К. Симонов "Сын артиллериста" Конспект урока чтения, 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Фидикова Светлана Васильевна

Конспект урока чтения для 7 класса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл К.Симонов "Сын артиллериста"26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая разработка урока чтения

К.Симонов «Сын артиллериста»

Урок чтения

Класс:  7

Тема: К.Симонов. «Сын артиллериста»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Материальное обеспечение урока: учебник «Чтение» 7 класс, автор-составитель А.К.Аксёнова; презентация Power Point к уроку; раздаточный материал (таблица Шульте, набор пословиц, индивидуальные   листы для проверки домашнего задания); аудиозаписи  (песня «День Победы» сл.В.Харитонова, муз. Д.Тухманова, метроном-60BPM  Metronome)

Цель: создание условий для раскрытия и полноценного восприятия обучающимися произведения К.Симонова «Сын артиллериста».

Задачи урока:

Образовательные: продолжить знакомство с произведением К.Симонова «Сын артиллериста»;

формирование навыков работы с художественным произведением;

развитие навыков чтения (осознанность, выразительность, правильность).

Коррекционно-развивающие: развитие  связной речь обучающихся;

коррекция зрительно-пространственного восприятия через работу с таблицей Шульте, мыслительных операций анализа и синтеза через работу с пословицами;

пополнение активного словарного запаса.

Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения и признательности к героическому прошлому своей Родины, защитникам Отечества, пробуждение интереса к истории страны, сохранение памяти об её героических событиях;

 воспитание уважительного отношения друг к другу: умения работать в парах, слушать друг друга, высказывать и доказывать свою точку зрения.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный, практический.                                        

                                                      Ход урока.

1.Организационный  момент.

  Сообщение темы урока

- Продолжаем знакомиться с произведением К.Симонова «Сын артиллериста».

2.Коррекционно-развивающие упражнения

2.1.Работа с таблицей Шульте (работают в парах)

2.2.Выбрав каждую третью букву, узнаем, над каким жанром художественного произведения будем сегодня работать

РТПАНОБДЭКСМВЁА

Выбрав каждую  вторую букву, узнаем, конкретно,  с чем будем работать

СОЕТВРЯЫДВПКЛИ

3.Проверка домашнего  задания  (по методике Кушнира)

У обучающихся – индивидуальные листы с цитатами из 1 части произведения. Против каждой цитаты обучающиеся должны поставить + или – (верно-неверно):

                                   К.Симонов «Сын артиллериста»                          

1.Был у майора Деева

Товарищ – майор Петров,

Дружили ещё с гражданской,

 Ещё с двадцатых годов.

2.А у майора Петрова

Был Лёнька, любимый сын.

Без матери, при казарме,

Рос мальчишка один.

3.И если Петров в отъезде, -

Бывало, вместо отца

Друг его оставался

Для этого сорванца.

4.Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! -

Такая уж поговорка

У майора была.

5.Несколько лет пролетело.

Кончилась тишина,

Громом загрохотала

Над Родиною война.

6.Деев дрался на севере,

На юге дрался Петров.

7.Потом, приехавши с Юга,

Кто-то сказал ему,

Что Петров, Николай Егорыч,

Геройски погиб в Крыму…

8.А вскоре в один из пасмурных
Северных вечеров

К Дееву в полк назначен

Был лейтенант Петров.

9.- Значит, окончил школу,

Будем вместе служить.

Жаль, до такого счастья

Отцу не пришлось дожить.

Взаимопроверка. Ответы  -  на доске. Оценки.

                                          Физминутка

4.Работа по теме урока

4.1.Первичное восприятие.

-Послушайте 2-ую часть  произведения.

Подумайте, имел ли право майор Деев называть себя отцом Лёньки?                                   

4.2.Словарная работа

Немецкий тыл-

Шагая как маятник-

4.3. Самостоятельное чтение

 - Прочитайте самостоятельно

Слайды 12-13

-Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага?

-Почему майор Деев поручил опасное задание именно Лёньке?

4.4.Чтение и анализ стихотворения

Слайд 14

-Почему Деев не мог пойти сам?

-Понимал ли Деев, что Лёнька может погибнуть?    

-И всё-таки посылал его. Как это характеризует Деева?

-О чём говорит этот поступок? (тоже совершает подвиг, жертвуя во имя общего дела, во имя спасения сотни людей самым дорогим, что есть у него - сыном)

-Посылая Лёньку на такое ответственное задание, Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить

-Прочитайте поговорку стр.219

-Как  переживал Деев, посылая сына в тыл врага? (всю ночь шагал как маятник)

Слайды 15-16

-Почему Деев так уверен в Лёньке? (сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно)

-Скажите, Лёньке было страшно?

