«Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи»
материал по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи».
Цели урока:
- познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба», дать исторический комментарий;
- раскрыть мастерство Н. В. Гоголя в изображении природы;
- формировать умение анализировать пейзаж, видеть изобразительно- художественные средства;
-развивать умение давать оценку литературным явлениям;
- развивать творческие способности;
- воспитывать любовь к природе, развивать интерес к истории, культурным традициям наших предков, прививать любовь к разным видам искусства, донести до учеников мечту Гоголя о справедливом, вольном обществе.
Задачи:
1. Обучающая: обучение выразительному чтению текста, умению работать в группе, с толковым словарем, со слайдами, текстом произведения.
2. Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи, умения анализировать произведение и работать с цитатами.
3. Воспитательная: воспитание в детях патриотизма, любви к своей Родине.
Оборудование:
- Иллюстрации к повести «Тарас Бульба»
- Репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
- Толковый словарь С.И.Ожегова и «Словарь В.И.Даля».
- Аппаратура для показа слайдов
Ход урока.
Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину.
Н.В.Гоголь.
Вступительное слово учителя
- Сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения Запорожской Сечи, узнаем о нравах и обычаях запорожских казаков; постараемся понять, почему Н.В.Гоголь относился к Сечи восторженно.
Звучит фонограмма народной песни «Ах ты, степь широкая…».Ученица читает наизусть отрывок из повести «Тарас Бульба» ( со слов «Степь чем далее, тем становилась… до «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..» )
А.П.Чехов , вспоминая повесть «Тарас Бульба», назвал Гоголя «царем степи». Подумаем и позже ответим, чем писатель заслужил такую высокую оценку?
Беседа по вопросам:
- Как описывает Гоголь степь, с чем сравнивает, какие эпитеты подбирает?
(Зеленая, девственная пустыня; зелено-золотой океан. )
- Что подчеркивается словами «пустыня», «океан»?
(Огромные, неизмеримые пространства . Широта, безграничность пространства, есть, где разгуляться, почувствовать раздолье).).
-Кроме зеленого, есть ли другие цвета в описании степи?
(Да).
- Найдем предложение, в котором говорится об этом.
(«Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов»).
-Какие художественные средства используются здесь писателем?
(Метафора, гипербола)
- Николая Васильевича можно назвать мастером в передаче цвета, мастером, который создает удивительную по яркости картину, передающую всё многоцветие степи. Какие цвета встречаются в описание степи?
(Голубой, синий, лиловый, желтый, белый)
- А какие звуки можно услышать в степи?
(Птичьи свисты, крик гусей, взмах крыльев)
-Чувствуем ли мы в этом описании отношение автора к степи, в каких строчках?
(Чувствуем любование, восхищение писателя).
- С какими событиями (по сюжету) связаны описание степи ?
(Прибытие героев в Запорожскую Сечь).
- Что можно сказать о роли пейзажа в повести Гоголя?
Учитель
- Конечно, степные просторы накладывали отпечаток на образ жизни казачества, характеры казаков. Не случайно «вольная степь», широко разлившаяся река предваряют описание казачьей вольницы. Организация, объединившая украинское вольное казачество, появилось в конце 16 века и была названа Запорожской Сечью. Не только Гоголя, но и других писателей, а также историков, даже художников интересовала Запорожская Сечь. Сегодня мы тоже познакомимся с этим необычным сообществом казаков.
Сначала послушайте сообщение «Из истории Запорожской Сечи», а потом ответьте на вопрос : «Что вас заинтересовало в рассказе о Запорожской Сечи»?
Сообщение ученика.
Слайды №2- 6
Учитель:
Это был исторический комментарий. Каков же образ Сечи в повести Гоголя? Снова обратимся к тексту.
Работа в группах (5 минут).
1 группа – работает со словарями. Объяснить значение слов и написать на доске.
Атаман – предводитель войска
Брань – битва, сражение
Гетман – главнокомандующий казацким войском
Курень – шалаш, подразделение войска
Кошевой – предводитель стана
Казак – вольный поселенец
Рада- военный совет
2 группа – работает с текстом 2-3 главы. Главные герои Запорожской Сечи. Ответить на вопросы, используя текст, привести цитаты, выразительно зачитать их.
Что представляла из себя Сечь, когда наши герои подъезжали к ней?
- Занятия запорожцев, их внешность, одежда.
- Перед глазами прибывших опять интересная картина: залихватский танец, в котором участвуют и старые, и молодые казаки (анализ эпизода) Слайд
- Физкультминутка.
Упражнения выполняются под музыку украинского народного танца «Гопак».
- Как Остап и Андрий влились в новую жизнь?
- Почему Тарасу не нравилась праздная жизнь?
3 группа - работает с текстом 3 главы. Законы Запорожской Сечи.
- Выразительное чтение эпизода «Нравы и обычаи Сечи». Слайд
- Прокомментируйте их.
- Считаете ли вы их жестокими? Почему? Аргументируйте свой ответ.
- Приемлемы ли они сейчас? Почему?
