Тема урока:"А.Т.Твардовский. Поэма "Василий Теркин".Образ главного героя,его народность.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Цель урока:

1.выявить особенности конкретно-исторического подхода к изображению войны,качеств характера главного героя поэмы;

2.совершенствовать навыки выразительного чтения;

3.пробудить интерес к истории Великой Отечественной войны;

4.воспитать патриотические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_terkin.docx72.48 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕМА УРОКА: А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два солдата»). Образ главного героя, его народность

Цель урока: 

1.выявить особенности конкректо-исторического подхода к изображению войны, качеств характера главного героя поэмы,

2.совершенствовать навыки выразительного чтения;

3.пробудить интерес к истории Великой Отечественной войны ;

4. воспитывать патриотические чувства.

.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.  Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации.

 В одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин.

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу… Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.

3. Постановка проблемы. 

Учитель

Посмотрите на портрет А.Т.Твардовского, загляните в его глаза, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости, на мягкое доброе лицо, особую силу притяжения во взгляде. «Видит насквозь», - говорят о таких глазах в народе. И действительно, он видел то тяжкое и губительное, что несла война.

 (Учитель читает строки из главы):

- «Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

 Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

 Ради жизни на земле»

 - Как вы думаете  о чем на уроке мы с вами будем рассуждать ?

  О войне  — тяжелой, трудной работе и что люди, подобные герою поэмы Твардовского , совершают подвиги не ради наград, а во имя любви к родине.

   - Верно, встречи с солдатами, испытанное и увиденное своими глазами на дорогах войны повлияло на творчество писателя. Постепенно сложилась «Книга про бойца»    позднее получившей название по имени главного героя – «Василий  Тёркин»  и создался образ всеобщего любимца…Назовите его.

   - Василий Тёркин

Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей..

 3. Целеполагание:  я думаю вы догадались какую цель мы с вами поставим на уроке ?

-познакомиться с  главами поэмы «Переправа», « Два солдата» и  изображением войны в ней.

Учитель: Давайте и мы прислушаемся к разговору двух современников, двух боевых товарищей - автора знаменитой “Книги про бойца” Александра Твардовского и всенародного героя Василия Тёркина. Они вместе прошагали по дорогам войны, преданно выполняя долг перед Родиной и, несмотря ни на какие трудности и испытания, выжили, потому что любили жизнь, свою родную землю, свой народ и страну .

 -Какие задачи мы с вами поставим ?

1.выявить особенности конкректо-исторического подхода к изображению войны, качеств характера главного героя поэмы,

2.совершенствовать навыки выразительного чтения;

 3.пробудить интерес к истории Великой Отечественной войны ;

4. воспитывать патриотические чувства.

Тёркин ( читает наизусть подготовленный заранее ученик )

Грянул год, пришёл черёд

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете...

Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы-

Итак,   каждая глава – самостоятельное произведение. Всего их 30.  Но они объединены одним главным героем – Василем Тёркиным.

4.Проверка домашнего задания.

1. Почему автор каждую главу создавал как самостоятельное произведение?

| - Поэма создавалась в страшные годы войны.

| - Бойцы не имели возможности читать главы по порядку. Они не

     могли знать предыдущих глав.  

    -Они читали то, что попадалось им в руки, но им было понятно, о чем эта поэма.

2. Особенности композиции.

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Поэма «Василий Теркин» состоит из отдельных глав, каждая из которых имеет свое название

3. Что помогают понять названия глав поэмы? ( на слайде )

Названия глав выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне («в быту суровом»). Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» …. О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», « Поединок», «Теркин ранен», «О награде».

Люди на войне не только ходили в атаки, но и жили: варили суп «на колесах прямо», спали то «на пригретом взгорке», а то и на снегу, «крыша –небо, хата – ель, корни жмут под ребра»

4.Как вы думаете, понравилась ли поэма бойцам? Как они отнеслись к ней?

| - Книга стала очень популярной.

    Она стала дорога каждому бойцу.

Они хранили её за голенищем сапог, за пазухой, в шапке.

- Им полюбился главный герой.

  Каждый хотел быть похожим на него.

- Благодаря этой книге в каждой роте появились свои В. Тёркины, свои балагуры, свои весельчаки.

- Василий Тёркин стал душой солдат.

- Вместе с Тёркиным бойцы поднимались на новые атаки.

- Они легче переносили все тяготы войны, все лишения.

