Сценарий по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг" 2017г.
методическая разработка (7 класс)
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ "Бежин луг"
Пауза. В лесу слышится протяжный звук, мальчики переглядываются, замерев.
Илюш а (первый нарушает молчание). С нами крестная сила! (Крестится.)
П а в л у ш а (осмелев). - Эх вы, вороны! Чего всполохнулись? (Па уза.) Посмотрите-ка, картошки сварились?
Мальчики копошатся у котелка, достают горячий картофель, обжигаясь, с возгласами.
П а в л у ш а (Ване). Чего же ты?
Ваня (молчит, потом говорит, глядя в небо): Павлуша, гляди, ещё звёздочка покатилась...
И л ю ш а. А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?
Ф е д я. На плотине-то?
Илюша . Да-да, на плотине, на прорванной! Вот уж нечистое ме сто, и глухое такое. Кругом всё такие буераки, овраги, а в оврагах всё казюли водятся.
Федя . Ну, что такое случилось? Сказывай...
Илюш а (выразительно, с жестами, рассказывает). А вот что случилось. Ты, может быть, Федя, не знаешь, а только там у нас уто пленник похоронен; а утопился он давным-давно, как пруд был ещё глубок; только могилка его ещё видна... Вот, на днях, зовёт приказчик псаря Ермила, говорит: «Ступай, мол, Ермил, на ту пошту». Ермил у нас завсегда на пошту ездит. Вот поехал Ермил за поштой, да и за мешкался в городе, но а едет назад он уж хмелён. А ночь светлая, ме сяц светит. Вот едет Ермил через плотину: ...такая уж его дорога вы шла. Едет он и видит: у утопленника на могиле барашек, белый такой, кудрявый, хорошенький похаживает. Вот и думает Ермил: «...Возьму его, что ему так пропадать», да и слез и взял на руки... Вот идёт Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясёт; од нако он её отпрукал, сел на неё с барашком и поехал опять: барашка перед собой держит. Смотрит он на него, и барашек прямо в глаза так и глядит. Жутко ему стало, Ермилу-то: что, мол, не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели... И стал он его по шерсти гладить и говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша...»
Раздаётся дай собак, мальчики встрепенулись. Ваня, всё это время лежав ший под рогожей, наполовину вылез и прислушался. Все прислушиваются.
Павлуша один бросился в лес с криком: «Жучка! Жучка! Серый!» Всё стихает, потом издали, от реки доносится снова голос Павла: «Жучка! Жучка!» Мальчики переглядываются, ждут, смотрят на лес. Слышится топот лошади, и вдруг появляется Павлуша.
Голос а мальчиков . Что? Что там? Что такое? Что?
Павлуша . Ничего. Так, что-то собаки зачуяли. Я думал, волк... (Часто дышит.)
К о с т я. А видали их, что ли, волков-то?
П а в л у ш а. Их всегда здесь много. Да они беспокойны только зи мой.
(Присел, руку положил на Жучку, гладит её. Ваня опять полез под рогожку).
Ф е д я. А какие ты нам, Илюшка, страхи рассказывал... Да и собак нелёгкая дёрнула залаять... А точно, я слышал, это место у нас нечи стое.
Илюша . Варнавицы?.. Ещё бы! Ещё какое нечистое! Там не раз, говорят, старого барина видали - покойного. Ходит, говорят, в каф тане долгополом и всё этак охает, чего-то на земле ищет. Ещё раз де душка Трофимыч повстречал: «Что, мол, батюшка, Иван Иваныч, изволишь искать на земле?»
Фед я (очень изумился). Он его спросил?
Илюша . Да, спросил.
Федя . Ну, молодец же после этого Трофимыч...
Павлуша . Ну, и что ж тот?
Илюша . Разрыв-травы, говорит, ищу. Да так глухо говорит (изображает низким голосом) - Разрыв-травы, разрыв-траву-у-у... «А на что тебе, батюшка Иван Иваныч, разрыв-трава?» «Да вот, - гово рит, - могила давит, хочется вон...»