Учитель:
Посмотрим, какими увидел запорожцев русский художник 19 века И.Е.Репин. Слайд: репродукция картины. Очень долго Репин размышлял над композицией картины и решил, что почти все пространство будут занимать казаки, окружившие писаря, чтобы зритель мог увидеть все Запорожскую Сечь и в то же время разглядеть лица отдельных казаков. Что за письмо пишут казаки, почему они так веселятся?
1) Кто из персонажей напоминает вам героев повести?
2) Как вы думаете, есть ли что-то общее в представлениях Репина и Гоголя о запорожцах?
- Почему старый Тарас отправляет своих сыновей в Запорожье? (Он считает Запорожье школой возмужания.)
Вывод по уроку.
Письменно ответить на вопрос: Какая же она, Запорожская Сечь? Чему она нас учит? (5-7 предложений с цитатами). Чтение и обсуждение письменных ответов.
Домашнее задание.
Чтение и пересказ 4-5 глав. Письменно в тетради: «Письмо турецкому султану» (от 1 лица).
Оценки за урок. Заключительное слово учителя.
-
.
-
-
Методы: 1) диалогический,
2) объяснительно-иллюстративный,
3) эвристический,
4) частично-поисковый.
Оборудование: фонограммы народной песни «Ах ты, степь широкая…» и украинских
народных танцев, раздаточный материал с фрагментом повести «Тарас
V. Домашнее задание, выставление оценок.
1. Ответить на вопрос: «Что меня привлекает в жизни Запорожской Сечи и что отталкивает»?
2. Записать несколько предложений, ответив на вопрос: что вам больше всего запомнилось из услышанного на уроке.
3. Придумать, нарисовать или описать герб Запорожской Сечи.
Урок про литературе: "Запорожская Сечь" на страницах повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Бесчастная Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Цели урока:
познакомить с исторической эпохой в художественном произведении;
проверить знание учащимися текста произведения;
развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать произведение.
Оборудование:
иллюстрации учащихся;
репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;
толковый словарь С.И.Ожегова.
Словарная работа:
Закон
Брань
I. Ход урока:
Сегодняшний урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожская Сечь на страницах повести». Какая она, Запорожская Сечь, и каковы её законы (правила)? На этот вопрос необходимо найти ответ. Сначала поработаем с записью на доске. Предлагаю вам восстановить текст, который поможет нам выяснить, что является самым дорогим в жизни запорожских казаков.
«Ваша нежба – чистое … (поле) да добрый … (конь).
Сабля – вот ваша …. ( матерь) !
(Запорожье) …. – вот где наука, так наука!
Там вам школа».
Беседа:
- Кому из героев принадлежат эти слова? (Тарасу Бульбе)
- Можем ли мы считать, что Тарас Бульба – воин? (да; сабля, конь, поле).
- А кто может так утверждать, что Запорожская Сечь – школа? ( тот, кто сам прошел в эту школу).
- А что значит школа ?
Знакомство с Запорожской Сечью начинается задолго до появления в ней Тараса Бульбы с сыновьями.
Обратимся к началу 1 главы.
- Вспомните, о ком Тарас Бульба сначала сказал «экий ты смешной какой», а потом – «добрый будет козак»? ( о сыне Остапе ).
- Меняется мнение Тараса Бульбы об Остапе, и если да, почему?(меняется, так как увидел в своем сыне воина, казака. Это важно было Тарасу ).
II. Работа с текстом.
Начинаем работу с текстом.
Зачитаем из 1 гл. от слов «чтоб я стал гречкосеем …» до слов «я так поеду с вами на Запорожье»
- С каким чуством произносит Тарас «Я козак!»? А чем же он гордится?
- А как автор оценивает поведение в этот момент – какие здесь оценки: прямые, косвенные?
- Как вы объясните словосочетание «бранная тревога»? (по словарю С.И.Ожегова – брань – битва, война).
Вспомните текст: жена видела мужа 2-3 дня в год, а потом несколько лет не было о нем слуха.
- Где же проходила жизнь казаков? (в походах и битвах)
Сделаем вывод. Кто наши казаки? Что для них главное?
Казаки – воины. Главное для них: «чистое поле, добрый конь, матерь-сабля».(обращение к началу урока, к записи на доске)
Продолжаем работать с текстом.
1) Как же откликнулись друзья на решение Тараса поехать в Сечь? (одобрительно).
2) Решение Тараса друзья оценили, как «доброе дело».
3) Как вы это понимаете это словосочетание ( доброе – надо понимать как нравственное)
4) Что значит для героев Гоголя, для нас читателей «доброе дело»?
III. Сейчас я вам предлагаю решить кроссворд
(коллективная работа)
Он поможет вам представить, где располагалась Сечь.
Вопросы:
1. Как называлась речка, впадавшая в Днепр? (Татарка)
2. Сколько дней были в пути Тарас и его спутники, направляясь в Сечь? (три дня)
3. Как назывался остров, где располагалась Сечь? (Хортица)
Вот теперь экскурсоводы познакомят вас с историей Запорожской Сечи.
Экскурсия по воображаемому музею «История Запорожской Сечи»
Оформление музея:
иллюстрация - общий вид Запорожской Сечи;
оружие запорожцев – запорожские пушки, мортиры и ядра, сабля, пороховница, нагайка.
