Урок литературы по теме "Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" и средства его создания
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Материал может быть использован на заключительном уроке по поэме "Мцыри".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_po_mtsyri_8a.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
-1-
Урок литературы в 8А классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Учитель: Терских Людмила Юрьевна (1-я категория)
Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания.
Цели: первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, характеристики героя; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; развивать навык работы в группе.
Планируемые результаты: иметь представление о романтизме как о литературном направлении; уметь характеризовать героев; знать средства создания образов; владеть навыками выразительного чтения, элементами анализа текста; уметь работать в группах.
Оборудование: тексты, мультимедийная презентация, видеофрагмент.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Звучит музыка: « duduk---Tosca-Muzyka-skripki» (2мин)
- Какие ассоциации у вас возникли?
- Можно ли связать её с нашим изучением поэмы «Мцыри»?
- Хочу предложить Вам такой эпиграф:
«Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!»
В.Маяковский «Юбилейное»
В.Г.Белинский о Мцыри: «Что за огненная душа, что за могучий дух,
что за исполинская натура у этого Мцыри!»
- Какую цель мы поставим на уроке? (ответы)
Мы определили цель нашего урока – характеризуя Мцыри, мы должны доказать, что главный герой стремился к свободе. Какими средствами этого достигает поэт?
Докажите или опровергните высказывание критика, аргументируя свое мнение примерами из текста.
- Проверка домашнего задания
А) ТЕСТ (Рассказ «жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника»).
Б) В чём особенность сюжета поэмы «Мцыри»? (Возможна опора на цитатный план)
Вывод: Итак, сюжет поэмы не о событиях, а о том, что испытал и пережил герой, это теснится в его груди, ищет выход. Поэтому он называет свою речь исповедью. В эпосе – 1 и 2 главы, а остальные 24 – это лирика, вот почему поэма называется лиро-эпической. Это крупное стихотворное произведение, повествующее о характерах и судьбах людей.
- Работа по теме урока.
Беседа с элементами размышления:
Глава 4
- Что беспокоит юношу? (Отчизна звала его к себе все эти годы заточения в монастыре.
Это священные слова «отец» и «мать»).
-Как он говорит о своей заветной мечте?
(«Хотя б на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с
Тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».
Обратите внимание на метафорический эпитет «пылающую» и глагол «прижать», которые как нельзя лучше подчеркивают внутреннее состояние героя. И как бы продолжая, он с грустью говорит: «Я видел у других отчизну, дом, друзей, родных»
Глава 5
Растёт горестное сознание неудачного бегства и неминуемой смерти. Оно уже слышится в первой короткой строке: «Меня могила не страшит..»
-2-
- Какова реакция Мцыри?
«С жизнью жаль расстаться мне..» Он не может принять смерть как желанное избавление от земных страданий. В нем не иссякла жажда жизни. Горьким упрёком судьбе, которая сохранила бесполезную жизнь монаха, остывшего от желаний, и отказала в ней ему, полному внутренних сил, могучих стремлений, пронизаны заключительные строчки 5 главы.
- Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Подберите цитаты для ответа.
А ) «Хотя б на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с
Тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».
Б) «Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы На это свет родимся мы»
В) «Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог»
Г) «..Я цель одну – Пройти в родимую страну – Имел в душе»
Д) не переставал видеть «живые сны»
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких, бешеных коней,
Про битвы чудные меж скал..
В душе его постоянно присутствовал образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв»
- Можно ли рассказ Мцыри считать покаянием в грехах?
(Да, он послушник в монастыре. Но мы видим, что герой не кается в грехах, не сожалеет о
происшедшем, он счастлив, что прожил эти дни на воле.
-Какие испытания выпали на долю нашего героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?
(встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу и т. д.; комментированное чтение отрывков из поэмы, в которых изображаются данные испытания героя, его чувства, переживания)
- Какие эпизоды трёхдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?
(Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как о
них он говорит. Его поражают богатство и многообразие природы. Ощущается его любовь к
жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.)
- Нашёл ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?
( Увидел природу во всем её многообразии, ощутил её жизнь, испытал радость общения с
ней. Его монолог – гимн этому миру. И выходит, что Человек рожден для счастья, как птица для полета. Человек рождён для воли, а не для тюрьмы.)
