Урок-игра "Литературное путешествие по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Богданова Лариса Ивановна

В игоровой форме обучающиеся восьмого класса учатся вчитываться в текст повести А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kap_doch.pptx1.52 МБ
Файл meropriyatie.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное путешествие по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека» В. Г Белинский

Слайд 2

БЛИЦ -ТУРНИР 1 команда 1. Чем наградил Петруша Гринёв вожатого? 2. За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость 3. Где состоялась первая встреча Маши Мироновой с императрицей? 4. Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Зурина? 2 команда 1. Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным? 2. Как, узнав о проделках француза Бопре , обошёлся с ним Андрей Петрович Гринёв? 3. Сколько глав в произведении? 4. От кого узнали родители Гринёва о его дуэли со Швабриным?

Слайд 3

Блиц- турнир 5 . Какую сумму проиграл Гринёв Зурину ? 6. В какой полк был зачислен Петруша Гринёв ещё до своего рождения? 7. Как объяснил Петруша Гринёв генералу в Оренбурге смысл русской поговорки “дер­жать в ежовых рукавицах ”? 8. Как сам Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше? 5. Как звали Савельича? 6. Какое применение нашёл Петруша Гринёв географической карте? 7. Н апиток , впервые попробованный Гриневым по настоянию Зурина ? 8. Когда последний раз видел Гринёв Пугачёва ?

Слайд 4

Блиц -турнир 9.Оружие, которым был ранен герой на дуэли 10. В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв? 9. В каком городе работала следственная комиссия, разбиравшая дело Гринёва? 10. Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву?

Слайд 5

Узнай героя Девушка лет восемнадцати, на выданье, круглолица, румяна, очень скромна , робка . «Молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Женщина немолодая, но «прехрабрая дама». О таких говорят «неробкого десятка». Человек «наружности замечательной: лет сорока отроду, росту среднего , худощав и широкоплеч. Лицо его «имело выражение приятное, но плутовское»

Слайд 6

Узнай героя

Слайд 7

Чья реплика? 1. “Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое”. 2. “Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке”. 3. “Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь”. 4. “Долг требовал , чтобы я явился туда, где служба моя могла быть ещё полезна Отечеству”.

Слайд 8

Чья реплика? 5. “Для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика”. 6. “За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся». 7. “Я никогда не буду ему женою! Я решилась умереть и умру, если меня не избавят”. 8. «Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?»

Слайд 9

«Заморочки из бочки» Целовальник –это а) парикмахер, б) продавец вина в трактире, в) настойчивый кавалер Инвалид – это а) человек, страдающий физическим недугом, б) военнослужащий, состарившийся на военной службе, в) военнослужащий, имеющий увечья. Грош (в 18 веке) –это монета достоинством в а) две копейки, б) одну копейку, в) десять копеек. Существенность – это а)суть, сущность, б)действительность, явь, окружающий мир, в) вещество, материал

Слайд 10

«Заморочки из бочки» Фортеция Тщусь Обиняки Лазутчик Напасти Рекрут Погребец Оказия Исполать Жаловать Супостат Пенять Жило Ментор

Слайд 11

Поразмышляем над эпизодами

Слайд 12

1 команда Растолковать смысл эпизода «Буран в степи» 2 команда Растолковать смысл калмыцкой сказки, которую Пугачёв рассказал Гринёву. Образ Пугачёва - один из центральных в произведении

Слайд 13

Пушкин устами уже повзрослевшего героя Петра Гринёва говорит: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. Самое страшное, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой; при этом забываются понятия жалости, сочувствия, милосердия. Жестокость порождает жестокость, и оправдать её невозможно никакими высокими идеями. Гринёв убеждён, что “лучшие и прочнейшие изменения суть, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений”.

Слайд 14

Иллюстрированное лото 1 команда Петр 1 Екатерина ΙΙ Граф Миних Какие исторические персонажи не упоминаются в повести?

Слайд 15

Иллюстрированное лото 2 команда Я. Княжнин М. Херасков А.Сумароков Какое отношение они имеют к тексту повести?

