Идеологический роман «Преступление и наказание». Теория Раскольникова.
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Идеологический роман "Преступление и наказание". Теория Раскольникова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл c2e1912c16bf0acc95d952ca3c52ec2f.docx133.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Название предмета:Литература

Класс: 10а

Тема урока:Идеологический роман «Преступление и наказание». Теория Раскольникова.

Цель урока:совершенствовать навыки анализа текста художественногопроизведения; проследить за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния; определить авторскоеи своё отношение к теории Раскольникова; воспитыватьгуманную личность, ответственную за свои поступки.

Задачи урока:

  • Раскрыть антигуманный смысл идеи Раскольникова и ее связь с современной автору действительностью;
  • Показать мастерство Ф.М. Достоевского в анализе сложных состояний человеческой души;
  • Выявить основную идею романа;

Оборудование: учебник, текст романа, иллюстрации к роману, презентация, видеоролик из фильма «Преступление и наказание».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Планируемые результаты:

Личностные:формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетических усвоения нравственных основ художественной словесности 19 века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений;

Метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

Предметные:способность выявлятьв художественных произведениях образы, темы, проблемы и идеи и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

знать содержание романа; комментировать отрывки, содержащие описание условий жизни главного героя;анализировать социальные и философские истоки бунтаРаскольникова, определяя проблемы, поднятые авторомв романе («сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право»).

УУД:

ПР-17Уметь анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

МР #1057;амостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута

МК #1056;азвернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средствМП2 Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках

Л#1060;ормирование чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма

Ход урока

Этап урока

Кол-во мин

Деятельность

Средства обучения

Планируемый результат

учителя

учеников

Организацион

ный момент

Самоопределение к деятельности

2

Проверка готовности к уроку. Создание положительного настроя учащихся.

Раздает карту самооценки, просит ознакомиться с ней, вклеить в тетрадь и предлагает заполнять в течение урока

Приготовление к уроку. Приветствие учителя.

Знакомятся с картой самооценки, вклеивают в тетрадь, заполняют в течение урока

Раздаточный материал

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Актуализация знаний (повторение материала) Устная разминка

4

Урок начинает со слов В. Шкловского: «Основная тайна лежит в романене в преступлении, а в мотивах преступления» (слайд 1)

Задает вопрос: «А почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь?Может быть, Раскольников был преступником по сути?»

Предлагает обобщить материал и сделать вывод.

Вывод учителя (слайд 2)Роман этот — история бедного, самолюбивого, неглупого и неподлого

человека, «с мыслию довольно пробуждённою, с потребностью значительногодела и личного счастия и с разъедающим сознанием, что судьба, при обычныхусловиях, не даст ему ни того, ни другого». Юноша этот, заточённый своим самолюбием бедняка, как в тюрьму, в свой душный чердак, на всяком шагу своейстрастной молодой жизни испытывает тяжкие лишения и оскорбления, неразлучные с нищетой.Он мечтал быть честным и полезным деятелем в обществе, он очень любил

мать и сестру, переносящих бедность в далёкой провинции, и надеялся, получив образование в университете, переменить свою судьбу. Ведя монологи с самим собою,Раскольников решается переменить свою судьбу, убив старую ростовщицу, существование которой с самой снисходительной точки зрения могло быть тольковредом для людей.

Необыкновенная тонкость и глубина психологического наблюдения обнаружена автором в каждой мелкой подробности, которыми он обставил подготовкуи совершение этого убийства и которые наполняют всю первую часть из шести

частей романа.Можно сказать, что в нашей литературе нет ничего подобного по обстоятель-

ности исследования и внутренней психической правде.

Читают цитату на слайде

Отвечают на вопрос.

Слушают ответы одноклассников

Участвуют в дискуссии.

Делают выводы

Тетради рабочие, слайды презентации

МК Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств

Постановка учебной задачи (формулировка цели, темы)

2

Учитель предлагает определить тему данного урока

- В чем, по-вашему, будет заключаться наша работа на уроке?

- На что необходимо обратить внимание при дальнейшем изучении романа?

Определяют тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

Намечают план действий на уроке. Отвечают на вопросы учителя.

Рабочие тетради

МР Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута

Этап усвоения новых знаний и способов действий

7

Предлагает посмотреть отрывок из фильма, в котором Раскольников раскрывает суть своей теории.

