Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

 

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

Цели внеклассного мероприятия:

- познавательная – познакомить учащихся с фактами из личной жизни М.Ю. Лермонтова, с любовной лирикой поэта;
- развивающая – развивать умение выразительного чтения, развивать речь, художественное восприятие учащихся;
- воспитательная – воспитывать патриотическое отношение к поэту и его лирике, прививать интерес к биографии поэта.

Литература:

1. Селегей П. Е. В краю синих гор. Альбом. М.: Сов. Рос. 1982.
2. "В честь девы, милой сердцу и прекрасной...". Альбом. 1983.

План внеклассного мероприятия

1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Сообщения учеников о женщинах, близких сердцу поэта:
    Е.А. Сушкова
    С.А. Бахметьева
    Э. Муссина-Пушкина
    А.К. Воронцова-Дашкова
    А.О. Смирнова – сообщение учителя
    А.М. Верещагина
    С.М. Карамзина
    М.А. Щербатова
    Е.П. Ростопчина
    В.А. Лопухина – сообщение учителя
    Е.Г. Быховец
    А.Г. Столыпина.
4. Выразительное чтение наизусть стихотворений, посвященных вышеперечисленным женщинам.
5. Итог внеклассного мероприятия.

Вступительное слово учителя

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет не просто внеклассное мероприятие, а литературный вечер, посвященный юбилею – 190-летию со дня рождения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Как известно, наша школа носит имя этого поэта, вы не раз посещали школьный музей, посвященный жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова. Действительно, этот поэт нам очень близок. Цель нашей беседы – узнать, как можно больше, о жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня наше внимание будет обращено к его любовной лирике и к тем женщинам, которые вдохновляли его на написание столь замечательных стихотворений.
        Я не могу любовь определить,
        Но эта страсть сильнейшая! – любить
        Необходимость мне; и я любил
        Всем напряжением душевных сил.
- так писал о любви Лермонтов в стихотворении "1831-го, июня". Какое бы стихотворение о любви у поэта мы ни прочли, всюду она является в трагическом облике.

Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова

… Он громкий звук внезапно раздает,
В честь девы, милой сердцу и прекрасной, -
И слышится начало песни! – но напрасно! –
Никто конца ее не допоет!..
     М.Ю. Лермонтов. "Русская мелодия". 1829.

Как-то Лермонтов заметил, что "аристократическое чувство развито в женщинах сильнее", чем в мужчинах, и женщины "чаще" мужчин "покорны первому впечатлению".

Первое впечатление, которое Лермонтов производил на женщин, для него не всегда было выгодно. В. И. Анненкова о первом знакомстве с поэтом вспоминала: "Должна признаться, он мне совсем не понравился. Он был мал ростом, коренаст, некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и несколько даже неблагородно". Правда, В. И. Анненкова была представлена Лермонтову не в лучшее время: он был болен, лежал в госпитале, "прикованный к постели". Может быть, поэтому "у него был злой и угрюмый вид, его небольшие глаза сверкали мрачным огнем, взгляд был таким же недобрым, как и улыбка".

В юности Лермонтов, сознавая свое умственное превосходство над многими красивыми молодыми людьми, страдал от своей "невыгодной наружности" в глазах женщин. Позднее, будучи уже офицером, он сам, смеясь, говорил; что "судьба, будто на смех, послала ему" общую армейскую наружность". Талантливая поэтесса Е.П. Ростопчина, любившая Лермонтова как друга, писала о нем: "… одно обстоятельство уже с ой поры повлияло на его характер. Он был дурен собой, и эта некрасивость <...> решила его образ мыслей, вкусы и направление молодого человека, с пылким умом и неограниченным честолюбием". Впрочем, Е. П. Ростопчина замечала, что эта некрасивость уступила впоследствии "силе выражения" и почти исчезла, "когда гениальность преобразила простые черты его лица".

Женщины, узнавшие Лермонтова ближе, переставали замечать, что он некрасив. Хозяйка знаменитого петербургского литературного салона С.Н. Карамзина, питавшая большую симпатию к Лермонтову, сообщала сестре, что Лермонтов "мил", и его "присутствие всегда приятно и всех одушевляет". Глаза Лермонтова действовали на женщин неотразимо. "Нельзя было не смутиться, - писала Е.А. Сушкова, - когда он устремлял их с какой то неподвижностью".

