Урок-игра "Литературное путешествие по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
В игоровой форме обучающиеся восьмого класса учатся вчитываться в текст повести А.С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kap_doch.pptx | 1.52 МБ |
meropriyatie.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БЛИЦ -ТУРНИР 1 команда 1. Чем наградил Петруша Гринёв вожатого? 2. За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость 3. Где состоялась первая встреча Маши Мироновой с императрицей? 4. Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Зурина? 2 команда 1. Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным? 2. Как, узнав о проделках француза Бопре , обошёлся с ним Андрей Петрович Гринёв? 3. Сколько глав в произведении? 4. От кого узнали родители Гринёва о его дуэли со Швабриным?
Блиц- турнир 5 . Какую сумму проиграл Гринёв Зурину ? 6. В какой полк был зачислен Петруша Гринёв ещё до своего рождения? 7. Как объяснил Петруша Гринёв генералу в Оренбурге смысл русской поговорки “держать в ежовых рукавицах ”? 8. Как сам Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше? 5. Как звали Савельича? 6. Какое применение нашёл Петруша Гринёв географической карте? 7. Н апиток , впервые попробованный Гриневым по настоянию Зурина ? 8. Когда последний раз видел Гринёв Пугачёва ?
Блиц -турнир 9.Оружие, которым был ранен герой на дуэли 10. В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв? 9. В каком городе работала следственная комиссия, разбиравшая дело Гринёва? 10. Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву?
Узнай героя Девушка лет восемнадцати, на выданье, круглолица, румяна, очень скромна , робка . «Молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Женщина немолодая, но «прехрабрая дама». О таких говорят «неробкого десятка». Человек «наружности замечательной: лет сорока отроду, росту среднего , худощав и широкоплеч. Лицо его «имело выражение приятное, но плутовское»
Узнай героя
Чья реплика? 1. “Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое”. 2. “Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке”. 3. “Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь”. 4. “Долг требовал , чтобы я явился туда, где служба моя могла быть ещё полезна Отечеству”.
Чья реплика? 5. “Для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика”. 6. “За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся». 7. “Я никогда не буду ему женою! Я решилась умереть и умру, если меня не избавят”. 8. «Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?»
«Заморочки из бочки» Целовальник –это а) парикмахер, б) продавец вина в трактире, в) настойчивый кавалер Инвалид – это а) человек, страдающий физическим недугом, б) военнослужащий, состарившийся на военной службе, в) военнослужащий, имеющий увечья. Грош (в 18 веке) –это монета достоинством в а) две копейки, б) одну копейку, в) десять копеек. Существенность – это а)суть, сущность, б)действительность, явь, окружающий мир, в) вещество, материал
«Заморочки из бочки» Фортеция Тщусь Обиняки Лазутчик Напасти Рекрут Погребец Оказия Исполать Жаловать Супостат Пенять Жило Ментор
Поразмышляем над эпизодами
1 команда Растолковать смысл эпизода «Буран в степи» 2 команда Растолковать смысл калмыцкой сказки, которую Пугачёв рассказал Гринёву. Образ Пугачёва - один из центральных в произведении
Пушкин устами уже повзрослевшего героя Петра Гринёва говорит: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. Самое страшное, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой; при этом забываются понятия жалости, сочувствия, милосердия. Жестокость порождает жестокость, и оправдать её невозможно никакими высокими идеями. Гринёв убеждён, что “лучшие и прочнейшие изменения суть, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений”.
Иллюстрированное лото 1 команда Петр 1 Екатерина ΙΙ Граф Миних Какие исторические персонажи не упоминаются в повести?
Иллюстрированное лото 2 команда Я. Княжнин М. Херасков А.Сумароков Какое отношение они имеют к тексту повести?
Письмо герою Критерии оценки: 1.содержит оценки характера и поступков героя; 2. опирается на текст повести; 3. содержит богатую лексику и разнообразные синтаксические конструкции 4.соответствует этическим нормам
Пушкин и русский фольклор 1 команда Семь бед -… Зашёл к куме… Будет дождик – Худой мир… Конь о четырёх ногах… Совет вам… Незваный гость… Небо с овчинку… 2 команда Послужи верой… Казнить так казнить… С лихой собаки… Долг платежом… Утро вечера… Закутим, запьём - … Не всё то ври… Мирская молва…
Музыкальная пауза Г. В. Свиридов –русский композитор (1915-1998), пианист, общественный деятель «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться» В 1974 году появилось самостоятельное произведение на музыку к кинофильму, которое уже получило название «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».
