащиеся рисуют, затем вывешивают свои работы. Звучат комментарии детей.)

VII. ИГРА «Сюрпризы золотой рыбки»

Перед вами – игровое поле.  Команды по очереди выбирают квадрат под любым номером, называют цифру.  Какой же сюрприз вас ожидает?

«РАЗМИНКА»

- Продолжите строки. Узнайте, из какой сказки они.

(отвечают команды по очереди)

1.Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица, -

Говорит одна девица…

2.Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке…

3.Свет мой, зеркальце, скажи!

Да всю правду доложи…

КОНКУРСЫ:

1. «Маски»

- Кто из героев А. С. Пушкина скрывается под описанием внешности?

  1. Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.              Царь Дадон  

  1. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,        

Выступает, будто пава.

А как речь - то говорит,

Словно реченька журчит.       Царевна – Лебедь

  1. До светла всё у него пляшет,

     Лошадь запряжет, полоску вспашет,

     Печь затопит, всё заготовит, закупит…          Балда

  1. …с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя поберечь, его любя.     Царь Салтан

  1. …пошёл, забывши горе,

Сел на башню, и на море

Стал глядеть он; море вдруг

Всколыхалося вокруг.           Князь Гвидон

  1. Под кобылу подлез,

Понатужился, понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул,

На третьем упал, ножки протянул.      Бес

  1. …Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.     Царевна молодая

  1. Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла,

Горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.         Царица-мачеха

  1. В муху он оборотился,

Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль – и в щель залез.      Князь Гвидон

2. «Пазлы»

- Соберите из пазлов картинку.    (команды выбирают конверты)

3. «Внимательный читатель»

- Ответьте на вопросы:

1. В каких насекомых превращался Гвидон?  (Комар – муха – шмель) 
2. Кого назвал Балда своим братцем?  
(Зайца)
3. Как звали старшего чёрта?  (Бес) 
4. Чем должен был платить поп Балде за работу?  
(Щелчками по своему лбу) 
5. Что любил есть Балда?  
(Полбу)
6. Что грызла белочка  (Золотые орешки с изумрудными ядрами) 
7. Кем доводился бесёнок Бесу?  
(Внуком) 
8. Какие животные помогли Балде выиграть соревнование по бегу?

      (Зайцы, сивая кобыла) 
9. Что стало с попом после 1-го, 2-го и 3-го щелчков?

      (После 1-го – прыгнул до потолка, после 2-го – лишился поп языка, после

      3-го - вышибло ум у старика) 
10.  У кого было приданое «7 торговых городов да 140 теремов»?

        (У молодой царевны)
11. Кто выезжал «дружною толпою» «погулять, серых уток пострелять»?

       (7 братьев-богатырей)
12. Кем хотела стать старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»7

         (столбовою дворянкой, вольною царевной, владычицей морскою) 
13. К каким природным силам обращался Елисей за помощью?

          (Солнце, месяц, ветер)
14. Что пробудило царевну ото сна? (Удар Елисея о гроб)

  1. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?  (За 3 года)
  2. В какой сказке царица умерла от радости?

На него она взглянула,

Тяжелёхонько вздохнула,

Восхищенья не снесла

И к обедне умерла.

          («Сказка о мертвой царевне и о семи  богатырях»)

  1. Какой величины родился ребенок у царицы из сказки о царе Салтане?
    («Сына бог им дал в аршин...»)
  2. Какими словами старик обращался к золотой рыбке?

(«Смилуйся, государыня рыбка»)

  1.   Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколко)
  2.  Какую песню исполняла белка-чудесница в «Сказке о царе Салтане»?

(«Во саду ли в огороде»)

21. Какое отчество у пушкинского князя Гвидона?    (Салтанович)

4. «Музыкальная мозаика»

- Послушайте отрывки из музыкальных произведений Римского-Корсакова, определите, образ какого героя сказок изобразил композитор.

      («Полет шмеля» - шмель

       «Три чуда» - белочка,

       «О золотом петушке» - петушок)

5. «Бюро находок»

- В сундуке лежат потерянные вещи героев сказок. Определите, кому принадлежат эти предметы.

(веретено, веревка, зеркальце, орешки, яблоко, кусок черного хлеба, черный платок, перышко белое, месяц, лапоть)

6. «Толковый словарь»

- Объясните значение устаревших слов, пользуясь толковым словарем.

1. И в светлицу входит царь,

    Стороны той государь.

