Урок по произведению А. Платонова "Неизвестный цветок"
методическая разработка по литературе (6, 7 класс)

Мария Егоровна Шестакова

Урок литературы в 7 классе по произведению А. Платонова "Неизвестный цветок".На уроке используются различные технологии: проблемного изучения,критического мышления,здоровьесберегающие и другие. Разнообразные формы работы делают урок увлекательным, интересным, активизируют познавательные интересы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_skazke-byli_a.platonova_neizvestnyy_tsvetok_.docx232.43 КБ

Предварительный просмотр:

“Он трудился день и ночь, чтобы жить…”

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»

Эпиграф к уроку «Отчего ты на других непохожий?» А.П. Платонов

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний. Комбинированный

Форма урока: урок-беседа.

Цель урока: Активизация познавательного интереса учащимися  к личности писателя, сказке-были  “Неизвестный цветок”, в которой рассматриваются взаимоотношения человека и природы.

 Задачи урока:

 Образовательные

1.Дать сведения из биографии писателя.

2.Познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на  

  жанр, своеобразие языка писателя.

3.Раскрыть художественное выражение мысли писателя: раскрыть мысли и чувства

   героев, авторское отношение к изображаемому, помочь  учащимся понять  духовную

   красоту, нравственную красоту человеческой жизни;  

 4.Рассказать об особых надеждах писателя, связанных с подрастающим поколением. 

  Развивающие

 1.Развивать навыки выразительного чтения.

 2. Развить навыки диалогового общения.

 3. Развивать умения определять основную мысль сказки-были.

 4. Развивать умения ориентироваться в тексте художественного произведения.  

 5. Развитие непосредственных художественных впечатлений учащихся.

  Воспитательные

 1.Расширить представление о любви как милосердии, уважении, доброте, дружбе, умении  

     сопереживать.

 2. Воспитывать в детях любовь к Отечеству.

 3. Воспитывать читательский вкус.

 4. Воспитывать доброжелательные отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества

Методические приемы: беседа, художественное чтение произведения, аналитическая беседа, комментированное чтение, словарная работа; прослушивание мастеров художественного слова.

 Оборудование:

Портрет писателя, слайд- фотография цветка, мультимедийный проектор, фонохрестоматия к учебнику, текст произведения, рисунки уч-ся по предыдущей теме урока, доска с записью темы урока, раздаточный материал (карточки с вопросами, рабочие листы  для работы в группах)

 Ход урока

I.   Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

 Анализ  комиксов по произведению А. Грина «Алые паруса» (внеклассное чтение по роману «Алые паруса» А. Грина).  Защита своих  работ.

 Словарная работа. Даем определение: алые паруса- это символ мечты, надежды на счастье.

III. Изучение новой темы

Целеполагание Подведение к теме урока (нетрадиционное эмоциональное начало урока)

  1.Работа с иллюстрацией (художественной фотографией). Эвристическая  беседа по фотографии, фронтальный опрос:

- Что вы видите на этой фотографии?

- Как выглядит цветок? Какой он? Дайте ему определение, эпитет  (ответы:грустный, одинокий, красивый, ему холодно в этом  мире)

 - Вспомните, как он называется? ( лилия, саранка, гладиолус, незнакомый , неизвестный )

- Опишите характер этого цветка (сильный, стойкий)

2.Сопоставление (сравнение).  Групповая работа (в парах):

- Вспомните и сравните, на кого из  литературных героев похож этот цветок? (ответы детей : Ассоль, Пальма из сказки  Гаршина,  Образ паруса из стихотворения М.Ю. Лермонтова, Дубровский, на самого писателя) .Почему вы так считаете? Докажите.

- Какое ощущение, настроение у вас возникает? Почему? Объясните (печаль, грусть)

- Какое название вы бы дали этой фотографии? (Жизнестойкий цветок)

3. Формулирование темы урока с опорой на художественную фотографию и предыдущую тему (внеклассное чтение по роману «Алые паруса» А. Грина). После формулирования темы  ориентация на запись (открывается слайд с названием темы и эпиграфом к уроку)

 4.Слово учителя. На проекторе   портрет писателя.  Даются  вехи биографии.

 Рассказ о трудной  судьбе писателя . («Я жил и томился, потому  что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности. До  революции я был мальчиком, а после нее уже некогда быть юношей, некогда расти, надо сразу нахмуриться и биться...»), самобытность  писателя.

Учителем проводится словарная работа: самобытный- своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своём развитии). Сказка-быль – своеобразный итог жизни автора, последний совершенный мазок мастера, притча ( краткий иносказательный поучительный рассказ..)  

