Конспект урока по литературе 5 кл "Теплый хлеб" К.Г. Паустовского
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Разработка урока по литературе 5 кл Теплый хлеб" К.Г. Паустовского. Изучение новой темы, работа с планом по тексту, тестирование по сказке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_5_kl_teplyy_hleb_k.g._paustovskogo.docx | 133.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5б классе
Тема урока: К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: познакомить уч-ся с личностью писателя; формировать понятия о нравственности, добре, зле, ; показать необходимость для человека отвечать за свои поступки; способствовать развитию самостоятельности мышления при анализе текста художественного произведения; воспитывать нравственные качества обучающихся.
Предметные
-определение темы и идеи произведения, художественных средств, способствующих раскрытию замысла автора.
-анализа описанных событий, поступков героев.
- составления плана сказки
МетапредметныеУУД:
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме;
Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог;
Личностные : формирование позитивной самооценки, нравственных качеств, воспитывать в детях чувство доброты, ценности хлеба и бережного отношения к природе, прививать чувство ответственности за свои слова и поступки, дорожить дружбой учить необходимости исправлять свои ошибки.
Оборудование: доска, рабочие тетради, учебник, словари, карандаши, ручки, раздаточный материал, ИКТ.
Учебник: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - 6-е издание, Москва «Просвещение» 2016
Ход урока
1.Мотивационный этап. Приветствие обучающихся, проверка готовности класса к уроку, организация внимания.
2.Этап актуализации знаний по предложенной теме.
«Человек, любящий и умеющий читать-счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Среди этих друзей книги» К.Г Паустовский. Ребята, о чём вам говорят названия следующих произведений? «Прощание с летом», «Лисичкин хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Дремучий медведь», «Похождение жука-носорога».
Да, действительно, все эти произведения написаны замечательным русским писателем К.Г.Паустовским.
Ребята, послушайте следующие слова:
Может быть тёплым день за окошком.
Тёплой – улыбка, тёплою кошка.
Тёплыми могут быть автора строки.
Тёплым – общенье на нашем уроке.
Ребята, а что ещё может быть тёплым? (ответы детей)
Давайте посмотрим, что означает слово «тёплый» по словарю.
Ребята, почему мы так много сегодня говорим о тепле? (читали дома сказку «Тёплый хлеб»)
А что означает словосочетание «Тёплый хлеб», ставшее названием сказки? (ответы обучающихся). Почему автор назвал сказку именно так?
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»). Индивидуальное сообщение учащегося «Цена хлеба»
Итак, тема урока К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Записывают тему в тетрадь.
Какую цель ставит перед нами тема урока? (Проанализировать события, которые происходили в деревне «Бережки, сущность характера и поступков Фильки. Поразмышлять о чем эта сказка, какова цена хлеба, о том, легко ли исправлять ошибки и как это делать и проследить, как изменился Филька.)
3.Краткий рассказ о писателе
Слово учителя о писателе. Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал её; писатель, который очень серьёзно относился к творчеству.
Обратимся к статье учебника о К.Г.Паустовском.
Возвращаемся к сказке. Слово учителя.
Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка».
О чём вам говорит эта дата? (прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Что это было за время?
А события, описанные в ней, происходят в годы Гражданской войны, это тоже трудное время. Подтвердите это текстом (1-й абзац) Для Паустовского было очень важно дать ребятам советы в эти непростые годы.
-Где происходят события? (В деревне Бережки)
Что вы можете сказать о названии деревни ( Образовано от слов «беречь», оберегать»). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.
4.Стадия выявление затруднения.
А мы наш урок начнём с проверки знания текста. Составим план и вопрос к каждому пункту
- История раненого коня. Как конь оказался в деревне
- Панкрат-колдун. Кто такой Панкрат?
- Трудная зима. Почему конь стал ходить по дворам?
- Филька по прозвищу «Ну тебя». Каким был Филька?
- Злорадный окрик. А каким вы увидели Фильку в сцене с раненым конем?
- Обезумевшая метель. Почему обезумела метель? Как мороз прошел по деревне и что принес с собой?
- Рассказ бабки. Когда Филька понял, что поступил очень плохо?
- Решение Фильки. Зачем он побежал к деду Панкрату? (значение пейзажа)
- Разговор Фильки с Панкратом. Что посоветовал Панкрат?
- Сорока. Какую роль сыграла сорока?
- Работа у мельницы. Как пришло спасение?
- Теплый хлеб. Откуда пришел ветер?
- Запах хлеба. Примирение. Как Филька примирился с конем? Как он изменился?
5.Первичное закрепление новых знаний.
(Слайд на экране) Кто главные герои сказки?
Конь Мальчик — Мельник Панкрат- Мальчик Филька, по
вороной конь, «скорый на работу, прозвищу «Ну тебя», -
«раненый, пострадал сердитый старик, «молчаливый,
от врага». и ребята считали его недоверчивый».
колдуном»
- А вы знаете, что обозначает имя Филипп? Филипп – греч. – любитель лошадей.
Соответствует ли имя мальчика его поступкам?
- Ребята, тяжело просить прощение, прощать? Но, каким себя потом ощутил Филька?
- Счастливым.
Релаксация (включается музыка)
Учитель: Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.
6.Самостоятельная работа.
1 вар
- Жанр произведения: а) рассказ; б) быль; в)сказка
- Значение слова «теплый» в названии произведения: а) обладающий теплотой; б) согревающий тело, сытный; в) недостаточно горячий
- Сорока считала, что помогла Фильке: а) позвав на помощь ворон; б) разбудив летний ветер; в) напугав своим стрекотанием лютый мороз
- Изображение ночного пейзажа представляет собой: а) повествование; б) описание; в) рассуждение
- Смысл подношения детьми хлеба-соли коню: а) желание поделиться хлебом с голодным животным; б) благодарность за труд; в) примирение и извинение за злой поступок Фильки
2 вар
- Тема произведения: а)Труд и взаимовыручка; б) забота о животных; в) человек и природа
- Раненый конь остался жить у : а) кузнеца; б) мельника; в)лесника
- Филька понял, что совершил отвратительный поступок, когда: а)обидел коня; б)усилился мороз; в) услышал рассказ бабки
- В предложении «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами» словосочетание «как невеста» является: а)сравнением; б) олицетворением; в) антитезой
- Настоящим спасением для деревни является: а) совместный труд ее жителей; б) перемена направления ветра; в) своевременная помощь сороки
Учитель: Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире- от доброты людской, от щедрости их сердец. Я хочу поделиться с вами добром. Символом этой доброты сегодня на уроке станет теплый, свежеиспеченный хлеб. Я даю каждому кусочек своей доброты.
А возвращаясь к тому, с чего мы начали, хочется прочесть строки
Вот он - хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он - теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал. Пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
9. Определение и разъяснение домашнего задания.
1. найти выражения в сказке, которые могут быть поговорками, пословицами.
33333333вапчется
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Презентация и конспект урока по литературе к теме «К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб».
Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб». Иллюстративный материал дает возможность пройтись по страницам сказки. Вопросы и задания дают возможность актив...
Конспект урока по литературе по сказке- были К.Паустовского "Кладовая солнца"
В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954)вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, окрасоте русской ...
Конспект урока по литературе 5 класс (К.Г.Паустовский " Теплый хлеб ")
Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюд...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»
урок содержит конспект, презентацию...
План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....
Конспект урока по литературе по рассказу К.Паустовского "Ты прости меня,мама,прости..."
Урок внеклассного чтения в 8-9 классах.Технология критического мышления.Использование элементов ИКТ.Творческая работа...