Внеклассное мероприятие по литературе "Русская изба"
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Предлагаемый сценарий может быть использован как на уроках литературы, так и во внеурочное время. Игра-путешествие ориентирована на учащихся 4-8 классов (7-8 кл. -  организаторы и ведущие). Цель мероприятия: воспитывать в детях уважительное отношение к наследию прошлого, к культуре русского народа, к семейным ценностям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_izba.doc.doc437 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«ИГРА ПО СТАНЦИЯМ «РУССКАЯ ИЗБА»

5 класс

Тип урока: обобщение знаний, путешествие.

Технологии: игровая, метод проектов.

Предварительная подготовка: 

В течение нескольких месяцев учащиеся 7-8 кл. собирают, систематизируют материал и готовят сообщения  для обучающихся 4-5 кл. по теме мероприятия (славянские духи, русские народные праздники). Ученики 4-5 кл. получают домашнее задание подобрать русские пословицы и поговорки о доме, домашнем хозяйстве, найти приметы и суеверия, связанные с образом дома.

Оборудование:

  1. Таблички с названиями станций.
  2. Путевые листы. <Приложение>
  3. 2 конверта с 4 разрезанными пословицами.
  4. 5 портретов духов: Бабай (9), Боли-бошка (12), Жировик (10), Кикимора (5), Леший (11).
  5. 4 конверта с 8 разрезанными портретами духов:

1 конверт – Полевик (1) и Овинник (2);

2 конверт – Коровья Смерть (3) и Домовой (4);

3 конверт – Кикимора (5) и Дворовой (6);

4 конверт – Воструха (7) и Банник (8).

  1. Предметы:

Березовая ветка

Икона

Венок

Ленты

Конфеты

Стакан с водой

Спички

  1. Карточки со скороговорками.
  2. Грамоты.

Цели:

  1. Обучающие:
  1. Обеспечить применение знаний по теме «Фольклор» на практике в творческой ситуации.
  2. Обобщить имеющиеся знания.
  3. Способствовать самостоятельному приобретению новых знаний.
  1. Воспитывающие:
  1. Воспитывать положительное отношение к наследию прошлого.
  2. Воспитывать самостоятельность.
  3. Возбудить интерес к культуре русского народа.
  4. Формировать умение работать в группе.
  1. Развивающие:
  1. Совершенствовать мыслительные процессы.
  2. Развивать эмоциональную сферу.
  3. Развивать монологическую речь и речь вопросно-ответной формы.
  4. Развивать коммуникативную культуру.

На каждой «станции» по 2 ведущих.

Количество человек в команде – 6.

ПЛАН (СЦЕНАРИЙ) УРОКА-ИГРЫ

I. ОРГ. МОМЕНТ

II. СТАНЦИЯ «ЗАГАДКИ «РУССКОЕ ПОДВОРЬЕ»

* за каждую отгадку - 2 балла

* только ОДНА попытка

* не спешить

* ведущие читают группе 10 загадок

  1. Два подьячих

Водят Марью вертячу. (Дверь и петли)

  1. Кривая собака

В кувшин глядит. (Журавель у колодца)

  1. Сто один брат,

Все в один ряд,

Вместе связаны стоят. (Изгородь)

  1. Стоит волчище,

Разинув ртище. (Колодец)

  1. Много соседей

Рядом век живут,

А не видятся. (Окна)

  1. Лето придет – не глядят на нее,

Зима настанет – обнимают ее. (Печь)

  1. Стоит девица в избе,

А коса на дворе. (Печь и дым)

  1. Зимой – нет теплей,

Летом – нет холодней. (Погреб)

  1. Маленький мальчик

Всем под ноги смотрит. (Порог)

  1. Маленький, мохнатенький

Всех людей перебил

И царю не спустил. (Банный веник)

  1. Чем больше я верчусь,

Тем больше становлюсь. (Веретено)

  1. Не лошадь, не корова,

Не бык, а сено ест. (Вилы)

  1. Плотнички-бестопорнички

Срубили горенку,

Безуголенку. (Копна)

  1. Сама длинная,

Нос длинный,

А ручки маленькие. (Коса)

  1. Ходит полем из края

В край,

Режет черный каравай. (Плуг)

  1. Месяц – новец

Днем на поле блестел,

К ночи на небо слетел. (Серп)

