Методическая разработка по литературе "Кутузов и Наполеон в романе Война и Мир"
методическая разработка по литературе
Методическая разработка по литературе "Кутузов и Наполеон в романе Война и Мир"
Ссылка на дополнительные презентации: https://cloud.mail.ru/public/1JiV/o4dyuGkFB
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 31.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Противопоставление Кутузова и Наполеона.
Цель урока: сравнить исторические взгляды на Кутузова и Наполеона и художественное видение Толстым этих героев.
Задачи:
- Формирование аналитических умений при сравнительной характеристике исторических личностей, критического мышления, умения дискутировать.
- Развитие умения усваивать информацию из разных источников, развитие познавательного интереса через создание презентаций.
- Воспитание чувства патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщение к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Обеспечение:
- роман Л.Н.Толстого «Война и мир»;
- раздаточный материал;
- карта «Отечественная война 1812 года»;
- выставка исторической и критической литературы по теме.
Наглядные пособия:
- иллюстрации к роману;
- портреты М.И.Кутузова, Наполеона;
- репродукции картин и литографий В. Верещагина, Беланже, Н.Самокиша, Р.Волкова, Ф.Рубо.
Предварительные задания:
- Подготовить проекты, отражающие историческое и художественное видение Кутузова и Наполеона для того, чтобы выяснить, какими предстают Кутузов и Наполеон в трудах историков и в романе Л.Н. Толстого.
- Найти и проанализировать исторические документы, характеризующие Кутузова и Наполеона.
- Составить таблицу по роману «Война и мир», в которой необходимо сравнить, как Толстой описывает внешность исторических героев, их речь, поведение накануне и во время Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, отношение героев к своим солдатам и к войне, их человеческие качества.
Методы урока: информационный (рассказ учителя, защита проектов учащихся, просмотр презентаций), на подготовительном этапе – исследовательский, поисковый, аналитический.
Ход урока
Эпиграф: «Лучше не жить вовсе, чем не оставить
следов своего существования». 2
(Наполеон)
Подготовительный этап.
За 10 дней до урока учащиеся объединяются в группы по два человека, совместно с учителем выбирают тему работы, выделяют проблему, ставят цели, задачи, знакомятся с литературой по данной проблеме, систематизируют материал и оформляют проекты в виде презентаций. Учитель консультирует учащихся по вопросам содержания и оформления проекта.
Основная часть: Урок.
Вступительное слово учителя.
Главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать людей; не забывать Людей – это значит не забывать Время.
Сегодня в центре нашего внимания – 1812 год. Два века отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне. Уже нет давно тех, кто знает о ней по рассказам участников, очевидцев. Но есть исторические документы, художественные произведения, благодаря которым мы помним о героических событиях и людях, которых породило это Время: о Михаиле Илларионовиче Кутузове и Наполеоне Бонапарте.
Количество сил, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулезной точностью подсчитывают историки. Они анализируют причины и итоги войны.
Однако они не смогут подслушать, о чем разговаривают те, кто перед боем «кивер чистил весь избитый», кто «штык точил, ворча сердито», они не смогут показать то, о чем думает человек, видя прямо перед собой дымящуюся гранату, которая вот-вот взорвется. Какие мгновения он переживает в эту последнюю минуту жизни? Все это как раз и восполнит художественная литература.
Поэтому сегодня на уроке мы попытаемся сравнить исторические взгляды на Кутузова и Наполеона и то, какими их изображает Л.Н.Толстой в романе «Война и мир».
Нашему уроку предшествовал серьезный подготовительный этап. Вы получили предварительные задания: подготовить проекты, отражающие историческое и художественное видение Кутузова и Наполеона.
Цель этих работ – выяснить, какими предстают Кутузов и Наполеон в трудах историков и в романе Л.Н. Толстого. Кроме того, вы работали с историческими документами и над текстом романа.
Итак, перед нами один из величайших героев мировой истории – виновник рассматриваемых нами событий – Наполеон Бонапарт.
Судьба его удивительна. Человек, совершивший головокружительную карьеру от поручика до императора, не француз по происхождению, на престоле Франции, человек, которого боялись все без исключения правители европейских государств.
Проект учащихся «Властитель мира»
А теперь обратимся к роману Л.Н.Толстого «Война и мир», своеобразие которого состоит в том, что история незаметно для читателя переходит в роман, а роман в историю.
