День памяти А. С. Пушкина
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
10 февраля – День памяти А.С. Пушкина. Русского поэта, драматурга и прозаика, заложившего основы русского реалистического направления, критика и теоретика литературы, историка, публициста; одного из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
С именем Пушкина и его замечательной деятельностью связано начало нового периода в истории русского литературного языка. Основные нормы русского языка, представленные в языке произведений Пушкина, остаются живыми, действующими и для нашего времени.
Проходят десятилетия и эпохи, растет и крепнет русская литература, а сила гениального пушкинского слова не слабеет. Тайна безмерного обаяния поэта, по мнению Д.С. Лихачева, в том, что он и по сей день является образцом доброты и таланта, смелости, красоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, уважения к труду и людям труда. Объясняя истоки неутолимого влечения к поэту в наши дни, Лихачев говорит об открывшейся поэту ценности восприятия жизни вокруг него и в каждом человеке как величайшей тайны, требующей серьезного, глубокого ощущения, полной отдачи. Это залог ощущения счастья и гармонии. И если, в конечном счете, это идеал каждого человека, то в Пушкине он был воплощен в полной мере, потому он и есть наш идеал, вечно живой...
Пушкин — русский национальный поэт, наше достояние. Проходят столетия, поколения сменяют поколения, но имя Пушкина яркой звездой будет вечно гореть на небосклоне России и всего мира!
Цель мероприятия: развитие познавательного интереса к личности и творчеству А.С. Пушкина и формирование устойчивых навыков к чтению классической литературы.
Задачи:
образовательные:
- расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя;
- закрепить и систематизировать ранее усвоенных знаний анализа художественных произведений;
развивающие:
- способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений писателя;
- способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;
- способствовать развитию эстетического вкуса, познавательного процесса, интеллектуальных способностей обучающихся;
воспитательные:
- воспитывать духовно-нравственную культуру студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_den_pamyati_a.s._pushkina_.docx | 44.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ
ДЕНЬ ПАМЯТИ А.С. ПУШКИНА
СОДЕРЖАНИЕ
| ||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ
10 февраля – День памяти А.С. Пушкина. Русского поэта, драматурга и прозаика, заложившего основы русского реалистического направления, критика и теоретика литературы, историка, публициста; одного из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
С именем Пушкина и его замечательной деятельностью связано начало нового периода в истории русского литературного языка. Основные нормы русского языка, представленные в языке произведений Пушкина, остаются живыми, действующими и для нашего времени.
Проходят десятилетия и эпохи, растет и крепнет русская литература, а сила гениального пушкинского слова не слабеет. Тайна безмерного обаяния поэта, по мнению Д.С. Лихачева, в том, что он и по сей день является образцом доброты и таланта, смелости, красоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, уважения к труду и людям труда. Объясняя истоки неутолимого влечения к поэту в наши дни, Лихачев говорит об открывшейся поэту ценности восприятия жизни вокруг него и в каждом человеке как величайшей тайны, требующей серьезного, глубокого ощущения, полной отдачи. Это залог ощущения счастья и гармонии. И если, в конечном счете, это идеал каждого человека, то в Пушкине он был воплощен в полной мере, потому он и есть наш идеал, вечно живой...
Пушкин — русский национальный поэт, наше достояние. Проходят столетия, поколения сменяют поколения, но имя Пушкина яркой звездой будет вечно гореть на небосклоне России и всего мира!
Цель: развитие познавательного интереса к личности и творчеству А.С. Пушкина и формирование устойчивых навыков к чтению классической литературы.
Задачи:
образовательные:
- расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя;
- закрепить и систематизировать ранее усвоенных знаний анализа художественных произведений;
развивающие:
- способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений писателя;
- способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;
- способствовать развитию эстетического вкуса, познавательного процесса, интеллектуальных способностей обучающихся;
воспитательные:
- воспитывать духовно-нравственную культуру студентов.
1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЯ
Материалы из методической разработки могут быть использованы как для учебного занятия, так и при проведении внеклассного мероприятия. Данная методическая разработка предназначена для педагогических работников и студентов.
Место проведения мероприятия: библиотека колледжа-интерната. Данное мероприятие можно проводить и в учебной аудитории.
Подготовка к мероприятию:
- Перечитать произведения А.С. Пушкина.
- Создать кластеры о жизни и творчества А.С. Пушкина.