Слайд 16

Письмо герою Критерии оценки: 1.содержит оценки характера и поступков героя; 2. опирается на текст повести; 3. содержит богатую лексику и разнообразные синтаксические конструкции 4.соответствует этическим нормам

Слайд 17

Пушкин и русский фольклор 1 команда Семь бед -… Зашёл к куме… Будет дождик – Худой мир… Конь о четырёх ногах… Совет вам… Незваный гость… Небо с овчинку… 2 команда Послужи верой… Казнить так казнить… С лихой собаки… Долг платежом… Утро вечера… Закутим, запьём - … Не всё то ври… Мирская молва…

Слайд 18

Музыкальная пауза Г. В. Свиридов –русский композитор (1915-1998), пианист, общественный деятель «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться» В 1974 году появилось самостоятельное произведение на музыку к кинофильму, которое уже получило название «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».

Слайд 19

Знать и любить А. С. Пушкина

Слайд 20

Итоговые вопросы 1 команда Почему в сцене суда над Гринёвым он неожиданно замолкает, обрекая тем самым себя на суровое наказание? 2 команда Раскройте смысл названия произведения.



Предварительный просмотр:

Литературная путешествие-игра

 по  страницам повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель мероприятия: обобщить и систематизировать знания учащихся по повести А. С. Пушкина  «Капитанская дочка»

Задачи:

Образовательные: проверка знания содержания повести Пушкина «Капитанская дочка»,дать возможность ребятам ориентироваться в сложном поэтическом мире Пушкина, находить правильный ответ, используя свои знания,

Развивающие: совершенствование умения систематизировать сведения, делать вывод,

совершенствовать навыка взаимодействия в диалоге,

Воспитательные: способствование воспитания взаимодействия в коллективе, формировать чувство ответственности за команду.

Планируемые результаты

Предметные:

Приобщаться к духовно-нравственным ценностям.

       Метапредметные:

  Устанавливают причинно-следственные связи.

 Оценивают достигнутый     результат.

     Адекватно используют речевые средства для аргументации.

   Личностные: Любовь к родному слову, культуре, Отчизне.

Оборудование: цифровые ресурсы в виде звукового фрагмента и слайдовой презентации, компьютер, карточки с заданиями.

Правила игры:

В литературной игре принимают участие команды, состоящие из шести человек. К игре участники получают домашнее задание:

  1. придумать название команды, эмблему, подготовить представление команды;
  2. приготовить домашнее задание, написать письмо герою.

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие по страницам произведения, которое занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина.

 Мы прочитали последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея - последняя, на которой присутствовал Пушкин.

И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ищем в них сокровенный смысл. И в этом отношении « Капитанская дочка» - удивительное произведение.

Наша - задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

Произведение часто называют духовным завещанием А. С. Пушкина. В ходе нашего путешествия мы с вами постараемся ответить на этот вопрос.

  • В. Г. Белинский утверждал: «Есть всегда что-то  особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека»

Сегодня мы с вами проведём игру-путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина.

Правила игры просты:. У нас сегодня две команды:

«Вдохновение» и «Грамотеи». В ходе игры обеим командам будут предложены вопросы и задания. За каждое правильно выполненное задание 1 балл (жетон). Выиграет команда, набравшая большее количество значков.

Итак, начинаем наше путешествие.

Чтобы погрузиться в атмосферу повести А. С. Пушкина, давайте посмотрим видеофрагмент.

1-ая остановка  Блиц- турнир «Дальше… дальше…»

1 команда

1. Чем наградил Петруша Гринёв вожатого? 

2. За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость

3. Где состоялась первая встреча Маши Мироновой с императрицей? 

4. Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Зурина? 

  • 5. Какую сумму проиграл Гринёв Зурину?
  • 6. В какой полк был зачислен Петруша Гринёв ещё до своего рождения?
  • 7. Как объяснил Петруша Гринёв генералу в Оренбурге смысл русской поговорки “держать в ежовых рукавицах”?
  • 8. Какую сумму проиграл Гринёв Зурину?
  • 9.Оружие, которым был ранен герой на дуэли
  • 10. В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв?

2 команда

1. Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным?

2. Как, узнав о проделках француза Бопре, обошёлся с ним Андрей Петрович Гринёв?

3. Сколько глав в произведении?

4. От кого узнали родители Гринёва о его дуэли со Швабриным?

  • 5. Как звали Савельича?
  • 6. Какое применение нашёл Петруша Гринёв географической карте?
  • 7. Напиток, впервые попробованный Гриневым по настоянию Зурина ?
  • 8. Когда последний раз видел Гринёв Пугачёва?
  • 9. В каком городе работала следственная комиссия, разбиравшая дело Гринёва?
  • 10. Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву?

