Конспект классного часа, посвященного 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина
классный час по литературе (7 класс)
Данный классный час проводится в виде игры. Учащиеся сначала объединяются в группы. Игра состоит из разнообразных конкурсов, предусматривающих разные виды работы, поэтому дети остаются заинтересованными на протяжении всего классного часа. Проводила данный классный час как урок знаний, 1 сентября.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_pushkinu.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час, посвященный 220-летию А.С.Пушкина
(День знаний)
- Приветствие. Пожелания. Вступительное слово учителя.
- Первый урок в этом учебном году мы посвятим великому русскому человеку, гению, слава о котором не угасает вот уже на протяжении двух веков. Именно ему посвятил Ф.И.Тютчев строки:
Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет.
А В.Ф.Одоевский в день кончины этого человека назовет его «Солнцем русской поэзии».
- Так о ком я говорю?
- Какие Произведения Пушкина вы помните?
- Действительно, А.С. Пушкин оставил нам великое наследие, которое прославило не только самого гения, но всю русскую литературу.
Мы не случайно посвящаем наш первый урок в этом году Пушкину, потому что он юбиляр.
220 лет назад (6 июня 1799 г.) на одной из улочек Москвы, родился маленький мальчик – будущий знаменитый поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Отец будущего поэта – Сергей Львович Пушкин – был военным в отставке из старинного дворянского рода. Мать Пушкина – Надежда Осиповна – внучка знаменитого военного деятеля петровской эпохи.
Мальчик был окружен творческими людьми (дядя его был не малоизвестный в то время поэт). Няня Пушкина была кладезем русского фольклора, и, наверное, именно ее мы должны благодарить за замечательные сказки Пушкина.
Большую роль в становлении поэта бесспорно сыграл и царскосельский лицей, только что (19 октября 1811 г.) открывший свои двери передовой молодежи России той поры.
А потом был бурный петербургский период, южная и северная ссылки. Была великая любовь… Были взлеты и падения… Были творческие подъемы и уныние… Но не сложилось долгой жизни.
8 февраля 1837 года на Черной речке в пригороде Петербурга прогремел роковой выстрел. Пушкин смертельно ранен. 10 февраля на третий день страшнейших мучений, окруженный семьей и друзьями поэт скончался в своем кабинете, «солнце русской поэзии закатилось».
Недостаёт пера поэта, и пусть прошло две сотни лет,
Душа его сегодня с нами, сегодня с нами наш поэт.
- Деление на группы (выборы капитана, название). Напоминание правил работы в группах.
- Сегодня я предлагаю провести игру и проверить, насколько хорошо вы знаете Пушкина.
- Игра.
Разминка по сказкам Пушкина (проводится для всех).
1. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)
2. Под каким деревом грызла орешки белка? (Под елью)
3. Какое последнее желание было у вредной старухи? (Стать владычицей морскою)
4. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? (От Чародея)
5. И чего состояли орешки, которые грызла белка? («Орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра чистый изумруд»)
6. Кто был верным сторожем царя Дадона? (Петушок)
7. Морское транспортное средство царицы и ее сына (бочка)
8. Материал, из которого сделан домик белки (хрусталь)
9. Имя предводителя 33 богатырей (Черномор)
10.Сколько раз князь Гвидон превращался в летающих насекомых? (три раза)
1 конкурс «Реставрационный».
- Ну а теперь задание посерьезнее… реставрационное. (2 балла +2)
- Вам предстоит собрать строки пушкинских стихов из перепутанных слов, вспомнить название произведения и желательно продолжить его. (по доп. Баллу за название и продолжение.)
1 команда:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(«Зимняя дорога»)
2 команда:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(«Осень»)
3 команда:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
(«Няне»)
2 конкурс «Сыщики» (по 1 баллу)
По описанию портрета литературного персонажа назовите героя и произведение, в котором он фигурирует.
1. Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет.
(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)
2. В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного…Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе.
(Кирила Петрович Троекуров, «Дубровский»)
3. В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. (старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
И жених сыскался ей –
Королевич Елисей. (молодая царевна, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
5. Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови…(мисс Жаксон, «Барышня – крестьянка»)
3 конкурс «Железная память» (по 1 баллу)
Продолжите стихотворную строку.