Оформление: портрет А.С. Пушкина, выставка его книг, иллюстрации и рисунки к произведениям писателя, музыкальное сопровождение (классическая музыка, музыка Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»), видео о жизни писателя.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
2 СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий 1: Здравствуйте! 10 февраля – День памяти А.С. Пушкина. Да, февраль богат событиями: 1 февраля родился Е. И. Замятин, 5 февраля- Чарлз Диккенс, 10 февраля - Б. Л. Пастернак, 13 февраля- И.А. Крылов. Но есть и печальные литературные даты февраля: 9 февраля скончался Ф. М. Достоевский, 11 февраля в Тегеране погиб А.С. Грибоедов, 10 февраля Россия потеряла Пушкина…
Ведущий 2: 27 января (8 февраля) вечером на Черной речке, на окраине Петербурга состоялась дуэль…Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. 10 февраля (29 января) 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни Россия потеряла А.С. Пушкина.
Студент:
Я скоро весь умру. Но, тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдёт, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: я-то он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо, и сяду между вами,
И сам заслушаюсь…
Ведущий 1:
Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России
И погиб, отражая её.
Звучит музыка Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».
Ведущий 2: Александр Сергеевич Пушкин! Это имя знакомо нам с раннего детства. Трудно найти человека, который бы не любил замечательные произведения русского поэта. «Пушкин - солнце русской поэзии». Ведь еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии» Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Еще не умея читать, мы уже повторяем наизусть стихи Александра Сергеевича со слов своей мамы. Поэт сделал много, бесконечно много для духовной жизни людей. Когда мы читаем Пушкина, то чувствуем, как бесконечно прекрасен и разнообразен этот мир, как все в нем полно жизни, чувства и глубокой правды.
Ведущий 1:
Имя Пушкина – святое для нас имя. Эта наша гордость.
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный.
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт. (А. Плещеев)
Ведущий 2:
- Давайте вспомним основные события из биографии А.С. Пушкина. Учитель включает видео о жизни писателя (5 мин.).
-Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете биографию и произведения А.С. Пушкина. Приглашаю Вас принять участие в викторине. Обучающиеся делятся на команды.
Викторина «Наш А.С. Пушкин»
Вопросы
- Назовите годы жизни А.С. Пушкина. (6 июня 1799-10 февраля 1837 гг.)
- Где учился А.Пушкин? Сколько лет учился? (в Царскосельском лицее, 6 лет: с 1811 по 1817 г.)
- Назовите имя, отчество, фамилию няни Пушкина. (Арина Родионовна Яковлева)
- Какой язык господствовал в доме поэта? (Французский)
- Какой великий русский поэт слушал стихи Пушкина на лицейском экзамене? (Г. Р. Державин)
- Какой русский поэт был выслан из Петербурга за стихотворение, посвященное гибели Пушкина? (М. Ю. Лермонтов)
- Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Яблоком).
- Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек! добрым молодцам урок!»? («Сказка о золотом петушке»).
- Сколько написал сказок А.С. Пушкин? (7)
- Что объединяет повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня крестьянка»? («Повести Белкина»).
- Сколько повестей входит в сборник под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»? (Пять).
- Когда и в связи с чем В. Жуковский подарил Пушкину свой портрет? (портрет с подписью «Победителю ученику от побеждённого учителя» 1820 г. Поэма «Руслан и Людмила»?)
- К какому произведению эпиграфом была взята пословица «Береги честь с молоду?» («Капитанская дочка»)
- Какое стихотворение написано 16 июля 1827 года в связи с годовщиной казни декабристов? («Арион»)
- В каком стихотворении встречаются устаревшие слова «персты», «зеницы», «уста», «вещие», «десница», «глас», «виждь»? («Пророк»)
- Какое одинаковое название имеют романтическая поэма А. С. Пушкина и рассказ Л. Толстого? («Кавказский пленник»)
- В каких произведениях изображён Пётр I? («Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Полтава»)
- Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»? (А.П. Керн)
- Кому посвящено стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…» ( И.Пущин)
- Продолжи строки..
1) Буря мглою небо кроет… Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя..
2) Унылая пора! Очей очарованье!.. Приятна мне твоя прощальная краса, люблю я пышное природы увяданье…
3) У лукоморья дуб зелёный…Златая цепь на дубе том
4) Мой первый друг.. Мой друг бесценный, и я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный,
5) Сижу за решёткой в темнице сырой…Вскормленный в неволе
6) Я помню чудное мгновенье… Передо мной явилась ты…
7) Чем меньше женщину мы любим... («… Тем легче нравимся мы ей»)
18. С кем произошла дуэль у Пушкина? (Во второй половине января 1837 года произошел конфликт между Александром Пушкиным и французом Жоржем Дантесом. Как следствие этого 27 января произошла дуэль. Результат известен всем. Пушкин был смертельно ранен и через 2 дня скончался. Тело великого русского поэта похоронили у стен Святогорского монастыря неподалеку от имения Михайловское).
