Применение приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
статья по литературе (5 класс)
Цель данной статьи заключается в развитии интеллектуальных умений учащихся, необходимых как в учёбе, так и в обычной жизни, в работе с информацией, в анализе различных сторон явлений.
Для достижения цели Лидия Донгаковна ставит следующие задачи:
-развивать критическое мышление учащегося; научить выделять причинно-следственные связи; отвергать ненужную или неверную информацию; выделять ошибки в рассуждениях; решать проблемы, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Актуальность статьи заключается в том, что выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления , чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности, также успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
В статье рассматриваются теоретические и практические стороны технологии развития критического мышления, обосновывается утверждение о влиянии технологии развития критического мышления на положительную организацию учебной деятельности. Особое внимание уделяется применению приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы. Лидия Донгаковна утверждает, что применение приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет учителю глубоко анализировать текст произведения, делает учащихся на уроке активными, помогает развивать языковое чутьё и внимание , создаёт условия для мотивации.
Представленная на рецензию статья носит научный характер, так как педагог для осуществления индивидуального подхода к обучению с учётом психологических особенностей обучающихся составила карточки . Статья может быть полезна педагогам, применяющим на своей практике технологию развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
infourok_lidiya.docx | 593.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Воина-интернационалиста
Ю. Кара-оола.
«Применение приёмов технологии развития критического мышления
на уроках русского языка и литературы»
Подготовила учитель русского языка
и литературы школы 12
Докпер-оол Лидия Донгаковна.
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта значительно возрастает роль и значение современных образовательных технологий. Они различаются по организации процесса обучения, одни в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие на развитие коммуникативных способностей. Технология развития критического мышления во многом стала предвестником изменений, пришедших в школу с новыми стандартами.
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, её авторы –американские учёные Чарльз Темпл, Дженни Стилл, Курсис Мередит. Что же означает понятие «критическое мышление»? По поводу его определения существует большое разнообразие мнений и оценок. Некоторые исследователи объединяют понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление», -и с этим можно согласиться , вспомнив этимологию слова «критика» (от греческого «критике» - «оценка, разбор, обсуждение»). Следовательно, «критический» - «делающий оценку, разбор». Критическое мышление можно понимать как творческое , аналитическое, рефлексивное мышление. Мыслить критически –значит, понять и осознать собственное «я», быть объективным, логичным, воспринимающим другие точки зрения. Ведь критически мыслящий человек умеет решать проблемы, проявляет известную настойчивость в решении проблем, контролирует себя, умеет слушать собеседника, умеет рассматривать проблемы с разных точек зрения. Способности, развиваемые с помощью этой технологии , -открытый ум, вдумчивое отношение к тексту, умение рассматривать различные точки зрения на явления –позволяет учащимся не только внимательно изучить тексты, но и на основе сформированных данной технологией навыков сконструировать своё собственное знание, реализовывать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.
Органичное включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования даёт возможность роста , ведь такая работа обращена прежде всего к учащемуся, к его личности, его индивидуальности. И, наконец, это именно та технология, которая решает вопрос развития коммуникативной культуры. В процессе работы по фазам ТРКМ учащийся понимает ценность своей работы, чувствует своё единение с другими и значимость своей работы. С другой стороны, во время общения идёт постоянный процесс самооценки, осознаётся необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению.
Цель технологии развития критического мышления: развитие мыслительных навыков учащихся , необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни, умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.
Задачи ТРКМ: развивать критическое мышление учащегося; научить выделять причинно-следственные связи; отвергать ненужную или неверную информацию; выделять ошибки в рассуждениях; решать проблемы, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, формировать культуру чтения.
Актуальность ТРКМ состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребёнка. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления , чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности, также успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Важным в данной технологии является следование трём фазам:
а) вызов, пробуждение; б) осмысление новой информации; в) рефлексия и соблюдение определённых условий.
Первая стадия (фаза) – вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изученному вопросу, что само по себе станет серьёзным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Вторая стадия (фаза) – осмысление. На этой стадии идёт непосредственно работа с информацией, причём приёмы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Третья стадия (фаза) - рефлексия. На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Функции фаз ТРКМ.
Важнейшими функциями фазы вызова являются :
- Информационная. Вызов уже имеющихся у учащихся знаний, опыта по теме.
- Мотивационная. Предъявляя свой опыт, мы ждём его подтверждения и расширения, задавая свои вопросы , хотим получить на них ответы, это всегда интересно ребёнку.
- Систематизационная. Часто на стадии вызова учитель даёт задание или помогает учащимся систематизировать материал до его изучения.
