Литературный классный час "10 февраля день памяти А.С. Пушкина
план-конспект занятия (7 класс)

Алипова Ирина Алексеевна

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки?» 

Меропритяие приуроченное дню памяти А.С. Пушкина - 10 февраля. 

Цель: закрепление представлений о сказках А.С. Пушкина

Задачи:

1. Создать условия для узнавания сказок и сказочных персонажей А.С. Пушкина

2. Развивать память, воображение.

3. Прививать любовь к творчеству поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_fevralya_den_pamyati_a.s._pushkina.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки?»

Цель: закрепление представлений о сказках А.С. Пушкина

Задачи:

1. Создать условия для узнавания сказок и сказочных персонажей А.С. Пушкина

2. Развивать память, воображение.

3. Прививать любовь к творчеству поэта.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли к нам в гости!

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том,

И днём и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом.

Пойдёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит,

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

Ведущий:  Вы догадались о чём мы будем говорить? (о сказках)

Кто знает, из какой сказки эти строки? («Руслан и Людмила»)

А кто автор этих строк? (А.С.Пушкин) 

Все мы с детских лет с удовольствием слушали стихи и сказки Александра Сергеевича Пушкина, которые нам читали и рассказывали нам наши мамы, папы, бабушки, воспитатели и учителя. Смотрели замечательные художественные и мультипликационные фильмы, снятые по сказкам Пушкина. В феврале есть особенный день – день памяти Пушкина А.С. – 10 февраля. Это день, когда все, все кто любит сказки и другие произведения Пушкина, вспоминают его. Мы с вами сегодня постараемся вспомнить как можно больше сказок этого замечательного поэта, поиграем и узнаем, кто же из вас лучший знаток и почитатель сказок Александра Сергеевича.

Ребята, вы любите сказки? А хотели бы вы отправиться в увлекательное путешествие по сказкам Александра Сергеевича Пушкина? Для этого надо разделиться на две команды и придумать название.

1 команда «_______________»

2 команда «_______________»

За каждое правильно выполненное задание, команда получает по золотой рыбке.

Разминка «Назови сказку правильно» Давайте вспомним названия сказок Пушкина.

1. «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке)

2. «Сказка о Золотом …» (петушке)

3. «Сказка о царе….» (Салтане)

4. «Сказка о мертвой …» (царевне и семи богатырях)

5. «Сказка о попе и….» (работнике его Балде)

I конкурс «Сказочные пазлы»  

Оборудование: пазлы.

Ведущий: Бедокурка набедокурил – разрезал ножницами иллюстрации к сказкам. Необходимо восстановить картинку и назвать сказку. 

II конкурс «Вопрос – ответ». Вопросы на знание сказок А. С. Пушкина

За каждый правильный ответ на вопрос команда получает по 1 золотой рыбке. Команды отвечают по очереди.

1. Где жила белочка (в хрустальном доме).

2. В кого превращался князь Гвидон (в комара, муху, шмеля).

3. У кого спрашивал королевич Елисей про царевну (месяц, солнце, ветер).

4. Что просила старуха у золотой рыбки? (корыто, избу, стать: столбовой дворянкой, царицей, владычицей морскою).

5. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из сказки? (невод)

6. Сколько раз закидывал старик невод? (три)

7. Как золотая рыбка проучила старуху? - (Старуха осталась у разбитого корыта).

8. Из какого материала князь построил белочке дом? (Хрустальный дом).

9. Как выглядела царевна, превратившаяся из лебедя (Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит)

10. О чем каждый раз спрашивала зеркальце царица (О своей красоте)

11. Какой отравленный предмет дала колдунья царевне (Яблоко)

12. Что сделала с волшебным зеркальцем злая царица, когда узнала, что девушка ожила и стала еще красивее? (Разбила)

13. В какой сказке на страже стоит петушок? («Сказка о золотом петушке»)

14. В какой сказке встречается волшебная белочка? («Сказка о царе Салтане»)

15. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Мудрец)

16. Зачем царю Дадону понадобился золотой петушок? (Чтобы охранять границы его царства)

Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане».
(На скамейке сидят три девочки и имитируют движения прядения).
Старшая сестра: Кабы я была царица,
То сама на весь бы мир
Приготовила я пир.
Средняя сестра: Кабы я была царицей
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
Младшая сестра: Кабы я была царицей
Я б для батюшки- царя
Родила богатыря
Старшая сестра (осуждающе): Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
Средняя сестра (восторженно): И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
(Входит царь Салтан, кланяется младшей сестре )
Старшая сестра: Во всё время разговора
Он стоял позадь забора.
Средняя сестра: Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь Салтан: Здравствуй, красная девица,
Будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки – сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.

III конкурс. Из какой сказки отрывок?

За каждый правильный ответ команда получает по 1 рыбке. Команды отвечают по очереди.

1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…»)

2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» («Сказка о спящей царевне исеми богатырях».)

3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». («Сказка о золотом петушке».)

4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».)

6. «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

7.«Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой

Хлынет на берег пустой

Разольётся в шумном беге

И очутятся на бреге

В чаще, как жар гора,

Тридцать три богатыря». - («Сказка о царе Салтане и сыне его князе Гвидоне и царевне Лебеди»).

