Поэтический час "Приют любви, он вечно полн... " (к 225-летию со Дня рождения А.С. Пушкина)
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс)

Андреева Галина Олеговна

6 июня 2024 года исполняется 225 лет со Дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, великого русского поэта и писателя, автора совершенно разноплановых произведений по содержанию и по форме, в том числе любовной лирики. Как учитель русского языка и литературы я постаралась познакомить учащихся 9 – 11 классов с адресатами любовной лирики.

Учащиеся заранее готовили материал о музах Пушкина, распределили  и заучивали роли для выступлений, готовили костюмы для выступления. Для многих учащихся произведения поэта стали источником вдохновения, поэтому ребята с большим желанием по заданным строчкам сочиняли лирические послания друг другу. Эти стихи вошли в рукописный журнал «Нежные стихи» (приложение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeticheskiy_chas_priyut_lyubvi_on_vechno_poln.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Поэтический час                                 

                     (к 225-летию со Дня рождения А.С. Пушкина)

                                           «Приют любви, он вечно полн...»

   Дата:       19.04.24 г.

    Предмет: литература

Тема:  «Приют любви, он вечно полн...»

Цели: 1. Познакомить с адресатами любовной лирики А.С. Пушкина.

                     2. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина.              

                     3. Развивать художественные способности, воображение и творческий потенциал учащихся.

4. Воспитывать любовь к поэзии А.С. Пушкина, желание глубже понять поэтичность слова, способность сопереживать, эмоционально реагировать на разные ситуации и  уважительно относиться к чувствам другого человека.

Форма проведения: Внеклассное занятие по литературе, поэтический час.

Участники: ведущие, учащиеся 9 – 11 классов, гости.

Оборудование: экран, проектор, видеозаписи: Бетховен «Лунная  соната», П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс», презентация «Музы поэта», видеосюжет «Венчание Пушкина и Натали».

                                                            Слайд № 1, 2 (тема, эпиграф)

Оформление: портрет Пушкина, столик, свечи, альбом рукописных стихов «Нежные стихи», написанных учащимися, эпиграф:

Пока в Росси Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу.

                               Д. Самойлов

                                                   Ход проведения внеклассного занятия

Организационный момент.

                                            За столом сидит А.С. Пушкин. Пишет.                                              

Вступление

Учитель: В духовном наследии русского народа свеча – это образ души (зажигаю свечу). А жизнь души – это любовь, это источник поэзии, ещё Данте Алигьери (родился в 1265 году во Флоренции), итальянский богослов, основоположник литературного итальянского языка, заметил, что любовь наполняет жизнь особым смыслом, делает её возвышенной и красивой.

Сегодня, в преддверии 225-летия со Дня рождения, А.С. Пушкин любезно пригласил нас в гости на поэтический час с тем, чтобы поведать о незабываемой истории любви, которой была наполнена вся его жизнь. Сегодня мы познакомимся с адресатами любовной лирики Пушкина.

Темой поэтического часа «Приют любви, он вечно полн...» стали строчки, принадлежащие перу самого поэта.

                                                   Звучит «Лунная соната» Бетховена

                                                       

Ведущий 1. Любовная лирика занимает особое место в творчестве Пушкина. Его стихи наполнены нежными и светлыми чувствами к женщине. Восторженные признания и шутливые уверения, страсть и ревность, нежность и досада, какое-то особенное благородство чувства пронизывают стихи, обращенные к женщинам, которых любил, которыми восхищался поэт.

Пушкин (за столом) читает стихотворение «Я Вас любил» Костин А.

Ведущий 2. Лирические стихотворения  посвящены реальным возлюбленным. Любовь для Пушкина-лирика предмет высокой поэзии. Это философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, наслаждении.

– Кому же посвящал свои стихи А.С. Пушкин?

Пушкин: Костин А.

Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шепот старины болтливой,

Рукою верной я писал...

Ведущий 1. Кто была та Муза, благодаря которой весь мир научился сопереживать, любить и страдать вместе с поэтом? 

                                                   Слайд № 3 (портрет А.А. Олениной)

                                            1)  Анна Алексеевна Оленина   Куликова К.

