Урок литературы в 11 классе "Певец земли донской"
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Вводный урок по творчеству М.А.Шолохова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_11_klasse_pevets_zemli_donskoy.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13.02.20

Певец Тихого Дона: взгляд сквозь время (по творчеству М.А. Шолохова)

Цели:

1) Познакомиться с биографическими сведениями о писателе, с исторической эпохой творчества М.А. Шолохова; ввести учащихся в мир шолоховских произведений.

2) Развивать самостоятельность суждений учащихся, навыки групповой работы.

3) Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Подготовка к восприятию.

Скажите, пожалуйста, ребята, можете ли вы ответить на внешне маленький, но очень важный в жизни каждого из нас вопрос: Вы счастливы? Просто подумайте, ответьте для себя, комментировать вслух не обязательно.

А сейчас я хочу предложить вам прослушать песню и подумать: Какие эмоции, ассоциации она вызывает?

(Прослушивание песни « Ой, да растворите мне темную темницу»)

Что можете сказать о народе, кому принадлежит эта песня?

(Казачья песня. Веселый, задорный народ)

- А что вы знаете про казачество?

Материал об истории казачества.

(Казачество определяют как военное сословие в России в XVIII – начале XX века. В ХIV-ХVII вв. это были вольные люди, работавшие по найму; лица, несшие пограничную службу. В ХV-ХVI возникают самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, главным образом из беглых крестьян. Общины эти располагались за границами России, по его окраинам - на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке. Именно казаки явились главной движущей силой народных восстаний на Украине в ХVI-ХVII вв., крестьянских войн в России ХVII-XVIII вв. (Вспомнить Запорожскую Сечь - «Тараса Бульбу» Гоголя.

- Вопрос: Какие это люди? Как вы думаете, они счастливы?

Вывод: Казачество представляет собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, своеобразной замкнутостью, свободолюбием, трудолюбием, дисциплинированностью, почитанием старших. Т.е. казачество было своеобразным этносом, со своими привычками, обычаями, со своим языком. Это некогда вольные люди, сохранившие особое уважение к свободе.

- А с каким писателем у вас ассоциируется казачество? Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Тема нашего урока связана с жизнью казачества, а если быть точнее, она звучит следующим образом: « Певец Тихого Дона: взгляд сквозь время».

Давайте поставим цели на сегодняшний наш урок:

- Сегодня мы нарисуем его словесный портрет Михаила Александровича Шолохова, который поможет нам постичь его душу, коснуться его великого таланта.

Я предлагаю Вам разбиться на группы. Ваша задача: прочитать задания на карточках, прочитать материал, обсудить в группе и вынести ключевые слова на оси. Каждому выдается индивидуальный лист, который вы сможете заполнить, внимательно слушав выступления всех групп. На выполнение задания вам дается не более 15 минут.














Биографы

1. Какие заповеди донских казаков Шолохов усвоил с детства? Как они пригодились ему во взрослой жизни?

2. Выделите главные, на ваш взгляд, моменты в творческой биографии писателя.

3. Какие эпизоды из жизни писателя позволяют говорить о « трагедии большого художника»? (Творческая деятельность Шолохова началась в период острой литературной борьбы, когда формировались идейно-эстетические основы новой, реалистической литературы.

Тематики

1. Какие темы раскрываются в творчестве М. А. Шолохова?

2. Какие темы не утратили своей актуальности и в наши дни?

3. Каким предстает в произведениях мир донского казачества?

Стилисты

1.Своеобразен ли стиль шолоховской прозы? Если «да», то в чем его своеобразие?

2. В каких жанрах написаны произведения Шолохова?

3. Легко ли, интересно ли читать Шолохова? Почему?

4. Чем, на ваш взгляд, творчество Шолохова может помочь современному человеку?

Историки

  1. Какие исторические события составили исторический фон, на котором протекала жизнь писателя?
  2. Шолохов и Сталин. Как складывались отношения с властью?
  3. Коллективизация в жизни народа.


- А теперь я попрошу вас озвучить мою презентацию. На экране будут появляться кадры, которые вам необходимо прокомментировать.

После комментария

- Какие места в схеме требуют доработки и распространения? Я попрошу вас провести линии взаимосвязи в схеме, дополнить и распространить схему, это и будет вашим домашним заданием.

На изучение его творчества нам отведено 7 часов, давайте спланируем нашу дальнейшую работу. Значит, нам необходимо прочитать…

Заключение:

Мы начали разговор с ощущения счастья каждым из вас, скажите, можно ли Шолохова назвать счастливым человеком?

«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой, пробуждали любовь к человеку (стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества). Если это удалось в какой-то мере, я счастлив».

М. А. Шолохов.

- Какие впечатления у вас остались после знакомства с личностью Шолохова?