отличительные знаки, атрибуты запорожского войска.
репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Содержание сообщения экскурсоводов:
1 – й:
Приглашаем в наш музей. Мы поможем вам представить историческую эпоху 15 -17 веков. В это время на Украине шло освободительное движение против польской шляхты, турков и татарских полчищ. Со всеми ними вело борьбу украинское казачество.
2 – й:
Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили на южных границах Московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь.
1 – й:
Называлась она так потому, что располагалась за трудно проходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).
2 – й:
Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.
Сечь состояла из шести – десяти куреней (селения), которые были похожие на отдельные, независимые республики.
1 – й:
Рассмотрим репродукцию картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями:
обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц. Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре - кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.
какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек - наделенный силой и властью?
какие ещё фигуры привлекают ваше внимание?
кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?
о чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?
как художник относится к казакам? (И.Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны её границ от хищных и жестоких набегов)
Учитель: я думаю, что рассказ экскурсоводов и репродукция картины И.Репина помогут вам представить и Запорожскую Сечь и могучих запорожцев.
V. Продолжение работы с текстом.
- А что же происходит с героями повести? Мы опять возвращаемся к тексту и понаблюдаем за происходящим.
1) Что же увидели Тарас и его сыновья, подъезжая к Запорожской Сечи? (Кузницы; запорожца; тесные улочки)
2) Чтение текста от слов « Первый, кто попался им …» до слов «умевшую только гулять да палить …»
- Как автор охарактеризовал увиденное героями? Почему? («Довольно смелая картина»)
Автор здесь не только высказывает свое мнение, но и характеризует качество.
- Отметьте в тексте, что помогает представить казака? (Запорожец – лев, гордо закинутый чуб, шаровары алого сукна запачканные дегтем = гордые, сильные, презирающие роскошь)
3) Чтение текста от слов «Наконец они минули предместье …» до слов «пустился бы право, пустился сам бы в танец!»
- Найдите и прочитайте слова автора, обращенные к Сечи и запорожцам. ( Так вот она, Сечь!...)
- А почему Сечь – это гнездо?
(Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах)
- Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства. Докажите.
- Почему, несмотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?
- Как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?
- Почему казаки подержали Тараса?
- Как вы понимаете словосочетание «бранное дело» ?
- Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?
- Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)
Вывод: Какая же она, Запорожская Сечь?
(Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры.)
VI. Проверка на внимательность. Работает весь класс.
Работа с карточками. Восстановите авторский текст и ответьте на вопрос, как автор относится к Запорожской Сечи и её обитателям?
Авторский текст: «Вот то …..(гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие, как ….(львы)! Вот откуда разливается ….(воля) и казачество на всю Украину!»
VII. Домашнее задание.
Прочитать главы 5 – 8 и подготовиться к устному рассказу на тему «запорожцы в бою».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Вот то гнездо, откуда вылетают все те грозные и крепкие, как львы…» Художник А.Герасимов
«Сечь» - засека, завал из деревьев, который служил в качестве укрепления. От названия такого укрепления произошло название центра организации украинских казаков: Запорожская Сечь.
До 1654 года Сечь была казачьей «республикой»: главные вопросы решала сечевая рада. Сечь возглавлялась кошевым атаманом и делились на курени( войсковое подразделение и его жилое помещение). В разные времена насчитывалось до 38 куреней.
бритьё голов ношение: шаровар широких цветных поясов, сафьяновых с острыми носками сапог высоких остроконечных шапок, суконных кафтанов Обычаи
Заповеди: будь честен и справедлив, смел и храбр, отважен и вынослив, метко стреляй и яростно руби саблей, не знай пощады врагу; будь верен товариществу, береги казацкую честь, больше всего на свете люби мать – Отчизну.
«…запорожец, как лев, растянулся на дороге…» Художник А.Герасимов
«Это было какое-то беспрерывное пиршество…» Художник В.Васнецов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе Запорожская Сечь. Жизнь в Сечи
Запорожская Сечь. Жизнь в Сечи...
Конспект урока по теме "Быт и нравы Запорожской Сечи", 6 класс
Данный конспект состоит из обучающих целей, методов и приёмов, типа урока. Ход урока представлен вопросами для обсуждения и эпизодов для комментированного чтения учащимися....
Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"
Технологическая карта урока литературы. Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...
Конспект урока с презентацией по литературе на тему "Нравы и обычаи Запорожской сечи" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Цель урока познакомить учащихся с Запорожской Сечью, ее историей и обычаями....
Урок литературы в 7 классе Н.В.Гоголь "Запорожская Сечь, ее обычаи и нравы..."
Урок интересен тем учителям, кто прошел уровневые курсы. Краткосрочное планирование разработано с использованием семи модулей с применением групповой формы работы....
Н.В. Гоголь. Быт и нравы «Запорожской Сечи
quot;Запорожская Сечь" на страницах повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба»(Быт и нравы «Запорожской Сечи»)урок литературы в 7 классе...
Урок "Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Урок - виртуальная экскурсия...