Методическая разработка внеурочного занятия "Без прошлого нет будущего"
классный час по литературе (8 класс)
Методическая разработка представалена на 1 республиканский конкурс методических разработок внеурочных занятий "Разговор о важном" с использованием национально-регионального компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_razgovor_o_vazhnom.docx | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования»
II Республиканский конкурс на лучшую методическую разработку внеурочных занятий «Разговор о важном» с использованием регионального компонента
Тема занятия: «Без прошлого нет будущего»
Разработал: Буралов Б.В.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Сотниковская СОШ»
Сотниково
2023
Пояснительная записка
Данная методическая разработка составлена для проведения внеурочного занятия «Разговоры о важном» по разделу «Традиционные семейные ценности» с обучающимися 7-8 классов.
Тема воспитательного мероприятия «Без прошлого нет будущего».
Актуальность и обоснование выбора темы.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что осознание обучающимися важности знаний о своей родословной, об истории рода, о жизни предков является основой благополучия родины.
Сегодня мы утрачиваем свои истоки, национальный язык, обычаи, традиции, составление родословной. Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Теперь перед нами стоит задача восстановить тончайшие нити, связывающие поколения и времена в одно целое, иначе нам грозит потеря родословных летописей, семейных традиций и народных обычаев.
Гипотеза: если человек забывает прошлое своего рода, историю своих предков и страны, перестает гордиться своим прошлым и прошлым своей родины, то это приведет к неминуемой гибели народа.
Роль и место мероприятия в системе работы классного руководителя: воспитательное мероприятие соответствует цели воспитания в 7-8 классах, а именно осознание себя гражданином России, уважительное отношение к истории и культуре своей страны. Таким образом, данное мероприятие поддерживает идею связи времен и поколений.
В системе воспитательной работы 7-8 классов данное мероприятие духовно-нравственной направленности тесно связано с гражданско-патриотическим, культурно-эстетическим, учебно-познавательным направлениями работы в классе.
Целевая аудитория: методическая разработка ориентирована на возрастную категорию подростков 13-14 лет, обучающихся в 7-8 классах. В ходе разработки воспитательного мероприятия были учтены возрастные и психологические особенности данного школьного возраста, а именно стремление познавать новое, интерес к познанию своего "я", поиску новой информации и предпочтение ИКТ-технологий для расширения своего кругозора.
Цель воспитательного мероприятия:формирование ценностного отношения обучающихся к своей родословной, роду, родине.
Задачи мероприятия:
- стимулировать познавательный интерес обучающихся к составлению своего родословного древа;
-мотивировать школьников к изучению истории своего рода в контексте истории России;
-использовать ИКТ-технологии для успешной реализации идеи мероприятия.
Планируемые результаты:
Личностные:
− осознавать важность знаний о предках как основы благополучия рода, родины;
− проявлять уважение к семейным ценностям и традициям;
−понимать необходимость составления родословного древа.
Метапредметные:
− анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной
задачей;
− формулировать суждения, выражать эмоции;
-аргументированно высказывать своё мнение;
−соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
-участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения.
Формирующие ценности: ценность родословной, преемственность поколений в семье, историческая и нравственная память.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, интерактивных заданий. Форма занятия - познавательная беседа с просмотром видеоролика, отрывка из кинофильма позволит актуализировать важность составления родословной, осознать анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей.
Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Для достижения планируемых результатов используются элементы технология развития критического мышления, проблемного обучения и проектного метода.
Методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
К методическим ресурсам относятся основные положения данного воспитательного мероприятия: целевые установки, обоснование темы, цели и задач, применяемых педагогических технологий и приемов.
Материально-технические ресурсы предполагают наличие учебного кабинета с компьютерной техникой и доступом к Интернету.
Информационные ресурсы представляют собой видеоматериалы (видеоролик, отрывок из кинофильма).
2. Основная часть.
Описание подготовки воспитательного мероприятия.
На подготовительном этапе классный руководитель разрабатывает сценарий воспитательного мероприятия, отбирает соответствующий материал по тематике, просматривает видеоматериалы, создает слайдовую презентацию, составляет свое генеалогическое древо, готовит карточки-схемы генеалогических связей.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Данное воспитательное мероприятие разработано как внеурочное занятие "Разговоры о важном" с использованием регионального компонента, однако имеет универсальный характер. Оно может быть использовано как и классный час, и как родительский лекторий по теме "Традиционные семейные ценности", и как урок по русскому языку и литературе, бурятскому языку и литературе.
