Сценарий внеклассного мероприятия "Русская изба: быт и традиции" для обучающихся 7-9 классов
план-конспект занятия (7, 8, 9 класс)
Сценарий внеклассного мероприятия для глухих и слабослышащих обучающихся 7-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.docx | 22.4 КБ |
russkaya_izba.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
"Русская изба: быт и традиции"
для обучающихся 7-9 классов
учитель истории и обществознания Логвинова И. Н.
учитель-дефектолог, сурдопедагог Филимонова И. Е.
Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с бытом и традициями семьи русских людей.
Задачи:
Познавательное развитие: формировать представления о жизни и быте русского народа, о его традициях; познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, ухват, чугунок, рушник, коромысло, сундук, и т.д.); правилами общения, укладом жизни.
Социально – коммуникативное развитие: воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; патриотические чувства и духовность, содействовать сближению поколений.
Речевое развитие: обогатить словарь воспитанников старинными понятиями и терминами, новыми словами (русичи, ухват, чугунок, и т.д.); развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения.
Подготовительный этап: изучение иллюстраций с изображениями одежды, предметов быта, праздниками, трудом людей прошлого; чтение русских народных сказок, разучивание пословиц и загадок, знакомство с народными играми.
Оборудование: компьютерная презентация, макет русской избы, предметы быта (ухват, чугунок, горшок, самовар, рушник, крынка, коромысло, кочерга, деревянная посуда, коврик), деревянные ложки, скатерть, сушки, каравай, солонка с солью. Комплекты народных костюмов (мужского и женского).
Ход мероприятия:
Ведущий:
Ребята, сегодня мы в гостях – нас пригласили сотрудники Белгородского Литературного музея. Тема нашего мероприятия «Русская изба: быт и традиции».
Ребята, скажите, а вы знаете в какой стране вы живете? (ответы)
Да, Россия необыкновенная, удивительная страна и в старину её называли Русь, а её жителей – русичи.
Русь деревянная – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Ведущий:
Давным - давно на Руси люди строили себе жилища из дерева. Как, вы думаете почему? Да, потому, что жили в окружении лесов. Русский дом называли - избой. И все в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и даже посуда
Люди сложили такую пословицу: «Дом построить - не шапку на голову надеть» - красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день. Как правило, хозяин выходил на улицу и собирал честной народ на помощь в постройке избы. Люди тогда были трудолюбивые и дружные, поэтому всегда приходили на помощь. Так и сложилась традиция на Руси помогать друг другу.
Мы с вами отправимся в прошлое и побываем в русской избе.
Заходя в избу люди, кланялись друг другу, показывая свое уважение – это было традицией. Предлагаю и вам поклонится друг другу.
Та часть избы, которая выходила на улицу была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы стали называть улицей.
Крыльцо – оно связывало избу с улицей, с соседями. Тёплыми летними вечерами собирались на крыльце, завалинке посидеть, поговорить, обсудить новости. Всё крыльцо украшала ажурная резьба. На крыльцо вели ступени и перила.
Дом смотрел на мир окнами – глазами и называли ласково оконца. Все они были украшены разной резьбой, наличниками. Как, вы думаете, почему называли наличниками? (т. к. на лице дома).
В избе самую нарядную и красивую комнату называли горницей - в ней принимали гостей.
Самое большое место в горнице занимала печь.
«Без печи изба – не изба». Как вы думаете, почему так говорили? (ответы детей) Печь - это главная вещь в доме, в ней готовили еду, сушили одежду, пекли хлеб, она обогревала дом. На печи можно было даже спать.
Посмотрите какой стол большой в избе. Как вы думаете, почему он большой? (Ответы) Да, семьи раньше были большие, детей было по 10-13 человек. У каждого была своя работа, свои обязанности.
А работы раньше в доме было много. Какую работу выполняли дети? (помогали огород сажать и урожай собирать, собирали ягоды, грибы, кормили животных, воду носили (показать как носили воду, используя коромысло с вёдрами)). Вечерами собирались все за столом, усаживались на лавки, устраивали посиделки. У каждого за столом было свое место. Самым главным за столом считался отец, его никто не перебивал. За столом нельзя было громко говорить, громко смеяться, стучать по столу.
- Ребята, посмотрите на нашем столе тоже стоят расписные красивые кружки и ложки. В доме посуда была глиняная, деревянная. В зажиточной семье на видном месте стоял самовар.
Посмотрите в чем варили каши, суп. (показать настоящие чугунок, горшок)
Отгадайте загадки:
Не бык, а с рогами, не ест, а еду хватает.
А что схватит - отдает (ухват).
Для чего он нужен?
Ухват – это длинная палка с полукруглой рогаткой на конце, чтобы ставить в печь и вынимать из неё чугунки (показать на настоящих предметах)
Посмотрите, какова!
Нрав совсем не робкий!
Я ворочаю дрова
В раскаленной топке (кочерга).
