Сценарий внеклассного мероприятия "Русская изба: быт и традиции" для обучающихся 7-9 классов
план-конспект занятия (7, 8, 9 класс)

Филимонова Ирина Евгеньевна

Сценарий внеклассного мероприятия для глухих и слабослышащих обучающихся 7-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.docx22.4 КБ
Файл russkaya_izba.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

"Русская изба: быт и традиции"

для обучающихся 7-9 классов

учитель истории и обществознания Логвинова И. Н.

учитель-дефектолог, сурдопедагог Филимонова И. Е.

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с бытом и традициями    семьи русских людей.

Задачи:

Познавательное развитие: формировать представления о жизни и быте русского народа, о его традициях; познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, ухват, чугунок, рушник, коромысло, сундук,  и т.д.);  правилами общения, укладом жизни.

Социально – коммуникативное развитие:  воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;  патриотические чувства и духовность, содействовать сближению поколений. 

Речевое развитие: обогатить словарь воспитанников старинными понятиями и терминами, новыми словами (русичи, ухват, чугунок,  и т.д.);  развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения.

Подготовительный этап: изучение иллюстраций с изображениями одежды, предметов быта, праздниками, трудом людей прошлого;  чтение русских народных сказок, разучивание пословиц и загадок, знакомство с народными играми.

Оборудование: компьютерная презентация, макет русской избы, предметы быта (ухват, чугунок, горшок, самовар, рушник, крынка, коромысло,  кочерга, деревянная посуда, коврик),  деревянные ложки, скатерть, сушки, каравай, солонка с солью. Комплекты народных костюмов (мужского и женского).

                                                            Ход  мероприятия: 

Ведущий:

             Ребята,  сегодня мы в гостях – нас пригласили сотрудники  Белгородского Литературного музея. Тема нашего мероприятия  «Русская изба:  быт и традиции».

             Ребята, скажите, а вы знаете в какой стране вы живете? (ответы)

Да, Россия необыкновенная, удивительная страна и в старину её называли Русь, а её жителей – русичи.

Русь деревянная – края дорогие

    Здесь издавна русские люди живут.

   Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Ведущий:

         Давным - давно на Руси люди строили себе жилища из дерева. Как, вы думаете почему? Да, потому, что жили в окружении лесов. Русский дом называли - избой. И все в избе было сделано из дерева:  и пол, и потолок, и стены, и мебель, и даже посуда

         Люди сложили такую пословицу: «Дом построить - не шапку на голову надеть» -  красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день. Как правило, хозяин выходил на улицу и собирал честной народ на помощь в постройке избы. Люди тогда были трудолюбивые и дружные, поэтому всегда приходили на помощь. Так и сложилась традиция на Руси помогать друг другу.

           Мы с вами  отправимся в прошлое и  побываем  в русской избе.

            Заходя в избу люди, кланялись друг другу, показывая свое уважение – это было традицией. Предлагаю и вам поклонится друг другу.

             Та часть избы, которая выходила на улицу была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы стали называть улицей.

              Крыльцо – оно связывало избу с улицей, с соседями. Тёплыми летними вечерами собирались на крыльце,  завалинке   посидеть, поговорить, обсудить новости. Всё крыльцо украшала ажурная резьба. На крыльцо вели ступени и перила.

                 Дом смотрел на мир окнами – глазами и называли ласково оконца. Все они были украшены разной резьбой, наличниками. Как, вы думаете, почему называли наличниками? (т. к. на лице дома).

               В избе самую нарядную и красивую комнату называли горницей - в ней принимали гостей.

          Самое большое место в горнице занимала печь. 

 «Без печи изба – не изба». Как вы думаете, почему так говорили? (ответы детей) Печь - это главная вещь в доме, в ней готовили еду, сушили одежду, пекли хлеб, она обогревала дом. На печи можно было даже спать.

          Посмотрите  какой стол большой в избе. Как вы думаете, почему он большой? (Ответы) Да, семьи раньше были большие, детей было по 10-13 человек. У каждого была своя работа, свои обязанности.

            А работы раньше в доме было много. Какую работу выполняли дети? (помогали огород сажать и урожай собирать, собирали ягоды, грибы, кормили животных, воду носили (показать  как носили воду, используя коромысло с вёдрами)).  Вечерами собирались все за столом, усаживались на лавки, устраивали посиделки. У каждого за столом было свое место. Самым главным за столом считался отец, его никто не перебивал. За столом нельзя было громко говорить, громко смеяться, стучать по столу.

- Ребята, посмотрите на нашем столе тоже стоят расписные  красивые кружки и ложки.  В доме посуда была глиняная, деревянная. В зажиточной семье на видном месте стоял самовар.

 Посмотрите в чем варили каши, суп. (показать настоящие чугунок, горшок)

Отгадайте загадки:

Не бык, а с рогами, не ест, а еду хватает.

А что схватит - отдает (ухват).

Для чего он нужен?

Ухват – это длинная палка с полукруглой рогаткой на конце, чтобы ставить в печь и вынимать из неё чугунки (показать на настоящих предметах)

Посмотрите, какова!
Нрав совсем не робкий!
Я ворочаю дрова
В раскаленной топке (кочерга).

