открытый урок
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Даридаева Гэрэлма Галсановна

Н.Носов "Кукла"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе по теме: «Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла»

Цели урока: 

  • познакомить учащихся с основными фактами биографии и творчеством Е. И. Носова;
  • поговорить о падении нравственности, о губительной пошлости в жизни;
  • развивать навык работы с текстом;
  • развивать эмоциональную отзывчивость школьников на содержание прочитанного произведения литературы.

Планируемые результаты: знание основных фактов биографии писателя, особенностей его творчества, содержание рассказа «Кукла»; понимание идеи произведения; владение элементами анализа текста; умение характеризовать героев, отмечать особенности речи в рассказе.

Оформление: презентация к уроку.

Эпиграф к уроку:

«Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха»

                    Е. И. Носов  «Кукла»

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.
  1.  «По следам уроков».

Как-то читая ученические сочинения-рассуждения на тему «На кого я хотел бы быть похожим» узнала, что девочки мечтают походить на Барби. Объясняют это тем, что у Барби много нарядов, красивое личико, длинные волосы и очень стройная фигурка. Мальчишки же хотят быть похожими на суперменов, хотят иметь много денег и дорогую машину. Смешно? Горько…

Вопрос учащимся:

- Что стало главным для людей в их жизни?

-  Про что забыли?

Звучит фонозапись «Русские колокола».

Это звучат колокола православных соборов. Во все времена они были вестниками тревоги.

Вопрос учащимся:

-  По ком сегодня звонят колокола? (Они напоминают нам, что что-то с нами происходит).

- Вы прочитали рассказ Е. Носова «Кукла». Как думаете, почему этот рассказ автор обращает к вам? (напомнить о проблемах, которые существуют в обществе)

-2. Эпиграф к уроку:

«Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха»

                    Е. И. Носов   «Кукла»

-Давайте разберем это выражение. В каком значении здесь употребляются слова слеп и глух?

-Как вы понимаете выражения: человек глух и слеп?

-Что это за человек? Какой он?

Подберите синонимы к слову равнодушный (бездушный, безответственный, жестокий)

-Еще раз прочитаем эпиграф. В этих словах звучит крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих всё, что их окружает.

Таков основной лейтмотив рассказа, который нам предстоит обсудить.

- Актуальна ли проблема равнодушия и безответственности в наши дни? Проблема существует?

-Я предлагаю рассмотреть эту проблему в контексте нашего рассказа.

-Равнодушие людей приводит в обществе к каким-нибудь последствиям?

-Можем это на уроке выяснить?

- Определите тему нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить? (Нравственные уроки в рассказе Е.Носова «Кукла») 

- Сегодня мы на уроке с вами выясним, какие нравственные проблемы затрагивает в своем рассказе Е.И. Носов. 

Выясним, к каким последствиям или проблемам   приводят   равнодушие и безответственность людей .

- Запишите тему урока.

IV. Работа по теме урока.

 Дома вы должны были прочитать фрагменты из автобиографии Е.И. Носова.

- Где родился писатель? (с. Толмачево по Курском)

- Какое историческое событие времён В.О.В. связано с Курском? (битва на Курской дуге).

- Какое отношение к войне имеет писатель Носов?

- Е. И. Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны.

        -Как вы понимаете слова «опалённые огнём войны?»

        Сообщения  о жизни и творчестве писателя.

        Евгений Носов родился 1 января в селе Толмачеве под Курском. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.

         В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

         После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, в город Талды-Курган, где работал в газете «Семиреченская правда» художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. В 1951 году Евгений Носов вернулся в Курск и стал трудиться в редакции газеты «Молодая гвардия», где последовательно заведовал отделами рабочей молодежи, сельской молодежи и комсомольской жизни. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

        По окончании Высших литературных курсов, период которых продлился с 1961 по 1963 год, Евгений Носов уже профессионально занимается писательской работой. Произведения Евгения Носова пополняются такими работами, как «Где просыпается солнце», «Берега», «В чистом поле за поселком», «Мост», «Шумит луговая овсяница», «Красное вино победы», «Моя Джомолунгма», «Усвятские шлемоносцы», «Избранные произведения» в 2-х томах и много других.

        Литературная критика Евгения Носова считала писателем-деревенщиком. Но истинные почитатели его литературы находили в его произведениях не только описание крестьянской жизни и природы, но и философское осмысление процесса бытия людей и роль Отечества в их жизни.