Федя . Вишь какой! Мало, знать, пожил...
Костя . Эко диво! Я думал, покойников можно только в роди тельскую субботу видеть.
Илюша . Покойников во всяк час видеть можно, а в родитель скую субботу ты можешь и живого увидать, за кем в том году очередь помирать. Стоит только ночью сесть на паперть церковную да всё на дорогу смотреть. Те и пойдут мимо тебя по дороге, кому умирать в том году. Вот у нас в прошлом году баба Ульяна на паперть ходила.
Костя . Ну, и видала она кого-нибудь?
Илюша . Как же! Перво-наперво она сидела долго, никого не видала. Вдруг, смотрит: идёт по дорожке мальчик в одной рубашонке. Она пригляделась: Ивашка Федосеев идёт...
Федя . Тот, что умер весной?
Илюша . Тот самый. Идёт и головушки не подымает... А узнала его Ульяна... Но а потом смотрит: баба идёт. Она вглядывается, вгля дывается, - ах ты, господи! - сама идёт по дороге, сама Ульяна.
Федя . Неужто сама?
Илюша . Ей-богу, сама.
К о с т я. Ну что ж, ведь она ещё не умерла?
И л ю ш а. Да году-то ещё не прошло. А ты посмотри на неё: в чём душа держится.
Пауза. Тишина. Павел ворошит угли костра, подбрасывает сучья, пламя разгорается. Вдруг Ваня увидел вдали белого голубя и вскрикнул.
Ваня . Голубь! Смотрите!..
Все смотрят в сторону, куда показал Ваня.
Костя . Откуда он тут?
П а в л у ш а (рассудительно). Знать, от дому отбился. Теперь бу дет летать, покуда на что наткнётся, и где ткнёт, там и ночует до зари.
Костя (серьёзно, многозначительно). А что, Павлуша, не правед ная ли душа летела на небо?
Ван я (повторяет). Летела ведь на небо, ась?
Ф е д я. А скажи, пожалуйста, Павлуша, что у вас тоже в Шаламове было видать предвиденье-то небесное?
Павлуша . Как солнца-то не стало видно? Как же!
Федя . Чай, напужались и вы.
П а в е л. Да не мы одни. Барин-то наш, хоша и толковал нам на- предки, что будет предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так пе ретрусился, что на-поди. А на дворовой избе баба-стряпуха так все горшки и перебила в печи: «Кому теперь есть, говорит, наступило светопреставление». Так шти и потекли... (смеётся, все тоже сме ются). А у нас на деревне, брат, такие слухи ходили, что, мол, белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку увидят.
Костя . Какого это Тришку
Ваня (повторяет). Какого ещё Тришку?
Илюш а (с жаром, очень удивляется). А ты не знаешь? Ну, брат, откентелева же ты, что Тришки не знаешь? (Многозначительно) Тришка - эвто будет человек такой удивительный, что его и взять нельзя будет, и ничего ему сделать нельзя... Такой уж будет удиви тельный человек. Захотят его, например, взять хрестьяне; выйдут на него с дубьём, оцепят его, но а он им глаза отведёт - так отведёт им глаза, что они же сами друг друга побьют. В острог его посадят, а он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он ныр нёт туда, да и поминай, как звали.
(Все сдержанно смеются). Цепи на него наденут, а он затрепещется - они с него так и попадают. Ну, и будет ходить этот Тришка по сёлам да по городам; и будет он, лука вый человек, соблазнять народ хрестиянский... Ну, а сделать ему нельзя будет ничего... Уж такой он будет удивительный человек.
