Презентация к уроку "Лирика А.С.Пушкина.Анализ стихотворений".
презентация к уроку по литературе (8 класс)
Презентация поможет учителю и учащимся в нелёгкой работе по анализу поэтических текстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_chaadaevu.ppt | 637 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дружбу с Чаадаевым Пушкин называл «счастьем» Он вышней волею небес Рожден в оковах службы царской. Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес А здесь он ¬¬¬ офицер гусарский. («К портрету Чаадаеву», 1820) Послание адресовано старшему другу Пушкина. Он познакомился с П.Я. Чаадаевым (1794-1856) в 1816 г. Если поэт был еще лицеистом, то Чаадаев закончил Московский Университет, после чего, поступив на военную службу, участвовал в Отечественной войне ( в бородинском, тарутинском, Лейпцигском и других сражениях). Несмотря на разницу жизненного опыта, в их воззрениях, в том числе общественно-политических, было много общего. Дружбу с Чаадаевым Пушкин называл «счастьем», высоко ценил его, сравнивая с великими деятелями античности – Брутом и Периклом:
Обратимся к стихотворению. Перечитаем первое четверостишие: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; любовь обман надежда сон тихая слава туман Почему?
Назовите средства выразительности в данном четверостишье Эпитеты: Оксюморон: Сравнение: Олицетворение: Нежил нас обман тихой юные утренний тихой славы как сон, как утренний туман
любовь обман надежда сон тихая слава туман «Дней александровых прекрасное начало» уже отошло в прошлое. Надежды на либеральные реформы не осуществились. В условиях политического гнета, бесправия и произвола мирное счастье, «тихая слава» невозможны. мирное счастье борьба
Читаем второе четверостишье: Но в нас горит еще желанье , Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. роковая власть отчизна Крепостное рабство Военные поселения Жестокие расправы Почему множественное число? О каком желании идет речь? Что это значит в данном контексте? Каким эмоциональным оттенком обладает слово?
Выделим средства выразительности в данной строфе: Эпитеты: Метонимия: Олицетворение: роковой нетерпеливою горит желанье под гнетом власти отчизны внемлем призыванье
Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Желание… Наступление «минуты вольности святой» минута вольности святой Быстрое осуществление «вольности» Освобождение, революция Высокое, возвышенное Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Искренность, сила нетерпения,уверенность в осуществлении желания
верного молодой святой Назовите средства выразительности в данном четверостишье: Эпитеты: Сравнение: как ждет любовник молодой минуты верного свиданья
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! призыв действие Из текста выберите фразы соответствующие данной схеме
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг , отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ , верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! Объясните значения выделенных слов и словосочетаний в контексте звезда революция восход звезды победа дела освобождения «отчизна», «власть», «самовластье», «честь», «свобода» политическая лекска + Слова высокого литературного ряда: «внемлем», «упованье», «вспрянет»
пока свободою… пока сердца… Россия вспрянет ото сна пленительного прекрасные Назовите средства выразительности употребленные в данном отрывке: Эпитеты: Обращение: Олицетворение: Метафора: Рефрен: Метонимия: Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь… Свободою горим Звезда счастья Свободою горим На обломках самовластья
Каким размером написано стихотворение? (четырехстопным ямбом) Одинаковой ли рифмой написано стихотворение? (нет, 1-я стофа - перекрестной рифмой, 2-я и 3-я строфа - кольцевой, 4-я и 5-я строфы – перекрестной) Каков его жанр? (послание) Что вы можете рассказать об этом жанре? ( Дружеское послание – распространенный в те времена жанр; Пушкин к нему часто обращался, и в данном случае он вполне соответствует тону интимности и искренности. Оно рассчитано на широкий круг читателей. в дружеском послании поэт ставит большую патриотическую и революционную тему: любовь к родине и революционное служение ей воспринимается в единстве личных и общественных интересов. Образ поэта, отраженный в послании, прекрасен силой и непосредственностью патриотического чувства, поэтически выраженного. )
Философская лирика Пушкина горячо воспринималась читателями его времени. «К Чаадаеву» распространялось в сотнях списков (напечатать его, разумеется, нельзя было). Впервые в совершенно изуродованном виде оно было помещено в альманахе М.А. Бестужева «Северная звезда» в 1829 г. Полностью стихотворение было напечатано только в 1901 г., т. е. через 83 года после его создания. Декабристы широко использовали послание к Чаадаеву как революционную прокламацию.
Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву» Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина на темы о родине, философское, о поэзии, о любви (на выбор), например: «К морю», «Поэту», «Я вас любил», «Анчар»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С.Пушкин Анализ стихотворения "Обвал"
Урок литературы по программе Снежневской. Используется технология дифференцированного обучения. Вместе с разработкой урока предлагается аудиозапись чтения стихотворения....
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Деревня». Выразительное чтение».
Ученики 6 класса обычно с интересом читают стихи А.С. Пушкина. Стихотворение "Деревня" открывает им новое направление в творчестве великого поэта. Задача учителя сделать так, чтобы это открытие рождал...
А. С. Пушкин. Анализ стихотворения "Узник". 6 класс.
Методическая разработка в помощь учителю словесности. 6 класс...
Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.
Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....
Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.
Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....
Поэма "Медный всадник" А.С Пушкина, анализ.
Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник". Анализ. Вопросы для проверки....
Урок на тему Лицейские годы А. С. Пушкина. Анализ стихотворения «К Пущину» .
Данный урок по литературе в 9 классе (ЗПР) по теме Лицейские годы А. С. Пушкина. Анализ стихотворения «К Пущину» включает в себя цели:-заинтересовать учащихся рассказом о лицейск...