- Целеполагание. Озвучивая свои вопросы к изучаемому, систематизируя знания на стадии вызова, ученик выбирает направления изучения темы, ставит собственные цели.
Итак, на стадии вызова рождается первоначальное знание : актуализируется опыт, формируются вопросы, на которые хочется получить ответ , т.е., информация, которую необходимо проверить , дополнить, изучить.
Вторая стадия урока –смысловая., где даются новые знания. На этом этапе урока учителю важно «не забыть» о работе, проведённой на стадии вызова, подавать новый материал, учитывая запросы учащихся, их опыт по данной теме, следуя за запросами учащихся.
Третья стадия – рефлексия. На этой стадии учителю важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать , как изменилось его знание от стадии вызова к стадии рефлексии.
Приёмы, работающие на стадии вызова.
Большое значение в ТРКМ отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остаётся живой только при условии , что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики , которые задают вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень вопросов определяет уровень нашего мышления. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока.
При изучении темы «Роль сравнения в раскрытии характера главного героя» (По рассказу И. С. Тургенева «Муму») на стадии вызова учащимся (5 класс) предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов.
«Тонкие» вопросы (однозначные ответы) | «Толстые» вопросы (развёрнутые подробные ответы) | |
1 | Что такое сравнение? | Как вы думаете, с какой целью И. С. Тургенев использует сравнения в рассказе «Муму»? |
2 | Как выражал свои чувства Герасим? | Расскажите, какие чувства героя помогают понять сравнения? |
3 | Что вы узнали о характере Герасима? | Объясните, какую роль играют сравнения в раскрытии характера главного героя |
Ожидаемые результаты могут быть следующими.
«Тонкие» ответы | «Толстые» ответы | |
1 | Сравнение – сопоставление двух предметов и явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. | Я думаю, И. С. Тургенев использует в рассказе «Муму» сравнения для того, чтобы показать внутренний мир своего героя, его чувства, раздумья. |
2 | Герасим выражал чувства жестами и мимиками. | Мне кажется, сравнения помогают понять такие чувства героя, как страх, обида, гордость, он «лежал, как пойманный зверь», «сам смахивал на степенного гусака» |
3 | Герасим честный, добрый и трудолюбивый человек | На мой взгляд, сравнения играют большую роль в раскрытии характера главного героя. Он нам кажется то исполином, когда соорудил себе богатырскую кровать, то ребёнком, когда заботится о Муму. |
На стадии вызова работает таблица «Плюсы» и «Минусы» . Необходимо было выяснить, является ли Герасим положительным героем или вызывает осуждение, он же утопил собаку. Для решения этой проблемы можно применить приём «Плюс» «Минус» и «Вопрос»
Плюс (+) | Минус (-) | Вопрос (?) |
Любил во всём порядок | Грозный дворник | Почему был грозным? |
Прилежный, образцовый | Однолюб. Не любил, чтобы к нему ходили | Почему любил быть в одиночестве? Есть какая-то причина? |
Работал за четверых | Угрюмый. Шуток не любил | Почему ходил угрюмо? |
Ласково и нежно относился к собаке | Утопил собаку | Зачем утопил собаку? Хотел ли он этого? |
Решительный. Смело уходит от барыни. | Почему ушёл от барыни? | |
Добрый. Никогда никого не обижал | ||
Очень догадлив и чутко воспринимает отношение людей к себе |
Учащиеся должны прийти к выводу:
- Он усердно и послушно выполнял свою работу, был грозным, потому что не хотел видеть грязи во дворе. Любил порядок.
- Одиночество героя объясняется тем, что от рождения был глухонемым, поэтому сторонился от людей, был замкнутым.
- Угрюмость Герасима объясняется жестокостью барыни , капризная барыня отдаёт Татьяну, любимую девушку Герасима, за башмачника.
- Утопил собаку по приказу злой барыни, как человек подневольный, не смеет ослушаться её.
- Но с чувством достоинства уходит навсегда в деревню, не может больше служить барыне. Он смело уходит от барыни, этим доказывает внутреннюю победу над самим собой.
- Решительность Герасима вызывает только восхищение. Герасим-положительный герой.
При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается , прослушивается и записывается, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по опорным вопросам.
Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приёма «Верные и неверные утверждения» Можно предложить учащимся ряд утверждений по ещё не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение. После чтения параграфа нужно возвратиться к данным утверждениям и попросить ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Часто использую этот приём на стадии вызова, потому что при выполнении этого задания учащиеся уже настраиваются на тему урока ( Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?) , а сам момент угадывания вносит элемент соревновательности. Эту работу можно провести в парной или индивидуальной форме.