Я, Анна Алексеевна Оленина. Пушкин начал посещать наш дом в 1819 году, но тогда я была совсем девочкой, да и Пушкин не был еще великим. Увлечение Пушкина мною относится к 1928 году. В это время я была уже фрейлиной императрицы, и, как говорили, я считалась первой красавицей при Дворе, отличалась любовью ко всему изящному. Случилось так, что я почти стала невестой Пушкина, а в его мыслях – даже и женою. Я видела, как он на некоторых рукописях со стихами, посвященными мне, делал анаграммы – «Annete» и даже «Аnnete Pouschkin» - «Аннет Пушкина». Но свадьба не состоялась. Моя мать, Елизавета Марковна, решительно и резко отказала ему. Пушкин был не тем человеком, которого хотели видеть своим зятем мои родители. Во-первых, он – политически неблагонадежен, во-вторых, он был увлечен моей кузиной, Анной Керн, о чем нам было хорошо известно. Но был третий и главный мотив: Пушкин был в моих глазах вертопрахом1, не имел никакого положения в обществе и, наконец, не был богат. Да я и недостаточно его любила, чтобы стать его женой.

Мне Пушкин посвятил самые лучшие свои стихи о Любви. Среди них и «Я вас любил», «Город пышный, город бедный…», «Что в имени тебе моем?», «Ты и вы».

Ведущий 1. Стихотворение «Что в имени тебе моём…»

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
1830 г.

                                              Слайд № 4   (Е.Н. Ушакова)

                                   2)    Екатерина Николаевна Ушакова   Мамасова К.

Я, Екатерина Ушакова. Меня не часто упоминают среди женщин, которыми был увлечен А.С. Пушкин. А между тем наши отношения были серьезны. Я глубоко и искренне любила Пушкина, и было время, когда он отвечал мне взаимностью, даже подумывал о женитьбе. В нашем доме он был своим человеком, мы принимали его радушно, но мои родители никогда не смотрели на Пушкина как на подходящего, желанного жениха. Увлечение Пушкина мною то вспыхивало, то затухало. С 1826 по 1830 годы наши симпатии были взаимными и продолжались вплоть до его женитьбы. Почему же свадьба не состоялась при взаимной симпатии? В Москве жила известная гадальщица. Пушкин не раз высказывал желание побывать у нее, но я отговаривала его. Но однажды, придя к нам, он сообщил, что был у этой гадальщицы, которая ему предсказала, что он умрет от своей жены… Могла ли я после этого выйти за него? Ведь я вынуждена была бы думать постоянно и опасаться и за себя, и за того, которого безгранично любила.

      Ведущий 2.  Стихотворения «Я вас узнал, о мой оракул2…»

Я вас узнал, о мой оракул,
Не по узорной пестроте
Сих неподписанных каракул,
Но по веселой остроте,
Но по приветствиям лукавым,
Но по насмешливости злой
И по упрекам … столь неправым,
И этой прелести живой.

С тоской невольной, с восхищеньем
Я перечитываю вас
И восклицаю с нетерпеньем:
Пора! в Москву, в Москву сейчас!
Здесь город чопорный, унылый,
Здесь речи — лед, сердца — гранит;
Здесь нет ни ветрености милой,
Ни муз, ни Пресни, ни харит.
    1830 г.

                                                   Слайд № 5   (А.П. Керн)

                                              3)  Анна Петровна Керн   Карсканова А.

Я, Анна Керн, в девичестве Полторацкая. Впервые я увидела Пушкина в 1819 году в доме своей тетки Елизаветы Марковны Олениной и ее мужа, президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина. В гостиной Олениных собирались поэты, писатели, художники, актеры. Был там и Пушкин. Но его имя мне тогда ничего не говорило, стихов его я тогда еще не читала. Поэтому на страстные его взоры  и на желание завладеть моим вниманием я не ответила. Но уже очень скоро я познакомилась с его стихами, они меня покорили. Теперь уже я стала искать возможности увидеть Пушкина. Но встреча наша состоялась несколько лет спустя, в 1825 году.

