О чем говорит любовь. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова
методическая разработка по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Цыбина Н.С., учитель русского языка и литература МБОУ «Гимназия №1 п. Навля»
Класс: 9.
Предмет: литература.
Автор УМК: Коровин. Литература. 9 класс.
Тема урока: О чем говорит любовь. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова
Дата: 11.01.2023 г.
Цель урока: формирование образа лирического героя через восприятие и анализ стихотворений
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с любовной поэзией Лермотнова;
- показать особенности лирики поэта: трагизм, ;
- раскрыть образ лирического героя через тексты
Развивающие:
- развивать аналитические способности учеников;
- развивать умение работы с текстами – сопоставление, выделение ключевых слов, ассоциативность;
- развивать творческие способности и познавательный интерес;
- развивать умение работать в группе, коллективно, уважать чужое мнение;
- развить навыки монологической речи и умение вести диалог.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое восприятие;
-формировать положительное восприятие человеческих чувств;
- формировать нравственные ориентиры.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать тексты стихотворений «Нищий», «Нет, не в тебя так пылко я влюблен»;
- знать особенности любовной лирики поэта;
- выявлять средства выразительности в поэтических текстах;
- формулировать темы, основные вопросы, проблемы изучаемых произведений.
Личностные:
создание ценностных ориентиров, осознание смысла учебной деятельности.
Метапредметные:
умение адекватно оценивать качество выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
владеть приемами работы с текстом, читать/слушать текст с разной глубиной понимания.
Формы, связи, технологии, ресурсы.
Формы деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, личностно-ориентированный тест, беседа, визуализация материала.
Формы обучения: работа в парах, самостоятельная работа.
Межпредметные связи: история, история искусства.
Технологии:
Технологии уровневой дифференциации.
Технологии интерактивного и диалогового взаимодействия.
Ресурсы: УМК, хрестоматия, презентация
Тип и цель урока.
Тип урока: комбинированный урок.
Структура урока:
Организационный этап.
Этап мотивации.
Этап актуализации знаний.
Деятельностный этап.
Этап закрепления полученных знаний и навыков
Контрольно-оценочный этап.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока | Деятельность учителя | Средства работы | Деятельность учащихся |
1.Организа-ционный этап. Знакомство с классом | Доброе утро, садитесь. Меня зовут Цыбина Наталья Сергеевна, и сегодняшний урок литературы буду вести у вас я. Скажите мне, пожалуйста, любите ли вы литературу? Я очень люблю, особенно программу 9 класса. Но все же в ней есть темы сложные для меня. И если бы спросили, какая самая трудная из них – я бы назвала сегодняшнюю. Позже вы узнаете почему. | Приветствуют учителя, Вступают в диалог Эмоционально настраиваются на урок. | |
2. Этап мотивации | 1.Каждое утро мы просыпаемся и … открываем телефон и листаем ленту, которая пестрит цитатами. И глаз цепляется именно за те картинки, которые в данный момент созвучны твоему сегодняшнему состоянию, твоим мыслям и желаниям. Вот что мне попалось сегодня. Как вы думаете, почему? Любовь - самая простая и сложная тема одновременно, но все же мы будем о ней говорить, и я рискну спросить, какая фраза вам ближе. (Ученики отвечают, но не отвечают почему) | Слайд с цитатами о любви | Определяют тему урока. Выражают симпатии той или иной цитате |
3. Этап актуализации знаний о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова | 2. Хорошо. А какая фраза принадлежит поэту, чье творчество вы начали изучать. Почему? Что Вам известно об этом поэте. 3. Вы уже знакомы с лирикой Лермонтова и можете назвать основные ее черты. Но сегодня мы будем строить работу иначе. Ведь дело касается любви, а это – всесозидающе чувство. И часто оно само говорит о лирическом герое. | Предлагают свои варианты ответа, вспоминают биографию и основные черты лирики | |
4. Постановка цели | Как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем выявлять черты лирического героя посредством его любовной лирики. Что для этого необходимо сделать?
| Формулируют цели и задачи | |
5. Деятельностный этап | 1. В сокровищнице русской литературы 19 века, что не произведение, то жемчужина. Просто невозможно не побаловать себя их прочтением. (Читаю «Нищий»), по желанию читают другие стихи. 2. Теперь на каждую парту я раздам лист с текстами и стикер с вопросом. Ваша задача – ответить на вопрос одним ключевым словом, подкрепляя ответ цитатой из текста. 3. Опираясь на эти слова и цитаты, что мы можем сказать о характере лирического героя? Герой на данном этапе воспринимает любовь, как страдание. Будучи обманутым, он боится близко подходить к людям и строить отношения. Ему легче сохранять хладнокровную маску, но между тем его душа томится и жаждет любви. Характер: ранимая натура, меланхолик; Псих возраст: зрелый Отношения с обществом: отрешенный от мира. Общество враждебно ему. Сравним составленное нами описание со статьей в учебнике. Умение грамотно работать со словом способно дать полное представление об его носителе. Интерес к жизни: отсутствует.
Те, кому была близка эта цитата, находят свои черты в характера героя? | Доска настроения Характер героя на слайде. | Работа в парах. Ищут ключевые слова, крепят их на мудборд; Делают вывод – любовь ранила поэта, лишила интереса к жизни, отсюда серые краски Сравнивают со статьей в учебнике |
6. Закрепление полученных знаний и умений | 1.Но если бы любовь была уничижающей силой, называлась бы она самым сильным чувством, влекла бы за собой человечество? Мне стало интересно, что говорит любовь о лирических героях других произведений. Я создала тест. Вам интересно его пройти и узнать, кто ближе именно Вам? 2. А теперь мне интересно у кого совпала цитата, выбранная вначале, с ее автором? | Тест | Проходят тест, Читают расшифровку, делятся на команды, составляют доски для других героев |
6. Рефлексия (подведение итогов занятия) | 1. Чем мы занимались на сегодняшнем уроке? Удалось над достичь цели? - А для чего вообще нужен подобный анализ? На сегодняшнем уроке мы с вами коснулись очень сложной и очень интересной темы. Поговорили о любви. О ее силе и влиянии на человека. В ком-то она еще не проснулась, в ком-то теплиться. Но я очень надеюсь, что ее повстречает каждый из вас. | Выполняют задания в тетрадях, затем при желании сдают их на проверку | |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Оценки за работу на уроке М.Ю. Лермонтов – талантливейший поэт 19 века. Его великие слова всегда должны быть рядом с нами. Поэтому примите скромные сувениры в память о нашей сегодняшней встрече (раздаю значки) | Формирование у учащихся положительного |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова
работа посвящена творчеству Лермонтова...
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова
Материал для учителя...
ЛЮБИЛ И Я В БЫЛЫЕ ГОДЫ... (адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова) Литературно-музыкальная композиция.
Литературно-музыкальная композиция с элементами инсценирования.Посвящена адресатам любовной лирики М.Лермонтова....
План-конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Данный план-конспект соответствует современным требованиям урока литературы....
Презентация "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова".
Презентация может быть использована как элемент к уроку " Любовная лирика М.Ю.Лермонтова" и к уроку "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"...
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.
Адресаты любовной лирики М.Ю. ЛермонтоваЦели внеклассного мероприятия:- познавательная – познакомить учащихся с фактами из личной жизни М.Ю. Лермонтова, с любовной лирикой поэта;- развивающая – ...
Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и ее адресаты
Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный да...