№ | Утверждения | Да | Нет |
1 | «Царевна-лягушка» относится к бытовой сказке | нет | |
2 | Автор сказки «Царевна-лягушка»- народ | Да | |
3 | «Тугие луки», «топкое болото» -это постоянные эпитеты | Да | |
4 | Жёны царевичей по приказу царя должны были испечь пирог | Нет | |
5 | Старичок Ивану-царевичу дал перо Жар-птицы | Нет |
Цель приёма «Верные и неверные утверждения»: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Важно, чтобы работа на втором этапе урока была тесно связана с деятельностью учителя и учащихся на стадии вызова. Изучение нового материала накладывается на знания, опыт или вопросы, вызванные на первом этапе урока. Существуют отдельные приёмы , работающие на стадии осмысления. «Инсерт» - это маркировка текста значками по мере его чтения ( в переводе слово инсерт означает самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления) Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Маркировка производится с помощью специальных значков :
«!» - я это знал. «+» - новое для меня, «- » - вызывает сомнение, «?» -не понял.
При изучении темы «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» пятиклассникам было дано задание , прочитать текст о личности писателя, делая пометки карандашом. На практике это выглядело так:
№ | Утверждения | Пометки |
1 | А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве | «!» |
2 | Его отец, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старому , некогда богатому , дворянскому роду, а мать Надежда Осиповна была внучкой «Арапа Великого» | «+» |
3 | Отец и мать, захваченные великосветской жизнью, обращали мало внимания на детей, их воспитанием занимались гувернёры | «+» |
4 | В детские годы его лучшим другом была няня Арина Родионовна, неграмотная крепостная крестьянка, песни и сказки которой привили её воспитаннику любовь к народной поэзии | «!» |
5 | 19.10.1811 г. А. С. Пушкин поступил в Лицей | «!» |
6 | Среди лицейских друзей Пушкина были И. Пущин, В. Кюхельбекер, А. Дельвиг | «+» |
7 | Пушкина в лицее дразнили французом | «+» |
Мне кажется, применение на уроках приёма «Инсерт» помогает учителю развивать языковое чутьё и внимание учащихся. Он заставляет вспомнить то, что уже известно, позволяет вычленить из текста новое, предполагает самостоятельный анализ информации.
Интересным приёмом на стадии осмысления является ведение двухчастного дневника .
Этот приём даёт возможность учащимся увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, особенно продуктивна работа с этим приёмом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объёма дома. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, протест или ,наоборот, восторг, удивление. Справа они должны дать комментарий , чтО заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками , с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель также сам может познакомить учащихся с собственными комментариями.
Пример двухчастного дневника, составленный семиклассником, по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
№ | Цитата | Комментарии |
1 | «Есть ещё порох в пороховницах» | В Тарасе ещё есть силы , в нём не угасла воинская доблесть и дух казака, может встать на защиту своей земли и своего народа |
2 | «Нет уз святее товарищества!» | Тарас с уважением относился к друзьям, всегда подбадривал и не оставлял их в беде. Он ценил дружбу. |
3 | «Я тебя породил, я тебя и убью!» | Тарас не простил предательства сыну Андрию, потому что был жесток и беспощаден к врагам, он убивал не сына, а стрелял во врага. Он должен был гордиться сыном, вместо этого испытал горечь, боль и стыд |
4 | «Не хочу , чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» | Люлька была для Тараса неотлучной сопутницей на морях, на суше, и в походах, и дома, он не хотел, чтобы его верная сопутница досталась врагу. Он очень бережно относился к ней. |
Применение на уроках приёма «Двухчастный дневник» помогает учителю глубоко анализировать текст произведения, делает учащихся вдумчивыми, внимательными, рассудительными, главное, ребята начинают любить слово.
Приёмы стадии Рефлексии.
Самым популярным приёмом , применяемым на стадии рефлексии, стал синквейн- стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
После изучения темы «Сказки Пушкина» в 5 классе вместе с учащимися составили синквейн к слову Сказки.
- Сказки
- Знакомые и интересные
- Удивляют. Восхищают. Зачаровывают.
- Что за прелесть эти сказки!
- Чудо!
После изучения сказки «Снежная королева» можно составить синквейны
Герда | Кай | Королева |
Добрая, смелая | Злой, грубый | Бездушная, жестокая |
Потеряла, искала, нашла | Привязал, сел, уехал | Посадила, украла, улетела |
Спасла друга из ледяного плена | Складывал слово вечность | Поцеловала Кая и увезла в своё королевство |
Добро | Друг | Зло |
Синквейн может помочь организовать итоговое повторение, резюмировать полученную информацию, оценить знания учащихся, научить излагать сложные чувства и представления в краткой форме.
