Использование потенциала уроков литературы для воспитания рачительного хозяина земли
статья по литературе
С июля 2021 года наша образовательная организация является региональной пилотной площадкой по введению агробизнес-образования.
В текущем учебном году методическая работа в МОУ «Икейская СОШ» посвящена теме «Проектирование воспитательного пространства образовательной организации в соответствии с требованиями обновленных ФГОС». В Рабочей программе воспитания одним из приоритетных направлений является трудовое воспитание. Данное направление подразумевает работу «по воспитанию уважения к труду, трудящимся, результатам труда, получение профессии, самовыражение в нравственно достойном труде».
В рабочей программе по литературе на уровне основного общего образования запланировано достижение следующих результатов в отношении трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знакомства с деятельностью героев на страницах художественных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Гапеевцева Евгения Александровна, тема моего выступления «Использование потенциала уроков литературы для воспитания рачительного хозяина земли».
Слайд 2
Я представляю муниципальное общеобразовательное учреждение «Икейская средняя общеобразовательная школа» Тулунского района. С июля 2021 года наша образовательная организация является региональной пилотной площадкой по введению агробизнес-образования.
Слайд 3
В текущем учебном году методическая работа в МОУ «Икейская СОШ» посвящена теме «Проектирование воспитательного пространства образовательной организации в соответствии с требованиями обновленных ФГОС». В Рабочей программе воспитания одним из приоритетных направлений является трудовое воспитание. Данное направление подразумевает работу «по воспитанию уважения к труду, трудящимся, результатам труда, получение профессии, самовыражение в нравственно достойном труде».
В рабочей программе по литературе на уровне основного общего образования запланировано достижение следующих результатов в отношении трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знакомства с деятельностью героев на страницах художественных произведений.
Слайд 4
Работа по реализации методической темы была начата с диагностики уровня воспитанности обучающихся 1-11 классов. Рассмотрим результаты диагностики по интересующему нас трудовому воспитанию на примере 5 класса. Устойчиво-позитивное отношение к труду было выявлено у 20% обучающихся. Ситуативно-позитивное – у 43%. Ситуативно-негативное – у 37%. Диагностика помогла выявить проблемное поле, в соответствии с которым была запланирована дальнейшая работа.
Главным направлением комплексной работы педагогического коллектива по проектированию воспитательного пространства образовательной организации стала урочная деятельность. В 2021-2022 уч.г., в связи с началом реализации Рабочей программы воспитания, каждый учитель анализировал содержание программы учебного предмета с позиции воспитательного потенциала.
Слайд 5
Поистине неисчерпаем потенциал фольклора, русской и зарубежной литературы для трудового воспитания подрастающего поколения. Рукодельница Василиса Премудрая из сказки «Царевна-лягушка». Мастер на все руки Жилин и ни к чему не приспособленный Костылин в «Кавказском пленнике» Л.Н. Толстого. Умелый и находчивый Васютка из рассказа В.П. Астафьева,
Слайд 6
маленький и смекалистый добытчик Киш из сказания Джека Лондона, трудолюбивый Робинзон Крузо из романа Даниэля Дефо.
Слайд 7
На какой странице ни откроешь учебник, везде найдешь материал к размышлению о ценности труда. Так, читая сказку Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», мы говорим об умственном труде, о трудолюбии в целом. А при изучении басни И.И. Дмитриева «Муха» делаем вывод, что, изображая крестьянский или полевой труд, автор имеет в виду любую деятельность – физическую или умственную – и высмеивает людей, которые стремятся присвоить себе чужой труд, порицает тех, кто, будучи бездельником, мнит себя великим тружеником.
Слайд 8
Воспевая русскую женщину в поэме «Мороз, Красный нос», Н.А. Некрасов раскрывает её образ через картины сельскохозяйственного труда:
Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна!
Поэт убеждён в спасительности труда для простого человека:
В ней ясно и крепко сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несёт воздаянье:
Семейство не бьётся в нужде.
Один из самых примечательных художественных образов для размышления о красоте труда - Герасим из рассказа И.С. Тургенева «Муму». «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли…» Жизнь Герасима в деревне, труд на земле противопоставлены его жизни в городе, домой он и возвращается после пережитой трагедии.
Слайд 9
Главному герою рассказа И.А. Бунина «В деревне» говорит отец: «Когда ты вырастешь, ты поймешь, что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо... Это неправда, будто в деревне скучно. Бедности в деревне много — вот это правда, и, значит, надо делать так, чтобы было поменьше этой бедности, — помогать деревенским людям, трудиться с ними и для них... И хорошо можно жить в деревне!»
А в рассказе А.П. Платонова «Никита» сын предлагает вернувшемуся с фронта, наскучавшемуся по мирной работе отцу:
« - Давай всё трудом работать…
- Давай, сынок, - согласился отец».
Во многих произведениях художественной литературы изображён тяжелый крестьянский труд на земле. Анализируя картины изнуряющей работы, мы проводим параллели с современными условиями труда, обсуждаем современную сельскохозяйственную технику и инвентарь, существенно облегчающий выполнение различных задач.
Слайд 10
Обязательно говорю ребятам о блогерах, рассказывающих в социальных сетях о работе на своём участке и вдохновляющих меня на трудовые «подвиги».
Слайд 11
Работа по трудовому воспитанию нашла отражение в проектной деятельности обучающихся. Ребята создают небольшие посты для блога и размещают в своих аккаунтах в соцсетях, мастерят страничку для лэпбука, готовят презентации на тему «Образ хозяина земли в литературе».
Художественные произведения, в которых изображается труд людей на земле, воспитывают у подростков положительное эмоциональное отношение к сельскохозяйственному труду и рачительное отношение к самой земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование на уроках литературы и русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Материал является опытом работы по внедрению технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Даны разработки заданий к разным типам уроков по русскому языку и литературе с...
Потенциал уроков технологии в воспитании интереса к традициям
Ценности, которые никогда не утрачивают своей привлекательности, художественное мышление предков, отображённое в народном искусстве....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ
Основная цель нашей работы– рассказать об особенностях технологии мастерских и показать, как можно выстроить современный урок литературы, применяя эту технологию....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ
Основная цель нашей работы– рассказать об особенностях технологии мастерских и показать, как можно выстроить современный урок литературы, применяя эту технологию....
воспитательный потенциал уроков литературы
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Уроки литературы дают богатейший материал для воспитания нравстенно богатой личности....
Урок литературы в 11 классе "Певец земли донской"
Вводный урок по творчеству М.А.Шолохова...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе "К земле приникнувший Шмелев..."
Разработка урока литературы в 11 классе по творчеству И.С. Шмелева. На уроке ученики знакомятся с биографией писателя, отражением в его произведениях воспоминаний детства, связанного с Замосворечьм. М...