Конспект урока Выбор главной героини в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»
презентация к уроку по литературе
Предварительный просмотр:
Выбор главной героини в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»
Ход урока:
О чём мы говорили на прошлом уроке?
Почему мечтатель и Настенька так быстро подружились?
Каждый человек в определённый период своей жизни совершает выбор, который влияет на всю дальнейшую судьбу. Иногда выбор очевиден, а иногда мучителен и сложен. Героиня повести «Белые ночи» тоже окажется перед выбором. Что она выберет? Узнаем сегодня на уроке.
Сформулируйте тему: Выбор главной героини в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»
Задачи урока:
1.Узнать, какой выбор совершит Настенька.
2.Понять причины такого выбора.
3.Подготовиться к тесту.
Как закончится история мечтателя и Настеньки? Продолжим читать текст и узнаем.
Прочитайте главу «Ночь четвёртая» до слов «Настенька совершенно …» и ответьте на вопросы:
1.Что ожидала получить Настенька от своего друга? Письмо.
2.Почему девушка расстроилась? Она поняла, что не нужна своему любимому, что он её бросил.
3.В чём признался Настеньке главный герой? В любви.
4.Почему девушка не удивилась? Она давно поняла, что он любит её.
Прочитайте главу «Ночь четвёртая» со слов «Настенька совершенно …» до «— Настенька, — закричал я, …» и ответьте на вопросы:
1.На что надеялся главный герой? Он надеялся на то, что Настенька разлюбила другого.
2.Почему он решил признаться Настеньке в любви именно сейчас? Потому что чувства переполняли его. Настенька сказала, что почти разлюбила другого. Момент для признания был подходящий.
3.Понимает ли молодой человек, что Настенька не любит его так, как он любит её? Да, он это понимает.
4.На что он надеется? Он надеется, что со временем она узнает его лучше и полюбит. Он готов подождать. Надеется, что его любви хватит на двоих.
5.Почему Настенька допускает возможность того, что они могут быть вместе? Объясните её выбор. Она в отчаянии, не знает, что ей делать. Возвращаться к прежней жизни с бабушкой она не хочет. Девушка надеется на то, что со временем полюбит доброго и благородного юношу.
Как вы оцениваете поступок Настеньки? Стоило ли ей обнадёживать своего друга? Настенька очень порывистая и искренняя девушка, она действительно верила, что они могут быть счастливы вместе. Для неё эти отношения были возможностью освободиться от контроля бабушки.
Прочитайте главу «Ночь четвёртая» со слов «— Настенька, — закричал я, …» до конца и ответьте на вопросы:
1.В чём признаётся главный герой Настеньке? В том, что он беден, у него есть долги.
2.О чём Настенька просит его? Чтобы он снял комнату у них.
3.Почему молодые люди так легко строят планы на будущее? Они оба мечтатели, им хочется верить, что всё это осуществимо.
4.Почему Настенька переменилась? Она увидела своего возлюбленного.
5.Что понимает главный герой в ту минуту, когда девушка «вырвалась из его рук и порхнула к другому»? Он понимает, что им никогда не быть вместе.
Почему Настенька не осталась с мечтателем, а выбрала другого? Настенька любила своего жениха и хотела быть с ним, её выбор продиктован сердцем.
Можно ли назвать Настеньку ветреной и непостоянной девушкой? Своему любимому Настенька была верна целый год, ждала его до последнего и не разлюбила. На новые отношения она согласилась от отчаяния и безысходности.
Прочитайте главу «Утро» и ответьте на вопросы:
1.Почему день, который должен быть солнечным и светлым, стал пасмурным и светлым для главного героя? Он лишился надежды на счастье, он потерял ту, которую любил, сердце его разбито, он несчастен.
2.Что принесла Матрёна главному герою? Письмо от Настеньки.
3.О чём Настенька просила его в письме? Она просила простить её и не обижаться. Она обещала дружить и помнить его.
4.Почему главный герой простил Настеньку? Он любит её и не может обижаться на девушку.
Как встреча с Настенькой изменила жизнь главного героя? До встречи с Настенькой молодой человек погружён в свои мысли и пассивен. Влюбившись с первого взгляда в Настеньку, он старается помочь ей устроить её счастье. В его жизни появляется цель, надежда и любовь, он счастлив и готов действовать.
Почему повесть, несмотря на свой печальный конец, не производит впечатления трагедии? За что благодарен мечтатель Настеньке? Он благодарен ей за те минуты счастья, что она ему подарила. Ничего подобного ещё не было в его жизни.
В конце урока ученики пишут тест по повести.
Возвращаемся к задачам урока. Всё ли получилось? Да.
Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
1.Что вас удивило в произведении?
2.Стали бы вы менять конец повести? Почему?
3.Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание: прочитать повесть Булгакова «Собачье сердце».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи".
Урок по литературе в 9 классе познакомит ребят с особенностями творчества Ф.М.Достоевского 40-х годов,с еще одной интерпретацией повести "Белые ночи",поможет проследить , как тема ...
Презентация к уроку литературы в 9 классе по изучению повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"
Презентация содержит фотографии современного Санкт-Петербурга, иллюстрации к повести "Белые ночи"...
Тест по повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи" (9 класс, презентация)
Презентация содержит контрольный тест по повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи". Вопросы ориентированы на выявление уровня знания текста и на его осмысление....
Сценарий "Белые ночи" (по повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи")
Сценарий "Белые ночи" по повести Ф.М. Достоевского....
Проверочная работа по повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи" для 9 класса
Проверочная работа предназначена для отработки и закрепления навыков анализа прозаического текста...
Тип петербургского мечтателя (по повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"
Цель урока: 1.Определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.Задачи: - Обучающие: выявить хар...
Презентация к уроку по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи».
Презентация к уроку по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»...