- Сравните 22-ю и 11-ю главы. Как изменилось восприятие мира Мцыри?
11 глава | 22 глава |
Кругом меня цвел Божий сад.. Всё, что я чувствовал тогда, Те думы – им уж нет следа; Но я б желал их рассказать, Чтоб жить, хоть мысленно, опять. | Мир Божий спал В оцепенении глухом Отчаянья тяжёлым сном |
- С помощью каких средств автор передаёт ощущение, что у героя осталось мало сил?
(Короткие главки, короткие предложения, прерывающиеся на середине строки, многоточия, восклицания),
- Почему Лермонтов приводит своего героя к трагическому финалу?
-3-
- Бой Мцыри с барсом. Комментарии.
Романтизм – художественное направление в литературе, выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности. Писатели – романтики старались быть необычными во всем: в выборе героев, ярких, незаурядных, в построении сюжета, как правило, запутанного, таинственного, в языке и стиле своих произведений.
Особенности «Мцыри» как романтической поэмы?
1.Где происходит действие поэмы? (На Кавказе, среди вольной и мощной природы, близкой герою.
Но герой томится в монастыре. Так создается контраст, обозначается конфликт.)
2.Сюжет. Бегство героя из чужого мира в мир родной. (Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о герое,
гордом, свободном и сильном человеке, для которого слова «свобода» и
«родина» означают одно и то же. Человек должен сам выбирать свой путь.)
3.Роль пейзажа. Он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. (читаем
описание утра из главы 11 и главу 6. Доказать, что это романтический пейзаж),
КРОССВОРД
Средства создания образа Мцыри
1.Контаст. (Вольная и мощная кавказская природа, родственная душе героя и томление в монастыре)
2. Роль картин природы?
Природа родственна герою, зов свободы непреодолим: песню о любви ему поёт
рыбка; «как брат» он готов обняться с бурей; «как зверь» он чужд людей. Но
природа чужда монахам: убегает во время грозы, «когда, столпясь при алтаре, вы
ниц лежали на земле».
3.Гипербола: «О, я как брат, Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил..»
4.Метафоры: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской»,
«Я грыз сырую грудь земли..»
5.Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей».
Развернутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком.
6.Эпитеты: «Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна! И т.д.
Учитель: В.Г.Белинский в статье «Стихотворения М.Лермонтова» о языке поэмы пишет так:
«Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск
у молнии, грохот у громов, гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему
материалы, когда писал он эту поэму»
- Так кто такой Мцыри? Какой он? Высказывания критиков на столах. Согласимся?
Мцыри – это могучая, пламенная натура. Свободный, мятежный, сильный духом романтический герой. Главное в нём – страстность и пламенность стремления
к свободе, невозможность для него свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целен в своих стремлениях
- Художественный мир поэмы «Мцыри»? (комментарии-вывод)
РЕФЛЕКСИЯ : Кем стал для меня Мцыри? (слайд «Мцыри – романтическая душа)
Видеофильм. (1мин. 23сек)
- Что вы почувствовали, когда смотрели первую часть фильма? (лёгкость, чистоту, независимость, свободу)
- Передайте своё душевное состояние после просмотра второй части фрагмента? (страх, тревога)
- Чем вызвано чувство тревоги? (неволей) СЛАЙД «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях» Д.Ибаррури
- Вы назвали свои ассоциации после просмотра фрагмента - страх, тревогу, неволю.
- К чему стремился Мцыри всю свою жизнь? (быть свободным)
ЗАПОЛНЕНИЕ таблицы самооценки
Домашнее задание: составить синквейн; рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе "Герои поэмы и нравственный идеал автора" по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."
Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ...
Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"
Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....
Главные герои поэмы Н.В. Гоголя " Мёртвые души".
Характеристика главных героев поэмы Н.В. Гоголя " Мёртвые души"....
Открытый урок по музыке "Образы главных героев оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина.
Материал представляет сценарий открытого урока музыки в 7классе "Образы главных героев оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина". Цель урока- знакомство с музыкальными характеристиками главных героев оп...
Урок литератур в 5 классе «Детство и юность И.С. Тургенева. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Авторское отношение к героям(анализ 1-ой главы рассказа)».
Конспект урока по литературе в 5 классе...
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания.
ММ. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания....
Урок литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна
Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...