Урок "Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Каменная Ольга Александровна

Урок - виртуальная экскурсия

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon step.ppt2.96 МБ
Microsoft Office document icon urok_n.v.gogol_taras_bulba.doc56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…

Слайд 10

Черт вас возьми, степи, как вы хороши!



Предварительный просмотр:

Урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе

Тема «Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи».

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения Запорожской Сечи, с нравами и обычаями казачества, изображенными в произведении Н.В. Гоголя.

Задачи:

1. Обучающая: обучение выразительному чтению текста, умению работать в группе, с толковым словарем, со слайдами, текстом произведения.

2. Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи, умения анализировать произведение и работать с цитатами.

3. Воспитательная: воспитание чувства патриотизма.

Оборудование:

  • иллюстрации к повести «Тарас Бульба»;
  • репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;
  • толковые словари С.И.Ожегова и В.И.Даля;
  • мультимедийное оборудование;
  • презентации;
  • фрагмент фильма «Тарас Бульба», 2009г. реж. В.Бортко;
  • раздаточный материал.

Образовательные технологии: информационно-коммуникационные,

                                                         личностно-ориентированного обучения.

Ход урока.

(На доске эпиграф с пропущенными словами, тема не записана)

«Так вот она, Сечь!

Вот то гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!                                              Н.В.Гоголь

  1. Организационный момент.

II. Основная часть.

1) Работа в тетради.

- Сегодня мы продолжаем анализировать повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Прочитайте эпиграф к уроку.  Вам нужно восстановить авторский текст. Тема нашего урока еще неизвестна. Пропустите для ее записи строку и запишите эпиграф.

(Проверка)

2) Слово учителя. Выяснение темы урока, постановка цели.

- Прочитав эпиграф, вы можете определить тему урока?    (запись темы)

- Какие цели мы поставим перед собой соответственно этой теме?

- В процессе урока мы проанализируем слова эпиграфа.

3)Актуализация знаний на основе изученного:

- Вспомним, какие главные события произошли с героями в 1 главе повести.

- Почему старый Тарас отправляет своих сыновей в Запорожье?

- Можно ли сказать, что решается судьба Остапа и Андрия, когда они отправляются в Запорожскую Сечь?

4) Анализ образа степи

- Итак, прежде чем попасть в Запорожскую Сечь, Тарас Бульба и его сыновья проделали долгий путь.

- Сколько времени они были в пути?

- Где проходил их основной путь?

(читает учитель)

«А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями».

   

  • Презентация «Образ степи»

1-й ученик читает выразительно отрывок «Степь чем далее, тем становилась… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..»

2-й ученик – отрывок «Вечером вся степь совершенно переменялась…  и, как серебро, отдавался в воздухе»

3-й ученик – отрывок «На них прямо глядели ночные звезды…  платки летели по темному небу»

- Какие художественные средства использует  писатель для создания образа степи?

(Метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения) – ученики приводят примеры.

- Гоголь создает удивительную по яркости картину, передающую всё многоцветие степи, разноголосие, ароматы.

- Как вы думаете, почему, предваряя рассказ о Запорожской Сечи, автор вводит красивый пейзаж – образ степи?

- Степь – это символ свободы, безграничности пространства, раздолья. Она связывает дом Тараса и Запорожскую Сечь. Описание степи подготавливает нас к встрече с запорожцами – вольными и гордыми людьми. Степные просторы накладывали отпечаток на образ жизни и характеры казаков.

5)Из истории возникновения Запорожской Сечи

- Прежде чем попасть в Запорожскую Сечь с героями, мы совершим экскурсию в прошлое.

Виртуальная экскурсия в национальный музей запорожского  казачества о.Хортица. (видеофрагмент)  https://www.youtube.com/watch?v=cNTLmRbuKwo

6) Анализ образа Запорожской Сечи в повести Гоголя и экранизации В.Бортко

- «Через три дни после этого они были уже недалеко от места, служившего предметом их поездки. В воздухе вдруг захолодело; они почувствовали близость Днепра».

  • Демонстрация отрывка из фильма «Тарас Бульба»: «Так вот она, Сечь!..»

- Каков же образ Сечи в повести Гоголя?

Обратимся к тексту и поработаем в группах.

  • Работа в группах.

1 группа – работа с толковыми словарями.

Выяснить значение слов, встретившихся в тексте повести, и записать в тетрадь.

Казак, курень, атаман, гетман, кошевой, брань.

2 группа – анализ отрывка из 2 главы.

 «… все вместе въехали в предместье, находившееся за полверсты от Сечи.  

…которое было похоже на ярмарку и которое одевало и кормило Сечь».

Аналитическая беседа.

- Какими предстают казаки перед Тарасом и его сыновьями, когда они въезжают в Запорожскую Сечь?

- Обычные ли это люди? О чем говорит этот стук в двадцати пяти кузницах? Эти

дюжие руки? С кем их можно сравнить?

 3 группа – анализ отрывков из 2 и 3 глав

 «…Наконец они миновали предместие и увидели несколько разбросанных куреней…

 По смуглым лицам видно было, что все они были закалены в битвах, испробовали всяких невзгод». 

 «…Сечь состояла из шести-десяти с лишком куреней …

… ему отдавали деньги под сохран.»

Аналитическая беседа

- Расскажите, что представляла из себя Запорожская Сечь?

- По каким законам живут казаки, каковы их нравы и обычаи?

4 группа – анализ отрывка из 3 главы

 «…Все занимало их … и все представлялся этот заживо засыпанный человек вместе с ужасным гробом…»

Аналитическая беседа.

- Какими же были наказания за проступки запорожцев?

- О каких качествах казаков говорят эти наказания?

- Считаете ли вы их жестокими? Почему?

- Приемлемы ли такие наказания сейчас? Почему?

5 группа – анализ отрывка из 4 главы 

«…Теперь уже все хотели в поход … Все тут же опоясывалось и вооружалось.

… Вся Сечь отрезвилась, …

…пусть же тебя хранит бог от всякого несчастья!…»

Аналитическая беседа

- Как преобразуется Сечь, готовясь к походу на поляков? Какие перемены вы можете отметить?

- А что же объединяет запорожцев?

7) Образ запорожцев в живописи

- Не только Гоголя, но и других писателей, а также историков и даже художников интересовала Запорожская Сечь.

Перед вами картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» художника Ильи Ефимовича Репина.

Виртуальная экскурсия в картинную галерею (видеофрагмент)

https://www.youtube.com/watch?v=UV2CNSGilVE

III.Заключение

- Итак, запорожцы, отправляясь на войну, оставляли свое «гнездо».

- Вернемся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете?

- Как вы думаете, почему автор называет Сечь гнездом, а казаков сравнивает с птицами, вылетающими из гнезда?

IV.Рефлексия

Сделаем вывод:

- Какая же она, Запорожская Сечь?

Запишите в тетрадь синквейн.

Выставление оценок.

V. Домашнее задание: чтение и анализ 5-8 глав по теме «Запорожцы в бою».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Сечи. Повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".

Пояснительная записка к домашнему заданию по литературе в 7 классе.  Данное домашнее задание входит в комплекс заданий по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе.Цели:1. Образо...

слайдовое сопровождение к уроку "Законы Запорожской Сечи"( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")

Данные слайды можно использовать в качестве дополнительного материала при работе с текстом повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"...

Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"

Технологическая карта урока литературы.  Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба""

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"".Данная технологическая карта позволяет провести урок литератур...