Лица исторические существуют и действуют вместе с вымышленными героями. На эту особенность романа обратил внимание участник Бородинского сражения, поэт и писатель Вяземский, который в своей статье «Воспоминания о 1812 годе» писал, что автор романа не был «строгим историческим живописцем».
Тем не менее, характеризуя свою работу над документами, писатель указывал: «везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами».
Толстой дает нам взгляд на исторические личности, в корне противоречащий стандартному взгляду историков. Так он решительно выступил против культа Наполеона. Для него Наполеон – агрессор, напавший на Россию, честолюбец, стремящийся к мировому господству.
Проект учащихся «Человек с помраченной совестью… »
Антиподом Наполеона, по мнению Толстого, является Кутузов.
Почти всю свою жизнь Михаил Илларионович Кутузов слыл хорошим, но не блестящим русским генералом. Во всяком случае, никому из современников не приходило в голову сравнивать его как полководца с Петром Румянцевым или Александром Суворовым, не говоря уже о французском императоре Наполеоне I, чей военный гений признавали все без исключения его враги.
Тем не менее, когда грянула гроза 1812 года, именно 66-летний генерал-фельдмаршал Кутузов в решающий момент войны с Наполеоном возглавил русские силы и добился того, что лишь остатки огромной «Великой армии» сумели покинуть пределы Российской империи. Тем самым последние 8 месяцев жизни светлейшего князя – этот титул он получил накануне своего назначения на должность главнокомандующего – стали временем его величайшего триумфа.
Проект учащихся «Освободитель Отечества»
Главным критерием оценки исторической личности для Толстого – было отношение к народу, понимание его. Кутузов же, с точки зрения автора «Войны и мира», – это подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях прежде всего народным духом. Это простой русский человек и одновременно мудрый исторический деятель.
Проект учащихся «Полководец народной войны. М.И.Кутузов»
Работа с раздаточным материалом, таблицей.
А теперь, чтобы быть более объективными, обратимся к историческим документам и рассмотрим точки зрения на эти личности других историков, участников и очевидцев этих событий и их современников. У вас на столах раздаточный материал, в котором представлены высказывания о Кутузове и Наполеоне и задания к ним.
Чтение вслух цитат и обсуждение их
Анализ документов.
1. Наполеон поставил перед собой задачу, которую, по его мнению, с его армией можно достигнуть подчинение всего мира. Его армия должна была поработить народ любой ценой, его не волновало количество потерянных жизней, как со стороны противника, так и со своей стороны. Поэтому образ Наполеона в истории безжалостный и безумный тиран, готовый идти напролом к своей безумной цели.
2. Имя славного полководца, сподвижника Суворова, победителя турок, произвело всеобщее воскрешение духа в армии, от солдата до генерала. Народ ликовал, видя в Кутузове символ избавления от смертельной опасности, нависшей над Россией.
Военная философия Кутузова заключалась в следующем: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым». 3
После мнения очевидцев и историков подведем итог художественному взгляду Толстого на личности Наполеона и Кутузова. Дома вы должны были найти в тексте романа цитаты, как Толстой описывает внешность исторических героев, их речь, поведение накануне и во время Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, отношение героев к своим солдатам и к войне, их человеческие качества. (том 3, часть 2, главы XXIX, XXXIV, XXXV).
Чтение фрагментов, эпизодов из романа.
- Внешность исторических героев и речь.
- Поведение накануне и во время:
А) Шенграбенского сражения;
Б) Аустерлицкого сражения;
В) Бородинского сражения. - Отношение героев к своим солдатам и к войне
- Человеческие качества героев.
Выводы по прочитанному.
1. В портрете Кутузова Толстой отмечает и тучность, и грузность, и старческую слабость, но именно эти детали делают его облик естественным, близким, потому что отражают нравственные качества «простоты, добра и правды».
Внешний вид Наполеона дан в сатирических красках: маленький человечек с притворной улыбкой, жирные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза и т.д.
В поведении Кутузова нет ничего показного. Речь его проста, понятна каждому солдату.
Одна из главных черт Наполеона – актерство, позерство. Он любит эффектные ситуации. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой.
2. Кутузов показан Толстым опытным полководцем, который своими распоряжениями укрепляет «дух войска». Он верит в патриотизм русского народа, в его силу перед лицом захватчиков.
Для Наполеона война – это игра, люди – пешки в этой игре. Его армия вдохновляется жаждой грабежа, обогащения, а сам Наполеон – идеей мирового господства.
3. В самые тяжелые дни России Кутузов вместе с народом, с солдатами.
