КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
урок содержит конспект, презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.docx | 24.5 КБ |
prilozhenie_no1.docx | 12.48 КБ |
prilozhenie_no2.pptx | 730.86 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО
ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»
Автор:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2 п. Взморье
Кошеленко Юлия Александровна
«Спешите делать добрые дела!»
ТЕМА: К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма»
Эпиграф.
«Чти отца своего и матерь
твою, да благо ти буде, и
долголетен будешь на земле»
(пятая заповедь Божия)
(слайд №1)
Цели и задачи урока.
- Нравственные формирования личности на примере литературного произведения.
- Формировать умение самостоятельно формировать свою точку зрения и аргументировать её.
- Вырабатывать умение соотносить свой жизненный опыт и поступки героев.
- Пробуждать в детях чувство сострадания, милосердия, уважения к родителям.
- Обработка навыков проблемного анализа прозаического текста.
Словарь
Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил. ( Словарь русского языка С. И. Ожегова)
Оборудование.
- На доске портрет К. Г. Паустовского.
- Карточки с предлагаемыми эпиграфами к уроку.
- Интерактивная доска.
- Аудиозаписи текста.
Первая учебная ситуация.
Учитель читает стихотворение А. Яшина «Спешите делать добрые дела»
Задание. Найдите строки, в которых заключена главная мысль стихотворения (Спешите делать добрые дела)
- Какие добрые дела?
- Почему необходимо спешить?
Подводя итог ответов учащихся, учитель делает вывод.
Сегодня на уроке мы будем говорить о доброте, о любви, о милосердии, заботе, благодарности, о взаимоотношениях между людьми и о вас.
Все чувства, которые вы назвали, можно объединить одним понятием - нравственность. Обращаю внимание на научное определение этого понятия.
Учитель. А поможет нам в этом разговоре рассказ К. Паустовского «Телеграмма»?
Вторая учебная ситуация.
Эпиграф урока закрыт, я даю вам право самим в конце урока выбрать из предложенных и объяснить свой выбор. Ваш выбор будет зависеть от того, что главное вам покажется в нашем разговоре, что вам ближе.
Третья учебная ситуация.
- О чём этот рассказ?
( О взаимоотношениях родителей и детей, о милосердии, об ответственности человека за свои поступки)
- В чём смысл названия?
( Телеграммы посылают в исключительных случаях, с телеграммами связано чувство тревоги, ожидания беды)
Учитель читает финал рассказа «Телеграмма» и финал повести «Станционный смотритель» А.С.Пушкина. (Аудиозапись)
- Что объединяет этих героинь?
(Они обе к живым родителям, опоздали сказать слова благодарности и прощения)
- На сколько дней Настя опоздала к маме?
(Не на 2 дня, а на 3 года)
- Спешит ли она к ней?
(Нет)
И за это она наказана, поэтому «крадучись» уезжает из деревни.
- Кем наказана?
(Сама собой)
- Легко ли жить с чувством вины человеку?
Четвёртая учебная ситуация.
А теперь обратимся к началу рассказа.
- Как его автор начинает? Прошу учащихся зачитать.
(С пейзажной зарисовки) (Слайд№2)
- Для чего?
( Настраивает читателя на определённый лад, готовит к восприятию текста)
- Соответствует ли безотрадная картина природы внутреннему состоянию Екатерины Петровны? (Слайд№3)
(Да) Докажите текстом.
- Что выбивается из описания природы?
(Подсолнечник)
- Почему?
(Настя- надежда, единственный родной человек)
- Можно ли оправдать Настю?
(Нет) А почему нет, мы ответим позже.
- Были ли у Насти серьёзные причины забыть маму?
(Нет) Докажите текстом свой ответ.
А вот Катерина Петровна оправдывает её, находит слова в защиту.
(Ученики находят и зачитывают эти слова)
- Какое чувство к Насте у вас возникло?
(Злость, неприязнь)
- А почему Екатерина Петровна оправдывает дочь?
(Материнское чувство, готовое простить всё, чувство, лишённое эгоизма)
- А вам знакомо чувство родительского всепрощения?
(Ребята высказывают свои мысли)
Пятая учебная ситуация.
Учитель читает письмо Катерины Петровны. (Слайд №4)
- Почему она написала письмо?
(Почувствовала приближение смерти)
- Как почувствовала?
(Слабость, услышала стук ночью, клён)
- Почему мы не можем оправдать Настю?
(В рассказе существуют ленинградские страницы)
Учитель. Ничего не могло её удержать. Она сама не хотела ехать. В суете повседневной забываем о главном.
- Какую вы увидели Настю? Бездушна ли она?
(Красивую, но с холодными глазами, сочувствующую Тимофееву, она горячится, ссорится, хлопочет, устраивая выставку Тимофееву, совершенно чужому человеку. И всё это она делает тогда, когда письмо лежит в сумочке не распечатанное) (Слайд№5)
- Думает ли она о матери?
(Да. Ученики находят ответ на вопрос в тексте)
Учитель. Эти слова звучат как предостережение для всех нас от беспамятства, нелюбви, жёсткости.
Шестая учебная ситуация.