Предлагает воспроизвести алгоритм создания теории Раскольникова о сильной личности, ее основные положения ,составив графический организатор (раздаточный материал -варианты графических организаторов), используя алгоритм создания те

Организует работу по презентации схем.

Обсуждение вариантов схем, дополнение.

Предлагает сделать общий вывод, в чем сила теории Раскольникова

Учащиеся смотрят видеофрагмент фильма.

Анализируют материал и составляют алгоритм создания теории Раскольникова, таблицу или схему.

Представляют свой вариант через документ-камеру.

Проводят обсуждение, дополняют ответы одноклассников, дополняют схемы в случае необходимости

Видеоролик раздаточный материал

МП2 Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках

Этап первичного закрепления(Применение полученных знаний на практике)

6

Коллективная работа по составлению обобщающей таблицы: «Наблюдения за развитием идеи Раскольникова в зависимости от егосостояния.

( приложение – таблица)

«Развитие идеи. Состояние Раскольникова». Левая часть таблицы заполнена, правую заполняют после коллективного обсуждения.

Вопросы для обсуждения (слайд презентации)

1. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»?Убедительны ли его идеи?

2. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?

3. Через что переступает Раскольников, совершая преступление?

4. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?

5. Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого

преступления?

6. Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова?

Предлагает сделать вывод об антигуманном смысле идеи Раскольникова.

Составляют обобщающую таблицу ( заполняют каждую графу правой части) после коллективного обсуждения. (таблица).Используют интерактивную доску.

Отвечают на вопросы. Дополняют ответы одноклассников.

Делают вывод об антигуманном смысле идеи Раскольникова.

Итак, доведённый до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своём путикаким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Но, исполнив свой

замысел, Раскольников осознаёт, что убил и самого себя. С огромным мучениемон чувствует, что насилие, совершённое им над своею нравственною природою,

составляет бóльший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление. Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение

своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта,

после чего герой подходит к порогу новой жизни, объединяющей его с другими страждущими и угнетёнными.

Тетради рабочие, учебник с.147-151 , приложение 1, слайды презентации, текст романа

ПР-17 Уметь анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

Л Формирование чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма

Этап усвоения новых знаний и способов действий

5

Выполнение интерактивного упражнения «Закончи фразу…». Работа с текстом. (работа в 3 группах)

Учитель. Достоевский-психолог… Важным средством внутреннего самораскрытия героев в романе являются диалоги и монологи. Но не менее важна ихформа, поскольку монологи у Достоевского имеют форму спора героя с самим

собой. Он одновременно высказывает противоположные точки зрения на происходящее. Монологи в романе диалогичны, и в этом проявляется полифонизм(разные точки зрения на один факт), а диалоги можно охарактеризовать как монологические, так как они представляют спор героя с самим собой, а не с собеседником.

В записной книжке Достоевский отметил: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».

Задание:Группы получают карточки с текстом отрывков из романа.

В них пропущены слова, наиболее выразительно передающие психологическоесостояние персонажей произведения. Учащиеся должны восполнить пропуски. Готовые варианты зачитать классу. Охарактеризовать героя

Работают в группах, читают тексты в карточках (отрывки из романа), вставляют слова.

Зачитывают готовые тексты.

Делают вывод, как монолог или диалог характеризует героя.

Тетради рабочие, раздаточный материал

ПР-17 Уметь анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу (закрепление новых знаний и способов действия)

6

Ответ на проблемный вопрос:

«Можно ли иногда нарушать нравственные

правила для достижения общего счастья?

Письменно отвечают на проблемный вопрос.

Тетради сдают на проверку.

Тетради рабочие, учебник с.150-151 , текст романа

МК Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств

Подведение итогов. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

2

Рефлексия. Подведение итогов урока. Заполняют листы и сдают.

Соотносят цели и результаты своей деятельности. Подводят итог .

Раздаточный материал

МР Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута

ДЗ

1

Перечитать эпизоды романа, связанные с Соней (ч. 4, гл. IV; ч. 5, гл. IV; ч. 1,гл. II).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Преступление и наказание Родионе Раскольникова"

Открытый урок в 11а классе«Преступление и наказание Родиона Раскольникова»     Цель:проследить, как «...

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...

Преступление и наказание Родиона Раскольникова

Презентация для урока литературы в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"....

Конспект открытого урока "Преступление и наказание Родиона Раскольникова"

Конспекты уроков литературы и развития речи в основной школе...

Ф.М. Достоевский Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)

Конспект урока Ф. М. Достоевский. Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)...