«Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи»
материал по литературе (7 класс) на тему

Макашова Лариса Валентиновна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок70 КБ
Файл Презентация1.59 МБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока: «Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи».

Цели урока:    

 - познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба», дать исторический комментарий;

- раскрыть мастерство Н. В. Гоголя в изображении природы;

 - формировать умение анализировать пейзаж, видеть изобразительно- художественные средства;

-развивать умение давать оценку литературным явлениям;

- развивать творческие способности;

- воспитывать любовь к природе, развивать интерес к истории, культурным традициям наших предков, прививать любовь к разным видам искусства, донести до учеников мечту Гоголя о справедливом, вольном обществе.

Задачи:

1.  Обучающая: обучение выразительному чтению текста, умению работать в группе, с толковым словарем, со слайдами, текстом произведения.

2.  Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи, умения анализировать произведение и работать с цитатами.

3.  Воспитательная: воспитание в детях патриотизма, любви к своей Родине.

Оборудование:

  1. Иллюстрации к повести «Тарас Бульба»
  2. Репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
  3. Толковый словарь С.И.Ожегова и «Словарь В.И.Даля».
  4. Аппаратура для показа слайдов

Ход урока.

  Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину.

Н.В.Гоголь.

 Вступительное слово учителя

- Сегодня  на уроке мы познакомимся с историей возникновения Запорожской Сечи, узнаем о нравах и обычаях запорожских казаков; постараемся понять, почему Н.В.Гоголь относился к Сечи восторженно.    

Звучит фонограмма народной песни «Ах ты, степь широкая…».Ученица читает наизусть отрывок из повести «Тарас Бульба» ( со слов «Степь чем далее, тем становилась… до «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..» )

А.П.Чехов , вспоминая повесть «Тарас Бульба», назвал Гоголя «царем степи». Подумаем и позже ответим, чем писатель заслужил такую высокую оценку?

Беседа по вопросам:

- Как описывает Гоголь степь, с чем сравнивает, какие эпитеты подбирает?

(Зеленая,  девственная пустыня;  зелено-золотой океан. )

- Что подчеркивается словами «пустыня», «океан»?

(Огромные, неизмеримые пространства . Широта, безграничность пространства, есть, где разгуляться, почувствовать раздолье).).

-Кроме зеленого, есть ли другие цвета в описании степи?

(Да).

- Найдем предложение, в котором говорится об этом.

(«Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов»).

-Какие художественные средства используются здесь писателем?

(Метафора, гипербола)

- Николая Васильевича можно назвать мастером в передаче цвета, мастером, который создает удивительную по яркости картину, передающую всё многоцветие степи. Какие цвета встречаются в описание степи?

(Голубой, синий, лиловый, желтый, белый)

- А какие звуки можно услышать в степи?

(Птичьи свисты, крик гусей, взмах крыльев)

-Чувствуем ли мы в этом описании отношение автора к степи, в каких строчках?

(Чувствуем любование, восхищение писателя).

 - С какими событиями (по сюжету) связаны описание степи  ?

(Прибытие героев в Запорожскую Сечь).

- Что можно сказать о роли пейзажа в повести Гоголя?

Учитель

- Конечно, степные просторы накладывали отпечаток на образ жизни казачества, характеры казаков. Не случайно «вольная степь», широко разлившаяся река предваряют описание казачьей вольницы. Организация, объединившая украинское вольное казачество, появилось в конце 16 века и была названа Запорожской Сечью.  Не только Гоголя, но и других писателей, а также историков, даже художников интересовала Запорожская Сечь. Сегодня мы тоже познакомимся с этим необычным сообществом казаков.  

 Сначала послушайте сообщение «Из истории Запорожской Сечи»,  а потом ответьте на вопрос :  «Что  вас заинтересовало в рассказе о Запорожской Сечи»?

Сообщение ученика.

Слайды №2- 6

 

Учитель:

Это был исторический комментарий. Каков же образ Сечи в повести Гоголя? Снова обратимся к тексту.