Чтобы в избе было уютно и тепло плели разноцветные коврики. А это - рушник так в старину называли полотенце. (демонстрация рушника с вышивкой).
Рушники были украшением дома и занимали самое достойное место в избе – в красном углу с иконами, который в избе располагался по диагонали от печи. Красный угол — священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный — красивый, праздничный, божий.
Здесь трапезничали, молились. Неотъемлемая часть красного угла — стол. Уставленный яствами стол — символ благополучия, сюда сажают гостя.
В горнице еще одна замечательная вещь. Что это? (сундук)
В нём хранили нарядную одежду, ценные вещи, приданое девушки.
Ведущий: немного поиграем - я вам называю слова старинные, а вы назовите их по современному: очи – глаза, изба – дом, рушник – полотенце, колыбелька – кроватка, оконца – окна, чугунок – кастрюля, сундук – шкаф...
Ведущий: А сейчас, ребята, мы с вами будем делать куклу-оберег. В старину таких куколок делали для того, чтобы уберечь свой дом, свое здоровье от нечистой силы. Это маленькая кукла (куколка), чтобы ее никто и не видел. Но эта куколка защищала своего хозяина и его дом.
Кукла-оберег — это традиционная кукла, которая создавалась для защиты своего владельца от негативных мыслей и заговоров, а также для защиты его дома и урожая. Обережная кукла требует особого, уважительного отношения к себе. Её необходимо создавать с добрыми мыслями и побуждениями, аккуратно хранить и никогда не выбрасывать, как простой мусор.
(проводится мастер-класс по изготовлению куклы-оберега).
Ведущий: Ребята, вот вы и сделали куклу-оберег. Красивая получилась кукла? Вам нравится? Давайте скажем «спасибо» нашему мастеру.
Ребята: Спасибо.
Ведущий: Ребята, а какие русские народные игры вы знаете?
Ребята: «Ручеёк», «Ладушки».
Ведущий: Давайте с вами поиграем. Вставайте парами. Начинаем играть.
(Под музыку ребята играют).
Ведущий: Наше время праздника народного быта и традиций Древней Руси подошло к концу. Вам понравился наш праздник? Всего вам доброго. До свиданья.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русская изба КРОВЛЯ СРУБ ЗАВАЛИНКА НАЛИЧНИК
Внутреннее убранство избы печь – сердце избы
бабий угол (бабий кут)
мужской угол (коник)
К расный угол с иконами – главное, почетное место в избе
Внутреннее убранство
утварь
самовар
Ковш-долгорук Деревянное корыто для стирки белья Деревянная миска одноручная Солонка «Уточка» утварь
Деревянный бочонок Ведро Ступка для измельчения круп и зерна
Ткацкий станок Рушник-полотенце одежда
Воспитание детей в семье: К 3-4 годам ребёнок начинал выполнять посильную для него работу. Поощрялись игры, развивающие ловкость, силу, смекалку. С 7 лет мальчики переходили в возрастную группу отроков. Они помогали отцам в выполнении «мужских» видов работ, прежде всего в земледелии и животноводстве. Девочки же осваивали «женские» виды работ - учились вести домашнее хозяйство: п ряли и ткали, готовили еду. С 14 лет подросток-мальчик становился полноправным членом семьи и получал военную подготовку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное театрализованное мероприятие по математике для обучающихся 5-7 классов " Загадки Графини Ариф"
Цели:Способствовать развитию мышления познавательной и творческой активности учащихся;Показать учащимся развитие математической мысли с древнейших времен. Развивать логическое мышление учеников, умени...
Внеклассное мероприятие "Фестиваль русской культуры" для обучающихся 5-11 классов
Мероприятие рассчитано на большую аудиторию, но его также можно провести и с небольшим количеством учащихся. Подготовка к мероприятию предполагает совместную работу учителя и учеников. Фестиваль дает ...
Внеклассное общешкольное мероприятие "Осенняяя катавасия" для обучающихся 5-11 классов
Внеклассное общешкольное мероприятие «Осенняя катавасия» для обучающихся 5-11 классов поможет развить творческие способности детей, сценарий поможет в работе коллегам...
Внеклассное мероприятие "Путешествие в Спортландию" для обучающихся 5-6 классов
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в Спортландию" для обучающихся 5-6 классов для популяризации занятий спортом и физкультурой по принципу "ОТ ИГРЫ - К СПОРТУ!...
Внеклассное мероприятие «Отчего вымерли мамонты?» (для обучающихся 9-11 классов)
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся старших классов и может быть проведено на классном часе по экологическому воспитанию или как тематическое в рамках предметной недели биологии, химии, г...
Сценарий внеклассного мероприятия ко "Дню матери" для обучающихся 5 классов
Методическая разработка сценария внеклассного мероприяти для проведения тематического праздника в 5 классе ко "Дню матери"....
Внеклассное мероприятие по английскому языку для обучающихся 4-5 классов
Внеклассное мероприятие разработано для обучающихся 4-5 классов с целью повышения уровня мотивации к изучению английского языка....