Познавательно-творческий проект "Компот и сказок".
проект по литературе (5 класс)
Проект «Компот из сказок» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения и образного мышления. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую и познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Актуальность состоит в том, что данный проект сочетает в себе средства и способы развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_luchshaya_pedagogicheskaya_ideya._kompot_iz_skazok.docx | 692.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕТЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КУПИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Познавательно-творческий проект
«Компот из сказок»
Выполнила: учитель русского
языка и литературы
Недошковская Дина Анатольевна
Участники проекта: учащиеся 5 класса
Продолжительность проекта: краткосрочный
Метелёво 2023г.
Содержание:
- ВВЕДЕНИЕ
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное
народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем
выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песни,
загадки, поговорки.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга.
Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью,
наполнявшей глубоким содержанием размеренную жизнь, текущую по
обычаям и обрядам.
Сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка
помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её
своеобразие и неповторимость. Сказка – это средство эмоционально-
волевого развития и духовно-нравственного воспитания детей.
Проект «Компот из сказок» осуществляется, как увлекательная игровая,
творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения и образного мышления. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую и познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Актуальность состоит в том, что данный проект сочетает в себе средства и способы развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей.
Одной из главных проблем современных школьников считаю спад читательской грамотности. То, что раньше можно было узнать только из книги или энциклопедии, теперь «гуглится» за пару минут в телефоне. Книга потеряла ценность как первоисточник информации. Поскольку навык чтения – фундамент всего последующего образования, проблема смыслового чтения становится одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Казалось бы научить правильному, беглому, осознанному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. Но как мы видим, учителям начальных классов тоже с трудом удается справиться с данной задачей. По словам президента, общая тревога – это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно среди детей.
Цели: развивать устную и письменную речь учащихся, обогащать активный словарный запас учащихся, развивать умение мыслить критически; создать условия для приобщения детей к устному народному творчеству посредством сказок через различные виды деятельности; воспитывать, развивать чувство прекрасного, создание мотивации на совместную работу; развитие творческих способностей, воображения у детей, коммуникативной культуры; знакомство с групповыми формами; создание книги «Компот из сказок».
Задачи:
∙ создавать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, способствующей освоению ребёнком миром сказок, приключений;
∙ закрепить и расширить знания детей о сказках;
∙ способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
- учить импровизировать знакомые сюжеты.
Основная часть
В этом году я набрала 5 класс. Зная о низкой читательской активности детей, я задумалась о том, как сделать уроки литературы интересными, что нового можно предложить нынешним пятиклассникам, как разбудить их воображение и заставить читать книги. Так появился мой проект с таким необычным названием «Компот из сказок». Само название должно было привлечь ребят.
В первой четверти на уроках литературы в 5 классе изучаются сказки народов мира и народов России: «Царевна-лягушка», «Шурале», «Волшебницы», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». На итоговом уроке по разделу ребята должны были объединить все эти сказки в одну. Это и есть окончательный продукт моего проекта.
1 этап. На протяжении 7 уроков школьники изучали и анализировали сказки. Знакомились со структурой волшебной сказки:
2 этап. Составили список героев сказок и волшебных помощников . Ребята разделили всех персонажей на положительных и отрицательных. Кроме того, они должны были свой список дополнить героями и волшебными помощниками из других известных сказок, не только литературных, но и русских народных. А для этого сказки надо было перечитать.
3 этап. Я нашла и распечатала черно-белые изображения всех героев и помощников. Сделала большую книгу-раскладушку из твердого картона. Наклеила на нее заголовок. Распечатала сказку «Гуси-лебеди», убрала из нее всех героев и волшебных помощников, оставив место для вписывания новых. Разрезала текст на отдельные фрагменты. Эта сказка послужила основой для новой сказки.
4 этап. На уроке дети должны были получить новый продукт, сказку, о которой еще никто не знает. На партах в перевернутом виде лежали изображения положительных героев, отрицательных героев, волшебных помощников, варианты присказки, зачина, концовки, фрагменты сказки «Гуси-лебеди». Ребята по очереди подходили к нужной парте, в соответствии со структурой сказки, брали любой листочек, приклеивали в книгу и вписывали выпавших героев на места с пропусками. Так родилась новая сказка, в которой положительными героями стали Царь, Царица, Красная Шапочка и Петрушка, отрицательными – Снежная Королева и Чудо-Юдо, волшебными помощниками оказались Цветик-семицветик, Горшочек, Стрела Ивана-царевича, Клубочек, Шапка-невидимка, Ковер-самолет и Споги-скороходы. На форзаце ребята вписали свои фамилии, ведь они являются авторами сказки. Оставшимися героями и волшебными предметами украсили обложку книги. На уроке ИЗО раскрасили всех персонажей. (Приложение 1, 2, 3).
Заключение
В ходе работы над проектом изучили особенности построения волшебной сказки. Закрепили умение работать в группе, создали сказку и оформили книгу «Компот из сказок». Сделали вывод, что настоящим сказочником быть нелегко, нужно сделать сказку интересной, доступной для детей, поучительной. Не зря А.С. Пушкин сказал: «Сказка ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок».
От проделанной работы ребята были в восторге. Новая сказка всем очень понравилась. Во время чтения было много смеха и удивления. Дети заинтересовались такой формой работы с текстами. Предложили подобную работу провести с детскими рассказами, которые мы изучим в 5 классе.
Книга «Компот из сказок» передана в школьную библиотеку. Учителя начальной школы познакомили своих ребят с новым произведением. На переменах все желающие могут ее прочитать.
Список литературы
- Учебник «Литература» 5 класс 1 ч. Под ред. В.Я.Коровина, В.П.Журавлева.
- Сборник «Русские народные сказки».
- Сборник «Сказки народов мира».
- Учебник «Литературное чтение» 4 класс 1 ч. Под ред. Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сетевой познавательно-творческий проект "English through Proverbs"
Пословицы хранят в языке крупицы народной мудрости. В них отражается история и мировоззрение создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор. В английском языке живут со...
Сетевой познавательно- творческий проект «A Trip to Britain»
Проект «A Trip to Britain» состоит из трех этапов:I этап – «Правительство»;II этап – «Страна и население»;III этап – «Образование».По завершении каждого этапа даются правильные ответы для осуществлени...
Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.
В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...
Познавательно - творческий проект «Здравствуй, славная осень!»
. В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в усвоении учебных программ, в а...
Краткосрочный познавательно-творческий проект "Город Математики"
Представленный познавательно-творческий проект "Город Математики" учит детей дошкольного возраста применять математические знания для решения задач практического характера....
Познавательно – творческий проект «Троица – день рождения земли, леса и воды»»
Приобщения детей к традиционной культуре через народный праздник Троица. ...