Описание проведения воспитательного мероприятия (конспект занятия, дидактические материалы)
Продолжительность занятия: 30 минут.
Структура занятия:
Часть 1. Мотивационная
Актуализация имеющихся у обучающихся знаний о родословной и представлений о преемственности поколений.
Часть 2. Основное содержание занятия
Раскрытие главной темы занятия по основным направлениям: преемственность поколений, осознание ответственности не только за свой род, но и за судьбу Родины; составление родословного древа.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов занятия. Флешмоб"Моя родословная". Составление буклета-памятки
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Тема: "Без прошлого нет будущего…"
Ход занятия:
Часть 1. Мотивационная. (2 -3 мин )
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш разговор поведем о важном для каждого человека. О чем будет наша беседа, вы узнаете из стихотворения Народного поэта Бурятии Николая ГармаевичаДамдинова
В старину когда-то так бывало у бурят:
Если вдруг о предках они заговорят,
До двадцатого колена на пальцах сочтут,
Всех дедов, прапрадедов учтут!
Начинают старики по порядку, не спеша.
Дляпочину подзывают любого малыша.
-А ну-ка, сынок, без запинки нам поведай,
Кто твой отец, кто дед, кто отец деда?
Хоть смущен тот, но крепко в памяти жива,
Как таблица умножения, как дважды два,
Вся родная родословная за сотни лет,
Как учил его отец, как отца учил дед…
Проблемное открытие темы.
-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? (о своем роде, своих предках, родословной)
-Да, вы правы. Стихотворение Народного поэта Бурятии Николая ГармаевичаДамдинова в переводе русской поэтессы Риммы Казаковой называется «Родословная». Итак, тема нашего разговора «Без прошлого нет будущего».
Анализ стихотворения.
-Как вы думаете, зачем в старину так чтили своих предков? (чтобы помнить своих предков, знать их имена, откуда ты, из какого рода происходишь)
-Что представляет собой родословная в представлении поэта? (знание своих предков до 20 поколения, живших за сотни лет назад)
Часть 2. Основная часть.
Учитель: В «Толковом словаре» С.И.Ожегова родословная расшифровывается как перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
-Ребята, найдите, пожалуйста, корень слова родословная (род-о-слов-). Слово о роде. Давайте подберем однокоренные слова и составим кластер-лесенку по мере нахождения родственных слов:
род +родина
родственники+родные
родители+семья=
я
Учитель: Получается, что жизненный путь каждого человека организован в виде «лесенки». И если мы будем подниматься по ней снизу, то окажется, что низшим можно жертвовать в случае необходимого выбора ради высшего: я - своим покоем ради блага своих самых близких людей на Земле – родителей=семьи, семейным, домашним счастьем - ради счастья родственников, благополучием родных тебе людей – ради сохранения своего рода, а жизнью рода - ради защиты Родины. Не зря данные слова – родина, родственники, родители - являются словами одного корня.
-Итак, как думаете, почему важно знать историю своей семьи, своего рода? Почему люди хотят узнать о своих предках? (чтобы знать и помнить историю своей страны, родины.
-Да, безусловно. Иначе мы потеряем не только родословные летописи, семейные традиции и народные обычаи, но и свою родину.
-Сейчас предлагаю посмотреть и обсудить небольшой отрывок из кинофильма «Вечный зов». Картина снята по одноименному роману замечательного русского советского писателя Анатолия Иванова. Действие происходит во время Великой Отечественной Войны. Бывший следователь царской охранки Арнольд Лахновский теперь служит на стороне фашистов в звании обер-лейтенанта абвера. Когда-то он завербовал некого Петра Полипова и сделал из него провокатора. Кто предал один раз, предаст и во второй. Поэтому он разыскивает Полипова и убеждает его снова предать.
Отрывок из кинофильма «Вечный зов» (3 мин 56сек)
Текст из романа А.Иванова «Вечный зов»:
"- Вам никогда не победить Россию! – уверенно сказал Пётр.
- А вот, это позволь, Пётр Петрович… Есть только одна идеология - человек хочет ЖИТЬ и ЖРАТЬ! Причем, жить как можно дольше, а жрать, как можно слаще!