- Бойцы присылали автору множество писем с положительными отзывами о книге, даже предлагали свои сюжеты.

Работа с репродукцией.

x1-163_1163

- Какой момент фронтовой жизни изобразил художник?

 -  Чем центральная фигура напоминает  героя поэмы Василия Тёркина?

 - Какое настроение передал художник своей картиной? Как это характеризует людей, собравшихся вокруг Теркина?

(Люди, чья жизнь находится в постоянной опасности, ценят каждую минуту, они не падают духом, верят в победу и в редкие минуты отдыха стараются не думать о смерти)

 - Почему именно вокруг Теркина собрались бойцы?

(Видимо, он снова рассказывает какую-то байку, старается поддержать дух солдат)

 - И все же Твардовский отрицает, что его герой –этакий «рубаха парень», балагур. Тёркин -  трагическая и героическая фигура, он воплощает в себе лучшие черты русского народа, является его собирательным образом.

5.  Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо?

| - Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было.

   Но были бойцы, чем-то похожие на него.

 - Автор собрал самое лучшее, что было в советских солдатах, и создал своего героя.

- Василий Тёркин – это вымышленный герой от начала до конца.

6. Как вы думаете , а почему автор  наделил героя такой фамилией – Тёркин?

      В общем, битый, тёртый, жжёный,

         Раной меченный двойной,

        В сорок первом окружённый,

        По земле он шёл родной. (на слайде )

7. Ребята, А. Твардовский, в поэме через своего героя хотел показать, каким должен быть боец, или были у него другие цели?

| - Эта книга о войне, автор изображает её правдиво.

    Автор показывает нам, какая она была, в каких условиях сражались бойцы.

5.Продолжим работу по главам «Переправа» и «Два солдата» и объединимся в  пары.

1 Задание .

-Задумывались ли вы когда-нибудь над словом “герой”. (Слово написано на доске).

 Я предлагаю задуматься. Запишите это слово, подберите ассоциации, связанные с ним. Какие слова к нему притягиваются? Обратите внимание на морфемный состав слова.

 - Прочитайте свои варианты.

 - Итак, получился ряд слов (они записываются на доске).

Доблесть, воин, подвиг, самопожертвование, отвага, защитник, решительность, необычный.

К сожалению, мы не так уж часто употребляем это слово в нашей речи. А вот сегодня я прошу вас составить предложения, включив в них это замечательное слово.

  • В слове ГЕРОЙ я чувствую…
  • В слове ГЕРОЙ  я слышу…
  • Услышав слово ГЕРОЙ, я представляю…
  • Быть ГЕРОЕМ – значит…

Затем прослушиваем. (На этом этапе ученик непроизвольно будет анализировать свою работу, сопоставляя её с работами других, обогащая при этом свой опыт). Некоторые варианты предложений:

- Быть героем – значит быть победителем .

- В слове герой я чувствую силу, мужество, добро и  т.д.

Сверим наше понимание слова с толкованием, которое дается в словаре Ожегова.

1. ГЕРОЙ - человек,  совершающий подвиги,  необычный  по  своей храбрости, доблести, самоотверженности

2. ГЕРОЙ - главное  действующее  лицо  литературного  произведения. (Записано на доске).

 (на слайде )

3 Задание . Самостоятельная работа (работа с текстом, выразительное чтение отрывков, обсуждение в группе ответов, согласованность в работе, распределение работы между членами группы, самостоятельное оценивание)

ГЛАВА  «ПЕРЕПРАВА»

Вопросы и задания

В помощь

  1. О каком событии (эпизоде) войны рассказывается в главе «Переправа»?

Само название главы отражает…

«переправа сорвалась»

  1. Следует ли Твардовский своей мысли: не прожить без «правды сущей»? Какие правдивые картины войны изображает автор?

«Люди тёплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…», «Под огнём неразбериха»

  1. Каким предстаёт Тёркин в этой главе? Назовите лучшие качества героя.

В главе «Переправа» Тёркин ведёт себя как герой: …

Тёркин совершает поступок…  Для чего? Во имя чего?

  1. Проследите, как это настроение нарастает. Какие художественные приемы использует поэт, чтобы передать обстановку, в которой происходило действие

Трагическое ощущение вызывают уже первые строки

«Кому память, кому слава,

кому темная вода,-

ни приметы, ни следа.