Оценка деятельности учащихся

Приложение













Биографы

1. Какие заповеди донских казаков Шолохов усвоил с детства? Как они пригодились ему во взрослой жизни?

2. Выделите главные, на ваш взгляд, моменты в творческой биографии писателя.

3. Какие эпизоды из жизни писателя позволяют говорить о « трагедии большого художника»?

4. Каких высоких наград был удостоен Шолохов?

Тематики

1. Какие темы раскрываются в творчестве М. А. Шолохова?

2. Какие темы не утратили своей актуальности и в наши дни?

3. Каким предстает в произведениях мир донского казачества?


Стилисты

1.Своеобразен ли стиль шолоховской прозы? Если «да», то в чем его своеобразие?

2. В каких жанрах написаны произведения Шолохова?

3. Легко ли, интересно ли читать Шолохова? Почему?

4. Чем, на ваш взгляд, творчество Шолохова может помочь современному человеку?


Историки

  1. Какие исторические события составили исторический фон, на котором протекала жизнь писателя?
  2. Шолохов и Сталин. Как складывались отношения с властью?
  3. Коллективизация в жизни народа.


Комментарий к слайдам.

Слайд №2-3

Детские и юношеские годы.

Родился 11 мая (24 н.с.) на хуторе Кружилинском станицы Вёшенской в крестьянской семье. Мать Шолохова Анастасия Даниловна - из крестьянской семьи, отец Александр Михайлович - выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей.

Слайд №4

Обучение в богучарской гимназии. Особенностью этой гимназии являлось то, что с юных лет прививался вкус к исследовательской работе о событиях на Дону.

Слайды №5-6

Начавшаяся революция и гражданская война помешали продолжить образование. Шолохов служил в станичном ревкоме, добровольцем вступает в продовольственный отряд. Существует версия, что попав под суд « за превышение власти», уменьшил свой возраст на 2 года, и мать выхлопотала у священника новую справку о рождении. Это давало возможность избежать чересчур строгого наказания как несовершеннолетнему.

Шолохов участвует в переписи населения, работает учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых.

Во время боя под хутором Коньковом подросток Шолохов был схвачен махновцами, допрошен самим Махно и не был расстрелян только по малости лет. Махно посулил ему в случае повторной встречи виселицу.

В конце 1922, в семнадцать лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Встречается здесь с поэтами и писателями группы "Молодая гвардия". Помощи ждать было неоткуда, поэтому пришлось работать и грузчиком, и каменщиком, и счетоводом, и делопроизводителем. В 1923 в газете "Юношеская правда" был опубликован первый фельетон Испытание" за подписью "М. Шолохов". В следующем году увидел свет его первый рассказ "Родинка".

Долгое время Гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Главное в жизни – человечность, доброта, а не классовая жестокость и ненависть. По тем временам это было явное отступление, отход от складывающейся литературной традиции.

Рассказы Шолохова критика поначалу оценила положительно. Но уже к концу 20-х годов отношение критики резко меняется – тон и  характер рецензий становятся всё более придирчивыми, жёсткими. Под прицельный огонь попали и тематика рассказов, и  творческий метод, и идейная позиция автора. Шолохова обвиняли в «натурализме», «схематичности» и в отклонении от пролетарской литературы, а сверх того – объявили «колеблющимся середняком» и «мелкобуржуазным гуманистом.

В конце 1926 начинает писать роман "Тихий Дон, получивший признание и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. Роман, принесший писателю мировую известность. Шолохов создает грандиозную картину борьбы двух миров, ломки старых общественных отношений, традиций, навыков, возникновения и упрочения новых. Первоначальное название романа было « Донщина». Дон становится местом братоубийственной войны. Тут мы не найдем описания подвигов, любование геройством, Шолохова интересует другое – что же делает война с человеком. На судьбе Григория показан излом общества. Он, в первую очередь, земледелец, кормилец. И вот эта ломка кормильца и есть вся Гражданская война.

Слайд № 7

Среди произведений Шолохова есть рассказы, повести, статьи, фельетон, романы, роман – эпопея.

Фельетон- малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.

Эпопея - монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой.

Слайд № 8 (Сталин)

С 1929 распространяется клевета о плагиате Шолохова.

Взаимоотношения со Сталиным – отдельная страница в биографии писателя. С 1931г., когда произошла их первая встреча, вождь не выпускал Шолохова из поля зрения. А писатель отправлял вождю обличительные письма и даже телеграммы, в которых рассказывал, что переживает донская земля: голод 30 годов, аресты… Шолохов просил отправить голодающим хлеб, вступался за несправедливо осужденных.

В одну из встреч со Сталиным он спросил: « Зачем Вы, Иосиф Виссарионович, позволяете себя так безмерно превозносить?» Он посмотрел с хитроватой улыбкой и сказал: « Что поделаешь?