Близко знавшие Лермонтова женщины никогда не называли его злым или желчным. Большая умница А.О. Смирнова справедливо говорила, "что Лермонтов вовсе не дерзкий человек, его в этом обвинили, но что он свою природную застенчивость маскирует притворной дерзостью". А Мария Лопухина, знавшая Лермонтова с его ранней юности, любила его за "добрый характер" и "любящее сердце".

Женщины играли большую роль в жизни поэта. Он любил их за "артистическое чувство", за свое "прошлое страданье" и даже за "мелкие слабости". "Женщины должны бы желать, - писал Лермонтов в "Герое нашего времени", - чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости".

По натуре своей горделивый, сосредоточенный и сверх того, кроме гения, отличавшийся силой характера (отмечал А.В. Дружинин), зрелый Лермонтов уже не комплексовал по поводу своей наружности. Среди женщин у него были друзья и приятельницы, и было "небольшое число страстных привязанностей, имевших решительное влияние на его жизнь".

Многим женщинам, которых Лермонтов знал, уважал и искренне любил он посвящал свои стихи.

Екатерина Александровна Сушкова

С Е.А. Сушковой (1812-1868) Лермонтов познакомился в Москве в доме своей родственницы и друга А.М. Верещагиной весной 1830г. Сушкова входила в компанию молодежи, окружавшей в это время Лермонтова в Москве и подмосковном имении Середниково. Летом 1830г пятнадцатилетний поэт посвятил ей 11 стихотворений, составлявших так называемый "сушковский цикл" любовной лирики Лермонтова. Но Сушкова, принимая стихи влюбленного в нее мальчика, лишь смеялась над ним. Осенью 1831г они расстались до конца 1834г, когда вновь встретились в Петербурге. К этому времени в жизни обоих произошли большие изменения. Лермонтов стал офицером лейб-гвардии Гусарского полка, за Сушковой прочно установилась репутация кокетки. Она собиралась выйти замуж за Алексея Лопухина, друга Лермонтова.

Заметя склонность Алексея к Сушковой, Лермонтов вскоре писал в Москву к его сестре Марии: "Скажите, мне наверное показалось, будто у него что-то вроде нежности к M-lle Caterin Souchkoff... знаете ли вы об этом – дядья mamselle очень хотели бы их обвенчать!.. Боже упаси. Эта женщина – летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что они встречают! – было время, когда она мне нравилась, теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею … но, я не знаю есть что-то такое в ее манерах, в ее голосе, что-то жестокое, неровное, сломанное, что отталкивает <...> ". Желая доказать другу, насколько легкомысленнен его выбор, Лермонтов затеял интригу против Сушковой и расстроил намечающееся сватовство. Не понимая игры Лермонтова, Сушкова действительно в него влюбилась.

В 1838 г. Е.А. Сушкова вышла замуж за дипломата А.В. Хвостова, в 1870 г. после смерти Сушковой-Хвостовой были опубликованы ее "Записки", вызвавшие большой интерес в обществе, как книга воспоминаний о Лермонтове.

В своих "Записках" Е.А. Сушкова, в частности рассказала историю создания стихотворения "Нищий".

В августе 1830 г. большая компания молодежи отправилась в пешую прогулку. Из Середниково в Троице-Сергиеву лавру: "На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звон монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: "Пошли вам Бог счастья, добрые господа, а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!"

Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. все мы суетились около стола в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на камнях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги <...>. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи <…>".

                Нищий

        У врат обители святой
        Стоял просящий подаянья
        Бедняк иссохший, чуть живой
        От глада, жажды и страданья.

        Куска лишь хлеба он просил,
        И взор являл живую муку,
        И кто-то камень положил
        В его протянутую руку.