Слайды 17-20

-Какой подвиг совершил Лёнька (вызвал огонь на себя, чтоб уничтожить фашистов)

-Какими качествами должен обладать такой человек? (мужеством, силой воли, твёрдостью духа)

Слайд 21-24

-Почему, вернувшись с боевого задания, Лёнька имел право повторить поговорку Деева? (он совершил подвиг)

-Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг? (с детства Лёньку учили быть сильным, мужественным, отважным, не теряться в минуты опасности)

-Было ему с кого брать пример. Его отец и Деев были мужественные люди. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным человеком.

4.5.Работа с пословицами в группах

-Определите главную  мысль произведения. Для этого предлагаю работу с пословицами.

1 группа:  Составить пословицы

Родина – мать, умей за неё постоять.

За родной край и жизнь отдай.

Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

2 группа: Восстановить пословицу

Друг за друга стой – и выиграешь бой.

                                          Физминутка

  4.6.Работа над выразительностью чтения

- Попробуем  выразительно прочитать это замечательное произведение, чтобы голосом при чтении передать тревогу Деева, бесстрашие и решительность Лёньки.

5.Обобщение

-Сколько лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны?

-Почему К.Симонов, обращаясь к народам всей Земли, просит помнить уроки войны?

-И все-таки долгожданный день пришел.

9 мая 1945 года — день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах: 40 миллионов жизней стоила нам эта победа. 

                           (звучит аудиозапись песни «День Победы»)

Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших (участие детей в акции «Георгиевская ленточка», шествие «Бессмертный полк», концерты для ветеранов).

Хотя прошло уже 78 лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.  

                                       Минута молчания (на фоне метронома)

-Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества. Что значит защищать Родину?

-Какие качества, на ваш взгляд нужны защитнику Отечества?

(ответы детей)

-Вспомните поговорку Деева.

-И вам нужно воспитывать у себя храбрость, силу волю, честность, чтобы ничто вас в жизни не столкнуло с правильного пути.

6. Итог урока.  Рефлексия.

-Закончить фразу

Мы живём, …            …чтобы жить

                                   … чтобы помнить и чтить память погибших

                                   …чтобы продолжать дело павших в войне

                                   … благодаря тем, кто пал на полях сражений

Комментирование оценок.

7. Домашнее  задание

Выучить наизусть отрывки, где есть в тексте поговорка Деева (по выбору)

Приложение

1. Индивидуальные листы с цитатами из 1 части произведения

                                                    К.Симонов «Сын артиллериста»                          

1.Был у майора Деева

Товарищ – майор Петров,

Дружили ещё с гражданской,

 Ещё с двадцатых годов.

2.А у майора Петрова

Был Лёнька, любимый сын.

Без матери, при казарме,

Рос мальчишка один.

3.И если Петров в отъезде, -

Бывало, вместо отца

Друг его оставался

Для этого сорванца.

4.Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! -

Такая уж поговорка

У майора была.

5.Несколько лет пролетело.

Кончилась тишина,

Громом загрохотала

Над Родиною война.

6.Деев дрался на севере,

На юге дрался Петров.

7.Потом, приехавши с Юга,

Кто-то сказал ему,

Что Петров, Николай Егорыч,

Геройски погиб в Крыму…

8.А вскоре в один из пасмурных
Северных вечеров

К Дееву в полк назначен

Был лейтенант Петров.

9.- Значит, окончил школу,

Будем вместе служить.

Жаль, до такого счастья

Отцу не пришлось дожить.

2. Таблица Шульте      

6

21

10

18

14

16

13

2

22

20

1

9

25

12

4

23

5

19

17

7

8

15

24

3

11

3. Набор пословиц (на карточках)

Родина – мать, умей за неё постоять.

За родной край и жизнь отдай.

Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

Друг за друга стой – и выиграешь бой.

4.Презентация к уроку   К.Симонов «Сын артиллериста»                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по теме: К. Симонов "Сын артиллериста"

На уроке учащиеся знакомятся с творчеством К. Симонова. Учатся  выразительно читать его произведения, работать с текстом....

Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для  дальнейшего развития и   закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида....

Открытый урок чтения в 7 классе в СКОШ VIII вида на тему: "К.М. Симонов "Сын артиллериста"

Открытый урок чтения в 7 классе в СКОШ VIII вида на тему: "К.М. Симонов "Сын артиллериста"...

Конспект урока по предмету "Чтение(литературное чтение)" по теме "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)"" (8 класс, программа вариант 9.1)

Методический материал поможет учителю в формировании у обучающихся читательского интереса к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов....