раздаточный материал по повести Ф. А. Абрамова "Алька" глава 11 "Паладьина межа"
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Редчук Ольга Алексеевна

Разработка содержит текст эпизода из гл.11, рабочий лист с заданиями 22,23,24, 26,27 в формате ЕГЭ по русскому языку, ключ с ответами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f.abramov._paladina_mezha-test.docx62.6 КБ

Предварительный просмотр:

Редчук Ольга Алексеевна, https://tosbs.ru/upload/iblock/ec7/ec731a8303f6c2d0be2951679a809988.jpg

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Красноборская СШ» Арх.обл.

Фёдор Александрович Абра́мов — русский и советский писатель,

литературовед, критик и публицист. Один из наиболее известных

 представителей «деревенской прозы».

Повесть «Алька», гл.11

И вот когда она вышла из дому – первым делом за изгородь: серый клетчатый платок все

еще нырял там. Христофоровна. Траву серпом собирает.

– Не могу далеко-то ходить, – заговорила Христофоровна, с превеликим трудом разгибая

свою старую спину. – А все еще скотинку держу – кычка [овца] есть. Вот и кочкаю по своей

вере – кое серпом, кое руками. А ты куда пошла? Не к реке? Обмойся, обмойся. Вода тёплая-теплая. Ноне все лето до потовины жарит. У меня девушки из городу жили – больно ндравилась наша водица. Такой, говорят, воды, бабушка, и на свете нету. Все вон по Паладьиной меже бегали.

– По Амосовской,– поправила старуху Алька.

– А нет, по Паладьиной, – сказала Христофоровна.– То раньше Амосовской-то звали, а теперь Паладьиной зовем. Даже мы, старые, так говорим.

Христофоровна тяжело перевела дух – жарковато было на верховище, как сказала бы

Алькина мать про вершину горы.

– У меня девушки все выспрашивали: как, говорят, с чего такая перемена? Это насчет межи-то – почему Паладья всех Амосовых покрыла. А я говорю, за труды, видно. Двадцать лет женка кажинный день мяла эту межу, да еще не один, а два да три раза на дню. Никто, говорю, как деревня стоит, не прошел по ней, сколько она прошла. Ну, дак уж они меня извели: расскажи да расскажи про Паладью.

– А ты рассказывала?

– Как не рассказывала, раз просят. Все записали да в город увезли.

– А чего им мамина жизнь далась?

– А вот интересуются. Как да за что такая почесть. Очень им это удивительно, что межу к нынешнему человеку привязали. Это, говорят, бабушка, все равно что памятник. Памятники,

вишь, в городах большим людям ставят. Каменные. Видала?

– Видала. Есть.

– Ну вот видишь. А я думала, может, маленько и подшутили над бабушкой. Любят посмеяться-то, любят. Хоть и уважительные...

Дальше, по всему видно, разговор у Христофоровны опять пошел бы о полюбившихся ей

девушках из города, и Алька с ней рассталась. Но пошла не на деревню. Пошла под гору – маминой тропкой. 1)Шла, опустив голову, смотрела на плотно утоптанную дорожку, искала материны следы и не находила. Давно смыло их дождями и вешними водами – редкий год у них река не выходила из берегов. А все равно дорожку и межу называют Паладьиной. И так будут называть долго, даже тогда, когда уж ее, Альки, не будет на свете...

И еще она думала о том, что рассказывала студентам о матери старая Христофоровна. Она не сомневалась: добрая старуха до небес расхваливала мать. 2)Работящая. В любую стужу и дождь за реку шастала. Одна за трех человек на пекарне чертоломила... 3)А была ли счастлива мать? Какие радости она видела в своей жизни? Неужели же испечь хороший хлеб это и есть самая большая человеческая радость?

А у матери, как запомнила Алька, не было другой радости. 4)И только в те дни добрела и

улыбалась (хоть и на ногах стоять не могла), когда хлеб удавался. И не только улыбалась, а и

ораторствовала – любила поговорить: «Да у меня самая главная должность на Земле, ежели на

то пошло. 5)Да я хлеб пеку, я саму жизнь делаю...».

Паладьина межа... Межа родной матери...

Не часто, ох, не часто бывает такое, когда дочь шагает тропой, которая называется по имени ее матери...