Притча о сеятеле.В евангельской притче семя, упавшее на места каменистые, где мало земли, не сможет расти, зачахнет и не принесёт добрых плодов, ибо у него нет корня. Так и человек, непостоянный в   нравственных принципах, “когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется”, пасует перед обстоятельствами и забывает о своём высоком предназначении 

5. Анализ сказки-были. Анализ текста «вслед за автором»

    Исполнительский анализ текста (анализ, при котором  «…школьник ставится в позицию как бы участника или непосредственного свидетеля описанных событий, которому предстоит поделиться своими впечатлениями, мыслями и чувствами со слушателями. Школьника, готовящегося к выразительному чтению, надо воспитывать в сознании, что он должен стать как бы соавтором поэта или писателя, что ему поручена величайшая ценность - прекрасное произведение искусства, которое он должен в сохранности воссоздать в своем чтении…» "Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»). Подготовленный ученик читает фрагмент сказки (описание цветка).

Работа в группах.

1 группа Работа с жанром

  - Почему А. Платонов назвал свое произведение сказкой-былью? Что в нем сказочного и  

    что реального? (работа над жанром произведения)

2 группа Работа с текстом
 Приведите примеры( цитаты)  из текста( заполнение рабочих листов   ):

  - Как цветок боролся за жизнь? ( «Он поднимал листья… собирал росу»..)

  - Что делал цветок, чтобы не жить печально? («цветок не хотел жить печально, поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал»)

  - Чем вознаграждены терпение и голод цветка, редкие его радости? («…Даша услышала

     благоухание…»)

3 группа Работа с эпиграфом

  - Как объяснил цветок свою непохожесть на других? Эпиграф к уроку.

  - Что дает силы оставаться цветку  стойким, несгибаемым? (Предполагаемый ответ: его корни, внутренний стержень)

 4 группа Работа с притчей

 - Как удалось ему выжить? Вспомните притчу.

Вывод: Жил цветок трудно, жизнь – это преодоление трудностей

6. Чтение по ролям  учениками эпизода  встречи Даши и цветка. Определяется исполнительская задача чтения отрывка:

- Что вы хотите сказать своим чтением слушателям?

- Чем их взволновать, что они должны представить себе, «увидеть в своем воображении»? 

  (прием «чтение  по ролям»).

 7.  Продолжение аналитической беседы:

  - Что сближает Дашу со цветком? (одиночество)

  - Как понимает глагол «звать» каждый из них?

  - Как и в чем раскрывается характер Даши?

  - Как автор относится к цветку и девочке?

  - Как вы понимаете смысл фразы «Новые цветы были тоже хорошие; они были только  

    немного хуже, чем тот первый цветок»?

  - Отчего девочке, увидевшей пустырь, заросший травами и цветами, стало грустно?

    («Нету прежнего цветка»)

   - Новый цветок, выросший между камнями, был «намного лучше … и еще прекраснее»

      Как вы считаете, что этим фактом хотел сказать писатель?

     Вывод: надо много трудиться, чтобы жить и не погибнуть, преодолевать  

     трудности, чтобы радовать сияющим  светом других.

     Что волнует писателя, обратившемуся к этому сюжету? Какую мысль он стремится  

     донести до читателя? ( вопросы для формулирования  идеи произведения)

    ( Жизнь- бесценный дар, хрупкий цветок. Пусть твоя жизнь трудна, проходит в нужде и  

      печали, но  надо ценить жизнь и радоваться каждому дню)

 8. Заключительное слово учителя

   Не надо стремиться быть как все, подражать кому-то. Каждый должен быть индивидуален, уникален, неповторим. А.П. Платонов был сострадательным человеком, внимательным к человеческому горю, жизни простого труженика. Провозглашая ценность каждой человеческой жизни, верил, что человек преодолеет любые сложности своим неустанным трудом и творчеством.

9. Рефлексия. Продолжите предложения

    Было интересно… Я узнал…Я научился…Я выполнял задания… Было непонятно…Было трудно… Теперь я могу … Я приобрел….

10. Домашнее задание( по выбору):

1 Написать отзыв о сказке-были «Неизвестный цветок»

2. Составьте словесный портрет цветка

3. Подготовьте пересказ от лица цветка, Даши ( на выбор).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Понятие об образе - символе"(по произведению Гаршина "Красный цветок"

Данная презентация поможет учителю при проведении урока по произведению В.М. Гаршина "Красный цветок". На примере изучения этого рассказа раскрывается понятие "образ-символ"....

Русский язык. Урок-игра в 5 классе "Цветок знаний". Повторение по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Повторение изученного материала по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». Подготовка к диктанту.Форма урока: Урок-игра «Цветок знаний»....

Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .

Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...

Урок по произведению А. Платонова «Неизвестный цветок»

Урок по произведению А. Платонова «Неизвестный цветок»...

Урок биологии в 6 классе. Цветок и соцветия.

В данном разделе помещён материал урока биологии в 6 классе по теме "Цветок и соцветия".Требования к результатам освоения темы урока обучающимися:Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умен...

Урок- открытие. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни.

Основная идея урока:Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе....

Урок по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок».«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»

Цель урока:1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.2.Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что ...