пейзаж – черный цвет: чернеет лес, черная вода; сравнение: «Берег правый, как стена»; эпитет: «след кровавый»; повторы: «Люди теплые,живые,/ Шли на дно, на дно, на дно…» Это горестный рассказ о том, «как  переправа сорвалась».

пейзаж – дважды упоминается черный цвет (цвет траура): чернеет лес, черная вода; используется сравнение: «Берег правый, как стена…», эпитет «след кровавый» и , наконец, повторы усиливают трагизм происходящего: «Люди теплые, живые шли на дно, на дно, на дно…» Это горестный рассказ о том, как «переправа сорвалась». Стоит отметить, что в этой главе 4 раза повторяются слова «Переправа, переправа», причем их сопровождают разные знаки препинания и разные слова. Этот повтор усиливает ощущение трагичности ситуации, делит главу на  смысловые фрагменты, приводя к кульминации.

Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое: часть вместо целого, единственное вместо множественного и наоборот)

(7-8 строфы)

- Как вы понимаете мысль автора, выраженную в этих строфах?

                        (Поглядеть – и впрямь – ребята!

                        Как, по правде, желторот,

                         Холостой ли он, женатый,

                         Этот стриженый народ.

                        ………………………………….

                        Тем путем идет суровым,

                        Что и двести лет назад

                        Проходил с ружьем кремневым

                        Русский труженик солдат)

Справочный материал:

Сущий – существующий, от глагола «быть». Истый, истинный, подлинный, настоящий. (Словарь Ефремовой)

Балагур – от «балагурить, беседовать, шутить на словах, весело разговаривать; шутник, весельчак, рассказчик, забавник, говорун. (В.Даль)

Сабантуй – народный праздник по завершении полевых работ у башкир, татар. (Толковый словарь иноязычных слов)

Василий – человек светлый, душа нараспашку.

                                                                                     

_ Сегодня мы познакомимся еще с одним художественным средством – синекдохой (запись на доске: синекдоха – перенесение значения одного слова на другое: часть вместо целого, единственное вместо множественного и наоборот)

 - Найдите синекдоху в 6-8 строфах главы «Переправа»

                           

                        (Поглядеть – и впрямь – ребята!

                         Как, по правде, желторот,

                         Холостой ли он, женатый,

                         Этот стриженый народ.

                        ………………………………….

                        Тем путем идет суровым,

                        Что и двести лет назад

                        Проходил с ружьем кремневым

                        Русский труженик солдат)

 - Как вы понимаете мысль автора, выраженную в этих строфах?

(Не одному поколению русского народа приходилось защищать родную землю, любовь к ней передается от отца к сыну, от поколения к поколению – в этом сила русского народа. На защиту Отечества встали будто все поколения разом, поэтому победить такой народ нельзя)

 

 

 - Чем эта глава напоминает произведение УНТ?

(Здесь много повторов, просторечных выражений (скорчившись, стужа, расчудесный, покамест…) , есть даже приметы:

                               Долги ночи, жестки зори

                               В ноябре – к зиме седой.)

Фольклорные элементы особенно подчеркивают общенародный характер поэмы.

6.Вывод.

 - Каким предстает в этой главе Василий  Теркин?(Чтение фрагмента по ролям от слов: «Долги ночи, жестки зори…» до конца главы. В трудной ситуации он не теряет мужества, жизнестойкости, чувства юмора. Автор сам восхищается Теркиным и заставляет читателя испытать то же чувство по отношению к герою)

 - Обратите внимание на то, что в 4 главе повторяются слова «Переправа, переправа», причем с разными словами и знаками препинания. С какой интонацией мы произносим эти слова? (Заключительные строки уже привносят другое настроение – звучит надежда на благополучный исход битвы, хоть бой и трагичен,  но он идет  «ради жизни на земле», а значит – люди гибли не зря.)

В этой главе есть и смешной момент, когда  Тёркина растирают спиртом, он шутит, попросив погреться изнутри. В этой главе самыми трагическими являются строки о смерти молодых бойцов:

Люди тёплые, живые

Шли на одно, на дно, на одно…

Но вцепился в берег правый,

Там остался первый взвод –

И о нём молчат ребята

В боевом родном кругу,

Словно чем-то виноваты…

7. Беседа по главе «Два солдата».

Глава «Два солдата»  

Вопросы и задания

 В помощь.

1.С кем встречается Теркин в главе «Два солдата»?

2 Какой вопрос задает дед Теркину?            

 3.Какой ответ дает Теркин деду?

4. Как говорит дед о себе и о Теркине                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

5. Почему В.Тёркин точно  знал, что у старухи есть сало?

Не  был  немец – значит есть

6. Самой  густой  и самой  горькой  на войне  должна  быть что?

Правда сущая, прямо в  душу  бьющая,  да  была  б она погуще, как  бы  ни  была  горька.

7.  Каким мы здесь видим Василия Тёркина?

Мастер на все руки: починил часы, сделал развод у пилы.

 - Уважает старых людей. - Не теряется в любых обстоятельствах.

Вывод делает ученик. И дед и Теркин – настоящие солдаты.      Дед воевал в 1 мировую войну, а Теркин сейчас. Оба –герои своего времени.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

– Какие сказки напоминает вам глава? (Бытовые сказки о ловком, смекалистом солдате.)

Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается. Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой войны – Василий Теркин – достойный преемник: он мастер на все руки, человек широкой души, который любит хорошую, задушевную шутку.

Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» – и в полушутливом-полусерьезном разговоре-испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:

                Ты – солдат, хотя и млад,

                А солдат солдату – брат.

– Какие строки этой главы звучат как поговорки, пословицы?

                Поищи-ка, дед, разводку,

                Мы ей сделаем развод.

                Эх, яичница! Закуски

                Нет полезней и прочней.

                Это доктор на дорожку

                Для здоровья выдал мне.

– Какой характер обретает образ героя с помощью рифмы России – Василий?

                В глубине родной России,

                Против ветра, грудь вперед,

                По снегам идет Василий

                Теркин. Немца бить идет.

Элемент фольклора

Примеры

Пословицы, повторы: «Переправа»

Народные приметы: «Переправа».

Просторечия

     8.Обобщение учителя:         

-Итак, ребята ,как мы с вами убедились в поэме нет ничего от традиционного воспевания красоты воинского подвига. Слова Твардовского сдержанны и скупы. Но в этом и есть сила и покоряющая читателя жизненная правда.

Великая Отечественная война в изображении поэта не абстрактная батальная картина, в которой на глубинном уровне заложена трагическая закономерность ведения кровопролитных сражений в разные эпохи развития цивилизации. У Твардовского конкретно-исторический подход к войне; его фронтовое творчество — это исследование на тему, что война – это, с одной стороны, смертельные горести и всевозможные лишения, с другой — и героическая сплоченность народа, готовность дать достойный отпор врагу.

Говоря о собирательном образе Тёркина, современный писатель Г.Бакланов справедливо заметил:“Только большие художники способны в одну судьбу вместить судьбу всего народа; потому каждый, читая книгу, находит в ней и самого себя”

9.Обобщение учителя: В  поэме Твардовского  отсутствует благодушно-бодрое настроение. В изображении самой войны и человека на войне нет ничего показного, внешне эффектного, декоративно-плакатного. Все до последней строчки - правда!

У каждого солдата Великой Отечественной своя война, выпавшая на его долю, и в сердце каждого она оставила вечно незаживающий рубец. У одних- это контузии и ранения, у других- потеря любимого человека, родного дома… У поэтов же – вдохновенные и проникновенные строки. Они и сегодня звучат торжественно, весомо и значимо:

Прошла война, прошла страда,

 Но боль взывает к людям:

 Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…

10.Рефлексия .

 -Сегодня я узнал ….

-Меня удивило…

- Было интересно…

11.Домашнее задание: заполнить таблицы, вывод.

ТАБЛИЦА
Примеры из поэмы, иллюстрирующие понятие "народность"

Элемент фольклора (цитаты, аллюзии, стилизации)

Примеры

Пословицы, поговорки, загадки, присказки и стилизации под эти жанры: «Переправа»

    

Народные приметы: «Переправа».

    

Песни (стилизации под народные и популярные песни):  «Переправа»

    

Сказочные сюжеты о солдате: «Два солдата»

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: информатика и литература Тема урока: «Образ главного героя Мцыри и средства его создания»

Создание образа главного героя поэмы Лермонтова "Мцыри" средствами литературы и информационной технологии....

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев.

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев....

Образ главного героя в поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин"

Презентация по теме "Образ главного героя в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"...

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

Урок литературы по теме "Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" и средства его создания

Материал может быть использован на заключительном уроке по поэме "Мцыри"....