раздаточный материал по повести Ф. А. Абрамова "Алька" глава 11 "Паладьина межа"
учебно-методический материал по литературе (11 класс)
Разработка содержит текст эпизода из гл.11, рабочий лист с заданиями 22,23,24, 26,27 в формате ЕГЭ по русскому языку, ключ с ответами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Редчук Ольга Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Красноборская СШ» Арх.обл.
Фёдор Александрович Абра́мов — русский и советский писатель,
литературовед, критик и публицист. Один из наиболее известных
представителей «деревенской прозы».
Повесть «Алька», гл.11
И вот когда она вышла из дому – первым делом за изгородь: серый клетчатый платок все
еще нырял там. Христофоровна. Траву серпом собирает.
– Не могу далеко-то ходить, – заговорила Христофоровна, с превеликим трудом разгибая
свою старую спину. – А все еще скотинку держу – кычка [овца] есть. Вот и кочкаю по своей
вере – кое серпом, кое руками. А ты куда пошла? Не к реке? Обмойся, обмойся. Вода тёплая-теплая. Ноне все лето до потовины жарит. У меня девушки из городу жили – больно ндравилась наша водица. Такой, говорят, воды, бабушка, и на свете нету. Все вон по Паладьиной меже бегали.
– По Амосовской,– поправила старуху Алька.
– А нет, по Паладьиной, – сказала Христофоровна.– То раньше Амосовской-то звали, а теперь Паладьиной зовем. Даже мы, старые, так говорим.
Христофоровна тяжело перевела дух – жарковато было на верховище, как сказала бы
Алькина мать про вершину горы.
– У меня девушки все выспрашивали: как, говорят, с чего такая перемена? Это насчет межи-то – почему Паладья всех Амосовых покрыла. А я говорю, за труды, видно. Двадцать лет женка кажинный день мяла эту межу, да еще не один, а два да три раза на дню. Никто, говорю, как деревня стоит, не прошел по ней, сколько она прошла. Ну, дак уж они меня извели: расскажи да расскажи про Паладью.
– А ты рассказывала?
– Как не рассказывала, раз просят. Все записали да в город увезли.
– А чего им мамина жизнь далась?
– А вот интересуются. Как да за что такая почесть. Очень им это удивительно, что межу к нынешнему человеку привязали. Это, говорят, бабушка, все равно что памятник. Памятники,
вишь, в городах большим людям ставят. Каменные. Видала?
– Видала. Есть.
– Ну вот видишь. А я думала, может, маленько и подшутили над бабушкой. Любят посмеяться-то, любят. Хоть и уважительные...
Дальше, по всему видно, разговор у Христофоровны опять пошел бы о полюбившихся ей
девушках из города, и Алька с ней рассталась. Но пошла не на деревню. Пошла под гору – маминой тропкой. 1)Шла, опустив голову, смотрела на плотно утоптанную дорожку, искала материны следы и не находила. Давно смыло их дождями и вешними водами – редкий год у них река не выходила из берегов. А все равно дорожку и межу называют Паладьиной. И так будут называть долго, даже тогда, когда уж ее, Альки, не будет на свете...
И еще она думала о том, что рассказывала студентам о матери старая Христофоровна. Она не сомневалась: добрая старуха до небес расхваливала мать. 2)Работящая. В любую стужу и дождь за реку шастала. Одна за трех человек на пекарне чертоломила... 3)А была ли счастлива мать? Какие радости она видела в своей жизни? Неужели же испечь хороший хлеб это и есть самая большая человеческая радость?
А у матери, как запомнила Алька, не было другой радости. 4)И только в те дни добрела и
улыбалась (хоть и на ногах стоять не могла), когда хлеб удавался. И не только улыбалась, а и
ораторствовала – любила поговорить: «Да у меня самая главная должность на Земле, ежели на
то пошло. 5)Да я хлеб пеку, я саму жизнь делаю...».
Паладьина межа... Межа родной матери...
Не часто, ох, не часто бывает такое, когда дочь шагает тропой, которая называется по имени ее матери...
…
ЗАДАНИЯ
№22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.
1) В деревне честь человеку делает его добросовестный труд .