ЗАДАНИЯ

№22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.

1)  В деревне честь человеку делает его добросовестный труд .

2)  Пелагея считала свою работу главной должностью на Земле.

3)  Рассказ старой Христофоровны о Пелагее записали сотрудники деревенского музея.

 4)  Пелагея в пекарне работала за четверых.

5) Пелагею в деревне называли Паладьей.

№23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания (см. выделенные предложения)

1)  В предложении 1 представлено повествование.

2)  Предложение 2 объясняет причину того, о чём говорится в предыдущем предложении.

3)  В предложениях 3  представлено рассуждение.

4)  В предложении 4 содержится описательный фрагмент.

5)  В предложении 5 содержится противопоставление.

№24. Из предложения, выделенного курсивом, выпишите фразеологизм со значением "превозносить".

№26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Чтобы передать  колорит северной деревни, Абрамов использует ___А__ (Вот и кочкаю по своей

вере – кое серпом, кое руками), оживляют повествование __Б___ (ндравилась, видала, жизнь далась, шастала). Рассказывая о Паладьиной меже, автор применяет __В__ (тропка, дорожка) и  ___Г___ (Это, говорят, бабушка, все равно что памятник).

A

Б

В

Г

Список терминов:

1)  метафора

 2)  эпитет(-ы)

3)  синонимы

4)  гипербола(-ы)

5)  риторические вопросы

6)  ряды однородных членов

7)  сравнение(-я)

8)  диалектизмы

9)  просторечия

27.     Сформулируйте не менее 3 проблем, определите авторскую позицию к каждой.  

проблема

позиция

1

1

2

2

3

3

КЛЮЧ к заданиям (по эпизоду из повести Ф.А. Абрамова «Алька»)

№22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.                                                                                                  Ответ: 125

1)  В деревне честь человеку делает его добросовестный труд.

2)  Пелагея считала свою работу главной должностью на Земле.

3)  Рассказ старой Христофоровны о Пелагее записали сотрудники деревенского музея.

4)  Пелагея в пекарне работала за четверых.

5) Пелагею в деревне называли Паладьей.            

№23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания (см. выделенные предложения).                               Ответ: 1234

1)  В предложении 1 представлено повествование.                                                                          2)  Предложение 2 объясняет причину того, о чём говорится в предыдущем предложении.

3)  В предложениях 3  представлено рассуждение.

4)  В предложении 4 содержится описательный фрагмент.

5)  В предложении 5 содержится противопоставление.

№24. Из предложения, выделенного курсивом, выпишите фразеологизм со значением "превозносить".                                                                                      Ответ: до небес расхваливала                                                             

№26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Чтобы передать  колорит северной деревни, Абрамов использует ___А__ (Вот и кочкаю по своей

вере – кое серпом, кое руками), оживляют повествование __Б___ (ндравилась, видала, жизнь далась, шастала). Рассказывая о Паладьиной меже, автор применяет __В__ (тропка, дорожка) и  ___Г___ (Это, говорят, бабушка, все равно что памятник).

A

Б

В

Г

 8

 9

 3

 7

Список терминов:

1)  метафора

 2)  эпитет(-ы)

3)  синонимы

4)  гипербола(-ы)

5)  риторические вопросы

6)  ряды однородных членов

7)  сравнение(-я)

8)  диалектизмы

9)  просторечия

27.     Сформулируйте не менее 3 проблем, определите авторскую позицию к каждой.  

проблема

позиция

1. Что делает человека счастливым?

1. На примере Пелагеи Ф.А. Абрамов показывает, что хорошо сделанная работа может принести человеку счастье.

2. Проблема сохранения доброй памяти о человеке.

2. Память о человек воплощается не только в памятниках и обелисках, но и народных названиях мест.

3. В чём смысл человеческой жизни?

3. Жизнь человека имеет смысл, когда он делает что-то хорошее для людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал по технологии (5,6 кл)

Раздаточный материал  по технологии может быть использован   на уроке повторения, для проверки знаний, при органицации индивидуальной работы ....

Раздаточный материал по лексике

Упражнение по лексике к уроку 8  "England", учебник для 6 класса (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)....

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...