ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Капустина Валентина Александровна

Основная цель нашей работы– рассказать об особенностях технологии мастерских и показать, как можно выстроить современный урок литературы, применяя эту технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapustina_v.a._tehnologiya_pedagogicheskih_masterskih.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ»

Выполнила:

Капустина Валентина Александровна

учитель русского языка и литературы

МОУ СШ №103

Советского района Волгограда

Волгоград, 2015


Что такое педагогическая мастерская? Это личностно-ориентированная технология, оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя мастера, который инициирует поисковый, творческих процесс учащихся. В такой атмосфере сами добывают и осмысливают знания по предмету[1,2].Т.е., реализуется один из важных принципы ФГОС-деятельностный подход. Знания не преподносятся в готовом виде, а добываются учениками самостоятельно. При этом мастер, учитель – это один из участников процесса поиска знаний. Он направляет, корректирует, помогает, а не диктует условия. Правильно организованные задания помогают создать атмосферу открытости и доброжелательности. При работе в мастерской важно мнение каждого. Ученики сверяют знания, добытые самостоятельно.

Основная цель нашей работы– рассказать об особенностях технологии мастерских и показать, как можно выстроить современный урок литературы, применяя эту технологию.

        Педагогическая мастерская предусматривает представление учащимся возможности выбора вида деятельности, материала и способа предъявления результата. Она ориентирована на самостроительство, личную заинтересованность ребенка в изучаемом материале. Диалог- главный принцип сотрудничества, который необходим для плодотворной работы в мастерской. [3,4]

Можно выделить несколько этапов работы в мастерской. Оговоримся, что некоторые исследователи выделяют различные фазы работы. Мы за основу взяли классификацию Г.К. Селевко[5]

Посмотрим, как приемы можно построить урок-мастерскую по литературе. «Основные темы в творчестве волгоградских поэтов и писателей». Рассчитано на два часа. До начала занятия ребятам предлагается самостоятельно прочитать на выбор несколько произведений писателей и поэтов Волгоградской области.

Первый этап технологии мастерских – этап индукции. На этом этапе учитель создает эмоциональный настрой и включает подсознание детей. В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Дети формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения.

Ход урока

На нашем уроке в качестве индуктора использовались картины природы Волгоградской области. Также зачитывается стихотворение. Задаются вопросы. Создается эмоциональная атмосфера. Это происходит на этапе актуализации знаний.

Приветствие.

Учитель: Сегодняшнее занятие пройдет в необычной форме. В форме мастерской. Ну а что именно будем изучать, вы определите сами.

Сначала я бы хотела прочитать вам стихотворение.

Нина Щербакова

Люблю Заволжья степи

золотые:

Поля, поля, поля – за горизонт,

И жаворонка утреннего звон

Люблю,

        и сумерки вечерние густые.

И тополь у дороги одинокий,

Он как-то по-особенному

                                строг,

Как будто пыль

                со всех степных дорог

Лист тяготит,

И ветер жжет жестокий.

Люблю ромашку

                в простеньком наряде.

Она и в зной, и в суховей

                                цветет.

Любое время дня к лицу идет

Ромашке этой

                С солнышком во взгляде.

Я васильки люблю

                        в степных оврагах –

Они небесной синевы синей,

И рядом с ними

                дышится вольней –

Земля им рада и душа им

                                рада.

Из сердца льются в мир

                        слова простые:

И у него есть песенный

                                сезон,

Когда поля, поля – за горизонт,

Когда Заволжья степи –

                                золотые.

Ребята, что вы можете сказать об этом стихотворении? Какова его тема? Что можно узнать об авторе, прочитав это стихотворение? Что влияет на настроение лирической героини?

Ответы учеников. Предполагается, что они скажут о том, что автор родился на территории Волгоградской области, и что основная тема – красота природы Поволжья.

Учитель: Молодцы. Я бы хотела зачитать вам цитаты. «Жизнь, история, природа, культура, быт, нравы края становятся для писателя источником вдохновения. Великие произведения искусства неотрывны как от эпохи, так и от местности, их породившей и наложившей на них неизгладимый отпечаток», – отмечает Н.А. Милонов. «Литературное краеведение, – по мнению Н. Травушкина, – это та же история литературы, но отличающаяся особым отбором и группировкой материала. В литературном краеведении сложились и плодотворно развиваются разнообразные работы, посвященные жизни и творчеству известного писателя связи с историей и бытом данного края». Ребята, как вы понимаете эти строки?

Размышления учеников.

