Олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания по литературе (11 класс)
Задания выявляют уровень знаний учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_literature_10-11_klasszadaniya_i_otvety2019.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада по литературе
2019-2020 уч.год
Инструкция по выполнению задания
Участники школьного этапа олимпиады по литературе выполняют два типа заданий: аналитическое (комплексный анализ текста) и творческое.
Время выполнения заданий – 5 астрономических часов. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов.
I Аналитическое задание
Участнику олимпиады предлагается провести комплексный анализ художественного текста. Анализируя его, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков. Ученик сам определяет методы и приёмы анализа, структуру и последовательность изложения своих мыслей.
Задание №1
Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведенном далее эпизоде из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого? Объясните художественное назначение (функции) этих приемов в данном произведении.
1.1. ………………………….. – перенос значения по смежности.
1.2. ………………………….. – крылатое выражение
1.3. ………………………………. – образное, выразительное определение.
1.4. ……………………… – скрытое сравнение
Задание №2
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
Л.Н.Толстой «Война и мир»
— Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? — спросил он, ища кого-то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) — Я вас, кажется, просил, — обратился он к дежурному штаб-офицеру.
— Одно было подбито, — отвечал дежурный штаб-офицер, — а другое, я не могу понять; я сам там все время был и распоряжался и только что отъехал... Жарко было, правда, — прибавил он скромно.
Кто-то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни и что за ним уже послано.
— Да вот вы были, — сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею.
— Как же, мы вместе немного не съехались, — сказал дежурный штаф-офицер, приятно улыбаясь Болконскому.
— Я не имел удовольствия вас видеть, — холодно и отрывисто сказал князь Андрей.
Все помолчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из-за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и споткнулся на него. Несколько голосов засмеялись.
— Каким образом орудие оставлено? — спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова.
Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил:
— Не знаю... ваше сиятельство... людей не было, ваше сиятельство.
— Вы бы могли из прикрытия взять!
Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.
Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались.
— Ваше сиятельство, — прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, — вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого.
Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского.
— И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, — продолжал он, — то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, — сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола.
Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо, не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и вместе с тем чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может идти. Князь Андрей вышел за ним.
— Вот спасибо, выручил, голубчик, — сказал ему Тушин.
Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.
Опорные вопросы:
1.Кто, по мнению Толстого, является истинным героем сражения?
2.Кто из действующих лиц эпизода вызывает негодование Толстого?
3.Выпишите из приведенного отрывка слова , которые объясняют, почему Тушин не стал оправдываться перед Багратионом за потерю орудий?
4.Какое чувство испытывает капитан Тушин вместо оправданного при данных обстоятельствах чувства негодования и желания справедливости? Выпишите соответствующие слова из текста.
5.Какой художественный прием использует автор, передавая внутреннее смятение Тушина, боявшегося своим оправданием подвести «другого начальника»?
6.Основная мысль эпизода.
Критерии оценки
Задание №1 оценивается по 1 баллу за правильный ответ. Максимально 4 балла.
Правильные ответы: метонимия, фразеологизм, эпитет, метафора.
Задания №2
Критерии оценки аналитического задания
Критерии оценки аналитического задания распространяются как на работы, в которых анализируется прозаическое произведение, так и на работы, посвященные анализу поэзии. С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырёхбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.
Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.
Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.
Критерии:
1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения. Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5
Итого: максимальный балл – 70 баллов
II Творческое задание
№1
Как вы понимаете значение терминов: эпиграмма, сонет, мелодрама? Приведите примеры авторов данных жанров.
(За правильный ответ – 1 балл. По 1 баллу добавляется, если указывается автор и название. Максимальное количество 6 баллов).
Ответы:
Эпиграмма – один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое – либо лицо или общественное явление.
Сонет- стихотворение из 14 строк, построенное по строгой строфической схеме: 2 четверостишия и 2 трёхстишия (имеет чередование пяти рифм).
Мелодрама – драматическое произведение, в котором неправдоподобные положения сочетаются с преувеличенной чувствительностью, а герои – либо злодеи, либо образцы добродетели.
№2
Не секрет, что поэты, люди чуткие к языку, умеют «обрабатывать» известные фразы, обороты: заменяют или добавляют в них какие-то слова, включают в необычный контекст. Определите, какие строки переделаны авторами. Максимальное количество 4 балла
- Люблю я земщину, но странною любовью (М. Салтыков-Щедрин)
- Причёсываться? Зачем же? На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно (В. Маяковский)
Итого: 4 б
Ответы :
- Люблю отчизну я, но странною любовью (М. Лермонтов)
- Любить? Но кого же? На время не стоит труда, а вечно любить невозможно (М. Лермонтов)
№3
Представьте себе, что вы пишете комедию эпохи классицизма. Дайте ей название. Напишите список действующих лиц и дайте им краткую характеристику. (Максимальное количество 20 баллов)
Система оценивания: Максимальное количество 20 баллов.
Указано значительное количество персонажей (не менее 7 на высший балл); | 0—4 балла |
Дано правдоподобное название. Название комедий может содержать сюжетную мотивировку («Несчастие от кареты», «Горе от ума»), называть порок типического персонажа («Чудаки», «Пустодомы», «Говорун», «Самолюбивый стихотворец»), содержать информацию о герое («Бригадир») | 0—4 балла |
Персонажам даны оправданные жанром, эпохой и сословной принадлежностью имена; не забыты говорящие имена. | 0—4 балла |
Названы оправданные жанром и выбранной эпохой род занятий и сословная принадлежность персонажей. | 0—4 балла |
Перечень персонажей, сопровождённый краткой характеристикой, представляет собой систему: прослеживаются родственные, любовные, духовные, профессиональные отношения между персонажами. | 0—4 балла |
Итого максимальный балл - 30 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по литературе.
В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс
Собран материал для подготовки школьников с 5 по 11 класс к олимпиаде по литературе. К некоторым заданиям есть ответы....
Олимпиадные задания по литературе 5 класс
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...
Олимпиадные задания по литературе 6 класс
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...
Олимпиадные задания по литературе
Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 классы
Школьный этап...
Олимпиадные задания по литературе
Литература1 -й (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...