  1. Из угла в угол

Железным плугом. (Утюг)

  1. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

  1. Ни свет ни заря

Пошел, согнувшись, со двора. (Коромысло)

  1. Сидит красная девица

В темной темнице,

Вяжет вязеницу –

Ни узла, ни петлицы. (Пчела в улье)

  1. На кургане – варгане

Стоит курочка с серьгами. (Овес)

  1. О ста ногах,

О семи хребтах. (Борона)

  1. Маленько, кругленько,

А за хвост не поднять. (Клубок)

  1. Утка в море,

Хвост на заборе. (Ковш)

  1. Зимой много ест,

Летом много спит,

Тело теплое,

Крови нет. (Печь)

  1. Синяя синичка весь белый свет

Одела. (Игла)

  1. Кругом связан,

А по избе пляшет. (Веник)

  1. Сама нага,

А рубашка за пазухой. (Свеча)

  1. Тысяча братьев одним поясом

Подпоясана. (Сноп)

III. СТАНЦИЯ «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

  1. Назвать пословицы и поговорки о русском доме.

* 1 балл за каждую пословицу или поговорку

  1. Собрать 2 разобранные пословицы и объяснить их.

* В конверте по 2 пословицы, конверт выбирает представитель команды

* 5 баллов, если все верно

§ 1 конверт: 1) И стены в доме помогают.

                      2) Всякий дом хозяином держится.

§ 2 конверт: 1) Дом дому не указ.

                      2) Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

IV. СТАНЦИЯ «РУССКИЙ ДОМ: ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ»

  1. Назвать приметы, связанные с домом.

* 1 балл за примету

  1. Объяснить 3 приметы.

* 2 балла за хороший рассказ о примете.

V. СТАНЦИЯ «СЛАВЯНСКИЕ ДУХИ»

  1. Узнать духа по его характеристике.

* 2 балла за правильный ответ.

  1. Дух, сопровождающий человека до смерти. (Ведогон)
  2. Хранитель домашнего очага, помощник хозяев. (Домовой)
  3. Кто любит сидеть в правом от входа углу? (Кикимора)
  4. Хранитель хлебных полей. (Полевик)
  5. Этот дух заботится о домашней скотине. (Дворовой)
  6. Выходит по ночам и путает нитки. (Кикимора)
  7. Кто из духов не любит пьяных? (Домовой)
  8. Детей любит, а взрослым навевает ночные кошмары? (Дрёма)
  9. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая ее. (Жировик)
  10. Караулит дом от воров. (Воструха)
  11. Красивая девушка с золотыми волосами. (Полудница)
  12. Старик с большим мешком, в который он забирает непослушных детей. (Бабай)
  13. Кого из духов можно увидеть лишь в пасхальную ночь? (Домовой)
  14. Этот дух появляется на свет из яйца, которое высидел человек. (Рарог)
  15. Древнее название черта? (Анчутка)
  16. Какие духи любят появляться днем? (Полевик, Полудница)
  17. Кто этот дух перепляшет, получит богатство. (Полудница)
  18. Этот дух дружит только с козлом и собакой. (Дворовой)
  19. Живет там, где хранятся снопы. (Овинник)
  20. Живет в последнем снопе, который крестьяне украшают и берегут. (Полевик)
  21. Чтобы изгнать этот дух, женщины опахивали плугом свою деревню. (Коровья Смерть)
  22. Только с его разрешения можно истопить баню. (Банник)
  23. Этот дух заносится в село прохожим человеком. (Коровья Смерть)
  24. Похож на черного кота. (Овинник)
  25. Чтобы его задобрить, ему оставляют кусок хлеба с солью, мыло и веник. (Банник)
  1. По  портрету узнать духа и рассказать о нем.

* 1 балл за узнавание, 1 балл за рассказ

* 5 портретов <Рисунок5>, <Рисунок9>, <Рисунок10>, <Рисунок11>, <Рисунок12>.