Я знала, что моя репутация не безупречна. Посудите сами. В 16 лет меня выдали, против моей воли, замуж за человека, который был в три с лишним раза старше меня, да еще с грубыми манерами, человека вспыльчивого и неуживчивого. Наш брак был решительно неудачным. В конце концов я решилась на разрыв с опостылевшим супругом и уехала вместе со своей дочкой Катенькой из Пскова, где мы тогда жили, в Петербург. Это был поступок нешуточный, нанесший сокрушительный удар по моей репутации. Но я об этом поступке никогда не жалела. А дружбу с А. Пушкиным, именно дружбу, чтобы ни говорили о моих отношениях с ним, я пронесла через всю мою жизнь.

Самой памятной была встреча с поэтом в 1825 году в Тригорском  у моей тетки Прасковьи Александровны Осиповой. Свои чувства ко мне А.С. Пушкин выразил в стихотворении «Я помню чудное мгновенье». Я считаю, что мне и только мне посвящено это стихотворение…

Помню, я собиралась уезжать. Пушкин пришел рано утром и на прощанье принес мне экземпляр второй главы «Онегина». Среди листов я нашла вчетверо сложенный листок со стихами «Я помню чудное мгновенье»… Когда я собралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что промелькнуло у него в голове тогда, не знаю. Я сообщила эти стихи Дельвигу, который их тут же опубликовал.

Впоследствии Михаил Иванович сделал на них музыку, получившийся прекрасный романс посвятил моей дочери, в которую был влюблен.

                Видеоролик. Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» в исп. Юрия Гуляева                                          

                                                     Слайд № 6  (Е. К. Воронцова)

                                  4) Елизавета  Ксаверьевна  Воронцова  Приходько В.

Сильнейшее увлечение мной, Елизаветой Воронцовой, Пушкин пережил, находясь в Одессе. Первая встреча состоялась 6 сентября 1823 года… Он только что приехал из Кишинева в Одессу. Я, одна из привлекательнейших женщин своего времени, была женой генерала Воронцова, под «надзором» которого некоторое время находился Пушкин. Осенью 1824 года поэту предстоял отъезд в Михайловское. Я подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликом3. Это кольцо поэт бережно хранил. Ему он посвятил строки:

                Храни меня, мой талисман,

                Храни меня во дни гоненья,

                Во дни раскаянья, волненья:

                Ты в день печали был мне дан.

Переписка моя с Пушкиным  продолжалась.

Ведущий 2. Из Одессы приходили поэту письма. Они волновали Александра Сергеевича. По почерку он узнавал, от кого эти строки. С каким нетерпением он ожидал весточки от Елизаветы Ксаверьевны. Прочитав, поэт сжигал письма любимой.

Воронцова. И вот снова я пишу послание. «Право не знаю, должна ли я писать Вам…Могу ли я не напомнить Вам о наших прежних отношениях, воспоминания о которых Вы, может быть, сохранили…

Пушкин. Я, конечно, ничего не забыл… Читая письмо, я ясно ощущал рядом с собою Ваше присутствие.

Ведущий 1. В 1830 году, накануне женитьбы, Пушкин навсегда прощается с Воронцовой.

Воронцова Он пишет мне такие строки:

                В последний раз твой образ милый

                Дерзаю мысленно ласкать,

                Будить мечту сердечной силой

                И с негой робкой и унылой

                Твою любовь воспоминать.

                Прими же, дальняя подруга,

                Прощанье сердца моего,

                Как овдовевшая супруга,

                Как друг, обнявший молча друга

                Пред заточением его.

В последнем письме к поэту я попросила сжечь мои письма. 

                       Звучит музыка Чайковского «Сентиментальный вальс»

Пушкин. На фоне музыки читает стихотворение «Сожженное письмо…».

                           

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
1825 г.

                                                                 

Ведущий 2. Воронцова до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине теплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения.

                                                     Слайд № 7  (М. Н. Раевская)

                          5)  Мария Николаевна Раевская (в замужестве Волконская)   Мамасова Г.

Я, Мария Раевская, познакомилась с А.С. Пушкиным в 1820 году. В это время он отправился в «южную ссылку», но в Екатеринославе он свалился в жестокой горячке. Мой отец, генерал Раевский, выхлопотал разрешение для поэта отправиться вместе с нами к морю. Многие впоследствии утверждали, что я «утаенная» любовь Пушкина. Моя жизнь сложилась драматически. В начале 1825 года я стала женой будущего декабриста – Сергея Волконского, разделила с ним тяжелую участь – отправилась в сибирскую ссылку. Муж был осужден к 20-ти годам каторги.

