Познавательно-творческий проект "Компот и сказок".
проект по литературе (5 класс)

Недошковская Дина Анатольевна

Проект «Компот из сказок» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения и  образного мышления. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую и познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

    Актуальность состоит в том, что данный проект сочетает в себе средства и способы развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_luchshaya_pedagogicheskaya_ideya._kompot_iz_skazok.docx692.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕТЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КУПИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Познавательно-творческий проект

«Компот из сказок»

Выполнила: учитель русского

 языка и литературы

Недошковская Дина Анатольевна

Участники проекта: учащиеся 5 класса

Продолжительность проекта: краткосрочный

Метелёво 2023г.

Содержание:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  5. ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

   Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное

народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем

выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песни,

загадки, поговорки.

   Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга.

Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью,

наполнявшей глубоким содержанием размеренную жизнь, текущую по

обычаям и обрядам.

   Сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка

помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её

своеобразие и неповторимость. Сказка – это средство эмоционально-

волевого развития и духовно-нравственного воспитания детей.

   Проект «Компот из сказок» осуществляется, как увлекательная игровая,

творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения и  образного мышления. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую и познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

   Актуальность состоит в том, что данный проект сочетает в себе средства и способы развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей.  

   Одной из главных проблем современных школьников считаю спад читательской грамотности. То, что раньше можно было узнать только из книги или энциклопедии, теперь «гуглится» за пару минут в телефоне. Книга потеряла ценность как первоисточник информации. Поскольку навык чтения – фундамент всего последующего образования, проблема смыслового чтения становится одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Казалось бы научить правильному, беглому, осознанному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. Но как мы видим, учителям начальных классов тоже с трудом удается справиться с данной задачей. По словам президента, общая тревога – это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно среди детей.

   Цели: развивать устную и письменную речь учащихся, обогащать активный словарный запас учащихся, развивать умение мыслить критически; создать условия для приобщения детей к устному народному творчеству посредством сказок через различные виды деятельности; воспитывать, развивать чувство прекрасного, создание мотивации на совместную работу; развитие творческих способностей, воображения у детей, коммуникативной культуры; знакомство с групповыми формами; создание книги «Компот из сказок». 

   Задачи:

 создавать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, способствующей освоению ребёнком миром сказок, приключений;

 закрепить и расширить знания детей о сказках;

 способствовать поддержанию традиции семейного чтения;

  •  учить импровизировать знакомые сюжеты.

Основная часть

   В этом году я набрала 5 класс. Зная о низкой читательской активности детей, я задумалась о том, как сделать уроки литературы интересными, что нового можно предложить нынешним пятиклассникам, как разбудить их воображение и заставить читать книги. Так появился мой проект с таким необычным названием «Компот из сказок». Само название должно было привлечь ребят.

   В первой четверти на уроках литературы в 5 классе изучаются сказки народов мира и народов России: «Царевна-лягушка», «Шурале», «Волшебницы», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». На итоговом уроке по разделу ребята должны были объединить все эти сказки в одну. Это и есть окончательный продукт моего проекта.

   1 этап. На протяжении 7 уроков школьники изучали и  анализировали сказки. Знакомились со структурой волшебной сказки:

  2 этап. Составили список героев сказок и волшебных помощников . Ребята разделили всех персонажей на положительных и отрицательных. Кроме того, они должны были свой список дополнить  героями и волшебными помощниками из других известных сказок, не только литературных, но и русских народных. А для этого сказки надо было перечитать.

   3 этап. Я нашла и распечатала черно-белые изображения всех героев и помощников. Сделала большую книгу-раскладушку из твердого картона. Наклеила на нее заголовок. Распечатала сказку «Гуси-лебеди», убрала из нее всех героев и волшебных помощников, оставив место для вписывания новых. Разрезала текст на отдельные фрагменты. Эта сказка послужила основой для новой сказки.

  4 этап. На уроке дети должны были получить новый продукт, сказку, о которой еще никто не знает.  На партах в перевернутом виде лежали изображения положительных героев, отрицательных героев, волшебных помощников, варианты присказки, зачина, концовки, фрагменты сказки «Гуси-лебеди». Ребята по очереди подходили к нужной парте, в соответствии со структурой сказки, брали любой листочек, приклеивали в книгу и вписывали выпавших героев на места с пропусками. Так родилась новая сказка, в которой положительными героями стали Царь, Царица, Красная Шапочка и Петрушка, отрицательными – Снежная Королева и Чудо-Юдо, волшебными помощниками оказались Цветик-семицветик, Горшочек, Стрела Ивана-царевича, Клубочек, Шапка-невидимка, Ковер-самолет и Споги-скороходы. На форзаце ребята вписали свои фамилии, ведь они являются авторами сказки. Оставшимися героями и волшебными предметами украсили обложку книги. На уроке ИЗО раскрасили всех персонажей. (Приложение 1, 2, 3).

Заключение

   В ходе работы над проектом изучили особенности построения волшебной сказки. Закрепили умение работать в группе, создали сказку и оформили книгу «Компот из сказок». Сделали вывод, что настоящим сказочником быть нелегко, нужно сделать сказку интересной, доступной для детей, поучительной. Не зря А.С. Пушкин сказал: «Сказка ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок».

   От проделанной работы ребята были в восторге. Новая сказка всем очень понравилась. Во время чтения было много смеха и удивления. Дети заинтересовались такой формой работы с текстами. Предложили подобную работу провести с детскими рассказами, которые мы изучим в 5 классе.

   Книга «Компот из сказок» передана в школьную библиотеку. Учителя начальной школы познакомили своих ребят с новым произведением. На переменах все желающие могут ее прочитать.

Список литературы

  1. Учебник «Литература» 5 класс 1 ч. Под ред. В.Я.Коровина, В.П.Журавлева.
  2. Сборник «Русские народные сказки».
  3. Сборник «Сказки народов мира».
  4. Учебник «Литературное чтение» 4 класс 1 ч. Под ред. Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого.

Приложение 1

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20231124_103918.jpg

Приложение 2

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20231124_104055.jpg

Приложение 3

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20231124_104136.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевой познавательно-творческий проект "English through Proverbs"

Пословицы хранят в языке крупицы народной мудрости. В них отражается история и мировоззрение создавшего их народа,  его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор. В английском языке живут со...

Сетевой познавательно- творческий проект «A Trip to Britain»

Проект «A Trip to Britain» состоит из трех этапов:I этап – «Правительство»;II этап – «Страна и население»;III этап – «Образование».По завершении каждого этапа даются правильные ответы для осуществлени...

Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

Познавательно - творческий проект «Здравствуй, славная осень!»

. В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в усвоении учебных программ, в а...

Краткосрочный познавательно-творческий проект "Город Математики"

Представленный познавательно-творческий проект "Город Математики" учит детей дошкольного возраста применять математические знания для решения задач практического характера....

Познавательно – творческий проект «Троица – день рождения земли, леса и воды»»

Приобщения детей к традиционной культуре через народный праздник  Троица. ...