        Так я молил твоей любви
        С слезами горькими, с тоскою;
        Так чувства лучшие мои
        Обмануты навек тобою!
                                1830

А.К. Воронцова-Дашкова

С Александрой Кирилловной Воронцовой-Дашковой, урожденной Нарышкиной (1818-1856), Лермонтов познакомился в конце 1830-х годов в Петербурге. Она была женой одного из самых богатых людей России того времени – Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова. С этой четой дружил А.С. Пушкин. На балах в их доме бывала царская семья. Посещал их балы и Лермонтов. В.А. Соллогуб писал о Воронцовой-Дашковой "Много случалось встречать мне на своем веку женщин гораздо более красивых, может быть, даже более умных, хотя графиня Воронцова-Дашкова отличалась необыкновенным остроумием, но никогда не встречал я ни в одной из них такого соединения самого тонкого вкуса, изящества, грации с такой неподдельной веселостью, живостью, почти мальчишеской проказливостью. Живым ключом били в ней жизнь и оживляла, скрашивала ее окружающее".

Лермонтов посвятил Воронцовой-Дашковой стихотворение "К портрету", поводом к написанию которого послужило получение ею своего портрета, литографированного в Париже.

                К портрету

        Как мальчик кудрявый, резва,
        Нарядна, как бабочка летом;
        Значенья пустого слова
        В устах её полны приветом.

        Ей нравиться долго нельзя:
        Как цепь, ей несносна привычка,
        Она ускользнёт, как змея,
        Порхнёт и умчится, как птичка.

        Таит молодое чело
        По воле – и радость и горе.
        В глазах – как на небе светило,
        В душе её темно, как в море!

        То истиной дышит в ней всё,
        То всё в ней притворно и ложно!
        Понять невозможно её,
        Зато не любить невозможно.

Александра Михайловна Верещагина

А.М. Верещагина (1810-1873) – родственница Лермонтова: её родная тётка по матери Екатерина Аркадьевна, рожденная Анненкова была женой брата Лермонтова Д.А. Столыпина. По отцу А.М. Верещагина была двоюродной сестрой В.А. Лопухиной. Лермонтов познакомился с Верещагиной в 1828 г. в Москве. Об этих отношениях А.П. Шан-Гирей вспоминал «Miss Alexandrint т.е. А.М. Верищагина, кузин его, принимала в нём большое участие, она отлично умела пользоваться немного саркастическим направлением ума своего и иронией, чтобы овладеть этой беспокойную натурой и направлять её, шутя и смеясь, к прекрасному и благородному.»

Верищагина раньше многих разгадала в Лермонтове настоящего поэта. Она писала ему: «Надеюсь, что вы не прекратите писать, и я думаю, что вы пишите хорошо.»

Она берегла его стихи, написанные на листах, он часто выписывал свои стихи в её альбомы, рисовал в них.

В 1837 г. А.М. Верищагина вышла замуж за вюртембергского дипломата барона Карла фон Хюгеля, жила в Германии, в Штутгарде замке Нонберг. С Лермонтовым она продолжала переписываться. В замке Нонберг находились многие реликвии связанные с поэтом: автопортрет Лермонтова в бурке, написанный Лермонтовым портрет В.А. Лопухиной, картина маслом работы поэта, автограф посвященной Верищагиной поэмы «Ангел смерти», многие стихи и рисунки Лермонтова. Часть этих реликвий в начале 1960-х и была возвращена на родину И.Л. Андрониковым.

           Звезда

        Вверху одна
        Горит звезда,
        Мой взор она
        Манит всегда,
        Мои мечты
        Она влечет
        И с высоты
        Меня зовет.
        Таков же был
        Тот нежный взор,
        Что я любил
        Судьбе в укор;
        Мук никогда
        Он зреть не мог,
        Как та звезда,
        Он был далёк;
        Усталых вежд
        Я не смыкал,
        И без надежд
        К нему взирал.
                       1830
             [Из альбома А.М. Верищагиной]

Александра Осиповна Смирнова

А.О. Смирнова, урожденная Россией (1809-1882), была одной из выдающихся женщин петербургского общества. Она закончила Екатерининский институт и до замужества была фрейлиной императриц. Красивая и блестящего ума и независимого характера, она находилась в дружеских отношениях с Пушкиным, Жуковским, Гоголем и тесно была связана со всем кругом писателей, встречающихся в салоне Карамзиных и в ее салоне. К числу ее хороших знакомых принадлежал и Лермонтов. А.О. Смирнова считается прототипом Минской в незаконченной повести Лермонтова «Штосс»: «На нем было черное платье, кажется по случаю придворного траура <…> она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях, черные, длинные, чудесные волосы оттеняли и еще молодое лицо, и на этом лице сияла печать мысли...»