Свое знакомство с Пушкиным вспоминала часто. Я почти точно знаю, что он был влюблен в меня. Да, как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и девушек, с которыми встречался. Мне вспоминается, как во время нашего путешествия на Кавказ, завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились

любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, убегала от нее; кончилось тем, что я промочила ноги. Понятно, я никому об этом не сказала и вернулась в карету. Пушкин нашел, что эта картинка была очень грациозна, и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи.

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами…

Мне было тогда 15 лет… Позднее я поняла, что, в сущности, он обожал только свою Музу и поэтизировал все, что видел.

Ведущий 1. Профессор Г.Я. Трошин говорил, что любовь Пушкина к Марии Раевской жила в его душе вплоть до того момента, как он окончательно решил связать свою судьбу с Н.Н. Гончаровой.

                                                    Слайд № 8  (Идалия Полетика)

                                                             6)  Идалия Полетика  Попова А.

А я, Идалия Полетика, ненавидела Пушкина и мстила ему до самой его смерти. Кто я такая и за что ненавидела Пушкина? Я – незаконная дочь графа Григория Александровича Строганова, родственника Гончаровых. Будучи русским посланником в Испании, граф влюбился в португалку графиню д´Эга, сошелся с нею и увез в Россию. Родилась я. После смерти жены, Строганов женился на моей матери, но меня не удочерил, я считалась «воспитанницей». Уже с детства у меня был самолюбивый характер. Я – женщина красивая, умная, но злобная и мстительная. В 1826 году вышла замуж за ротмистра кавалергардского полка А.М. Полетику.

За что я мстила Пушкину?

Я была увлечена Пушкиным, но он не внял «моим сердечным излияниям, отнесся к ним насмешливо. Однажды я попросила поэта написать что-нибудь в альбом, правда, я не привыкла просить, я привыкла требовать, но Пушкин ответил, что он не мастер писать в альбомы. «Э, полноте, Пушкин, что вам стоит?» - упрекнула я его. Он вспыхнул, но согласился. На следующий день в моем салоне собрались гости, принесли альбом со стихами Пушкина. Каждый стих был лучезарен, что, казалось, брильянты сыпались по золоту, а каждый привет так ярок и ценен, как дивное ожерелье, нанизанное самой харитою4 в угоду красавице». Но через час один из гостей вновь прочитал стихотворение и невольно вскрикнул; «Боже, что это!?» Я

быстро пробежала строки и швырнула альбом в другую комнату. В конце стихотворения Пушкин поставил дату: 1-е апреля!

Я затаила обиду: мне, одной из красивейших женщин Петербурга, Пушкин не посвятил ни одного стихотворения, ни одной строчки! Зато ничем не примечательной Олениной щедро посвящал стихи. Разве можно это простить?

Но вот подвернулся случай отомстить за нанесенные мне оскорбления. Я видела, что Дантес ухаживал за Натали Пушкиной, а Пушкина это ужасно злило. Тогда я подстроила свидание Натали и Дантеса в своей квартире. Натали приходилась мне троюродной сестрой. Воспользовавшись этим обстоятельством, я пригласила к себе ее. Приехав в мою квартиру, она нашла там не меня, а Дантеса. Возмущенная Натали тут же уехала, но и этих нескольких минут хватило, чтобы оскорбить Пушкина.

До конца своей жизни я ненавидела поэта Пушкина. И когда в старости жила в Одессе, где собирались поставить ему памятник, хотела поехать к нему, чтобы плюнуть на него.     

                                                 Слайд № 9  (Н. Н. Гончарова)

                                          

Ведущий 1. Конец 1828 года. Танцмейстер Йогель давал бал. И здесь Пушкин увидел юную красавицу. «Ей только минуло 16 лет, когда они впервые встретились на балу в Москве. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой. Александр Сергеевич не мог оторвать

        от нее глаз, испытав на себе натиск чувства, окрещенного любовью с первого взгляда…

При первом знакомстве его знаменитость, властность, присущие гению, не то что сконфузили, а как-то придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врожденная скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила ее в глазах влюбленного поэта».