- Почему же наши солдаты идут в бой, не щадя своих жизней? В тылу женщины и дети стоят по 20 часов у станка, крестьяне отдают фронту всё до последнего зерна…
- Фанатизм! - засмеялся Лахновский. - Вы так воспитали их! Но мы заставим их вспомнить, что «своя рубашка ближе к телу»… Мы вытравим это коммунистическое, это общественное из их мозгов… Вот, закончится война, и тогда начнётся другая война. За нами идеологическая машина западного мира. Да и внутри СССР мы найдём много помощников…
- Не думаю, что найдёте много…
- Нет, не просто найдём… мы их ВОСПИТАЕМ… мы их наделаем столько, сколько нам нужно… ДЕНЬГИ СДЕЛАЮТ ВСЁ! Войну за души людей мы выиграем! "
Учитель: А вот этот отрывок из книги Анатолия Иванова "Вечный зов" в 4 -м томе часть пятая "Смерть и бессмертие" на странице 94 не вошел, к сожалению, в фильм. Прочитайте.
Слайд. Текст из романа А.Иванова «Вечный зов»:
"...Главное – воспитать БЕЗРАЗЛИЧИЕ К ПРОШЛОМУ… Будем вырывать эти духовные корни, опошлять и уничтожать главные основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением… Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда делать главную ставку на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее! Да, развращать! Растлевать! Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов!..И мы бросим все, что имеем, чем располагаем… все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить! Как спрашиваешь? Как?!.. Мы найдем своих единомышленников… своих союзников и помощников в самой России! И даже не то слово – найдем… Мы их воспитаем! Мы их наделаем столько, сколько надо! И когда таких, кому это безразлично, будет много, дело сделается быстро. Всю историю России, историю народа мы будем трактовать как бездуховную, как царство сплошного мракобесия и реакции. Постепенно, шаг за шагом, мы вытравим историческую память у всех людей. А с народом, лишённым такой памяти, можно делать что угодно. Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет бездушным ко всему, отупеет и, в конце концов, превратится в стадо скотов. Что и требуется! Что и требуется!
— Вот так, уважаемый, — произнёс он голосом уже не гневным, но каким - то высокопарным. — Я, Пётр Петрович, приоткрыл тебе лишь уголочек занавеса, и ты увидел лишь крохотный кусочек сцены, на которой эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия о гибели самого непокорного на земле народа, об окончательном, необратимом угасании его самосознания. Конечно, для этого придется много поработать…".
Вопросы для обсуждения:
-Что, по мнению Лахновского, приведет к гибели самого непокорного на земле народа? (безразличие к прошлому, потеря исторической памяти)
-Как, каким способом Лахновский и иже с ним собираются вытравить нашу память, историческую и нравственную? (с помощью информационной войны и денег хотят воспитать молодежь циниками, пошляками, Иванами, не помнящими родства).
-Какой вывод мы можем сделать из просмотренного фильма?
-ВЫВОД: Помните, «Легенду о манкурте» Чингиза Айтматова? Если человек забывает прошлое своего рода и родины, перестает гордиться своим прошлым, своей родословной, своей страны, то это приведет к неминуемой окончательной, необратимой гибели народа. И не зря кинофильм и само произведение называются «Вечный зов» - как вечный зов из неведомой дали наших предков, нашей родословной, вечный зов прошлого в будущее.
Учитель: Слова предателя Лахновского, к великому сожалению, сбываются. Сегодня мы начали утрачивать свои истоки, национальный язык, обычаи, традиции, свою родословную. Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Теперь перед нами стоит задача восстановить тончайшие нити, связывающие поколения и времена в одно целое, иначе нам грозит потеря родословных летописей, семейных традиций и народных обычаев. Составлять свою родословное древо – значит знать и восстанавливать историю своего рода, своих предков, своей Родины.
Практическая работа.
-Ребята, у вас на столах лежит схема генеалогических связей, которая называется Родословным (или генеалогическим) древом. «Листьями» такого древа являются представители рода, а «ветви» символизируют семейные связи.
СЛАЙД (родословная ББВ) Существует два способа составления родословного древа. В случае, когда дерево начинается с самого древнего известного представителя рода, а его потомки занимают места на расходящихся «ветвях» выше предка, оно называется нисходящим. Нисходящее дерево может быть изображено перевёрнутым, тогда родоначальник окажется во главе схемы, а линии потомков будут расходиться вниз. В случае, когда древо начинается с вас (или кого-либо из современных членов рода), а «ветви» образуют сначала родители, потом бабушки и дедушки и так далее, включая всех известных прямых предков, оно является восходящим.