Смирнова была воспета многими поэта. Вслед за ними Лермонтов оставил в ее альбоме стихотворное послание. «Софи Карамзина мне раз сказала, - вспоминала Александра Осиповна, - что Лермонтов был обижен тем, что я ничего ему не сказала о его стихах. Альбом всегда лежал на маленьком столике в моем салоне. Он пришел как-то утром, не застал меня, поднялся наверх, открыл альбом и написал эти стихи <...>»

                А.О. Смирновой

        Без вас хочу сказать вам много,
        При вас я слушать вас хочу;
        Но молча вы глядите строго,
        И я в смущении молчу –
        Что ж делать?.. Речью неискусной
        Занять ваш ум мне не дано…
        Все это было бы смешно,
        Когда бы не было так грустно…
                                1840

Итог литературного вечера

Итак, ребята, в завершение сегодняшнего литературного вечера пусть каждый из вас подумает и ответит, что полезного для себя вынес каждый участник из нашей беседы о Михаиле Юрьевиче Лермонтове? Может быть кто-то поменял свое представление о поэте? Если так, то на каких основаниях? Подумайте, что для Михаила Юрьевича Лермонтова – любовь? Почему она у него зачастую трагична? Как бы вы объяснили это чувство можете кто-то думает иначе, чем поэт? (каждый ученик отвечает на поставленные вопросы).

В чем-то ваше мнение разошлось, и в одном мы все солидарны: сегодня наше представление о жизни поэта расширилось, он предстал перед нами в новом образе - в образе лирического героя, воспевающего любовь. Любовь для М. Ю. Лермонтова - чувство светлое, необходимое как воздух, чтобы жить и творить бесспорные шедевры в области литературы.

 

 

учительская  следующая

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_vecher.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

 


Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

Цели внеклассного мероприятия:

- познавательная – познакомить учащихся с фактами из личной жизни М.Ю. Лермонтова, с любовной лирикой поэта;
- развивающая – развивать умение выразительного чтения, развивать речь, художественное восприятие учащихся;
- воспитательная – воспитывать патриотическое отношение к поэту и его лирике, прививать интерес к биографии поэта.

Литература:

1. Селегей П. Е. В краю синих гор. Альбом. М.: Сов. Рос. 1982.
2. "В честь девы, милой сердцу и прекрасной...". Альбом. 1983.

План внеклассного мероприятия

1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Сообщения учеников о женщинах, близких сердцу поэта:
    Е.А. Сушкова
    С.А. Бахметьева
    Э. Муссина-Пушкина
    А.К. Воронцова-Дашкова
    А.О. Смирнова – сообщение учителя
    А.М. Верещагина
    С.М. Карамзина
    М.А. Щербатова
    Е.П. Ростопчина
    В.А. Лопухина – сообщение учителя
    Е.Г. Быховец
    А.Г. Столыпина.
4. Выразительное чтение наизусть стихотворений, посвященных вышеперечисленным женщинам.
5. Итог внеклассного мероприятия.

Вступительное слово учителя

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет не просто внеклассное мероприятие, а литературный вечер, посвященный юбилею – 190-летию со дня рождения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Как известно, наша школа носит имя этого поэта, вы не раз посещали школьный музей, посвященный жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова. Действительно, этот поэт нам очень близок. Цель нашей беседы – узнать, как можно больше, о жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня наше внимание будет обращено к его любовной лирике и к тем женщинам, которые вдохновляли его на написание столь замечательных стихотворений.
        Я не могу любовь определить,
        Но эта страсть сильнейшая! – любить
        Необходимость мне; и я любил
        Всем напряжением душевных сил.
- так писал о любви Лермонтов в стихотворении "1831-го, июня". Какое бы стихотворение о любви у поэта мы ни прочли, всюду она является в трагическом облике.

Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова

… Он громкий звук внезапно раздает,
В честь девы, милой сердцу и прекрасной, -
И слышится начало песни! – но напрасно! –
Никто конца ее не допоет!..
     
М.Ю. Лермонтов. "Русская мелодия". 1829.

Как-то Лермонтов заметил, что "аристократическое чувство развито в женщинах сильнее", чем в мужчинах, и женщины "чаще" мужчин "покорны первому впечатлению".

