Урок литературы по повести В. Распутина «Живи и помни» Тема: Кто виноват в случившемся?
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Урок литературы в 10 классе.(по повести В. Распутина «Живи и помни».)Тема: Кто виноват в случившемся?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
(по повести В. Распутина «Живи и помни».) Тема: Кто виноват в случившемся? | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе.
(по повести В. Распутина «Живи и помни».)
Тема: Кто виноват в случившемся?
Цель: Осмысление прочитанного и выявление основной идеи произведения.
Задачи:
- Проследить жизненный путь А. Гуськова, причины нравственной неустойчивости и падения Андрея. Выбор Настены.
- Развитие теоретического мышления и эмоционально-чувствительной сферы.
- Формирование потребности осознанного жизненного выборак.
Этапы урока.
- Вводно-мотивационный этап.
- Вопрос: Ваше впечатление о книге? О чем оно?
Ответы: Отношения между людьми; о трусости и предательстве; о человеческом эгоизме; о том что, человек должен быть гуманным в любое время; о войне и человеке; о совести человеческой; о том что, ничего не может пройти бесследно; о совести; о жизни женщины во время войны; о способности к самопожертвованию; о счастье и о любви; О человеке, о войне; о поведении человека в экстремальной ситуации.
Учитель: Валентин Распутин в своем рассказе «Пожар» писал: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Закачает какая весь свет внаклон. »
Если человек теряет хоть одно это звено в жизни, то он не состоится. Отношением к этим ценностям жизни испытывает Распутин в своих героев в повести «Живи и помни».
Обратимся к образу Андрея Гуськова и к образук Настёны.
Кто виноват в случившемся?
2. Операционно-содержательный этап.
Работа в группах.
1 группа:
1) В каких поступках ,чувствах, мыслях отразилось отношение Андрея Гуськова к войне?
2) Как вы понимаете слова: «Он завидовал тем, кто шел на войну, как на работу»
3) Почему Андрей стал дезертиром?
4) Проследить путь Андрея домой. Что с ним происходит, в каком он состоянии?
2 группа:
1) Какие новые стороны характера раскрывают эпизоды: встреча с домом, с Настенной? Как меняется в Андрее поведение, речь?
2) Как вы оцениваете выбор Андрея Гуськова?
3 группа:
1) Зачем Настена делит вину на двоих?
2) Почему Настёна со своей бедой не идёт к людям?
4 группа.
Пришла долгожданная победа.
- Как в чувствах, мыслях, поступках героини проявляется душевное состояние?
Во время работы в группах ребята вместе с учителем должны нарисовать схему, в которой отражается линия жизни Андрея и линия жизни Настены.
Вопрос: Кто виноват в случившемся?
Вывод: Вина Андрея в том, что он своим поступком, дезертирством отделил себя от общенародной судьбы, «отрезал себя от людей», ему нужно перед ними покаяться, но ему это не дано! Потянул за собой своих близких.
Учитель: Может автор ещё через заглавие найти ответ на наш вопрос?
Ответ: «Живи и помни»- обращение к Андрею, чтобы он жил и помнил о потерянной совести, о погубленной своей душе, о погубленных жизнях близких ему людей: Настёны, не родившегося ребёнка, отца. Живи- это ему в наказание. Живи долго и помни.
3. Рефлексивно- оценочный этап.
Вопрос: Что взяли для себя с урока?
4. Домашняя работа.
Творческое задание:
1,2.группа. Напишите письмо Андрею Гуськову. Что вы думаете о нем?
3,4 группа. Каким я вижу будущее Андрея Гуськова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"
Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Нравственный смысл повести В.Распутина "Живи и помни"""
Презентация-сопровождение урока по повести В.Распутина "Живи и помни" содержит материал о жизни и творчестве писателя, представляет содержание повести (цитаты, иллюстрации), организует беседу по произ...
Конспект урока по повести Валентина Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души.
Данная разработка урока литературы в 11 классе по прекрасному произведению В.Г. Распутина "Живи и помни" поможет учащимся разобраться в сложных философских вопрос...
Урок по повести В.Распутина "Живи и помни"
Данный урок представляет собой комбинированное сочетание лекции, аналитической беседы, чтение отрывков текста....
Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс.
Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс....
Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)
В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Нравственное прозрение по повести В. Распутина "Живи и помни"
Открытый урок в 11 классе ко Дню школы....