Людям нужны башка» . Только когда вышел из кабинета, понял его слова: « Божок людям нужен»

Слайд № 9 Коллективизация

Коллективизация - это глубокое революционное преобразование не только села и сельского хозяйства, но и всей страны. Она вызвала тяжёлую катастрофу, которая сопровождалась массовыми страданиями и человеческими жертвами. В ряде мест были вооруженные восстания, росло число убийств в конфликте между сторонниками и противниками колхозов, кто не мог сопротивляться активно, сопротивлялся пассивно: уходил из села, уничтожал скот…

Коллективизация на Дону проходила в условиях ожесточенной классовой борьбы.


Слайд №10 «Поднятая целина»

Первая книга романа « Поднятая целина» опубликована в 1932 году. Первоначальное название было « С кровью и потом», но это название сочли слишком острым. На долю книги выпал огромный успех. Ее не только обсуждали на читательских конференциях, но и рассылали в сельские районы как пособие по коллективизации. « Я писал « Поднятую целину», - писал Шолохов, по горячим следам, когда еще были свежи воспоминания о событиях, происходящих в деревне и коренным образом перевернувших её. Ликвидация кулачества как класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства в колхозы»

Эпоха коллективизации трагически сталкивала людей, до предела накаляла страсти, обнажила болезненные противоречия, мучительные борения людей. В казачьих хуторах и станицах, как и в русской деревне, и по всей стране, ломались вековые устои, рушилось старое отношение к труду, к собственности, намечались новые нормы нравственности и морали. Это по-своему коренной процесс проходил трудно, с острыми социальными противоречиями, зачастую обращенный перегибами и насильственными методами со стороны государственных и местных властей.

Драматичность, конфликтность эпизодов несомненна: столкнулись два подхода - классовый и человеческий.

В 1932г Шолохов приступил к написанию 2 книги, но обстоятельства сложились так, что между первой и второй книгами прошло три десятилетия.

Слайд №11

С 1941 года служит в армии в качестве военного корреспондента газеты « Правда». За годы войны им написаны 10 публицистических статей, рассказ « Наука ненависти», главы романа « Они сражались за Родину»

Слайд №12

« Я считаю – говорил М. Шолохов, что мой долг, долг русского писателя – это идти по горячим следам своего народа..» Герои военного периода - это прежде всего люди с чистой совестью, с открытой душой. Тревожная мысль – Родина в опасности! – ведет их вперед!

Слайды №13- 14

Особенности стиля:

Все произведения объединены глубоким внутренним смыслом. Это, собственно говоря, одна книга о судьбах нашего народа на разных этапах его революционного пути. Историзм, масштабность изображения, психологизм, достоверность характера – особенности творчества Шолохова.

Слайд №15

«Судьба человека» - это рассказ о том, что такое война, какие бедствия она несет людям.

Слайд №16

В 1965 году стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы.

« Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Но это не самодовольство индивидуума. Тут преобладает чувство радости от того – хоть в какой- то мере – способствую прославлению своей родины»

Слайд № 17

« Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку»

- Чем, на ваш, взгляд, творчество Шолохова может помочь современному человеку?

Оно помогает ориентироваться в жизни. Дает человеку нравственный стержень. Его творчество – великая школа патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы живем на земле донских казаков.Программа Элективного курса в рамках профильной подготовки для учащихся 10-х классов

Интегрированный курс по географии,истории, краеведению, биологии для пофильной подготовки учащихся...

«Дон, земля донская, донские казаки»

Внеклассное мероприятие, которое можно проводит во время недели географии. Данный материал воспитывает чувство патриотизма и  гордости за свой родной край, за свою малую Родину....

Разработка урока на тему "Сын Земли Русской - Святой благоверный князь Дмитрий Донской"

Урок помогает ребятам лучше узнать историю своего Отечества,  познакомиться с лучшими примерами патриотизма....

Презентация. В.Закруткин. Писатель земли Донской.

Творчество В.Закруткина изучается в школе.  Материал можно использовать на уроках и во внеклассной работе....

"Живи, процветай, земля Донская!"

Общешкольное мероприятие, посвященное 75-летию Ростовской области. В сценарии вы найдете историю образования Ростовской области, познакомитесь с достопримечательностями нашего края....

Урок литературы. Тема: «Праведник Земли русской. Русский национальный характер»

Цель: осмысление учащимися мотива праведничества в творчестве Н.С.Лескова, на примере образа и судьбы Ивана Флягина. Задачи:предметные:    1.способствовать выявлению учащимися особ...

Викторина « Знаешь ли ты землю Донскую?», посвященная Дню защиты Земли.

Цель: формировать экологическую культуру личности ребенка, навыки работы с дополнительными источниками информации.Развивать дифференцированное восприятие.Воспитывать  чувства патриотизма и любви ...