 Работа в группах (5 минут).

1 группа – работает со словарями. Объяснить значение слов и написать на доске.

Атаман – предводитель войска

Брань – битва, сражение

Гетман – главнокомандующий казацким войском

Курень – шалаш, подразделение войска

Кошевой – предводитель стана

Казак – вольный поселенец

Рада- военный совет

2 группа – работает с текстом 2-3 главы.  Главные герои Запорожской Сечи.  Ответить на вопросы, используя текст, привести цитаты, выразительно зачитать их.

Что представляла из себя Сечь, когда наши герои подъезжали к ней?

  1. Занятия запорожцев, их внешность, одежда.
  2.  Перед глазами прибывших опять интересная картина: залихватский танец, в котором участвуют и старые, и молодые казаки  (анализ эпизода) Слайд
  3.  Физкультминутка.

Упражнения выполняются под музыку украинского народного танца «Гопак».

  1. Как Остап и Андрий влились в новую жизнь?
  2. Почему Тарасу не нравилась праздная жизнь?

3 группа  -  работает с текстом 3 главы. Законы Запорожской Сечи.

  1. Выразительное чтение эпизода «Нравы и обычаи  Сечи». Слайд
  2. Прокомментируйте их.

  1. Считаете ли вы их жестокими? Почему? Аргументируйте свой ответ.
  2. Приемлемы ли они сейчас? Почему?

Учитель:

Посмотрим,  какими увидел запорожцев русский художник 19 века И.Е.Репин.    Слайд: репродукция картины. Очень долго Репин размышлял над композицией картины и решил, что почти все пространство будут занимать казаки, окружившие писаря, чтобы зритель мог увидеть все Запорожскую  Сечь и в то же время разглядеть лица отдельных казаков. Что за письмо пишут казаки, почему они так веселятся?

 

1) Кто из персонажей напоминает вам героев повести?

2) Как вы думаете, есть ли что-то общее в представлениях Репина и Гоголя о запорожцах?

- Почему старый Тарас отправляет своих сыновей в Запорожье? (Он считает Запорожье школой возмужания.)

 Вывод по уроку.

Письменно ответить на вопрос:  Какая же она, Запорожская  Сечь? Чему она нас учит? (5-7 предложений с цитатами). Чтение и обсуждение  письменных ответов.

Домашнее задание.

 Чтение и пересказ 4-5 глав. Письменно в тетради: «Письмо турецкому султану» (от 1 лица).

Оценки за урок. Заключительное слово учителя.

 

 

 

 

 

-

 

 

 

  .  

-  

 

  -

 

 

 

Методы: 1) диалогический,

 2) объяснительно-иллюстративный,

 3) эвристический,

 4) частично-поисковый.

Оборудование: фонограммы народной песни «Ах ты, степь широкая…» и украинских

 народных танцев, раздаточный материал с фрагментом повести «Тарас

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание, выставление оценок.

1. Ответить на вопрос: «Что меня привлекает в жизни Запорожской Сечи и что отталкивает»?

 2. Записать несколько предложений, ответив на вопрос: что вам больше всего запомнилось из услышанного на уроке.

 3. Придумать, нарисовать или описать герб Запорожской Сечи.

Урок про литературе: "Запорожская Сечь" на страницах повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Бесчастная Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы

Цели урока:

познакомить с исторической эпохой в художественном произведении;

проверить знание учащимися текста произведения;

развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать произведение.

Оборудование:

иллюстрации учащихся;

репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;

толковый словарь С.И.Ожегова.

Словарная работа:

Закон

Брань

I. Ход урока:

Сегодняшний урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожская Сечь на страницах повести». Какая она, Запорожская Сечь, и каковы её законы (правила)? На этот вопрос необходимо найти ответ. Сначала поработаем с записью на доске. Предлагаю вам восстановить текст, который поможет нам выяснить, что является самым дорогим в жизни запорожских казаков.