Подводим итоги. Первая команда …правильных ответов

2-я команда …правильных ответов

2-я остановка «Узнай героя»»

Согласно описанию вы должны узнать героя повести.

1 команде.

Вопросы задаются по одному по очереди, начиная с отстающей команды.

- Человек «наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч». Лицо его «имело выражение довольно приятное, но плутовское». Вы узнали его? (Вожатый, Емельян Пугачев)

-Женщина немолодая, но «прехрабрая дама». О таких говорят «неробкого десятка». Вы узнали её? (Василиса Егоровна)

2 команде.

-«молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Узнали его? (Алексей Иванович Швабрин)

-девушка около восемнадцати лет, на выданье, круглолица, румяна, очень скромна, робка. Кто это? (Мария Ивановна Миронова)

-Подведение итогов 2 конкурса

3.Остановка 3 «Узнай героя по реплике»

1. “Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое”.

2. “Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке”.

3. “Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь”.

4. “Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла быть ещё полезна Отечеству”.

5. “Для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика”.

6. “За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся».

7. “Я никогда не буду ему женою! Я решилась умереть и умру, если меня не избавят”.

 

8.  « Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?»

Подведение итогов 3 конкурса

4 остановка «Заморочки из бочки»

Известный историк В.О.Ключевский отмечал, что в «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории Пугачевского бунта». Созданию исторического колорита способствует использование архаической лексики. Посмотрим, как вы её усвоили.

Команды получают задание. Время на подготовку 2 минуты

  1. Целовальник –это а) парикмахер, б) продавец вина в трактире, в) настойчивый кавалер          
  2. Инвалид – это а) человек, страдающий физическим недугом, б) военнослужащий, состарившийся на военной службе, в) военнослужащий, имеющий увечья.      
  3. Грош (в 18 веке) –это монета достоинством в  а) две копейки, б) одну копейку, в) десять копеек.        
  4. Существенность – это а)суть, сущность,  б)действительность, явь, окружающий мир, в) вещество, материал      

 

Переведите устаревшие слова на современный язык:

Найдите и укажите стрелочками соответствующие переводы устаревшим словам.

Найдите соответствующий перевод  устаревших слов.

Фортеция

Беды

Тщусь

Намеки

Обиняки

Пытаюсь

Лазутчик

Крепость

Напасти

Разведчик

Рекрут

Дорожный сундучок

Погребец

Солдат-новобранец

Оказия

Хвала

Исполать

Награждать

Жаловать

Враг

Супостат

Укорять

Пенять

Случай

Ментор

Жильё

Жило

Воспитатель

        5 остановка «Размышляя над прочитанным» (Домашнее задание)

А теперь давайте поразмышляем над страницами повести. Послушайте художественное чтение двух отрывков из повести А. С. Пушкина.

И выполните предложенное задание. На подготовку командам 2 минуты. Напишите развернутый ответ на вопрос

Эпизод «Буран в степи занимает особое место в композиции повести. Он предшествует первой встрече Гринёва с Пугачевым и символизирует драматические и трагические события в жизни героя. Но они изменят Гринёва, переродят его. Как буран несёт разрушение и гибель, так и пугачёвское восстание запомнится кровавыми событиями. Но все пережитое закалит Гринёва, сделает более чутким и мудрым.

Калмыцкая сказка, рассказанная Пугачёвым, открывает нам важное в его характере. Предводителю крестьянского восстания свойственна широта души, удаль, безудержное стремление к свободе .Его не остановит даже предчувствие собственной обречённости.

-Итак, вы правы, образ Пугачёва –один из центральных в произведении. Гринёв сумел увидеть в нём замечательные человеческие качества: природный ум, силу характера, щедрость души.

Но Пушкин устами уже повзрослевшего героя Петра Гринёва говорит: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. Самое страшное, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой; при этом забываются понятия жалости, сочувствия, милосердия. Жестокость порождает жестокость, и оправдать её невозможно никакими высокими идеями. Гринёв убеждён, что “лучшие и прочнейшие изменения сути, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений”. И в этом трудно с ним не согласиться.

6 остановка «Иллюстрированное лото»( Конкурс Капитанов)

1 команда:  «Какие исторические персонажи не упоминаются в повести?