Итак, технология развития критического мышления учит работать самостоятельно, задавать вопросы, выслушивать чужое мнение, иметь своё мнение и защищать его, критически относиться к мнению оппонентов, осуществлять рефлексию своей деятельности, анализировать и классифицировать.
На мой взгляд, использование ТРКМ на уроках русского языка и литературы помогает учителю развить в учащихся самостоятельность, ответственность, умение работать со справочной литературой , главное, школьники учатся самостоятельно добывать знания , чётко и грамотно выражать свои мысли, уважительно относиться к мнениям товарищей.
Приёмы технологии развития критического мышления можно применять не только на уроках, но и на консультациях и во внеурочных занятиях.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Задания по русскому языку ,предлагаемые на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций: лингвистическую, языковую, коммуникативную. Поэтому подготовка к ОГЭ по русскому языку должна быть организованной, системной и интересной.
Анализируя текст В. Б. Чернова с девятиклассниками, («Осень наступила, высохли цветы»)можно применить приём «Перекрёстная дискуссия»
Аргументы «ЗА» | Вопросы для дискуссии | Аргументы «Против» |
Лето закончилось, весёлая жизнь с собакой тоже закончилась. Нет места собаке в квартире | Почему люди оставили собаку на даче? | Поступили жестоко, бессердечно. Нужна была, взяли и приютили, оказалась ненужной, бросили на произвол судьбе |
Могли бы взять её с собой в город, можно сделать конуру на улице, весь двор будет заботиться о ней | Как бы могли поступить хозяева дачи иначе? | Если квартира маленькая, невозможно держать животных в ней |
Есть закон «Об ответственном обращении с животными». Наложить штраф. Наказать так, чтоб они больше не приближались к животным | Как привлечь к ответственности людей, оставляющих животных на даче? | Не докажешь, что оставленная собака принадлежала им. |
Да, они взяли её щенком на лето для детей, приучили к себе, собака считала их своими хозяевами, а осенью бросили её одну на даче. Это предательство | Считаете ли вы этих людей предателями? | Нет, потому что они её нашли на даче, временно приютили, собака была бродячей. |
Перекрёстная дискуссия помогает учащимся избежать однозначного толкования событий, поступков героев, а с другой стороны уважать чужое мнение. Этот приём помогает учащимся найти комментарии к аргументам для сочинения-рассуждения. Можно проводить индивидуальную или групповую работу.
После этой работы дать ребятам задание составить синквейн
Собака | Рассказчик | Хозяева |
Жалкая, чёрная | Добрый, отзывчивый | Бессердечные ,плохие |
Рычала, скулила, убегала | Увидел, взял, переживал | Оставили, уехали, забыли |
Хозяева оставили собаку на даче | Схватив за ошейник, силой поволок домой | Взяли её щенком на лето для детей |
Друг | Добро | Предатели ( Зло) |
Самая главная цель современного учителя – воспитать человека, умеющего понимать текст. Задание 15.3. предполагает написание сочинения –рассуждения на морально-этическую тему с опорой на предложенный во второй части заданный текст и собственный жизненный опыт. После внимательного чтения текста, можно предложить обучающимся самим составить «Верные и неверные утверждения». По этому же тексту (В. Б. Чернова) девятиклассник составил следующие утверждения
№ | Утверждения | Да | Нет |
1 | Лежала чёрная, жалкая большая собака | - | |
2 | Рассказчик увидел насквозь промокшую собаку и мимо прошёл | - | |
3 | Собака не хотела жить с нами, там, где была жалость, а не любовь | + | |
4 | «Вы говорите, не бывает вечной жизни» | - | |
5 | «Крохотные ручки», «солнечные пятна», «сломы голову» это эпитеты | - | |
6 | Рассказчик дал плотнику денег, чтобы он собаку пристрелил | - |
Применение приёмов технологии развития критического мышления на консультациях помогает анализировать текст, написать сжатое изложение и сочинение –рассуждение.
Анализируя результаты своего опыта, можно отметить, что использование ТРКМ позволило добиться определённых успехов: повысилось качество знаний обучающихся , почти на каждом уроке ученик получает оценку, чувствуется позитивное отношение учащихся к русскому языку и литературе.
Каждый учитель в своей работе использует дидактические карточки. Есть много учебных пособий, которые содержат комплекты карточек, схем, таблиц, однако готовые материалы не всегда полностью отвечают потребностям учеников. Возникает вопрос «Как умело построить учебную работу»? Для осуществления индивидуального подхода к обучению с учётом психологических особенностей обучающихся составила карточки .