«Ваша нежба – чистое … (поле) да добрый … (конь).

 Сабля – вот ваша …. ( матерь) !

 (Запорожье) …. – вот где наука, так наука!

 Там вам школа».

Беседа:

- Кому из героев принадлежат эти слова? (Тарасу Бульбе)

- Можем ли мы считать, что Тарас Бульба – воин? (да; сабля, конь, поле).

- А кто может так утверждать, что Запорожская Сечь – школа? ( тот, кто сам прошел в эту школу).

- А что значит школа ?

Знакомство с Запорожской Сечью начинается задолго до появления в ней Тараса Бульбы с сыновьями.

Обратимся к началу 1 главы.

- Вспомните, о ком Тарас Бульба сначала сказал «экий ты смешной какой», а потом – «добрый будет козак»? ( о сыне Остапе ).

- Меняется мнение Тараса Бульбы об Остапе, и если да, почему?(меняется, так как увидел в своем сыне воина, казака. Это важно было Тарасу ).

II. Работа с текстом.

Начинаем работу с текстом.

Зачитаем из 1 гл. от слов «чтоб я стал гречкосеем …» до слов «я так поеду с вами на Запорожье»

- С каким чуством произносит Тарас «Я козак!»? А чем же он гордится?

- А как автор оценивает поведение в этот момент – какие здесь оценки: прямые, косвенные?

- Как вы объясните словосочетание «бранная тревога»? (по словарю С.И.Ожегова – брань – битва, война).

Вспомните текст: жена видела мужа 2-3 дня в год, а потом несколько лет не было о нем слуха.

- Где же проходила жизнь казаков? (в походах и битвах)

Сделаем вывод. Кто наши казаки? Что для них главное?

Казаки – воины. Главное для них: «чистое поле, добрый конь, матерь-сабля».(обращение к началу урока, к записи на доске)

Продолжаем работать с текстом.

1) Как же откликнулись друзья на решение Тараса поехать в Сечь? (одобрительно).

 2) Решение Тараса друзья оценили, как «доброе дело».

 3) Как вы это понимаете это словосочетание ( доброе – надо понимать как нравственное)

 4) Что значит для героев Гоголя, для нас читателей «доброе дело»?

III. Сейчас я вам предлагаю решить кроссворд

(коллективная работа)

Он поможет вам представить, где располагалась Сечь.

Вопросы:

1. Как называлась речка, впадавшая в Днепр? (Татарка)

 2. Сколько дней были в пути Тарас и его спутники, направляясь в Сечь? (три дня)

 3. Как назывался остров, где располагалась Сечь? (Хортица)

Вот теперь экскурсоводы познакомят вас с историей Запорожской Сечи.

Экскурсия по воображаемому музею «История Запорожской Сечи»

Оформление музея:

иллюстрация - общий вид Запорожской Сечи;

оружие запорожцев – запорожские пушки, мортиры и ядра, сабля, пороховница, нагайка.

отличительные знаки, атрибуты запорожского войска.

репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Содержание сообщения экскурсоводов:

1 – й:

Приглашаем в наш музей. Мы поможем вам представить историческую эпоху 15 -17 веков. В это время на Украине шло освободительное движение против польской шляхты, турков и татарских полчищ. Со всеми ними вело борьбу украинское казачество.

2 – й:

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили на южных границах Московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь.

1 – й:

Называлась она так потому, что располагалась за трудно проходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).

2 – й:

Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.

Сечь состояла из шести – десяти куреней (селения), которые были похожие на отдельные, независимые республики.

1 – й:

Рассмотрим репродукцию картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями:

обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц. Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре - кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.

какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек - наделенный силой и властью?

какие ещё фигуры привлекают ваше внимание?

кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?

о чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?

как художник относится к казакам? (И.Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны её границ от хищных и жестоких набегов)

Учитель: я думаю, что рассказ экскурсоводов и репродукция картины И.Репина помогут вам представить и Запорожскую Сечь и могучих запорожцев.