Первое впечатление, которое Лермонтов производил на женщин, для него не всегда было выгодно. В. И. Анненкова о первом знакомстве с поэтом вспоминала: "Должна признаться, он мне совсем не понравился. Он был мал ростом, коренаст, некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и несколько даже неблагородно". Правда, В. И. Анненкова была представлена Лермонтову не в лучшее время: он был болен, лежал в госпитале, "прикованный к постели". Может быть, поэтому "у него был злой и угрюмый вид, его небольшие глаза сверкали мрачным огнем, взгляд был таким же недобрым, как и улыбка".

В юности Лермонтов, сознавая свое умственное превосходство над многими красивыми молодыми людьми, страдал от своей "невыгодной наружности" в глазах женщин. Позднее, будучи уже офицером, он сам, смеясь, говорил; что "судьба, будто на смех, послала ему" общую армейскую наружность". Талантливая поэтесса Е.П. Ростопчина, любившая Лермонтова как друга, писала о нем: "… одно обстоятельство уже с ой поры повлияло на его характер. Он был дурен собой, и эта некрасивость <...> решила его образ мыслей, вкусы и направление молодого человека, с пылким умом и неограниченным честолюбием". Впрочем, Е. П. Ростопчина замечала, что эта некрасивость уступила впоследствии "силе выражения" и почти исчезла, "когда гениальность преобразила простые черты его лица".

Женщины, узнавшие Лермонтова ближе, переставали замечать, что он некрасив. Хозяйка знаменитого петербургского литературного салона С.Н. Карамзина, питавшая большую симпатию к Лермонтову, сообщала сестре, что Лермонтов "мил", и его "присутствие всегда приятно и всех одушевляет". Глаза Лермонтова действовали на женщин неотразимо. "Нельзя было не смутиться, - писала Е.А. Сушкова, - когда он устремлял их с какой то неподвижностью".

Близко знавшие Лермонтова женщины никогда не называли его злым или желчным. Большая умница А.О. Смирнова справедливо говорила, "что Лермонтов вовсе не дерзкий человек, его в этом обвинили, но что он свою природную застенчивость маскирует притворной дерзостью". А Мария Лопухина, знавшая Лермонтова с его ранней юности, любила его за "добрый характер" и "любящее сердце".

Женщины играли большую роль в жизни поэта. Он любил их за "артистическое чувство", за свое "прошлое страданье" и даже за "мелкие слабости". "Женщины должны бы желать, - писал Лермонтов в "Герое нашего времени", - чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости".

По натуре своей горделивый, сосредоточенный и сверх того, кроме гения, отличавшийся силой характера (отмечал А.В. Дружинин), зрелый Лермонтов уже не комплексовал по поводу своей наружности. Среди женщин у него были друзья и приятельницы, и было "небольшое число страстных привязанностей, имевших решительное влияние на его жизнь".

Многим женщинам, которых Лермонтов знал, уважал и искренне любил он посвящал свои стихи.

Екатерина Александровна Сушкова

С Е.А. Сушковой (1812-1868) Лермонтов познакомился в Москве в доме своей родственницы и друга А.М. Верещагиной весной 1830г. Сушкова входила в компанию молодежи, окружавшей в это время Лермонтова в Москве и подмосковном имении Середниково. Летом 1830г пятнадцатилетний поэт посвятил ей 11 стихотворений, составлявших так называемый "сушковский цикл" любовной лирики Лермонтова. Но Сушкова, принимая стихи влюбленного в нее мальчика, лишь смеялась над ним. Осенью 1831г они расстались до конца 1834г, когда вновь встретились в Петербурге. К этому времени в жизни обоих произошли большие изменения. Лермонтов стал офицером лейб-гвардии Гусарского полка, за Сушковой прочно установилась репутация кокетки. Она собиралась выйти замуж за Алексея Лопухина, друга Лермонтова.

Заметя склонность Алексея к Сушковой, Лермонтов вскоре писал в Москву к его сестре Марии: "Скажите, мне наверное показалось, будто у него что-то вроде нежности к M-lle Caterin Souchkoff... знаете ли вы об этом – дядья mamselle очень хотели бы их обвенчать!.. Боже упаси. Эта женщина – летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что они встречают! – было время, когда она мне нравилась, теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею … но, я не знаю есть что-то такое в ее манерах, в ее голосе, что-то жестокое, неровное, сломанное, что отталкивает <...> ". Желая доказать другу, насколько легкомысленнен его выбор, Лермонтов затеял интригу против Сушковой и расстроил намечающееся сватовство. Не понимая игры Лермонтова, Сушкова действительно в него влюбилась.