Ведущий 2. Звали девушку Наталия Николаевна, Натали. И впервые в жизни, по его признанию, Александр Сергеевич Пушкин был робок. Вскоре он сделал предложение. В ответ полуотказ –

 полусогласие. Но Пушкин не отступил: мечта о счастье с этой девушкой, такой спокойной, такой нежной, умиротворенной, кружила голову.

Около двух лет тянулась мучительная для поэта история сватовства. И вот, наконец, 18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитинских ворот, Пушкин и Натали обвенчались. Поэт

был счастлив, введя в свой дом (впервые в жизни у него появился свой дом) молодую красавицу жену.

В высшем свете интерес к жене Пушкина не ослабевает. Один из самых напряженных споров, ведущихся вокруг Пушкина – это спор о Наталии Николаевне. Ее обвиняют и оправдывают, упрекают и защищают, ищут в ней то погубительницу, то ангела-хранителя. Где же можно найти истину о жене поэта?   В его письмах.

Пушкин  Костин А

 «С твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я еще более твоего лица» (21 августа 1833 г.).

«Конечно, друг мой, кроме тебя в жизни моей утешения нет – и жить с тобою в разлуке так же глупо, как и тяжело» (30 июня 1830 г.).

«Я женат – и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось, лучшего не дождусь» (Пушкин – Плетневу, 24 февраля 1831г.).

«Я люблю мою Гончарову Наташу… Прощай, красавица моя, кумир мой, прекрасное мое сокровище, когда же я тебя опять увижу?» (2 сентября 1833 г.).

«Милый мой ангел!.. Скучно жить без тебя… Я должен был на тебе жениться, потому, что всю жизнь был бы без тебя несчастлив… Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным…» (8 июня 1834 г.).

 Ведущий 1 Письма Пушкина жене  не обожествление неземной красоты, а проявление того, что поэт таил от посторонних глаз, проявление любви семейной, счастье мужа и отца. Из писем Пушкина жене мы узнаем, что успехи Наталии Николаевны в свете волнуют, интересуют Пушкина, но не раздражают, напротив, он гордится «своей красавицей», он не гневится, а только боится, чтобы она не сделала ложного шага, боится не за себя, а за нее. Мы узнаем о Наталии Николаевне как женщине, наделенной душевной щедростью, заботливой и деловой. Со своей женой Пушкин обсуждает и материальные дела, и литературные, и общественные, а уже семейные тем более.

Ведущий 2 Любовь к Наталье Николаевне Гончаровой стала предметом большого и серьезного, пылкого и возвышенного чувства, которое Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. Тонкая талия, мраморные плечи, безукоризненный овал лица – весь облик Н. Гончаровой напоминал идеальных женщин в картинах Рафаэля. Именно Н. Гончаровой  в сонетной5 форме Пушки посвящает стихотворение «Мадонна6».

                                           Слайд № 10 (картина Рафаэля «Сикстинская мадонна») 

4. Чтение стихотворения «Мадонна» Ляховчук В.

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона
7.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
 1830 г.                                                              

Ведущий 1. Шел уже четвертый год, как поэт женился. И годы эти все более убеждали его, что он сделал счастливый шаг к перемене своего положения, превратившись из холостяка в любящего мужа. 27 августа он благодарит Наталью Ивановну за то, что она дала жизнь этому прекрасному и чистому созданию.

Пушкин. Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь кажется, и на жизнь нечего роптать и смерти нечего бояться.    

 

                                                             Слайд № 11 (семья Пушкина) 

Заключительное слово учителя

Сегодня мы попытались уловить чудные мгновенья любящей души Пушкина, его сердца, которое «не может не любить»:

                       … И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

Заканчивая наш разговор о любовной лирике А.С. Пушкина, отметим, что, к сожалению, за рамками остались тема природы, тема истории, тема Родины, лицейская лирика. Наш поэтический час подошёл к концу.