Второй этап технологии мастерских – фаза самоконструкции. Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решение текста, рисунка, проекта. Ученики анализируют материал, выдвигая различные, в том числе и фантастические, идеи, гипотезы. Отметим, что в работе мастерской не бывает неудачных, «плохих» идей.

Ход урока

На нашем уроке фаза самоконструкции совпала с этапом целеполагания. Обучающиеся, исходя из вышесказанного, делают вывод, что цель занятия – определить основные темы в творчестве поэтов и писателей Волгоградской области.  Затем учитель предлагает индивидуальную работу – создать банк идей. Какие темы могут затрагиваться в произведениях местных авторов? Подчеркнем, что индивидуальная работа в мастерской может сочетаться с работой в группе.

Задание 1. Создание банка идей: «Основные темы и идеи в произведениях волгоградских поэтов»

Учитель: Давайте с вами создадим «Банк идей». Каждый из вас получит сейчас пустую схему (Приложение 1). По ходу нашего занятия вы можете самостоятельно расширять свои познания, записывая свои идеи в наш «банк». Я буду также фиксировать ваши предложения. Скажите, какие темы вы можете назвать в тех произведениях, которые вы прочитали?

Ответы учеников. Учитель фиксирует их на доске/слайде или плакате. Среди основных назовут – тема малой родины, природы, возможно- Сталинградской битвы. По ходу занятия «банк идей» дополняется, т.е. к каждой теме подписывается «подтема», или проблема.

Третий и четвертый этапы технологии мастерских – социализации и социоконтрукции.

Социоконтрукция – важнейший элемент мастерских – групповая работа. Формируются самостоятельно, или мастером, могут корректироваться в процессе работы. Материал, предназначенный для работы в группе, подразумевает коллективный поиск.

Социализация – на следующем этапе происходит обсуждение, т.е. представление промежуточного результата. В это время работа корректируется, дополняется, улучшается. Очень важным является требование обучать ребят умению видеть в чужих работах положительные, оригинальные моменты. Обсудив (в малой группе) и дополнив свои работы, ребята вывешивают их на стендах или прямо на стенах в классе. Идет свободное общение. Дети ходят по классу, задают вопросы, высказывают свое мнение. Можно знакомиться с другими работами, рассказывать о своей.

Ход урока

На нашем уроке учитель начинает анализировать тему в творчестве волгоградских поэтов, которую ученики, которую ученики, как правило называют первой – тема малой родины, природы.

Учитель: Предлагаю поэтапно поговорить о каждой теме. Послушаем музыкальную композицию. Звучит любая музыкальная композиция про реку Волгоградской области (например, В. Высоцкого «Как по Волге-Матушке»)

Учитель: Ребята, вам понравилась песня? О какой реке она? А какие еще реки вы знаете на территории Волгоградской области? Какое их хозяйственное значение?

Ответы учеников. Дети кратко рассказывают о реках и их значении. Предполагается, что дети называют наиболее известные реки – Волга, Дон, Медведица, Хопер.

Учитель: Как вы знаете, красоту природы всегда воспевали поэты и писатели в своих произведениях. Вот послушайте стихотворение о реке Дон, автор которого – А.С. Пушкин (чтение стихотворения наизусть учителем).

«Дон»

Блеща средь полей широких,

Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,

Реки знают тихий Дон;

От Аракса и Евфрата

Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,

Чуя родину свою,

Пьют уже донские кони

Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,

Для наездников лихих

Сок кипучий, искрометный

Виноградников твоих.

Учитель: Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Как вы думаете, почему поэты обращаются к этой теме?

Ответы учеников. Учитель дополняет и поясняет, что чаще всего писатели и поэты рисуют в своих произведениях природу и те края, которые им особенно дороги. И, конечно же, в первую очередь это те места, где они родились. Так в лирике возникает образ малой родины.

Задание 2. Анализ стихотворений о природе

Учитель: Теперь давайте разделимся на группы. Каждая группа получит «Маршрутный лист» с заданием (Примерны маршрутный лист в Приложении 2, произведения учитель выбирает сам).

Этап планирования. Фаза социализации

Ученики изучают маршрутный лист, обговаривают план работы, распределяют свои роли в команде.

Этап открытия новых знаний

        Учитель: Какой же образ природы создается в этих стихотворениях?

        Ответ учеников: Образ родной реки.

Далее ученики анализируют художественные тексты, опираясь на вопросы, предложенные в маршрутных листах (каждая команда размышляет по очереди). Ребята могут выбрать одного отвечающего или отвечать по очереди на поставленные в маршрутном листе вопросы. Пока дети отвечают, на экране показываются реки, о которых идет речь.