VI. СТАНЦИЯ «ПРАЗДНИКИ: МАСЛЕНИЦА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО, ПАСХА»

* 2 балла за правильный ответ

  1. Сколько обычно длился любой праздник на Руси? (1 неделю)
  2. Какой праздник нельзя встречать без блинов? (Масленицу)
  3. На какой праздник пели куролес? (Троицу)
  4. На какой праздник нужно обязательно наесться? (Масленицу)
  5. На какой праздник гадали? (Рождество, Троицу)
  6. На какой праздник ходили по домам богоносцы? (Пасху)
  7. Когда занимались колядованием? (На Рождество)
  8. Когда устраивались смотрины невест? (На Троицу)
  9. На какой праздник сжигали чучело? (На Масленицу)
  10. На какой праздник принято носить воду ночью в глубоком молчании? (На Пасху)
  11. В какой праздник душа умершего попадала в рай? (В Пасху)
  12. Как готовили блины на Масленицу? (Тайно, с заговором)
  13. На какой праздник принято посещать могилы близких? (На Троицу)
  14. Что клали в гроб умершему на Пасхальной неделе? (Яйцо)
  15. Какой праздник называется Зеленые Святки? (Троица)
  16. Какие игры устраивались на Масленицу? (Кулачные бои, взятие снежного городка)
  17. Когда нужно опасаться русалок? (На Троицу)
  18. Какой танец был основным почти на всех русских праздниках? (Хоровод)
  19. Какой праздник был летом? (Троица)
  20. После какого праздника закапывали остатки еды? (После Масленицы)
  21. Что принято делать в последний день Масленицы? (Просить прощения)
  22. Как еще называется Пасхальная неделя? (Святая)

VII. СТАНЦИЯ «УМЕЛЬЦЫ»

  1. Собрать из кусочков изображения  славянских духов и назвать их имена.

* в конвертах по 2 разрезанных портрета духов

* учащиеся самостоятельно выбирают конверты

* 5 баллов

1 конверт – Полевик и Овинник <Рисунок1>,<Рисунок2>

2 конверт – Коровья Смерть и Домовой <Рисунок3>, <Рисунок4>

3 конверт – Кикимора и Дворовой <Рисунок5>, <Рисунок6>

4 конверт – Воструха и Банник <Рисунок7>, <Рисунок8>

  1. Рассказать скороговорку.

* участвует 1 человек

* 5 баллов за безошибочное рассказывание

  1. Определить, какой предмет какому празднику соответствует; для чего предназначался.

* 2 балла за правильный ответ

  1. Березовая ветка (Троица; для украшения)
  2. Икона (Все праздники; проявление веры)
  3. Венок (Троица; для гадания)
  4. Ленты (Все праздники; для украшения)
  5. Конфеты (Рождество, Троица; угощение)
  6. Стакан с водой (Пасха; святая вода)
  7. Спички (Масленица; сожжение чучела)

VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД

Список литературы:

  1. Аникин В. Русские загадки. – М.: Детская литература, 1968 г.
  2. Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси. – М.: Вече, 2000 г.
  3. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. - Нижний Новгород: Русский купец, 1996 г.
  4. Грушко Е., Медведев. Словарь славянской мифологии. - Нижний Новгород: Русский купец, 1995 г.
  5. Даль В.И. Месяцеслов. Суеверия. Приметы. – Лениздат, 1992 г.
  6. Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2-х т. – М.: Художественная литература, 1989 г.
  7. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
  8. Жегалова С.К. Русская народная живопись. – М.: Просвещение, 1984 г.
  9. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. – Смоленск: Русич, 1995 г.
  10. Манкевич И.А. Развлекательная культура в России к.19 – н.20 века. Материалы лекций по курсу «Мировая художественная культура». – СПб: ЛГОУ, 1997 г.
  11. Пашкова А.М. Лад да совет. – Петрозаводск: Карелия, 1992 г.
  12. Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. – М.: Владос, 1996 г.

Приложения

Путевой лист

КОМАНДА ______________ КЛАССА

Станция

Баллы

ЗАГАДКИ «РУССКОЕ ПОДВОРЬЕ»

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

РУССКИЙ ДОМ: ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ

СЛАВЯНСКИЕ ДУХИ

ПРАЗДНИКИ

УМЕЛЬЦЫ

ИТОГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Внеклассное мероприятие "Русская изба"

Приобщение детей к традициям народной культуры. Развитие интереса к прошлому....

Внеклассное мероприятие "Русская изба"

Празник с эелементами викторины, загадками, с использованием старинной утвари из школьного музея, угощением....

Сценарий внеклассного мероприятия "В гости в русскую избу".

Мероприятие в рамках недели краеведения. Проводится в школьном краеведческом музее....