Конспект урока по литературе для 5 класса Мир фольклора
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по литературе 5 класс "Мир фольклора" | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе 5 класс (к учебнику –хрестоматии для общеобразовательных учреждений. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин)
Тема урока: «Фольклор. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки»
Цель: дать понятие о фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров.
Задачи: повторить материал об устном народном творчестве, изученный ранее, продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, научить составлять загадки самостоятельно, воспитывать чувство гордости за родную литературу.
Оборудование: сборники сказок, потешек, загадок.
Ход урока:
Учитель: Сегодня я предлагаю вам представить себя молодыми крестьянскими парнями и девчонками, живущими в 19 веке. Сейчас мы находимся в просторной светелке на деревенских посиделках.
(Повторение материала прошлого урока). Какие малые жанры фольклора вы знаете? Вспомните, заодно, что такое фольклор? (фольклор – устное народное творчество; малые жанры – это небольшие по размеру фольклорные произведения (колыбельные песни, потешки, скороговорки, загадки).
Учитель: И первый малый жанр, о котором мы поговорим –колыбельные песни.
Отметить в тетради: Колыбельная песня –песня, которой убаюкивают ребенка.
Учитель: В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом –в поле, лесу, в доме:
Спи, посыпай
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Зипун сошьем,
Боронить пошлем
В чистые поля,
В зеленые луга
Учитель: Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота:
Уж ты, котичка-коток,
Котик –серенький лобок,
Приди, котик ночевать,
Мою деточку качать;
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин я молока
Да кусочек пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, серый, не проси.
Отметить в тетради: пестушка – короткая стихотворная приговорка матерей.
Учитель: Пестушкой сопровождают движения ребенка. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки!
Роток –говорунюшки,
Руки –хватунюшки,
Ноги –ходунюшки!
Отметить в тетради: Потешка –песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.
Учитель: Кто знает потешку «Ладушки»? Давайте, вспомним и повторим вместе:
-Ладушки, ладушки!
Где были? –У бабушки!
-Что ели? –Кашку!
-Что пили? –Бражку!
-Кашка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили-поели
И дальше полетели!
Отметить в тетради: Прибаутка –стихотворение, похожее на короткую сказочку.
Чика, чики, чикалочки!
Едет Ваня по палочке,
А Дуня на тележке –
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю,
А я милого люблю!
Физкультминутка.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь- богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через правое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце- руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Учитель: Ребята, эти строки о богатырях я взяла не случайно для физкультминутки. Как вы думаете почему? (в ответах учащихся должна прозвучать информация о сказках, в которых героем были богатыри).
Отметить в тетради: Приговорка –коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях. Например, с помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.
Отметить в тетради: Загадка –выражение, которое нуждается в разгадке.
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Учитель: Произведения УНТ –это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста.
Домашнее задание: Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (стр.8)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе (8 класс)
разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»
Цель урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие: Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....