8. «Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

9.«Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Мимо острова крутого,

Мимо города большого,

Пушки с пристани палят

Кораблю пристать велят». («Сказка о царе Салтане и сыне его князе Гвидоне и царевне Лебеди») .

10. «Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы» («Сказка о золотом петушке»)

Инсценировка отрывка из сказки «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» (Звучат голоса природы).

Елисей: Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей.

Солнце (Звучит вальс А.Грибоедова) :

Свет ты мой,

Я царевны не видало.

Знать, её в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь её да встретил

Или след её заметил.

(Королевич Елисей провожает Солнце и обращается к Месяцу. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года»).

Елисей: Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаёшь во тьме глубокой

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей.

Месяц: Братец мой,

Не видал я девы красной.

На стороже я стою

Только в очередь мою.

Без меня царевна, видно,

Пробежала.

Елисей: Как обидно!

Месяц: Погоди. Об ней, быть может,

Ветер знает. Он поможет.

Ты к нему теперь ступай,

Не печалься же, прощай.

(Королевич Елисей идёт за уходящим Месяцем. Слышен шум ветра.)

Елисей: Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених её.

Ветер : Постой,

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора.

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста.

(Ветер, завывая, обегает Королевича Елисея и, взяв его за руку, уводит за собой со сцены).

IV конкурс.  Загадки от Балды

В море синем обитает

И желанья исполняет.

Если у человека добрая душа,

Она ему поможет всегда.

                               (Золотая рыбка)

В красивом тереме, а не в избушке

В тихом месте, на лесной опушке,

Братья дружной семьёю живут,

От врагов родную землю стерегут.

                              (Семь богатырей)

В клетке золотой живёт

Да орешки всё грызёт.

А орешки не простые,

В них скорлупки золотые.

                      (Белка из «Сказки о царе Салтане»)

Он ходит всегда сам по себе:

Волшебную сказку расскажет тебе,

Спеть песенку весёлую может,

Под колыбельную спать уложит.

                                   (Кот учёный)

Сначала просила корыто, потом новый дом,

Жить счастливо можно было в нём,

Дворянкой столбовою стала,

Всего этого ей оказалось мало.

Стать владычицей морской попыталась

Да у разбитого корыта осталась.

                 (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

В хрустальном гробу красавица лежит.

Глядя на неё можно подумать, что спит.

Царь батюшка скучает по ней,

По свету белу ищет Елисей.

                  (Царевна из «Сказки о мёртвой царевне»)

Ведущий: Что ж , молодцы! Идем с вами дальше!Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герои не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…

Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок,Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.

V конкурс: «Собери картинку»

Ведущий: У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и

отгадать из какой сказки, изображенный на них герой. Та команда, которая быстрее всех

справиться с заданием получит 3 жетона. Вторая команда – 2 жетона.

Пока команды собирают картинки, проводится игра со зрителями

Игра «Угадай-ка» (со зрителями)

1. «Здравствуй, красная девица, будь же ты моя царица

И роди богатыря мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха»

(Царь Салтан «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»)

2. «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу»

(Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. «Кири – ку – ку. Царствуй лёжа на боку!»

(Золотой петушок «Сказка о золотом петушке»)

4. «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе,

Не боишься никого, кроме бога одного»

(Королевич Елисей «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

5. «Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу.

Есть же мне давай варёную полбу»

(Балда «Сказка о попе и о работнике его Балде)

Игра: «Повторяй за мной» (со всеми)

Показывает движения, дети вместе с ним. Проводится 3 раза, каждый раз ведущий ускоряет темп.

И царица - хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Ведущий: Вот и закончилось наше с вами путешествие по сказкам Пушкина. Давайте подсчитаем, сколько жетонов набрала каждая команда (подсчет жетонов). Награждение команды – победителя грамотами. Всем – сладкие призы.

Ребята, вам понравилось наше путешествие по сказкам А.С. Пушкина? Кому что больше всего понравилось и запомнилось? И мне понравилось с вами играть, вы большие молодцы, хорошо знаете сказки А.С. Пушкина и отлично справились со всеми заданиями.

До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 февраля - день памяти А.С.Пушкина

Презентация составлена на основе текста песни "Натали"...

8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста

8 февраля - день мужества и патриотизма.День юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских демонстра...

Классный час на тему «15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»

15 февраля в День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, прошел классный час, посвященный войнам-афганцам....

«В 100 ЗЕРКАЛАХ» РУССКИЕ ПОЭТЫ А.С. ПУШКИНУ (ДЕНЬ ПАМЯТИ А.С. ПУШКИНА 10 ФЕВРАЛЯ)

Урок - концерт, методическая разработка открытого урока для учащихся средней школы.Автор Гаврилова Нина ЕвгеньевнаГБОУ лицей 408...

Литературная гостиная "День памяти А.С.Пушкина"

Литературная гостиная "День памяти А.С.Пушкина" "используется" как постановка по творчеству А.С.Пушкина, поэтов и писателей, писавших о нем....

Классный час по теме : «15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества». 7 класс.

Цели: Познакомить учащихся   с историей  и рассказать о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, о героизме  солдат и офицеров в войне в мирное время, воспитат...

10 февраля- День памяти А.С. Пушкина

Данная презентация ''10 февраля- День памяти А.С. Пушкина" рассказывает детям о дне памяти великого русского поэта. 10 февряля в России вспоминают о жизни и творчестве А.С. Пушкина....