Урок "Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок - виртуальная экскурсия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
step.ppt | 2.96 МБ |
urok_n.v.gogol_taras_bulba.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Черт вас возьми, степи, как вы хороши!
Предварительный просмотр:
Урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе
Тема «Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи».
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения Запорожской Сечи, с нравами и обычаями казачества, изображенными в произведении Н.В. Гоголя.
Задачи:
1. Обучающая: обучение выразительному чтению текста, умению работать в группе, с толковым словарем, со слайдами, текстом произведения.
2. Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи, умения анализировать произведение и работать с цитатами.
3. Воспитательная: воспитание чувства патриотизма.
Оборудование:
- иллюстрации к повести «Тарас Бульба»;
- репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;
- толковые словари С.И.Ожегова и В.И.Даля;
- мультимедийное оборудование;
- презентации;
- фрагмент фильма «Тарас Бульба», 2009г. реж. В.Бортко;
- раздаточный материал.
Образовательные технологии: информационно-коммуникационные,
личностно-ориентированного обучения.
Ход урока.
(На доске эпиграф с пропущенными словами, тема не записана)
«Так вот она, Сечь!
Вот то гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну! Н.В.Гоголь
- Организационный момент.
II. Основная часть.
1) Работа в тетради.
- Сегодня мы продолжаем анализировать повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Прочитайте эпиграф к уроку. Вам нужно восстановить авторский текст. Тема нашего урока еще неизвестна. Пропустите для ее записи строку и запишите эпиграф.
(Проверка)
2) Слово учителя. Выяснение темы урока, постановка цели.
- Прочитав эпиграф, вы можете определить тему урока? (запись темы)
- Какие цели мы поставим перед собой соответственно этой теме?
- В процессе урока мы проанализируем слова эпиграфа.
3)Актуализация знаний на основе изученного:
- Вспомним, какие главные события произошли с героями в 1 главе повести.
- Почему старый Тарас отправляет своих сыновей в Запорожье?
- Можно ли сказать, что решается судьба Остапа и Андрия, когда они отправляются в Запорожскую Сечь?
4) Анализ образа степи
- Итак, прежде чем попасть в Запорожскую Сечь, Тарас Бульба и его сыновья проделали долгий путь.
- Сколько времени они были в пути?
- Где проходил их основной путь?
(читает учитель)
«А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями».
- Презентация «Образ степи»
1-й ученик читает выразительно отрывок «Степь чем далее, тем становилась… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..»
2-й ученик – отрывок «Вечером вся степь совершенно переменялась… и, как серебро, отдавался в воздухе»
3-й ученик – отрывок «На них прямо глядели ночные звезды… платки летели по темному небу»
- Какие художественные средства использует писатель для создания образа степи?
(Метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения) – ученики приводят примеры.
- Гоголь создает удивительную по яркости картину, передающую всё многоцветие степи, разноголосие, ароматы.
- Как вы думаете, почему, предваряя рассказ о Запорожской Сечи, автор вводит красивый пейзаж – образ степи?
- Степь – это символ свободы, безграничности пространства, раздолья. Она связывает дом Тараса и Запорожскую Сечь. Описание степи подготавливает нас к встрече с запорожцами – вольными и гордыми людьми. Степные просторы накладывали отпечаток на образ жизни и характеры казаков.
5)Из истории возникновения Запорожской Сечи
- Прежде чем попасть в Запорожскую Сечь с героями, мы совершим экскурсию в прошлое.
Виртуальная экскурсия в национальный музей запорожского казачества о.Хортица. (видеофрагмент) https://www.youtube.com/watch?v=cNTLmRbuKwo
6) Анализ образа Запорожской Сечи в повести Гоголя и экранизации В.Бортко
- «Через три дни после этого они были уже недалеко от места, служившего предметом их поездки. В воздухе вдруг захолодело; они почувствовали близость Днепра».
- Демонстрация отрывка из фильма «Тарас Бульба»: «Так вот она, Сечь!..»
- Каков же образ Сечи в повести Гоголя?
Обратимся к тексту и поработаем в группах.
- Работа в группах.
1 группа – работа с толковыми словарями.
Выяснить значение слов, встретившихся в тексте повести, и записать в тетрадь.
Казак, курень, атаман, гетман, кошевой, брань.
2 группа – анализ отрывка из 2 главы.
«… все вместе въехали в предместье, находившееся за полверсты от Сечи.
…которое было похоже на ярмарку и которое одевало и кормило Сечь».
Аналитическая беседа.
- Какими предстают казаки перед Тарасом и его сыновьями, когда они въезжают в Запорожскую Сечь?
- Обычные ли это люди? О чем говорит этот стук в двадцати пяти кузницах? Эти
дюжие руки? С кем их можно сравнить?
3 группа – анализ отрывков из 2 и 3 глав
«…Наконец они миновали предместие и увидели несколько разбросанных куреней…
По смуглым лицам видно было, что все они были закалены в битвах, испробовали всяких невзгод».
«…Сечь состояла из шести-десяти с лишком куреней …
… ему отдавали деньги под сохран.»
Аналитическая беседа
- Расскажите, что представляла из себя Запорожская Сечь?
- По каким законам живут казаки, каковы их нравы и обычаи?
4 группа – анализ отрывка из 3 главы
«…Все занимало их … и все представлялся этот заживо засыпанный человек вместе с ужасным гробом…»
Аналитическая беседа.
- Какими же были наказания за проступки запорожцев?
- О каких качествах казаков говорят эти наказания?
- Считаете ли вы их жестокими? Почему?
- Приемлемы ли такие наказания сейчас? Почему?
5 группа – анализ отрывка из 4 главы
«…Теперь уже все хотели в поход … Все тут же опоясывалось и вооружалось.
… Вся Сечь отрезвилась, …
…пусть же тебя хранит бог от всякого несчастья!…»
Аналитическая беседа
- Как преобразуется Сечь, готовясь к походу на поляков? Какие перемены вы можете отметить?
- А что же объединяет запорожцев?
7) Образ запорожцев в живописи
- Не только Гоголя, но и других писателей, а также историков и даже художников интересовала Запорожская Сечь.
Перед вами картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» художника Ильи Ефимовича Репина.
Виртуальная экскурсия в картинную галерею (видеофрагмент)
https://www.youtube.com/watch?v=UV2CNSGilVE
III.Заключение
- Итак, запорожцы, отправляясь на войну, оставляли свое «гнездо».
- Вернемся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете?
- Как вы думаете, почему автор называет Сечь гнездом, а казаков сравнивает с птицами, вылетающими из гнезда?
IV.Рефлексия
Сделаем вывод:
- Какая же она, Запорожская Сечь?
Запишите в тетрадь синквейн.
Выставление оценок.
V. Домашнее задание: чтение и анализ 5-8 глав по теме «Запорожцы в бою».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Сечи. Повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".
Пояснительная записка к домашнему заданию по литературе в 7 классе. Данное домашнее задание входит в комплекс заданий по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе.Цели:1. Образо...
Урок литературы в 7 классе по теме «Запорожская Сечь» на страницах повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
конспект и презентация...
слайдовое сопровождение к уроку "Законы Запорожской Сечи"( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")
Данные слайды можно использовать в качестве дополнительного материала при работе с текстом повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"...
Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"
Технологическая карта урока литературы. Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...
Конспект урока с презентацией по литературе на тему "Нравы и обычаи Запорожской сечи" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Цель урока познакомить учащихся с Запорожской Сечью, ее историей и обычаями....
Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба""
Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"".Данная технологическая карта позволяет провести урок литератур...