Павлуш а (неторопливо, тягуче). Нуда , такой. Вот его-то и ждали у нас. Говорили старики, что вот, мол, как только предвиденье небесное зачнётся, так Тришка и придёт. Вот и зачалось предвиденье. Высыпал весь народ на улицу, в поле, ждёт, что будет. А у нас, вы знаете, место видное, привольное. Смотрят - вдруг от слободки с горы идёт человек, такой мудрёный, голова такая удивительная... Все как крикнут: «Ой, Тришка идёт!» - да кто куды! Староста наш в канаву залез; старостиха в подворотне застряла, благим матом кричит, свою же дворовую собаку так запужала, что та с цепи долой, да через плетень, да в лес; а Кузькин отец, Дорофеич, вскочил в овёс, присел, да и давай кричать перепелом. ...Птицу-то враг- душегубец, пожалеет. Таково-то все переполошились!.. А человек-то этот наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан надел и идёт себе (Смеётся)
По ходу рассказа дети смеются, затем снова прислушиваются. Слышится крик цапли, болезненный и резкий, дети прислушиваются.
Костя . Что это?
Ваня . Что это там?
Павел . Это цапля кричит.
Костя . Цапля?.. А что такое, Павлуша, я вчера слышал вечером... ты, может быть, знаешь.
Павлуша . Что ты слышал?
К о с т я. А вот что я слышал. Шёл я из Каменной Гряды в Шаш кино; а шёл всё нашим орешником, а потом лужком пошёл, там, где он сугибелью выходит, - там ведь есть бучило . Оно всё камышом заросло; вот пошёл я мимо этого бучила, братцы мои, и вдруг из то го-то бучила как застонет кто-то, да так жалостливо: у-у... -у-у... у-у! Страх меня такой взял, братцы мои: время-то позднее, да и голос та кой болезный. Так вот, кажется, сам бы и заплакал... Что бы это такое было? Ась?
П а в е л. В этом бучиле в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры. Так, может быть, его душа жалобится.
Костя (расширил глаза, удивлённо). Ой, а ведь и то, братцы мои, я ведь и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы ещё не так напужался.
П а в е л. А то, говорят, есть такие лягушки махонькие, которые так жалобно кричат... (Изображает кваканье лягушки).
Ваня смеётся.
Костя (тоже смеётся). Ну, нет, это не лягушки.
Слышится крик цапли, дети смотрят на лес.
К о с тя . Эк её! Словно леший кричит.
Илю ш а. Леший не кричит, он немой. Он только в ладошки хлопает да трещит. (Демонстрирует, как это получается у лешего.)
Ф е д я. А ты его видал, лешего-то, что ли?
Илюша . Нет, не видал, И сохрани бог его видать; но а другие видели. Вот на днях он у нас мужичка обошёл: водил, водил его по лесу, и всё вокруг одной поляны...
Ф е д я. Ну и видел он его?
Илюша . Видел, говорит, такой стоит большой, большой, тёмный, скутанный, словно за деревом, не разберёшь, словно от месяца пря чется, и глядит глазищами-то, моргает, моргает. (Показывает.)
Ваня . Ой! Страшно!
Ф е д я. Эх ты!.. Тьфу!
П а в е л. И зачем эта погань в свете развелась, право!
И л ю ш а. Не бранись: смотри, услышит...
Молчание.
Ваня (высовывает из-под рогожи голову, приподнимается, говорит радостно и громко). Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки. Гляньте на божьи звёздочки - что пчёлки роятся.
Все мальчики подняли головы к небу, что-то меж собой говорят, показывают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий по рассказу Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»
К 200-летию со дня рождения замечательного писателя Николая Васильевича Гоголя....
Сценарий к рассказу А.П.Чехова "Злой мальчик"
Антон Чехов "Злой мальчик "...
Сценарий по рассказу О`Генри "Последний лист"
Материал предназначен для учащихся старших классов...
Сценарий по рассказу В.Драгунского "Пожар во флигеле или подвиг во льдах"
Сценарий по рассказу В.Драгунского для постановке в учащимися 5-7 классов...
Сценарий по рассказу С. Моэма- ланч
Употребление лексических единиц по теме "Еда". Развитие монологической и диалогической речи. Развиватие мышления, памяти, внимания, способности целостного высказывания....
Сценарий по рассказу М.Зощенко "Свадьба"
рекомендовано для старшеклассников...
Сценарий по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг"
Материал предназначен для учителей русского языка и литературы и педагогов дополнительного образования....