Сегодняшние участники внеклассного мероприятия могут считать свою задачу выполненной,

если кому-то захочется взять в руки сборник стихов А.С. Пушкина. Пусть знакомство с его поэзией продолжается.

                                                Презентация альбома «Нежные стихи»

А теперь предлагаю прочитать любовные послания друг другу, которые вы писали заранее.

Стихи вошли в наш рукописный альбом под названием «Нежные стихи». Стихи о любви должны начинаться  строчками:                                                               

                                                        Слайд № 12 (строчки для стихов) 

Любовь — изобретение природы

Любовь — огонь, зажигающий душу.

Любить — значит жить

Когда любишь…

________________________________________________________________________________

Вертопрах1 - «легкомысленный, ветреный, неосновательный человек; ветреник, »

Оракул2 - в античном мире: жрец-прорицатель воли мифического божества, дававший в непререкаемой форме ответы на всякие вопросы.

Сердоли́к3, или карнео́л - минерал, красновато-розовая, жёлто-красная или оранжево-красная разновидность халцедона. Драгоценный камень..

Харита4 - в древнегреческой мифологии три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности. Хариты, как богини изящества, прелести и красоты, даровали творческое вдохновение художникам и покровительствовали искусствам.

Сонет5 - католическое обращение к Пресвятой Богородице. Пушкин, скорее всего, имел в виду образ не только библейский, но и образ, взятый из произведений живописи эпохи Возрождения.

Мадонна6 – символ святости и Божественной предначертанности судьбы; на художественных полотнах – это уже не просто Богоматерь, а женщина – мать, вполне реальная женщина.

         Сиона7 - в символическом значении как место пребывания Бога.

Литература:

        1. Егорова Н.В. Литература. 11 – класс: Поурочные разработки по русской литературе XX века . – Москва: ВАКО, 2020. – 384 с.  

2. Журавлёв В.П Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2-х частях. Составитель Е.П. – М.: Просвещение, 2021. – 431 с.

                                                                               

Интернет ресурсы:

  1. Видеоурок. Адресаты любовной лирики https://videouroki.net/video/23-a-s-pushkin-lyubovnaya-lirika-adresaty-lyubovnoj-liriki.html
  2. Пушкин А.С. Любовная лирика https://rustih.ru/stihi-o-lubvi/stixi-aleksandra-pushkina-o-ly
  3. Пушкин и Натали https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=0vGGKQ7ppKU
  4. Пушкин А.С. Стихи https://obrazovaka.ru/ 

Музыкальные произведения для сопровождения выступлений

1. Видеозаписи: Бетховен «Лунная  соната», П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер, посвященный 210-летию со дня рождения А.С.Пушкина

Литературная композиция предназначена для учащихся среднего и старшего звена. В ней изложен материал о годах, проведенных А.С.Пушкиным в Лицее...

Литературная гостиная « Вечно молод и вечно живой», посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-11 классов. Цель: заинтересовать детей личностью Лермонтова М.Ю., увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление челов...

Интегрированный урок «Поэт и художник». (К 216-летию со дня рождения А.С.Пушкина и К.П.Брюллова)

Интегрированный урок «Поэт и художник». (К 216-летию со дня рождения А.С.Пушкина и К.П.Брюллова)...

Конспект классного часа, посвященного 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина

Данный классный час проводится в виде игры. Учащиеся сначала объединяются в группы. Игра состоит из разнообразных конкурсов, предусматривающих разные виды работы, поэтому дети остаются заинтересованны...

Литературный квест «Я памятник себе воздвиг..», приуроченный к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина.

Литературный квест «Я памятник себе воздвиг..», приуроченный  к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина....

Конспект классного часа к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина «И в каждом сердце Пушкин отзовется...»

Классный час«И в каждом сердце Пушкин отзовется...»Цель:формирование положительного отношения к личности Пушкина и его произведениям.Задачи:образовательные:обобщить знания детей  о тв...

Творческое исследование, посв.225-летию со Дня рождения А.С.Пушкина, "Связь А.С.Пушкина с воронежским краем"

При изучении творчества А.С.Пушкина на уроках литературы учителю необходимо  объяснять детям, как близок нам знаменитый русский поэт ещё и тем, что он имеет глубокие родственные корни на нашей во...