         Опыт и мастерство, а также широта его интересов очень натуральны, богаты и разнообразны. Он художественно легко и свободно рисует как жизнь деревенскую, так и городскую фабричную, а также очень реалистично описывает отступление армии в 1941 году, и как поднимался на Великую Отечественную войну весь русский народ.

         Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц»[2]. Е. И. Носов умер 14 июня 2002 года. Похоронен в Курске (Слайд 4).

  1. Тестовая работа по содержанию прочитанного рассказа.
    1)Кем в последнее время работал Акимыч?
    а) паромщиком
    б) никем не работал
    в) школьным сторожем
    г) рыбаком
    2) Где была найдена кукла?
    а) на дороге
    б) возле дерева
    в) возле школьной ограды
    г) в кювете
    3.В какое время года Акимыч нашел куклу?
    а) зимой
    б) весной
    в) летом
    г) осенью
    4) Какие волосы были у куклы?
    а) светлые
    б)темные
    в)на голове не было волос
    г)рыжие
    5) Что объединяло рассказчика и Акимыча?
    а)были соседями
    б)воевали в одной армии
    в)работали на паромной переправе
    г)были лучшими друзьями
    В)Кого не было в списке «проходящих мимо куклы»?
    а)учителей
    б) ребятишек
    в)влюбленных парочек
    г) стариков
    7)Где происходили события рассказа?
    а) в Серпухове
    б)Под Липино
    в)близ Углича
    г)под Бобруйском

Учитель: Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, выставьте оценки. Критерии оценивания и правильные ответы вы видите на экране (Слайд 5).

  1. Словарная работа по рассказу «Кукла». 

-В рассказе вам встретилось множество слов, лексическое значение которых, наверно, было не совсем понятно. Давайте посмотрим на некоторые из них. 

Внапашку – внакидку.

Выгон – место, где пасется скот.

Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться.

Избыть – избавиться от чего-либо.

Картуз – мужской головной убор с жестким козырьком, неформенная фуражка.

Кювет – канава для стока воды, идущая вдоль дороги.

Сижи – место рыбалки, насиженные места.

Споро – быстро.

Телогрейка – здесь: то же, что ватник.

Худо – зло, неприятность.

Язь – вид речной рыбы.

 (Слайд )

  1. Работа  над фрагментами пейзажной зарисовки.

  -Как вы думаете, почему автор начинает свой рассказ с описания природы?

(Автор любит природу, хочет показать нам её совершенство)_

- Какой же была река? Как описывает ее автор?)

- Но прошло несколько лет ...

-Что произошло? Какой он увидел реку(На экране высвечивается другая рекаобмелевшая, заросшая.

- О чем думаете вы, сравнивая прежнюю и нынешнюю реки? Как называется такой прием?

- Кто виноват в этом- в трагическом состоянии природы?

- Что и чему противопоставлено здесь? (Природа, светлое и доброе человеческой деятельности и его безразличию).

- Какая проблема здесь поднимается?  Запишите в тетрадь.(проблема экологии)

5. Физминутка. Воздушная кукла. Упражнение « Воздушная кукла» Один ученик надувает куклу,имитируя насос, резко выдыхая звук «Ш». Второй сильно наклонен, постепенно поднимается, распрямляет все части тела. Затем сдувают, сводя вместе медленно руки со звуком долгим «С».Набирают полные легкие воздуха, а затем медленно его выдыхают, а кукла плавно сдувается

6.

- На фоне сменяющейся природы рассказчик знакомит нас с Акимычем. Что вы можете рассказать об Акимыче?

- Какой след в жизни Акимыча оставила война? (Тяжелая контузия; разволновавшись,  он не мог говорить).

- Чем теперь он занимался? (Садовник, сторож, давно на  пенсии, но сидеть без дела не может).

- О какой  жестокости повествует Носов в рассказе? (о глумлении над куклой)
- Какой факт помимо случая с куклой говорит о том, что в мирное время проявляется жестокость
(Кто-то сжёг шалаш Акимыча, скорее всего, сжёг от скуки, от нечего делать, не подумав о том, какую боль нанесёт человеку).
     Зачитайте описание куклы.
-  Какое чувство вызывает этот отрывок?
(Страх, жалость, возмущение)

- В какой связи упоминается в рассказе война? Есть ли связь с событиями, возмутившими Акимыча ? Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать. Акимыч воспринимает глумление над куклой, как серьезную трагедию.
-  Из рассказа Акимыча мы узнаем, что многие люди проходят мимо куклы. Назовите их? - Какую второю проблему ставит Носовом перед нами?
«Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей»
 - А как вы понимаете, что такое равнодушие? Равнодушие – молчаливое согласие на зло, безразличие к окружающему
-  Чья безучастность поражает больше всего Акимыча. Почему? Зачитайте!  