2. Собери-ка с чертей оброк мне полный…

3. Дверь тихонько отворилась,

    И царевна очутилась

    В светлой горнице

4. На полати взобралась

    И тихонько улеглась…

5. Есть же мне давай варёною полбу.

6. На крыльце стоит его старуха

    В дорогой собольей душегрейке.

7. Театральный экспромт «Оживи сказочные строки»

- Распределите роли и покажите инсценировку отрывка сказки без репетиции

                                (реквизиты лежат в сундуке)
1. Три девицы под окном
   Пряли поздно вечерком.

    - Кабы я была царица…

    То на весь крещеный мир

    Приготовила б я пир.

    - Кабы я была царица,

    То на весь бы мир одна

    Наткала я полотна».

    - Кабы я была царица,

     Я б для батюшки царя

     Родила богатыря.

     Только вымолвить успела,
    Дверь тихонько заскрипела,
    И в светлицу входит царь.

2. Вот пошёл старик к синему морю;

Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:

- Чего тебе надобно, старче?

Ей с поклоном старик отвечает:

Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось.

Отвечает золотая рыбка:

Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто.

3. Пёс залаял, и девица
Видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса. «Постой,

Бабушка, постой немножко,

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу»…
Пёс ей под ноги и лает,
И к старухе не пускает…

«На ж, лови! – и хлеб летит.

Старушонка хлеб поймала;

«Благодарствую, - сказала.
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит.

8. «Кот ученый»

- Сочинить стихотворение по данным рифмам.

……. взморье,

……. Лукоморье,

……. краски,

……. сказки.

9. Физминутка

Изобразите:

- как «море слегка разыгралось»,

- «на море черная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют»,

- как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу в коршуна, спасая белую лебедь,

- изобразите царевну-лебедь – гордая осанка, красивая шея,

- Царевна-лебедь «крылами замахала, воду с шумом расплескала и обрызгала его»,

- «тут он в точку уменьшился, комаром оборотился, полетел и запищал»,

- «бедненький бес под кобылу подлез, понатужился, понапружился, приподнял кобылу»,

- «сел Балда на кобылу верхом да версту проскакал, так что пыль столбом».

- Сели за парты, расправили плечи, продолжим работу.

VIII. ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГА

  • Что объединяет сказки А.С.Пушкина? (волшебные чудеса, превращения). 
  • Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество). 
  • В чем же сила сказок Пушкина? (Добро побеждает зло). 

IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ  СЛОВО  УЧИТЕЛЯ

– Да, мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Богатое, удивительное наследство – свои сказки – оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор  о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Надеюсь, что добро, которое побеждает в сказках Пушкина, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.

- А как вы думаете, состарятся ли сказки А.С.Пушкина, выйдут ли из моды?

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!

Х. РЕФЛЕКСИЯ

  • Сегодня в нашей мастерской каждый из вас попробовал быть мастером: художником, поэтом, артистом.

- Вспомните, ребята, а что такое эпитеты?

- А какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?
- Как вы можете оценить работу нашей творческой мастерской?


- Завершая урок, я желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!»

Д/з:  написать мини-сочинение «Чем мне интересны сказки А.С.Пушкина?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по математике 6 класс коррекционной школы

Соревнование двух команд в знании математики....

Конспект внеклассного занятия "Интеллектуальный лабиринт" 9 класс

Интеллектуальный лабиринт. Цель проводимого мероприятия: 1. Развитие умений выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развитие умственных способностей.2. Воспитание устойчивого интере...

Открытое внеклассное занятие с учащимися 9 класса "Верность"

Разработка внеклассного занятия по нравственному воспитанию подойдет для работы воспитателей специальной (коррекционной) школы и для классных руководителей старших классов. Целью занятия является знак...

Внеклассное занятие с учащимися начальных классов "Будьте с огнем осторожны всегда"

Материал предназначен для учащихся начальной школы, главная цель которого научить детей предвидеть и предупреждать опасность, угрожающую жизни и здоровью, избегать её и, в условиях экстремальных и чре...

Красивые птицы. Внеклассное занятие по изо 1 класс

Разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству. Объёмная аппликация "Красивые птицы"...

Внеклассное заняти по ИЗО 1 класс ФГОС "Ажурное вырезание"

План- конспект внеклассного занятия по изобразительному искусству в 1 классе. Работа с бумагой "Ажурное вырезание"...