2) Пелагея считала свою работу главной должностью на Земле.
3) Рассказ старой Христофоровны о Пелагее записали сотрудники деревенского музея.
4) Пелагея в пекарне работала за четверых.
5) Пелагею в деревне называли Паладьей.
№23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания (см. выделенные предложения)
1) В предложении 1 представлено повествование.
2) Предложение 2 объясняет причину того, о чём говорится в предыдущем предложении.
3) В предложениях 3 представлено рассуждение.
4) В предложении 4 содержится описательный фрагмент.
5) В предложении 5 содержится противопоставление.
№24. Из предложения, выделенного курсивом, выпишите фразеологизм со значением "превозносить".
№26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Чтобы передать колорит северной деревни, Абрамов использует ___А__ (Вот и кочкаю по своей
вере – кое серпом, кое руками), оживляют повествование __Б___ (ндравилась, видала, жизнь далась, шастала). Рассказывая о Паладьиной меже, автор применяет __В__ (тропка, дорожка) и ___Г___ (Это, говорят, бабушка, все равно что памятник).
A | Б | В | Г |
|
|
|
|
Список терминов:
1) метафора
2) эпитет(-ы)
3) синонимы
4) гипербола(-ы)
5) риторические вопросы
6) ряды однородных членов
7) сравнение(-я)
8) диалектизмы
9) просторечия
27. Сформулируйте не менее 3 проблем, определите авторскую позицию к каждой.
проблема | позиция |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
КЛЮЧ к заданиям (по эпизоду из повести Ф.А. Абрамова «Алька»)
№22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке. Ответ: 125
1) В деревне честь человеку делает его добросовестный труд.
2) Пелагея считала свою работу главной должностью на Земле.
3) Рассказ старой Христофоровны о Пелагее записали сотрудники деревенского музея.
4) Пелагея в пекарне работала за четверых.
5) Пелагею в деревне называли Паладьей.
№23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания (см. выделенные предложения). Ответ: 1234
1) В предложении 1 представлено повествование. 2) Предложение 2 объясняет причину того, о чём говорится в предыдущем предложении.
3) В предложениях 3 представлено рассуждение.
4) В предложении 4 содержится описательный фрагмент.
5) В предложении 5 содержится противопоставление.
№24. Из предложения, выделенного курсивом, выпишите фразеологизм со значением "превозносить". Ответ: до небес расхваливала
№26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Чтобы передать колорит северной деревни, Абрамов использует ___А__ (Вот и кочкаю по своей
вере – кое серпом, кое руками), оживляют повествование __Б___ (ндравилась, видала, жизнь далась, шастала). Рассказывая о Паладьиной меже, автор применяет __В__ (тропка, дорожка) и ___Г___ (Это, говорят, бабушка, все равно что памятник).
A | Б | В | Г |
8 | 9 | 3 | 7 |
Список терминов:
1) метафора
2) эпитет(-ы)
3) синонимы
4) гипербола(-ы)
5) риторические вопросы
6) ряды однородных членов
7) сравнение(-я)
8) диалектизмы
9) просторечия
27. Сформулируйте не менее 3 проблем, определите авторскую позицию к каждой.
проблема | позиция |
1. Что делает человека счастливым? | 1. На примере Пелагеи Ф.А. Абрамов показывает, что хорошо сделанная работа может принести человеку счастье. |
2. Проблема сохранения доброй памяти о человеке. | 2. Память о человек воплощается не только в памятниках и обелисках, но и народных названиях мест. |
3. В чём смысл человеческой жизни? | 3. Жизнь человека имеет смысл, когда он делает что-то хорошее для людей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздаточный материал по технологии (5,6 кл)
Раздаточный материал по технологии может быть использован на уроке повторения, для проверки знаний, при органицации индивидуальной работы ....
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/15/picture-15246.jpg)
Раздаточный материал по лексике
Упражнение по лексике к уроку 8 "England", учебник для 6 класса (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522170-1415612225.jpg)
Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522170-1415612225.jpg)
Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522170-1415612225.jpg)
Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522170-1415612225.jpg)
Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522170-1415612225.jpg)
Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...