-Заполните, пожалуйста, листочки на этом дереве. Подпишите имена своих родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек.
Работа с генеалогическим древом
-Ребята, до какого поколения составили ваше семейное древо? Кто знает, как звали вашу прабабушку или вашего прадедушку? На сколько поколений назад вы знаете свою семью? Чем они занимались? Большая ли у них была семья? Расскажите, пожалуйста.
-Скажите, пожалуйста, у кого в семье есть родословная летопись - hарбаалжан?
Учитель: Семейное древо можно строить всей семьей, вместе вы узнаете больше о своих корнях. Ведь самыми близкими нам людьми являются наши родители, наша семья, семь моих я.
У нас, бурят, существовала обязательная память семи поколений. Она несла заботу о здоровье будущих поколений. Если в народе забывают, кто невеста, жених и из какого рода, на протяжении семи поколений возникает смешение крови, и народ потихоньку вымирает. Если эта память сохраняется, то народ живет долго.
-Действительно, в недавнем прошлом каждый ребенок-бурят должен был знать свою родословную и называть ее до седьмого колена, показывая на суставах от ключицы вниз по руке до ногтей:
1 поколение. Папу и маму как самых близких людей символизировала ключица – амин гол - это единственное костное образование в теле человека, которое соединяет скелеты верхней конечности и туловища.
2 поколение - дедушка и бабушка – символизировал плечевой сустав как самый основной.
3 поколение - прадедушка и прабабушка – локтевой сустав как самый подвижный.
4 поколение - прапрадедушка и прапрабабушка – запястье как важная часть опорно-двигательного аппарата человека. Здесь заканчиваются близкие родственники.
Далее идут дальние родственники:
5 колено символизирует пясть или пястные кости (пяти-юродные) - отец и матьпрапрадедушки и прапрабабушки
6 колено – фаланги пальцев (hалаа) – отец и мать прапрапрадедушки и прапрапрабабушки
7 колено символизируют ногти. Именно с этого момента люди становятся чужими по крови, т.е. не-родными.
Учитель: Сейчас я покажу и расскажу про свою родословную, как делал я это в детстве. Затем вы покажете так же и расскажете о своей родословной.
Показывает и рассказывает родословную по суставам.
Флешмоб"Моя родословная".
Часть 2. Заключительная
Учитель:О прошлом забывать нельзя, потому что прошлое - это наши традиции, достижения и открытия. Дети, воспитанные на уважении памяти своих предков, истории рода, становятся сильными, крепкими, истинными патриотами своей Родины. Для наших детей, внуков, правнуков, мы тоже останемся в прошлом, но мы останемся в их памяти, так как остаются в нашей памяти наши предки. Ведь прошлое – это начало нашего будущего!
Ребята, давайте вместе разработаем буклет-памятку по составлению родословного древа. А дома, пользуясь схемой и памяткой, попробуете составить родословное древо, запишете какую-нибудь интересную историю из жизни вашей семьи.
1. Родословная отвечает на вопросы: кто? где? когда? В каких родственных отношениях состоит?
2. Начинаем с себя: полное имя, дата, место рождения, место жительства.
3. Поговорим с родителями и посмотрим, что они хранят (письма, шкатулки, документы).
4. Наткнувшись на незнакомое имя, постарайся узнать, кем этот человек приходился, даты его жизни и смерти. Опроси маму, папу, дедушку с бабушкой.
5. Далее напиши о родителях и прочих предках, добавляя дату и место женитьбы.
6. Для озеленения древа можешь добавить пару семейных легенд, поучительных историй, интересных фактов.
7. Ты украсишь своё семейное древо собою!
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"
1. Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2. В методической разработке предс...
Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса
Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....
Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»
Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...
Методическая разработка "The Future Perfect Tense" (будущее совершенное время) с интерактивными упражнениями на сервере LearningApps.
Методическая разработка "The Future Perfect Tense" (будущее совершенное время) с интерактивными упражнениями на сервере LearningApps.Видео:Future Continuous vs Future Perfect vs Future...
Методическая разработка "Путешествие в прошлое одежды"
Методическая разработка «Путешествие в прошлое одежды» разработана в рамках авторской программы «Родник» по формированию интереса к познанию истории и культуры наших предков у ...
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....
Методическая разработка внеурочного занятия «Дорогою добра. Путь к мечте» (курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции»), 6 класс
Представленное занятие проводится в рамках курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции» для учащихся 6 класса. Это курс гуманитарного направления, целью которого...