 Чтобы в избе было уютно и тепло плели разноцветные коврики. А это - рушник так в старину называли полотенце. (демонстрация  рушника с вышивкой).

          Рушники были украшением дома и занимали самое достойное место в избе – в красном углу  с иконами, который в избе располагался по диагонали от печи. Красный угол — священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный — красивый, праздничный, божий.

Здесь трапезничали, молились. Неотъемлемая часть красного угла — стол. Уставленный яствами стол — символ благополучия,  сюда сажают гостя.

                 В горнице еще одна замечательная вещь. Что это? (сундук)

             В нём хранили нарядную одежду, ценные вещи, приданое девушки.

Ведущий:   немного поиграем   -   я вам называю слова старинные, а вы назовите их по современному:   очи – глаза, изба – дом, рушник – полотенце, колыбелька – кроватка, оконца – окна, чугунок – кастрюля, сундук – шкаф...

Ведущий: А сейчас, ребята, мы с вами будем делать куклу-оберег. В старину таких куколок делали для того, чтобы уберечь свой дом, свое здоровье от нечистой силы. Это маленькая кукла (куколка), чтобы ее никто и не видел. Но эта куколка защищала своего хозяина и его дом.

Кукла-оберег — это традиционная кукла, которая создавалась для защиты своего владельца от негативных мыслей и заговоров, а также для защиты его дома и урожая. Обережная кукла требует особого, уважительного отношения к себе. Её необходимо создавать с добрыми мыслями и побуждениями, аккуратно хранить и никогда не выбрасывать, как простой мусор.

(проводится мастер-класс по изготовлению куклы-оберега).

Ведущий: Ребята, вот вы и сделали куклу-оберег. Красивая получилась кукла? Вам нравится? Давайте скажем «спасибо» нашему мастеру.

Ребята: Спасибо.

Ведущий: Ребята, а какие русские народные игры вы знаете?

Ребята: «Ручеёк», «Ладушки».

Ведущий: Давайте с вами поиграем. Вставайте парами. Начинаем играть.

(Под музыку ребята играют).

Ведущий: Наше время праздника народного быта и традиций Древней Руси подошло к концу. Вам понравился наш праздник? Всего вам доброго. До свиданья.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Быт русской семьи

Слайд 2

Русская изба КРОВЛЯ СРУБ ЗАВАЛИНКА НАЛИЧНИК

Слайд 3

Внутреннее убранство избы печь – сердце избы

Слайд 4

бабий угол (бабий кут)

Слайд 5

мужской угол (коник)

Слайд 6

К расный угол с иконами – главное, почетное место в избе

Слайд 7

Внутреннее убранство

Слайд 8

утварь

Слайд 9

самовар

Слайд 10

Ковш-долгорук Деревянное корыто для стирки белья Деревянная миска одноручная Солонка «Уточка» утварь

Слайд 11

Деревянный бочонок Ведро Ступка для измельчения круп и зерна

Слайд 12

Ткацкий станок Рушник-полотенце одежда

Слайд 13

Воспитание детей в семье: К 3-4 годам ребёнок начинал выполнять посильную для него работу. Поощрялись игры, развивающие ловкость, силу, смекалку. С 7 лет мальчики переходили в возрастную группу отроков. Они помогали отцам в выполнении «мужских» видов работ, прежде всего в земледелии и животноводстве. Девочки же осваивали «женские» виды работ - учились вести домашнее хозяйство: п ряли и ткали, готовили еду. С 14 лет подросток-мальчик становился полноправным членом семьи и получал военную подготовку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное театрализованное мероприятие по математике для обучающихся 5-7 классов " Загадки Графини Ариф"

Цели:Способствовать развитию мышления познавательной и творческой активности учащихся;Показать учащимся развитие математической мысли с древнейших времен. Развивать логическое мышление учеников, умени...

Внеклассное мероприятие "Фестиваль русской культуры" для обучающихся 5-11 классов

Мероприятие рассчитано на большую аудиторию, но его также можно провести и с небольшим количеством учащихся. Подготовка к мероприятию предполагает совместную работу учителя и учеников. Фестиваль дает ...

Внеклассное общешкольное мероприятие "Осенняяя катавасия" для обучающихся 5-11 классов

Внеклассное общешкольное мероприятие «Осенняя катавасия» для обучающихся 5-11 классов поможет развить творческие способности детей, сценарий поможет в работе коллегам...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в Спортландию" для обучающихся 5-6 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в Спортландию" для обучающихся 5-6 классов для популяризации занятий спортом и физкультурой по принципу "ОТ ИГРЫ - К СПОРТУ!...

Внеклассное мероприятие «Отчего вымерли мамонты?» (для обучающихся 9-11 классов)

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся старших классов и может быть проведено на классном часе по экологическому воспитанию или как тематическое в рамках предметной недели биологии, химии, г...

Сценарий внеклассного мероприятия ко "Дню матери" для обучающихся 5 классов

Методическая разработка сценария внеклассного мероприяти для проведения тематического праздника в 5 классе ко "Дню матери"....

Внеклассное мероприятие по английскому языку для обучающихся 4-5 классов

Внеклассное мероприятие разработано для обучающихся 4-5 классов с целью повышения уровня мотивации к изучению английского языка....