Знать и любить А. С. Пушкина
Итоговые вопросы 1 команда Почему в сцене суда над Гринёвым он неожиданно замолкает, обрекая тем самым себя на суровое наказание? 2 команда Раскройте смысл названия произведения.
Предварительный просмотр:
Литературная путешествие-игра
по страницам повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цель мероприятия: обобщить и систематизировать знания учащихся по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Задачи:
Образовательные: проверка знания содержания повести Пушкина «Капитанская дочка»,дать возможность ребятам ориентироваться в сложном поэтическом мире Пушкина, находить правильный ответ, используя свои знания,
Развивающие: совершенствование умения систематизировать сведения, делать вывод,
совершенствовать навыка взаимодействия в диалоге,
Воспитательные: способствование воспитания взаимодействия в коллективе, формировать чувство ответственности за команду.
Планируемые результаты
Предметные:
Приобщаться к духовно-нравственным ценностям.
Метапредметные:
Устанавливают причинно-следственные связи.
Оценивают достигнутый результат.
Адекватно используют речевые средства для аргументации.
Личностные: Любовь к родному слову, культуре, Отчизне.
Оборудование: цифровые ресурсы в виде звукового фрагмента и слайдовой презентации, компьютер, карточки с заданиями.
Правила игры:
В литературной игре принимают участие команды, состоящие из шести человек. К игре участники получают домашнее задание:
- придумать название команды, эмблему, подготовить представление команды;
- приготовить домашнее задание, написать письмо герою.
Вступительное слово.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие по страницам произведения, которое занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина.
Мы прочитали последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея - последняя, на которой присутствовал Пушкин.
И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ищем в них сокровенный смысл. И в этом отношении « Капитанская дочка» - удивительное произведение.
Наша - задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
Произведение часто называют духовным завещанием А. С. Пушкина. В ходе нашего путешествия мы с вами постараемся ответить на этот вопрос.
- В. Г. Белинский утверждал: «Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека»
Сегодня мы с вами проведём игру-путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина.
Правила игры просты:. У нас сегодня две команды:
«Вдохновение» и «Грамотеи». В ходе игры обеим командам будут предложены вопросы и задания. За каждое правильно выполненное задание 1 балл (жетон). Выиграет команда, набравшая большее количество значков.
Итак, начинаем наше путешествие.
Чтобы погрузиться в атмосферу повести А. С. Пушкина, давайте посмотрим видеофрагмент.
1-ая остановка Блиц- турнир «Дальше… дальше…»
1 команда
1. Чем наградил Петруша Гринёв вожатого?
2. За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость
3. Где состоялась первая встреча Маши Мироновой с императрицей?
4. Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Зурина?
- 5. Какую сумму проиграл Гринёв Зурину?
- 6. В какой полк был зачислен Петруша Гринёв ещё до своего рождения?
- 7. Как объяснил Петруша Гринёв генералу в Оренбурге смысл русской поговорки “держать в ежовых рукавицах”?
- 8. Какую сумму проиграл Гринёв Зурину?
- 9.Оружие, которым был ранен герой на дуэли
- 10. В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв?
2 команда
1. Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным?
2. Как, узнав о проделках француза Бопре, обошёлся с ним Андрей Петрович Гринёв?
3. Сколько глав в произведении?
4. От кого узнали родители Гринёва о его дуэли со Швабриным?
- 5. Как звали Савельича?
- 6. Какое применение нашёл Петруша Гринёв географической карте?
- 7. Напиток, впервые попробованный Гриневым по настоянию Зурина ?
- 8. Когда последний раз видел Гринёв Пугачёва?
- 9. В каком городе работала следственная комиссия, разбиравшая дело Гринёва?
- 10. Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву?
Подводим итоги. Первая команда …правильных ответов
2-я команда …правильных ответов
2-я остановка «Узнай героя»»
Согласно описанию вы должны узнать героя повести.
1 команде.