- Как Настя принимает телеграмму?
(Спокойно)
- Как по-вашему должен отреагировать человек?
- Почему нахмурилась и скомкала?
(Неприятное чувство нарушило её планы)
- В какой момент это произошло?
(Когда её хвалят, называют заботливой, милой. И только она одна, да Н.В. Гоголь знают, что это не так)
- Что происходит с героиней?
(Переживает душевный кризис, плачет, слёзы позднего раскаяния душат её. Всё суетное отступило - осталось главное: мать и её одиночество)
- Какое чувство сейчас у вас вызывает Настя?
(Сочувствие, готовы простить)
Седьмая учебная ситуация.
- Кто хоронил Екатерину Петровну?
(Односельчане)
-Какой был день? Зачитайте.
(Светлый, солнечный)
- Зачем появилась молодая учительница?
(Душевная чуткость учительницы контраста Настиной глухоте)
Учитель. Тихон обращается к Манюшки со словами: «За добром плати добром, не будь пустельгой»
- Почему они сказаны именно Манюшке?
(Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте, а по большому счёту каждому из нас)
Восьмая учебная ситуация.
Учитель. А теперь давайте обратимся к эпиграфу урока.
(Ученики из предложенных и комментируют)
Потом открывают свой, до этого он был закрыт и тоже объясняют его выбор.
Учитель. А вот как бы об этом сказал В. Берестов. (Слайд №6)
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой своей.
ВЫВОД. Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. Спешите делать добрые дела.
Девятая учебная ситуация.
Учитель. На доске осталось без нашего внимания одно предложение.
Дорогая моя, милая, мамочка, здравствуй!
Это начало письма, которое я вам предлагаю написать Катерине Петровне от имени Насти, а может эти слова будут началом письма вашей маме. Слова, которые вы забыли сказать или давно не говорили. (Слайд №7)
Приложение. Раздаточный материал.
«Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо». В.Сухомлинский.
«Но быть человеком – не так это просто.
Но быть человеком – геройство в наш век.
О, встать бы и крикнуть с трибуны, с помоста:
«Храни человечность свою – человек» И. Бехер.
«В мире много грустного, горького, гадкого. Хочешь изменить этот мир?
Начни с себя. Ведь улица, ведущая к храму, проходит через нашу собственную душу». И. Клямкин.
«Бесчестен тот, кто не почитает родителей, - эта главная обязанность человека, всё остальное имеет второстепенное значение». Законы Ману
«Относись к родителям точно так же, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе». Леопарди.
«Любовь к родителям- основа всех добродетелей».
Цицирон.
«Чтобы не делал человек, его дела, даже самые выдающиеся, ничего не стоят, если он не выполняет своего долга перед родителями».
Ауэрбах.
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА
Мне с отчимом не весело жилось, А.Яшин.
Всё ж он меня растил –
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слёг и тихо умирал,
Рассказывает мать,
День ото дня
Всё чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил мол, так её люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошёл я тысячи дорог –
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!
Предварительный просмотр:
Приложение. Раздаточный материал.
«Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо». В.Сухомлинский.
«Но быть человеком – не так это просто.
Но быть человеком – геройство в наш век.
О, встать бы и крикнуть с трибуны, с помоста:
«Храни человечность свою – человек» И. Бехер.
«В мире много грустного, горького, гадкого. Хочешь изменить этот мир?
Начни с себя. Ведь улица, ведущая к храму, проходит через нашу собственную душу». И. Клямкин.
«Бесчестен тот, кто не почитает родителей, - эта главная обязанность человека, всё остальное имеет второстепенное значение». Законы Ману
«Относись к родителям точно так же, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе». Леопарди.
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей».
Цицирон.
«Чтобы не делал человек, его дела, даже самые выдающиеся, ничего не стоят, если он не выполняет своего долга перед родителями».
Ауэрбах.
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА
Мне с отчимом не весело жилось,
Всё ж он меня растил –
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слёг и тихо умирал,
Рассказывает мать,
День ото дня
Всё чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил мол, так её люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошёл я тысячи дорог –
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!
А. Яшин.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок пресс - конференция по литературе в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского " Телеграмма"
урок закрепления материала в 8 классе в форме пресс - конференции...
Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".
Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...
Конспект урока литературы "Образ осени в рассказе К.Г.Паустовского "Жёлтый свет."Свет и звук"
Данный материал содержит конспект урока по литературе по творчеству К.Г.Паустовского...
Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"
Предлагаю разработку урока литературы для 8 класса по программе Беленького Г.И. по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма». Раздел учебника: Литература ХХ века....
Конспект урока "Зарубки на сердце" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"
Конспект урока "Зарубки на сердце" по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"...
Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» Литературная мастерская «Будь человеком! За добро плати добром»
Понимание главной проблемы произведения - содержание моральных ценностей (милосердие, совести, доброты, человечности); умение анализировать текст; характеризовать героев, составлять их словесный портр...
Презентация к уроку внеклассного чтения в 8 классе по рассказу К. Г. Паустовского "Телеграмма"
Данная презентация может быть использована учителями литературы при подготовке к урокам по творчеству К. Г. Паустовского....