Ф. И .ученика____________________________Класс 5»А»
№ | Утверждения | Да | Нет |
1 | УНТ – это искусство, творчество | - | |
2 | Обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам – это приговорка | - | |
3 | Любимый жанр Фольклора у детей и взрослых – это колыбельные песни | - | |
4 | Про загадку в народе говорили «Без лица в личине» | + | |
5 | Обращение к мыши, улитке, передразнивание птиц называется приговоркой | + | |
6 | «Сказка-ложь, да в ней намёк!» Добрым молодцам урок!» - заметил А. С. Пушкин | + | |
7 | Народные сказки делятся на 4 вида | - | |
8 | Постоянные эпитеты – это красочные определения, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом | + | |
9 | Начало сказки называется присказка | - | |
10 | «От топота копыт пыль по полб летит», «Не руби дрова на траве дрова» Это пословицы | - | |
10 верных ответов – «5» 1,2,3,4 неверных ответов – «4» 5,6,7,8 неверных ответов – «3» 9,10 неверных ответов – «2» | Ваша оценка |
Двухчастный дневник по сказке «Царевна – лягушка»
Ф. И. ученика____________________________Класс 5 «А»
№ | Цитаты | Комментарии |
1 | «Где стрела упадёт, там и сватайтесь» | Отец предложил сыновьям необычный способ сватовства. На чужой земле найти себе жену, потом эту землю прибавить к своей, стать феодалом. У кого какая жена, у того и такое государство будет. Отец проверял сыновей, кто из царевичей на самом деле готов в будущем стать царём |
2 | «Знать, судьба твоя такова» | Иван не может сразу принять свою судьбу, братья насмехались над ним, но мудрый отец знал, что мудрым правителем будет его младший сын, по жене он судил. |
3 | «Утро вечера мудренее !» | Подождать, серьёзные вопросы не стоит решать на ночь глядя. Утром, когда человек полон сил, любое дело решится легче и правильней, чем в конце дня. |
4 | «Василиса повела Ивана-царевича за столы дубовые, за скатерти узорчатые» | Постоянные эпитеты столы дубовые, скатерти узорчатые означают, что пир был роскошный, богатый, угощений было много, всё было прекрасно |
5 | «Если бы ты ещё 3 дня подождал, я бы вечно твоею была» | Иван-царевич спросил бы жену, почему она скрывает свою красоту под лягушачьей кожей и осталось бы ему ждать всего лишь 3 дня и 3 ночи свою красавицу. Но Иван-царевич испугался, подумал, что может потерять жену, страх заставил его поступить по-другому. |
Путь Ивана- царевича к Царевне –лягушке
Ф. И. __________________________Класс 5
11
Приём «Закончите мысль»
Ф. И. _____________________________Класс 5
1. Все произведения художественной литературы делятся на _________________________________________________________
2.Эпические произведения повествуют о __________________________________________________________________________________________________________________
3. Лирические произведения передают_______________________
______________________________________________________
4. Драматические произведения предназначены_______________
______________________________________________________
5.Каждый род литературы состоит ________________________
_____________________________________________________
6.Жанры эпоса_________________________________________
7.Басня – это___________________________________________
______________________________________________________
8.Мораль – это__________________________________________
Тест по творчеству И. А Крылова
Ф. И. ____________________________Класс 5
1. И. А. Крылов родился А) в Москве Б) в Киеве В) в Немирове
2. Семья Крыловых жила А) богато Б) средне В) бедно
3. Воспитанием Крылова занималась А) няня Б) сестра В) мама
4. Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову
А) дядя Б) сосед В) отец
5. И. А. Крылов любил А) рисовать Б) бродить по городу
В) смотреть закат
6. Учение Крылову давалось А) легко Б) сложно В) вообще не учился.
7. У Крылова с детства обнаружилась А) чуткость к музыке
Б) чуткость к языкам В) чуткость к рисованию
8. Первую басню написал в возрасте А) 12 лет Б) 13 лет В) 14 лет
9. Мать помогла сыну : А) устроиться на работу Б) поступить в гимназию В) составить план образования
10. Крылов в своих произведениях А) высмеивает человеческие недостатки Б) учит труду В) учит любить Родину
11. Героями басен Крылова являются А) мальчишки и девчонки
Б) вещи и люди. В) животные, предметы
12. Напишите название басни, где главная героиня пела, плясала , когда было тепло, а зимой побежала к другу___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...
Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы.
Использование технологии...
Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...
Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Технология развития критического мышления позволяет сделать работу на уроке интереснее и полезнее. Учащимся даются не готовые выводы, которые нужно зазубрить, а прививается умение творчески работать с...
«Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
О применении приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...