Вопросы задаются по одному по очереди, начиная с отстающей команды.
- Человек «наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч». Лицо его «имело выражение довольно приятное, но плутовское». Вы узнали его? (Вожатый, Емельян Пугачев)
-Женщина немолодая, но «прехрабрая дама». О таких говорят «неробкого десятка». Вы узнали её? (Василиса Егоровна)
2 команде.
-«молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Узнали его? (Алексей Иванович Швабрин)
-девушка около восемнадцати лет, на выданье, круглолица, румяна, очень скромна, робка. Кто это? (Мария Ивановна Миронова)
-Подведение итогов 2 конкурса
3.Остановка 3 «Узнай героя по реплике»
1. “Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое”.
2. “Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке”.
3. “Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь”.
4. “Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла быть ещё полезна Отечеству”.
5. “Для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика”.
6. “За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся».
7. “Я никогда не буду ему женою! Я решилась умереть и умру, если меня не избавят”.
8. « Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?»
Подведение итогов 3 конкурса
4 остановка «Заморочки из бочки»
Известный историк В.О.Ключевский отмечал, что в «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории Пугачевского бунта». Созданию исторического колорита способствует использование архаической лексики. Посмотрим, как вы её усвоили.
Команды получают задание. Время на подготовку 2 минуты
- Целовальник –это а) парикмахер, б) продавец вина в трактире, в) настойчивый кавалер
- Инвалид – это а) человек, страдающий физическим недугом, б) военнослужащий, состарившийся на военной службе, в) военнослужащий, имеющий увечья.
- Грош (в 18 веке) –это монета достоинством в а) две копейки, б) одну копейку, в) десять копеек.
- Существенность – это а)суть, сущность, б)действительность, явь, окружающий мир, в) вещество, материал
Переведите устаревшие слова на современный язык:
Найдите и укажите стрелочками соответствующие переводы устаревшим словам.
Найдите соответствующий перевод устаревших слов.
Фортеция | Беды |
Тщусь | Намеки |
Обиняки | Пытаюсь |
Лазутчик | Крепость |
Напасти | Разведчик |
Рекрут | Дорожный сундучок |
Погребец | Солдат-новобранец |
Оказия | Хвала |
Исполать | Награждать |
Жаловать | Враг |
Супостат | Укорять |
Пенять | Случай |
Ментор | Жильё |
Жило | Воспитатель |
5 остановка «Размышляя над прочитанным» (Домашнее задание)
А теперь давайте поразмышляем над страницами повести. Послушайте художественное чтение двух отрывков из повести А. С. Пушкина.
И выполните предложенное задание. На подготовку командам 2 минуты. Напишите развернутый ответ на вопрос
Эпизод «Буран в степи занимает особое место в композиции повести. Он предшествует первой встрече Гринёва с Пугачевым и символизирует драматические и трагические события в жизни героя. Но они изменят Гринёва, переродят его. Как буран несёт разрушение и гибель, так и пугачёвское восстание запомнится кровавыми событиями. Но все пережитое закалит Гринёва, сделает более чутким и мудрым.
Калмыцкая сказка, рассказанная Пугачёвым, открывает нам важное в его характере. Предводителю крестьянского восстания свойственна широта души, удаль, безудержное стремление к свободе .Его не остановит даже предчувствие собственной обречённости.
-Итак, вы правы, образ Пугачёва –один из центральных в произведении. Гринёв сумел увидеть в нём замечательные человеческие качества: природный ум, силу характера, щедрость души.
Но Пушкин устами уже повзрослевшего героя Петра Гринёва говорит: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. Самое страшное, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой; при этом забываются понятия жалости, сочувствия, милосердия. Жестокость порождает жестокость, и оправдать её невозможно никакими высокими идеями. Гринёв убеждён, что “лучшие и прочнейшие изменения сути, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений”. И в этом трудно с ним не согласиться.
6 остановка «Иллюстрированное лото»( Конкурс Капитанов)
1 команда: «Какие исторические персонажи не упоминаются в повести?
Петр 1, Екатерина2, граф Миних
2 команда «Какое отношение имеют к тексту повести имена Яков Борисович. Княжнин, Михаил Михайлович Херасков , Александр Петрович Сумароков?»