Подведение итогов и награждение команд.
Слово учителя: За всю историю человечества не было ни одного поэта, который был бы одарен таким чувством гармонии, такой многогранностью таланта и такой человеческой простотой. 37 было отпущено судьбой Пушкину. За эти 37 лет им было создано столько произведений различных жанров, что трудно определить, кто же такой Пушкин. Поэт, писатель, драматург, романист, критик, историк, сказочник.
Стихотворение читает ученик. Игорь Северянин «Пушкин»
Есть имена, как солнце! Имена —
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном, в любые времена!
Но понимает ли моя страна —
Все эти старцы, юноши и дети, —
Как затруднительно сказать в сонете
О том, кем вся душа моя полна?
Его хвалить! — пугаюсь повторений...
Могу ли запах передать сирени?
Могу ль рукою облачко поймать?
Убив его, кому все наши вздохи?
Дантес убил мысль русскую эпохи,
И это следовало бы понять...
Слово учителя: Читая Пушкина, мы становимся лучше. Под влиянием его поэзии в нас пробуждаются светлые, добрые, благородные чувства. Поэзия Пушкина — неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит живой водою всех, кто прикоснётся к нему. Всем своим творчеством Пушкин служил родному народу, и народ платит ему ответной любовью. Всем творчеством Пушкин служил народу, и народ платит ему ответной любовью. У Пушкина мы учимся многому. Читайте Пушкина!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческое наследие великого поэта и писателя является достоянием и гордостью российской и мировой литературы. Стихи и прозу А.С. Пушкина знают и любят огромное количество людей разных возрастных групп.
А.С. Пушкин – самый любимый поэт русского народа. В своем творчестве он не мог пройти мимо самых насущных злободневных тогда вопросов. Именно это делает его поэзию всеобъемлющей и, по-видимому, актуальной для любого поколения. В поэзии А.С. Пушкина можно найти ответ на любой вопрос. Его произведения – большой, нужный и вечный учебник, в котором поэт учит быть Человеком.
Данное мероприятие способствует лучшему усвоению, систематизации знаний, развитию у студентов эстетического восприятия и оценки явлений жизни, художественно воплощенных писателем. При отборе материала учитывались возрастные и психологические особенности обучающихся, уровень их способностей и познавательная активность. Занятия литературно – музыкальной гостиной служат переосмыслению известного, развивает мышление, творческое воображение, способствуют эстетическому воспитанию, духовному преображению обучающихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет источники
http://pushkin.niv.ru/pushkin/vospominaniya/vospominaniya-2.htm
http://festival.1september.ru/articles/503042/
http://www.pushkin-vyatka.ru/pushkin.php?st=4#electronic
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Стихи мои - свидетели живые", день памяти А.С.Пушкина
Сценарий литературной композиции,сопровождающейся мультимедийной презентацией.Может быть использована в день памяти А.С.Пушкина(10 февраля) или на мероприятии, посвященном его творчеству.....
10 февраля - день памяти А.С.Пушкина
Презентация составлена на основе текста песни "Натали"...
«В 100 ЗЕРКАЛАХ» РУССКИЕ ПОЭТЫ А.С. ПУШКИНУ (ДЕНЬ ПАМЯТИ А.С. ПУШКИНА 10 ФЕВРАЛЯ)
Урок - концерт, методическая разработка открытого урока для учащихся средней школы.Автор Гаврилова Нина ЕвгеньевнаГБОУ лицей 408...
День памяти А.С. Пушкина
Сценарий мероприятия, посвященный Дню памяти А.С. Пушкина, предназначен для детей начальных классов....
Литературная гостиная "День памяти А.С.Пушкина"
Литературная гостиная "День памяти А.С.Пушкина" "используется" как постановка по творчеству А.С.Пушкина, поэтов и писателей, писавших о нем....
Сценарий музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста в весенне-летний период "День памяти А.С.Пушкина"
дети отправляются в путешествие по сказкам А.С.Пушкина...
Литературный классный час "10 февраля день памяти А.С. Пушкина
Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки?» Меропритяие приуроченное дню памяти А.С. Пушкина - 10 февраля. Цель: закрепление представлений о сказках А.С. Пу...