В 1838 г. Е.А. Сушкова вышла замуж за дипломата А.В. Хвостова, в 1870 г. после смерти Сушковой-Хвостовой были опубликованы ее "Записки", вызвавшие большой интерес в обществе, как книга воспоминаний о Лермонтове.

В своих "Записках" Е.А. Сушкова, в частности рассказала историю создания стихотворения "Нищий".

В августе 1830 г. большая компания молодежи отправилась в пешую прогулку. Из Середниково в Троице-Сергиеву лавру: "На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звон монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: "Пошли вам Бог счастья, добрые господа, а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!"

Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. все мы суетились около стола в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на камнях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги <...>. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи <…>".

                
Нищий

        У врат обители святой
        Стоял просящий подаянья
        Бедняк иссохший, чуть живой
        От глада, жажды и страданья.

        Куска лишь хлеба он просил,
        И взор являл живую муку,
        И кто-то камень положил
        В его протянутую руку.

        Так я молил твоей любви
        С слезами горькими, с тоскою;
        Так чувства лучшие мои
        Обмануты навек тобою!
                                
1830

А.К. Воронцова-Дашкова

С Александрой Кирилловной Воронцовой-Дашковой, урожденной Нарышкиной (1818-1856), Лермонтов познакомился в конце 1830-х годов в Петербурге. Она была женой одного из самых богатых людей России того времени – Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова. С этой четой дружил А.С. Пушкин. На балах в их доме бывала царская семья. Посещал их балы и Лермонтов. В.А. Соллогуб писал о Воронцовой-Дашковой "Много случалось встречать мне на своем веку женщин гораздо более красивых, может быть, даже более умных, хотя графиня Воронцова-Дашкова отличалась необыкновенным остроумием, но никогда не встречал я ни в одной из них такого соединения самого тонкого вкуса, изящества, грации с такой неподдельной веселостью, живостью, почти мальчишеской проказливостью. Живым ключом били в ней жизнь и оживляла, скрашивала ее окружающее".

Лермонтов посвятил Воронцовой-Дашковой стихотворение "К портрету", поводом к написанию которого послужило получение ею своего портрета, литографированного в Париже.

                
К портрету

        Как мальчик кудрявый, резва,
        Нарядна, как бабочка летом;
        Значенья пустого слова
        В устах её полны приветом.

        Ей нравиться долго нельзя:
        Как цепь, ей несносна привычка,
        Она ускользнёт, как змея,
        Порхнёт и умчится, как птичка.

        Таит молодое чело
        По воле – и радость и горе.
        В глазах – как на небе светило,
        В душе её темно, как в море!

        То истиной дышит в ней всё,
        То всё в ней притворно и ложно!
        Понять невозможно её,
        Зато не любить невозможно.

Александра Михайловна Верещагина

А.М. Верещагина (1810-1873) – родственница Лермонтова: её родная тётка по матери Екатерина Аркадьевна, рожденная Анненкова была женой брата Лермонтова Д.А. Столыпина. По отцу А.М. Верещагина была двоюродной сестрой В.А. Лопухиной. Лермонтов познакомился с Верещагиной в 1828 г. в Москве. Об этих отношениях А.П. Шан-Гирей вспоминал «Miss Alexandrint т.е. А.М. Верищагина, кузин его, принимала в нём большое участие, она отлично умела пользоваться немного саркастическим направлением ума своего и иронией, чтобы овладеть этой беспокойную натурой и направлять её, шутя и смеясь, к прекрасному и благородному.»

Верищагина раньше многих разгадала в Лермонтове настоящего поэта. Она писала ему: «Надеюсь, что вы не прекратите писать, и я думаю, что вы пишите хорошо.»

Она берегла его стихи, написанные на листах, он часто выписывал свои стихи в её альбомы, рисовал в них.

