Сценарий по рассказу А.П.Чехова "Злоумышленник".
творческая работа учащихся по литературе (9 класс)

Сценарий по рассказу А.П.Чехова "Злоумышленник", раскрывающий тему русского обывателя 19 век 2-я половина. Сценарий предназначен для учащихся 7-9 классов коррекционной школы VIII вида. (Играют дети)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zloumyshlennik.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

                              Злоумышленник

( Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесанных, путаных волос.)

Следователь :      Денис Григорьев! Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?

Денис:   Чаво?

Следователь :   Так ли всё это было, как объясняет Акинфов?

Денис :   Знамо, было.

Следователь:   Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку?

Денис Григорьев:  Чаво?

Следователь: Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос! для чего ты отвинчивал гайку?

Денис:  Коли б не нужна была, не отвинчивал бы…

Следователь:  Для чего же тебе понадобилась эта гайка?

Денис:   Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем...

Следователь:  Кто это — мы?

Денис: Мы, народ... Климовские мужики, то есть.

Следователь:  Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила врать!

Денис:  Отродясь не врал, а тут вру… — Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила?  Вру... — Чёрт ли в нем, в живце-то, ежели поверху плавать будет! Окунь, щука, налим завсегда на донную идет, а которая ежели поверху плавает, то ту разве только шилишпер схватит, да и то редко... В нашей реке не живет шилишпер... Эта рыба простор любит.

Следователь: Для чего ты мне про шилишпера рассказываешь?

Денис:  Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно, который непонимающий, ну, тот и без грузила пойдет ловить. Дураку закон не писан...

Следователь:  Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило?

Денис:   А то что же? Не в бабки ж играть!

Следователь:   Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь...

Денис:  Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить... И тяжелая, и дыра есть.

Следователь:   Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!

Денис:  Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было... Спаси и помилуй, царица небесная... Что вы-с!

Следователь:  А отчего, по-твоему, происходят крушения поездов? Отвинти две-три гайки, вот тебе и крушение!

Денис:  Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил господь, а тут крушение... людей убил... Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то... тьфу! гайка!

Следователь:  Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам!

Денис: Это мы понимаем... Мы ведь не все отвинчиваем... оставляем... Не без ума делаем... понимаем...

Следователь:  В прошлом году здесь сошел поезд с рельсов, — говорит следователь. — Теперь понятно, почему...

Денис: Чего изволите?

Следователь:  Теперь, говорю, понятно, отчего в прошлом году сошел поезд с рельсов... Я понимаю!

Денис: На то вы и образованные, чтобы понимать, милые  наши... Господь знал, кому понятие давал... Вы вот и рассудили, как и что, а сторож тот же мужик, без всякого понятия, хватает за шиворот и тащит... Ты рассуди, а потом и тащи! Сказано — мужик, мужицкий и ум... Запишите также, ваше благородие, что он меня два раза по зубам ударил и в груди.

Савелий:  Когда у тебя делали обыск, то нашли еще одну гайку...  Эту в каком месте ты отвинтил и когда?

Денис:  Это вы про ту гайку, что под красным сундучком лежала?

Следователь:  Не знаю, где она у тебя лежала, но только нашли ее. Когда ты ее отвинтил?

Денис: Я ее не отвинчивал, ее мне Игнашка, Семена кривого сын, дал. Это я про ту, что под сундучком, а ту, что на дворе в санях, мы вместе с Митрофаном вывинтили.

Следователь: С каким Митрофаном?

Денис:  С Митрофаном Петровым... Нешто не слыхали? Невод у нас делает и господам продает. Ему много этих самых гаек требуется. На каждый невод, почитай, штук десять...

Следователь: Послушай... Тысяча восемьдесят первая статья  статья уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье...    понимаешь? знал! А ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание... он приговаривается к ссылке в каторжные работы.

Денис: Конечно, вы лучше знаете... Мы люди темные... нешто мы понимаем?

Следователь:  Всё ты понимаешь! Это ты врешь, прикидываешься!

Денис: Зачем врать? Спросите на деревне, коли не верите... Без грузила только уклейку ловят, а на что хуже пескаря, да и тот не пойдет тебе без грузил

Следователь: Ты еще про шилишпера расскажи!

Денис:  Шилишпер у нас не водится... Пущаем леску без грузила поверх воды на бабочку, идет голавль, да и то редко.

Следователь:  Ну, молчи...

Денис:  Мне идтить?

Следователь:  Нет. Я должен взять тебя под стражу и отослать в тюрьму.

Денис: То есть, как же в тюрьму? Ваше благородие! Мне некогда, мне надо на ярмарку; с Егора три рубля за сало получить...

Следователь: Молчи, не мешай.

Денис: В тюрьму... Было б за что, пошел бы, а то так... здорово живешь... За что? И не крал, кажись, и не дрался....

Следователь: Молчи!

Денис: Я и так молчу......

Следователь: Ты мне мешаешь...  Эй, Семен!   Увести его!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий по рассказу Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

К 200-летию со дня рождения замечательного писателя Николая Васильевича Гоголя....

Сценарий по рассказу О`Генри "Последний лист"

Материал предназначен для учащихся старших классов...

Сценарий по рассказу В.Драгунского "Пожар во флигеле или подвиг во льдах"

Сценарий по рассказу В.Драгунского для постановке в учащимися 5-7 классов...

Сценарий по рассказу С. Моэма- ланч

Употребление лексических единиц по теме "Еда". Развитие монологической и диалогической речи. Развиватие  мышления, памяти, внимания, способности целостного высказывания....

Сценарий по рассказу М.Зощенко "Свадьба"

рекомендовано для старшеклассников...

Сценарий по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг" 2017г.

рекомендуется для уч-ся 6-7 классов...