Петр 1, Екатерина2, граф Миних

2 команда «Какое отношение имеют к тексту повести имена Яков Борисович. Княжнин, Михаил Михайлович Херасков , Александр Петрович Сумароков?»

(Петр 1, авторы эпиграфов к главам повести)

Остановка 7 «Письмо герою». Конкурс «Домашнее задание».

Слушем письма, которые написала каждая команда и оцениваем по следующим критериям.

  • 1.содержит оценки характера и поступков героя
  • 2.умение опираться на текст повести
  • 3. богатство лексики и разнообразие синтаксических конструкций
  • 4.соответствие этическим нормам.
  • Максимальный балл -5

                                        

Ребята справились с заданием. Их работы соответствуют данным критериям. Авторы хорошо знают текст. Написаны интересно .

-Подводим итоги конкурса

Остановка 8 «Пушкин и русский фольклор»        

В «Капитанской дочке» А.С. Пушкин использует 20 пословиц, 3 из них в качестве эпиграфа.

Благодаря фольклорным формулам,  пушкинский текст приобретает национальный колорит русской речи; пословицы передают правила, по которым живут герои повести. И самая главная из них…. («Береги честь смолоду»).

Задание командам

Дописать пословицу

Время на подготовку 1 минута

Остановка 9 «Музыкальная пауза»

Г. В. Свиридов-композитор. Создал замечательное музыкальное произведение к повести А. С. Пушкина «Метель»

Послушайте отрывок из произведения композитора и скажите, к какой сюжетной линии этот отрывок может стать иллюстрацией?

(Любовь Петра Гринёва И Марьи Ивановны Мироновой. Любовь, преодолевшая все испытания, нежная, сильная и глубокая как сама музыка. Первоначально А. С. Пушкин первоначально написал эпиграф «Роман о чуде совершаемой любовью».

Это роман о любви как о самом высоком и сильном чувстве.

-Кем из героев движет это чувство?

Любовь детей и родителей. Андрей Петрович любит, завещая сыну беречь честь. Иван Кузьмич благословляет дочь за несколько минут до героической гибели.

Любит Савельич своего молодого барина. Петр Андреевич и Марья Ивановна. Любят родители Гринева дочь капитана Миронова, принимая ее в свою семью.

В произведении показано торжество любви и верности. Может поэтому одно из последних произведений А. С. Пушкина называют его духовным завещанием.

-А теперь напишите на листиках по одному качеству героя произведения, которое вам бы хотелось перенять, воспитать в себе.

 

Верность

Любовь

Стойкость

Сила характера

Преданность, честность, искренность, сочувствие, мужество, отвага, нежность.

Капитаны украсят листиками деревья на плакатах и прочитают, какие качества героев вы выбрали в качестве образца для подражания.

Подведение итогов. Награждение победителей

-Мне очень хочется надеяться, что с окончанием этой игры не закончится наше приобщение к миру великого поэта и его произведений. А сегодняшняя игра – лишь маленький шаг на этом большом пути. Этот путь стоит пройти. Тогда вы поймете, какое это счастье – знать и любить Пушкина!

До скорых встреч!!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по литературе "Путешествие по повестям Белкина"

Основополагающие вопросы и план проект по литературе "Путешествие по повестям Белкина" А. С. Пушкина....

Интеллектуальная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Темы и план сочинений по повести.

Интеллектуальная игра предназначена учащимся 8 класса для закрпеления по пройденному произведению. Материал представлен в форме игры...

Урок-путешествие по повести М. Ю. Лермонтова "Княжна Мери".

Путешествие по лермонтовским местам Пятигорска, которое даст возможность учащимся вспомнить основные события повести, обратиться вновь к её страницам, увидеть красоту Кавказа, который так любил писате...

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Сюжет исторической повести. Исторические события и герои на страницах повести.

Урок литературы интегрированный с историей . Урок-исследование поможет учителю познакомить учащихся  с историей создания повести  "Капитанская дочка"; сформирует мение  работать с архив...

Урок-презентация по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "Историческая основа повести. "История Пугачева"

Урок литературы предназначен для изучения повести Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе. Разработка первого урока. Урок интегрированный, содержит богатый литературный и исторический материал....

Рекомендации к самостоятельному летнему чтению повести А.Пушкина Капитанская дочка

Подростку очень трудно самостоятельно разобраться в произведении литературы 19 века, так как ему далеки и непонятны язык, стильписателя, поведение и привычки героев, нравственные ориентиры людей далёк...