Учитель: Ребята, посмотрите, как красивы и разнообразны стихотворения, которые мы с вами проанализировали! Как много средств художественной выразительности используют поэты для того, чтобы передать красоту рек, передать чувства восхищения природой! Давайте с вами тоже попытаемся выразить наши чувства к тем рекам, о которых мы говорим и сделаем это с помощью синквейна (технология критического мышления)

        Немаловажно и афиширование работ, это 5 этап технологии. Одним из заданий в маршрутном листе было составить синквей о представленной реке. Зачитывание синквейнов. При этом учитель может прочитать свой синквейн, поспросить участников разных групп прокомментировать работы остальных. При этом дети продолжают заполнять банк идей. Затем читаются и обсуждаются рассказы Б. Екимова, появляется не только тема природы, но и малой родины.

Шестой этап технологии мастерских – фаза разрыв. Это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний, эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблемы, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником (по Г.К. Селевко)

Ход урока

Фазу разрыва- т.е. стремление к открытию новых знаний, стремление продолжить тему учитель может начать с чтения стихотворения Татьяны Батуриной (в ее лирике есть православные мотивы, образы). Следовательно, появляется в банке идей новая тема. Затем можно попросить ученика рассказать подготовленное сообщение о Т. Батуриной, о христианских мотивах в ее лирике. Можно еще раз провести этап афиширования. Зачитывание банка идей. Сравнение его с учительским.

Седьмой этап технологии мастерских – рефлексия. Это очень важный момент работы, когда ученики говорят (и учатся говорить) о своих чувствах, возникающих в процессе работы. Поэтому мастерские можно называть не только педагогическими, но и психологическими. На этом этапе ученики также могут сообщить о том, чему они сегодня научились.

План проведения мастерской должен быть детализированным, предусматривающим множество заданий, «подсказок» - информации, которая будет предложена ученикам в тот момент, когда в ней возникнет необходимость.

Ход урока

На нашем уроке была представлена эмоциональная рефлексия. Ученики с помощью смайликов оценили свое настроение. (Приложение 3). Отметим, что данная тема рассчитана не на один урок, и как вариант можно продолжить обсуждать различные темы – войны и Сталинградской битвы, о творчестве отдельных авторов. Можно даже выйти на проект о сравнении волгоградскихпоэтов 80-90 годов и современных авторов и т.д.


Заключение

Педагогическая мастерская – творческая технология. Она объединяет все направления деятельности учителя, она приобщает ребенка и взрослого к радости сотворчества, к законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. В заключении можно сказать, что урок-мастерская соответствует ФГОС, помогает развивать различные виды УУД. Кроме того, такой урок придает детям уверенности[6].

Список литературы

  1. Еремина Т. Мастерские по литературе. 10 класс. Методическое пособие. – СПб: «Паритет», 2004 г.
  2. Еремина Т. Урок-мастерская по литературе. – Чистые пруды, 2007 г., библиотека «Первого сентября»
  3. Педагогические мастерские: интеграция отечественного зарубежного опыта., выпуск 1.
  4. Сауткина Н.А. Возможности использования педагогических мастерских в практике обучения литературы // Реализация образовательной инициативы «наша новая школа»: Материалы конференции / сост. Г.М. Вялкова, Т. А. Чернова, Л.Н. Савина – Планета, 2010 г.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т.– М.: НИИ школьных технологий, 2006 г. – с. 651-658
  6. Школьные технологии. Выпуск 6., 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии педагогическая мастерская "Лимерики"

Технология педмастерская "Творческое письмо"...

Использование технологии педагогических мастерских на уроке литературы.

Среди новых образовательных технологий в последнее время особое распространение получила технология мастерских. Цель мастерской: предоставить учащимся психологические средства, позв...

Урок в технологии Педагогическая мастерская.

О технологии «педагогическая мастерская» я слышала раньше, познакомилась с ней на методическом объединении района, на ПКП по литературному образованию и работала в мастерской на уроках литературы....

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

Основная цель нашей работы– рассказать об особенностях технологии мастерских и показать, как можно выстроить современный урок литературы, применяя эту технологию....

Использование на уроках литературы технологии дифференциации по области интересов обущающихся

Одной из главных примет современного образования стала активизация внимания к становлению и развитию у школьников творческих способностей, к воспитанию человека высокой гуманитарной культуры, превраще...