(Петр 1, авторы эпиграфов к главам повести)
Остановка 7 «Письмо герою». Конкурс «Домашнее задание».
Слушем письма, которые написала каждая команда и оцениваем по следующим критериям.
- 1.содержит оценки характера и поступков героя
- 2.умение опираться на текст повести
- 3. богатство лексики и разнообразие синтаксических конструкций
- 4.соответствие этическим нормам.
- Максимальный балл -5
Ребята справились с заданием. Их работы соответствуют данным критериям. Авторы хорошо знают текст. Написаны интересно .
-Подводим итоги конкурса
Остановка 8 «Пушкин и русский фольклор»
В «Капитанской дочке» А.С. Пушкин использует 20 пословиц, 3 из них в качестве эпиграфа.
Благодаря фольклорным формулам, пушкинский текст приобретает национальный колорит русской речи; пословицы передают правила, по которым живут герои повести. И самая главная из них…. («Береги честь смолоду»).
Задание командам
Дописать пословицу
Время на подготовку 1 минута
Остановка 9 «Музыкальная пауза»
Г. В. Свиридов-композитор. Создал замечательное музыкальное произведение к повести А. С. Пушкина «Метель»
Послушайте отрывок из произведения композитора и скажите, к какой сюжетной линии этот отрывок может стать иллюстрацией?
(Любовь Петра Гринёва И Марьи Ивановны Мироновой. Любовь, преодолевшая все испытания, нежная, сильная и глубокая как сама музыка. Первоначально А. С. Пушкин первоначально написал эпиграф «Роман о чуде совершаемой любовью».
Это роман о любви как о самом высоком и сильном чувстве.
-Кем из героев движет это чувство?
Любовь детей и родителей. Андрей Петрович любит, завещая сыну беречь честь. Иван Кузьмич благословляет дочь за несколько минут до героической гибели.
Любит Савельич своего молодого барина. Петр Андреевич и Марья Ивановна. Любят родители Гринева дочь капитана Миронова, принимая ее в свою семью.
В произведении показано торжество любви и верности. Может поэтому одно из последних произведений А. С. Пушкина называют его духовным завещанием.
-А теперь напишите на листиках по одному качеству героя произведения, которое вам бы хотелось перенять, воспитать в себе.
Верность
Любовь
Стойкость
Сила характера
Преданность, честность, искренность, сочувствие, мужество, отвага, нежность.
Капитаны украсят листиками деревья на плакатах и прочитают, какие качества героев вы выбрали в качестве образца для подражания.
Подведение итогов. Награждение победителей
-Мне очень хочется надеяться, что с окончанием этой игры не закончится наше приобщение к миру великого поэта и его произведений. А сегодняшняя игра – лишь маленький шаг на этом большом пути. Этот путь стоит пройти. Тогда вы поймете, какое это счастье – знать и любить Пушкина!
До скорых встреч!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по литературе "Путешествие по повестям Белкина"
Основополагающие вопросы и план проект по литературе "Путешествие по повестям Белкина" А. С. Пушкина....
Интеллектуальная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Темы и план сочинений по повести.
Интеллектуальная игра предназначена учащимся 8 класса для закрпеления по пройденному произведению. Материал представлен в форме игры...
Урок-путешествие по повести М. Ю. Лермонтова "Княжна Мери".
Путешествие по лермонтовским местам Пятигорска, которое даст возможность учащимся вспомнить основные события повести, обратиться вновь к её страницам, увидеть красоту Кавказа, который так любил писате...
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Сюжет исторической повести. Исторические события и герои на страницах повести.
Урок литературы интегрированный с историей . Урок-исследование поможет учителю познакомить учащихся с историей создания повести "Капитанская дочка"; сформирует мение работать с архив...
Урок-презентация по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "Историческая основа повести. "История Пугачева"
Урок литературы предназначен для изучения повести Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе. Разработка первого урока. Урок интегрированный, содержит богатый литературный и исторический материал....
Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».
В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....
Рекомендации к самостоятельному летнему чтению повести А.Пушкина Капитанская дочка
Подростку очень трудно самостоятельно разобраться в произведении литературы 19 века, так как ему далеки и непонятны язык, стильписателя, поведение и привычки героев, нравственные ориентиры людей далёк...