V. Продолжение работы с текстом.

- А что же происходит с героями повести? Мы опять возвращаемся к тексту и понаблюдаем за происходящим.

1) Что же увидели Тарас и его сыновья, подъезжая к Запорожской Сечи? (Кузницы; запорожца; тесные улочки)

 2) Чтение текста от слов « Первый, кто попался им …» до слов «умевшую только гулять да палить …»

- Как автор охарактеризовал увиденное героями? Почему? («Довольно смелая картина»)

Автор здесь не только высказывает свое мнение, но и характеризует качество.

- Отметьте в тексте, что помогает представить казака? (Запорожец – лев, гордо закинутый чуб, шаровары алого сукна запачканные дегтем = гордые, сильные, презирающие роскошь)

3) Чтение текста от слов «Наконец они минули предместье …» до слов «пустился бы право, пустился сам бы в танец!»

- Найдите и прочитайте слова автора, обращенные к Сечи и запорожцам. ( Так вот она, Сечь!...)

- А почему Сечь – это гнездо?

(Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах)

- Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства. Докажите.

- Почему, несмотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?

- Как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?

- Почему казаки подержали Тараса?

- Как вы понимаете словосочетание «бранное дело» ?

- Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?

- Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)

Вывод: Какая же она, Запорожская Сечь?

(Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры.)

VI. Проверка на внимательность. Работает весь класс.

Работа с карточками. Восстановите авторский текст и ответьте на вопрос, как автор относится к Запорожской Сечи и её обитателям?

Авторский текст: «Вот то …..(гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие, как ….(львы)! Вот откуда разливается ….(воля) и казачество на всю Украину!»

VII. Домашнее задание.

Прочитать главы 5 – 8 и подготовиться к устному рассказу на тему «запорожцы в бою».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Запорожская Сечь: её нравы и обычаи. Презентация учителя МБОУ БГО СОШ №3 Макашовой Л.В.

Слайд 2

«Вот то гнездо, откуда вылетают все те грозные и крепкие, как львы…» Художник А.Герасимов

Слайд 3

«Сечь» - засека, завал из деревьев, который служил в качестве укрепления. От названия такого укрепления произошло название центра организации украинских казаков: Запорожская Сечь.

Слайд 4

До 1654 года Сечь была казачьей «республикой»: главные вопросы решала сечевая рада. Сечь возглавлялась кошевым атаманом и делились на курени( войсковое подразделение и его жилое помещение). В разные времена насчитывалось до 38 куреней.

Слайд 5

бритьё голов ношение: шаровар широких цветных поясов, сафьяновых с острыми носками сапог высоких остроконечных шапок, суконных кафтанов Обычаи

Слайд 6

Заповеди: будь честен и справедлив, смел и храбр, отважен и вынослив, метко стреляй и яростно руби саблей, не знай пощады врагу; будь верен товариществу, береги казацкую честь, больше всего на свете люби мать – Отчизну.

Слайд 7

«…запорожец, как лев, растянулся на дороге…» Художник А.Герасимов

Слайд 8

«Это было какое-то беспрерывное пиршество…» Художник В.Васнецов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Быт и нравы Запорожской Сечи", 6 класс

Данный конспект состоит из обучающих целей, методов и приёмов, типа урока. Ход урока представлен вопросами для обсуждения и эпизодов для комментированного чтения учащимися....

Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"

Технологическая карта урока литературы.  Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...

Урок литературы в 7 классе Н.В.Гоголь "Запорожская Сечь, ее обычаи и нравы..."

Урок интересен тем учителям, кто прошел уровневые курсы. Краткосрочное планирование разработано с использованием семи модулей с применением групповой формы работы....

Н.В. Гоголь. Быт и нравы «Запорожской Сечи

quot;Запорожская Сечь" на страницах повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба»(Быт и нравы «Запорожской Сечи»)урок литературы в 7 классе...