( безучастность учителей. « Чему же ты нас научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя слепа» - с горечью восклицает герой.

– А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к своей земле, природе?

– Что удивляет и пугает Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко издевался).

 - Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? Найти и прочитать. (Как серьезную трагедию, ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)

- Как сам Акимыч объясняет причину людского равнодушия.
( Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят).

О чем больше всего горюет герой? (Прежде всего, о людях, потерявших ценность человеческой жизни).
Выразительное чтение учителя
Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и
опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату. И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью: --- Всего не закопать...

- Как вы понимаете эти слова?

- Послушайте пьесу П. И. Чайковского «Похороны куклы» и почувствуйте, что было на душе Акимыча.Пьеса Ч
– В каких литературных произведениях встречалась кукла? 

(Короленко «В дурном обществе», повесть Ю. Олеши «Три толстяка» и др.  Кукла имела важное значение в жизни детей – героев этих произведений).
– Почему  же взрослому человеку увиденное  показался  таким страшным?  (Он напомнил Акимычу военное время.

– Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла». 

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...  (Слайд 8)
- Есть ли связь между этим стихотворением и рассказом «Кукла»? В чем она? (Большое зло начинается с малого. Родителям с малых лет важно учить своих детей бережному отношению к игрушкам)
-Какую третью нравственную проблему поднимает Носов?(Проблема 3 «Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения

–– В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название?
(Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям, в том числе и к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя.)
– Как вы думаете, изменилась ли в дальнейшем ситуация? Верит ли сам Акимыч в лучшее будущее? А рассказчик?

Дети высказывают свои суждения. Общий же вывод можно сделать такой.

  Рассказ Носова «Кукла» повествует о проблемах,  которые должны волновать всех. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становится меньше, а, напротив, растет. Изменить ситуацию можно, если каждый задумается над ней и начнет меняться сам, будет работать над собой, займет активную жизненную позицию.

  1. Творческая мастерская.

Перечислите нравственные  и безнравственные черты характера.

(Отрицательные (безнравственные) черты характера (тщеславие, эгоизм, гордыня, зависть, злобность, жестокость и т.д.). Благодаря положительным (нравственным) качествам характера (честность, доброта, трудолюбие, милосердие, справедливость, терпение, мужественность и т.д.) человек имеет возможность жить с чистой совестью по законам Бога, и достичь своего главного духовного предназначения).

  1. Рефлексия.
    - Итак, ребята, подходит к концу наш урок. Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.
    Продолжите, пожалуйста, предложения.
    Самое главное в жизни…
    Нельзя прожить без…

  2. На уроке я задумался о…
    Поставьте себе оценку за урок на карточке самооценки.

Оцени сегодняшний урок знаком «+»

Урок полезен, все понятно.

 Лишь кое-что чуть-чуть неясно.  

Еще придется потрудиться.  

Да, трудно все-таки учиться!   (Слайд )

Домашнее задание

  • прочитать рассказы Е.И. Носова «Радуга», «Живое пламя»;

ФИ _________________________________________________________

Тема урока: _________________________________________________________

  1. Тестовая работа по содержанию прочитанного рассказа.
    1)Кем в последнее время работал Акимыч?
    а) паромщиком
    б) никем не работал
    в) школьным сторожем
    г) рыбаком
    2) Где была найдена кукла?
    а) на дороге
    б) возле дерева
    в) возле школьной ограды
    г) в кювете
    3.В какое время года Акимыч нашел куклу?
    а) зимой
    б) весной
    в) летом
    г) осенью
    4) Какие волосы были у куклы?
    а) светлые
    б)темные
    в)на голове не было волос
    г)рыжие
    5) Что объединяло рассказчика и Акимыча?
    а)были соседями
    б)воевали в одной армии
    в)работали на паромной переправе
    г)были лучшими друзьями
    В)Кого не было  списке «проходящих мимо куклы»?
    а)учителей
    б) ребятишек
    в)влюбленных парочек
    г) стариков
    7)Где происходили события рассказа?
    а) в Серпухове
    б)Под Липино
    в)близ Углича
    г)под Бобруйском                                       Оценка: ________

  1. Проблема 1: ________________________________________________________

Проблема 2: ________________________________________________________

Проблема 3. ________________________________________________________

  1. Творческая мастерская.

Перечислите нравственные и безнравственные черты характера:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...