Наполеон же бежит от геройской армии, что Толстой называет «последней степенью подлости».
4. Толстой рисует Кутузова человеком простым и скромным, искренним и правдивым, близким и понятным солдатам.
Наполеон же показан самовлюбленным, высокомерным и тщеславным, глубоко равнодушным к судьбам окружающих.
А теперь давайте составим сравнительную таблицу этих героев по плану. Мы с вами уже это делали, когда читали пьесу Островского «Гроза» (Катерина и Кабаниха), роман Гончарова «Обломов» (Обломов и Штольц), роман Тургенева «Отцы и дети» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов).
План таблицы: 4
1. Персонаж как личность.
2. Отношение к Родине и народу.
А) Манера поведения
Б) Отношение к людям
В) отношение к побеждённым
3. Отношение к армии
4. Отношение к битве
5. Руководство сражением
6. Мотив деятельности
7. Идея
8. Внешность
Кутузов | Наполеон |
1.Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства. | 1.Командующий армией грабителей, мародеров и убийц, "ничтожнейшее орудие истории", "человек с помраченной совестью". |
2.Полное подчинение интересам России и народа: А) искренность и правдивость, скромность и простота; Б) проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска, близость к простым людям, знание и понимание их чувств; В) гуманное отношение к побежденным; | 2.Законченное проявление культа личности, мания величия: А) самовлюбленность, высокомерие, тщеславие, лицемерие, фальшь, позерство; Б) равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм, война - игра, а люди - пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать; В) жестокость и вероломство Наполеона и его армии. |
3.Верность долгу и армии. | 3.Предательство по отношению к своей армии. |
4. “Сражение” | 4. “Игра” |
5. Управляет “духом войска” | 5. Считает себя великим стратегом |
6. Защитник Отечества | 6. Завоеватель |
7. Идея мира | 7. Идея войны |
8. "Простота, доброта и правда" во внешнем облике Кутузова | 8. Сатирические краски при описании портрета Наполеона. |
Вывод по таблице: Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа-эпопеи: автором утверждается величие полководца народной войны и развенчивается командующий армией грабителей, мародеров и убийц.
Толстой убежден, что « нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
По Толстому, Кутузов – великий полководец, потому что он великий человек. Отрицание же величия Наполеона в романе идет рядом с осуждением войны.
5 Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока, словам Наполеона: «Лучше не жить вовсе, чем не оставить следов своего существования». И ответим ему словами Толстого: «Слава от завоеваний, завоевания ради славы бесчеловечны».
Вопрос напоследок.
- Как вы понимаете утверждение литературоведа В. Ермилова: у Толстого “Кутузов – великий полководец потому, что он великий человек”.
- Объяснение в словах самого автора: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Проявился личностный подход к роли исторического деятеля, объяснимый мировоззренческими взглядами писателя, убежденностью в том, что победа заключена в духе народа; движущей силой истории, по мнению Толстого, всегда является народ.
В заключении урока послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Оно было написано к 25-летию Бородинского сражения.
Д.З.: 1) т.3: ч.2 гл.4-5,9-13; т.4: ч.2 гл.18, ч.3 гл.11, ч.4 гл.6,9.
2) подготовить презентации на тему: а) «Патриотизм и героизм народа в Войне1812 года». Б) «Партизанская война в романе «Война и мир»».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока. "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" (к 70-летию Сталинградской битвы)
Прошло немало лет с тех пор , как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны.Совсем скоро ( 2 февраля 2013 года) страна будет отмечать 70-летие сталинградской битвы. И сегодня время ра...
Методическая разработка классного часа для младших школьников «Отечественная война 1812 года и памятники Москвы»
разработка посвящена 200-летию Отечественной войны 1812 года...
методическая разработка урока "Русские православные традиции в романе И.С. Шмелёва "Лето Господне" (гл. "Великий Пост")
Урок открытия нового знания построен в ТРКМЧП (стратегии "ЗХУ" и "Инсерт") и призван познакомить обучающихся с церковными и бытовыми традициями русского народа в период Великого Поста.Обычаи чистого п...
Методическая разработка урока "Первый шаг восхождения (по роману В.В.Набокова "Машенька") "
1. Творчество В.В.Набокова, крупнейшего писателя XX века, в школьной программе изучается немного, поэтому задачей каждого урока является формирование интереса к творчеств...
Методическая разработка классного часа «Надо помнить об этой войне», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких....
Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...
Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"
В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....