1. Сижу за решеткой …
2. В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины
На волю… (птичку выпускаю при светлом празднике весны)
3. Я помню чудное мгновенье…
4. Жил – был поп… (Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару)
5. Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица…
6. Я вас любил…
7. У Лукоморья дуб зеленый…
8. Последняя туча рассеянной бури… (Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.)
4 конкурс забытых вещей. (по 1 баллу)
Какому из героев принадлежат эти вещи?
Хрустальный дом (белка)
Корыто (старуха)
Невод (старик)
Черное кольцо с изображением мертвой головы (Алексей Берестов)
Череп коня (вещий Олег)
Хрустальный гроб (мертвая царевна)
Зеркальце (царица)
Золотой петушок (царь Дадон)
5 конкурс «Поэтический» (до 5 баллов)
- А какое время года было у Пушкина самым любимым?
- Вот осени мы и посвятим наш завершающий конкурс.
По словарику рифм необходимо восстановить стихотворение Пушкина или сочинить свое.
Дышало - блистало
День – сень
Туман - караван
Обнажалась – приближалась
Пора – у двора
Отрывок из «Евгения Онегина»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Подведение итогов игры. Вручение грамот. Рефлексия.
- Завершающее слово учителя.
- Николай Васильев Гоголь высказал пророческое суждение, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и может быть единственное явление русского духа, это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». И вот мы через 220 лет встречаемся с Пушкиным. Говорим о нем, разговариваем с ним, чувствуем, любим.
Наш урок мне хочется закончить еще одними пророческим строками:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
(…)
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Классный час, посвященный великому поэту, подошел к концу, хотя поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который как в сказке, поит «живой водой» всех, кто прикасается к нему.
Я благодарю вас за активность и творчество и желаю, чтоб вы были чуткими к поэзии, и тогда она будет пробуждать «чувства добрые» в ваших молодых пытливых душах.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
2 конкурс «Лейтенант Коломбо и другие»
- Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет.
2. В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного…Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе.
_________________________________________________________
3. В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
______________________________________________________
4. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
И жених сыскался ей –
Королевич Елисей.
______________________________________________________
- Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови…
_________________________________________________________________________
3 конкурс «Железная память»
Продолжите стихотворную строку.
1. Сижу за решеткой …
2. В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины
На волю…
3. Я помню чудное мгновенье…
4. Жил – был поп…
5. Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица…
6. Я вас любил…
7. У Лукоморья дуб зеленый…
8. Последняя туча рассеянной бури…
Конкурс «Поэтический»
Дышало – блистало
День – сень
Туман - караван
Обнажалась – приближалась
Пора – у двора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по проведению классных часов, посвященных 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского, в общеобразовательных учреждениях г. Белгорода
В.И.Вернадский (1863-1945) — крупнейший русский ученый XX века. В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке ...
Презентация к классному часу, посвященному 100-летию со дня рождения А.И.Покрышкина
Презентация к классному часу, посвященному 100-летию со дня рождения А.И.Покрышкина...
Конспект классного часа, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Песни военных лет" в 6 классе.
Классный час, посвящённый 70- летию Победы в Великой Отечественной войне.Тема: "Песни о войне" Цел...
Конспект классного часа, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда
Конспект классного часа, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда...
Конспект классного часа к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина «И в каждом сердце Пушкин отзовется...»
Классный час«И в каждом сердце Пушкин отзовется...»Цель:формирование положительного отношения к личности Пушкина и его произведениям.Задачи:образовательные:обобщить знания детей о тв...
Конспект классного часа, посвященного 75-летию Победы
Праздничные и памятные мероприятия, приуроченные к юбилею Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.В 2020 году отмечается 75-я годовщина окончания Вел...
Конспект открытого классного часа, посвящённого 100-летию со дня рождения дагестанского поэта Расула Гамзатова, для обучающихся 5-9 классов
Классный час посвящён 100 летию Расула Гамзатова-поэта, прозаика, публициста, переводчика....