Программа элективного курса по литературе
рабочая программа по литературе

Бокова Наталья Владимировна

Программа элективного курса  для учащихся старшей школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_po_literature.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по литературе «Классика и современность» в  11  классе составлена на основе:

  • основной образовательной  программы среднего общего образования МАОУ ПРГ
  • кодификатора элементов содержания и  требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций  для проведения ЕГЭ по литературе,
  • спецификации контрольно-измерительных  материалов для проведения единого государственного экзамена по литературе,
  • демонстрационного варианта 2020 года. 
  • Учебника: Русская Литература XX века в двух частях под редакцией В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2016 г.

Для изучения элективного курса по литературе «Классика и современность» в учебном плане отводится 1 час раз в две недели, 17 часов в год.

2. Результаты освоения элективного курса

В результате изучения программы «Классика и современность» обучающийся должен

знать:

- особенности подготовки к ЕГЭ по литературе;

- нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ;

- структуру и спецификацию контрольно-измерительных материалов ЕГЭ  по литературе;

- образную природу словесного искусства;

- содержание  изученных  литературных  произведений;  основные  факты  жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;

- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

- основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об  отдельных периодах его развития, черты литературных  направлений и  течений;

- основные теоретико-литературные понятия.  

уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение,  используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с  проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни  и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

- раскрывать  конкретно-историческое  и  общечеловеческое  содержание  изученных литературных произведений; связывать литературную классику  со  временем  написания,  с  современностью  и  традицией;  выявлять  «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять  черты литературных  направлений  и  течений при  анализе  произведения;

- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных  жанров на литературные темы.    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему  с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии.  

3. Содержание программы элективного курса

        

1. Введение. Содержание ЕГЭ по литературе - 1ч

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

2. Фольклор и Древнерусская литература  - 0,5 ч  

Особенности фольклора. Жанры фольклора. Художественные особенности фольклорных произведений. Тонический стих и его разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе.

Лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков».  Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие  клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами  фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как  страны с феодальной раздробленностью.  

3. Литература русского Просвещения XVIII века - ) -  0, 5 ч      

М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и  сентиментализма в русском Просвещении.

«Памятник» как жанр и его  традиции в русской литературе.

Н.М.Карамзин и А.Н.Радищев как  основоположники двух направлений в русской литературе.

Д.И.Фонвизин и  русский театр. Черты классической комедии.  

4. Литература первой половины XIX века - 4 ч      

Элегия и баллада как жанр поэзии В.А.Жуковского.

А.С.Грибоедов.  Традиции классической комедии в театре А.С.Грибоедова. Образ  дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе.

А.С.Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман.  Исторические произведения. Понятие «маленького человека».        

М.Ю.Лермонтов. Романтические традиции в лирике М.Ю.Лермонтова.  Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М.Ю.Лермонтова.    Отражение эпохи в прозе М.Ю.Лермонтова.

Н.В.Гоголь. Сквозные мотивы  русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое  отступление как средство художественной выразительности.

5. Литература второй половины  XIX века  - 5 ч      

И.А.Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя.  

А.Н.Островский – создатель новой русской драмы.

Идейный раскол в  журнале «Современник». И.С.Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних  людей»».

Традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.  

Поэзия «чистого искусства». Ф.И.Тютчев как основоположник   философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и  новаторство в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

М.Е.Салтыков-Щедрин.  Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием.

М.М.Бахтин  о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф.М.Достоевского.  Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев.  

Творчество Л.Н.Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души».  Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания  героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне.

Политические и  социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX века.

Малый   жанр в русской прозе и творчество А.П.Чехова. Новаторство в русской  драме. Ремарка как средство художественной выразительности.

6. Литература  XX века  - 7 ч      

Русская реалистическая проза начала века. И.А.Бунин. А.И.Куприн. Своеобразие прозы И.А.Бунина: бессюжетность как основа образности  прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические  мотивы в произведениях писателя.

Традиции русской прозы в повестях А.И.Куприна.        

Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм  как поэтические стили.

А.А.Блок и образ революции, споры о ней.  Своеобразие лирики А.А.Блока. Поэмы А.А.Блока.

А.А.Ахматова и  традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в  поэзии, характеристика времени его создания.

В.В.Маяковский – поэт- бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм.

Традиции фольклора в поэзии  С.А.Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина.  Лирический герой С.А.Есенина. Особенности поэтического языка.        

М.Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция  и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М.Горького.  Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их  отражение в произведениях писателя.        

Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А.Шолохова, И.Э.Бабеля, М.А.Булгакова, А.А.Фадеева. Изображение  Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в  творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А.Шолохова, И.Бабеля,  А.Фадеева. Поиски героя времени.        

Возвращенная литература. Л.Андреев, В.Набоков, А.Платонов, А.Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие  утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из  «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре  «антиутопии» в творчестве  А.Платонова и Е.Замятина.  

Литература о Великой Отечественной войне       

А.Твардовский, М.Шолохов, Б.Васильев, В.Некрасов. Собирательный  образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне.  Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях  В.Некрасова, С.Алексиевича, В.Кондратьева, К.Воробьева,  Б.Васильева.  

Поэзия и проза 70-90-х годов  XX века      

Возрождение рассказа как жанра в творчестве В.Шукшина. Особенности  народного образа.

Тема деревни в прозе В.Распутина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.

Образ героя-интеллигента в произведениях Д.Гранина, М.Дудинцева,       Ю.Трифонова.

Новый лирический герой в поэзии Е.Евтушенко, А. Вознесенского, И.Бродского, Н.Рубцова, Б.Окуджавы.

4. Тематическое планирование

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1

I. Введение

1

2

II. Фольклор и древнерусская литература

III. Литература русского Просвещения XVIII века

1

3

IV. Литература первой половины XIX века

4

4

V. Литература второй половины XIX века

5

5

VI. Литература  XX века

5

6

Контрольная работа

1

ИТОГО

17

                

урока

Тема урока

Количество часов

Дата

Коррекция

I. Введение

по плану

по факту

1

Содержание ЕГЭ по литературе.

1

II. Фольклор и древнерусская литература

III. Литература русского Просвещения XVIII века

2

Древнерусская литература и  фольклор как источник  художественных принципов  русской литературы.

Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и  сентиментализма в русском Просвещении.

1

IV. Литература первой половины XIX века

3

Романтизм как художественное направление.

Творчество В.А. Жуковского – начало романтизма.  Жанры элегии и баллады. А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии.

1

4

Лирика А.С. Пушкина. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Реализм как художественное направление.

Роман «Евгений Онегин». Своеобразие композиции романа.

1

5

Лирика М.Ю. Лермонтова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Приемы психологизма в романе.

1

     6

«Смех сквозь слезы» в сатире Н. В.Гоголя. Пьеса «Ревизор». Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Авторский замысел и его воплощение в поэме.

1

V. Литература второй половины XIX века

7

Творчество И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С.Тургенева.

1

     8

Ф.И.Тютчев и А.А.Фет.  Традиции и новаторство в поэзии.  Философская лирика. Традиции и новаторство  гражданской лирики в русской  поэзии. Образ народа в творчестве  Н.А.Некрасова. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Средства создания сатирических образов.

1

9

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Полифоническое звучание романа

1

10

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».  

1

11

Историко-философские взгляды Л.Н. Толстого в романе. Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»).

1

Литература XX века

12

Творчество А.П. Чехова. Творчество И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького

1

13

Творчество А.А. Блока, А.А.Ахматовой, В.В.Маяковского, С.А. Есенина

1

14

Литература революции и Гражданской войны: произведения М.Шолохова, И.Бабеля, М.Булгакова, А.Фадеева.

1

15

Возвращенная литература: произведения Л.Андреева,             В.Набокова, А.Солженицына. Антиутопии А.Платонова и Е.Замятина.

1

16

Литература о Великой Отечественной войне. Поэзия 70-90-х годов. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой. Русская проза 50-90-х годов. Основные темы и жанры.

1

17

Контрольная работа в формате ЕГЭ

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе для 9-ого класса «Литература пушкинской поры»

Программа элективного курса «Литература пушкинской поры» позволяет углубить и расширить связь творчества А.С. Пушкина с творчеством других поэтов, увлечь ребят в поисково-исследовательскую деяте...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»

Настоящий курс предназначен для более подробного изучения  языкахудожественной литературы.    Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...

Программа элективного курса по литературе "Великая Отечественная война и ее отражение в литературе"

рабочая программа элективного курса по литературе предназначена для учащихся 11 класса...

Программа элективного курса по литературе «Теория и практика написания сочинения по литературе»

Данная программа направлена на подготовку учеников 11 класса к итоговому сочинению...

Программа элективного курса по литературе для старших классов "Портрет в литературе и живописи"

Элективный курс по литературе "Портрет в литературе и живописи" для старших классов школы даёт возможность глубокого проникновения в текст произведения, сравнения текста и  художественн...