В 1837 г. А.М. Верищагина вышла замуж за вюртембергского дипломата барона Карла фон Хюгеля, жила в Германии, в Штутгарде замке Нонберг. С Лермонтовым она продолжала переписываться. В замке Нонберг находились многие реликвии связанные с поэтом: автопортрет Лермонтова в бурке, написанный Лермонтовым портрет В.А. Лопухиной, картина маслом работы поэта, автограф посвященной Верищагиной поэмы «Ангел смерти», многие стихи и рисунки Лермонтова. Часть этих реликвий в начале 1960-х и была возвращена на родину И.Л. Андрониковым.

           
Звезда

        Вверху одна
        Горит звезда,
        Мой взор она
        Манит всегда,
        Мои мечты
        Она влечет
        И с высоты
        Меня зовет.
        Таков же был
        Тот нежный взор,
        Что я любил
        Судьбе в укор;
        Мук никогда
        Он зреть не мог,
        Как та звезда,
        Он был далёк;
        Усталых вежд
        Я не смыкал,
        И без надежд
        К нему взирал.
                      
1830
             
[Из альбома А.М. Верищагиной]

Александра Осиповна Смирнова

А.О. Смирнова, урожденная Россией (1809-1882), была одной из выдающихся женщин петербургского общества. Она закончила Екатерининский институт и до замужества была фрейлиной императриц. Красивая и блестящего ума и независимого характера, она находилась в дружеских отношениях с Пушкиным, Жуковским, Гоголем и тесно была связана со всем кругом писателей, встречающихся в салоне Карамзиных и в ее салоне. К числу ее хороших знакомых принадлежал и Лермонтов. А.О. Смирнова считается прототипом Минской в незаконченной повести Лермонтова «Штосс»: «На нем было черное платье, кажется по случаю придворного траура <…> она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях, черные, длинные, чудесные волосы оттеняли и еще молодое лицо, и на этом лице сияла печать мысли...»

Смирнова была воспета многими поэта. Вслед за ними Лермонтов оставил в ее альбоме стихотворное послание. «Софи Карамзина мне раз сказала, - вспоминала Александра Осиповна, - что Лермонтов был обижен тем, что я ничего ему не сказала о его стихах. Альбом всегда лежал на маленьком столике в моем салоне. Он пришел как-то утром, не застал меня, поднялся наверх, открыл альбом и написал эти стихи <...>»

                
А.О. Смирновой

        Без вас хочу сказать вам много,
        При вас я слушать вас хочу;
        Но молча вы глядите строго,
        И я в смущении молчу –
        Что ж делать?.. Речью неискусной
        Занять ваш ум мне не дано…
        Все это было бы смешно,
        Когда бы не было так грустно…
                                
1840

Итог литературного вечера

Итак, ребята, в завершение сегодняшнего литературного вечера пусть каждый из вас подумает и ответит, что полезного для себя вынес каждый участник из нашей беседы о Михаиле Юрьевиче Лермонтове? Может быть кто-то поменял свое представление о поэте? Если так, то на каких основаниях? Подумайте, что для Михаила Юрьевича Лермонтова – любовь? Почему она у него зачастую трагична? Как бы вы объяснили это чувство можете кто-то думает иначе, чем поэт? (каждый ученик отвечает на поставленные вопросы).

В чем-то ваше мнение разошлось, и в одном мы все солидарны: сегодня наше представление о жизни поэта расширилось, он предстал перед нами в новом образе - в образе лирического героя, воспевающего любовь. Любовь для М. Ю. Лермонтова - чувство светлое, необходимое как воздух, чтобы жить и творить бесспорные шедевры в области литературы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

работа посвящена творчеству Лермонтова...

ЛЮБИЛ И Я В БЫЛЫЕ ГОДЫ... (адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова) Литературно-музыкальная композиция.

Литературно-музыкальная композиция с элементами инсценирования.Посвящена адресатам любовной лирики М.Лермонтова....

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова

Здесь представлена презентация к проекту, сделанному к 200-летию М.Ю. Лермонтова, посвященная его музам, женщинам, ставшим адресатами его лирики....

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

Краткие сведения о возлюбленных женщинах поэта М.Ю. Лермонтова...

«Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова»

«Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова»...

Презентация "Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Презентация "Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова содержит информацию о личной жизни поэта, фотографии его возлюбленных и стихотворения, посвящённые им. Материал прежназначен для учащихся ст...