Олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания по литературе (11 класс)

Задания выявляют уровень знаний учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада по литературе

2019-2020 уч.год

Инструкция по выполнению задания

Участники школьного этапа олимпиады по литературе выполняют два типа заданий: аналитическое (комплексный анализ текста) и творческое.

Время выполнения заданий – 5 астрономических часов. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов.

 I  Аналитическое задание

Участнику олимпиады предлагается провести комплексный анализ художественного текста. Анализируя его, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков. Ученик сам определяет методы и приёмы анализа, структуру и последовательность изложения своих мыслей.

Задание №1

Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведенном далее эпизоде из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого? Объясните художественное назначение (функции) этих приемов в данном произведении.

1.1. ………………………….. – перенос значения по смежности.

1.2. ………………………….. – крылатое выражение

1.3. ………………………………. – образное, выразительное определение.

1.4. ……………………… – скрытое сравнение

Задание №2

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

Л.Н.Толстой «Война и мир»

 Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? — спросил он, ища кого-то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) — Я вас, кажется, просил, — обратился он к дежурному штаб-офицеру.

 Одно было подбито, — отвечал дежурный штаб-офицер, — а другое, я не могу понять; я сам там все время был и распоряжался и только что отъехал... Жарко было, правда, — прибавил он скромно.

Кто-то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни и что за ним уже послано.

 Да вот вы были, — сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею.

 Как же, мы вместе немного не съехались, — сказал дежурный штаф-офицер, приятно улыбаясь Болконскому.

 Я не имел удовольствия вас видеть, — холодно и отрывисто сказал князь Андрей.

Все помолчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из-за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и споткнулся на него. Несколько голосов засмеялись.

 Каким образом орудие оставлено? — спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова.

Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил:

 Не знаю... ваше сиятельство... людей не было, ваше сиятельство.

 Вы бы могли из прикрытия взять!

Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.

Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались.

 Ваше сиятельство, — прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, — вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого.

Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского.

 И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, — продолжал он, — то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, — сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола.

Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо, не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и вместе с тем чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может идти. Князь Андрей вышел за ним.

 Вот спасибо, выручил, голубчик, — сказал ему Тушин.

Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.

Опорные вопросы:

1.Кто, по мнению Толстого, является истинным героем сражения?

2.Кто из действующих лиц эпизода вызывает негодование Толстого?

3.Выпишите из приведенного отрывка слова , которые объясняют, почему Тушин не стал оправдываться перед Багратионом за потерю орудий?

4.Какое чувство испытывает капитан Тушин вместо оправданного при данных обстоятельствах чувства негодования и желания справедливости? Выпишите соответствующие слова из текста.

5.Какой художественный прием использует автор, передавая внутреннее смятение Тушина, боявшегося своим оправданием подвести «другого начальника»?

6.Основная мысль эпизода.

Критерии оценки

Задание №1 оценивается по 1 баллу за правильный ответ. Максимально 4 балла.

Правильные ответы: метонимия, фразеологизм, эпитет, метафора.

Задания №2

Критерии оценки аналитического задания

Критерии оценки аналитического задания распространяются как на работы, в которых анализируется прозаическое произведение, так и на работы, посвященные анализу поэзии. С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырёхбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения. Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5


Итого: максимальный балл – 70 баллов

 II Творческое задание

№1

 Как вы понимаете значение терминов: эпиграмма, сонет, мелодрама? Приведите примеры авторов данных жанров.

(За правильный  ответ – 1 балл. По 1 баллу добавляется, если указывается автор и название.   Максимальное количество 6 баллов).

Ответы:

Эпиграмма – один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое – либо лицо или общественное явление.  

Сонет-   стихотворение из 14 строк, построенное по строгой строфической схеме: 2 четверостишия и 2 трёхстишия (имеет чередование пяти рифм).      

Мелодрама – драматическое произведение, в котором неправдоподобные положения сочетаются с преувеличенной чувствительностью, а герои – либо злодеи, либо образцы добродетели.  

№2

Не секрет, что поэты, люди чуткие к языку, умеют «обрабатывать» известные фразы, обороты: заменяют или добавляют в них какие-то слова, включают в необычный контекст. Определите, какие строки переделаны авторами. Максимальное количество 4 балла

-  Люблю я земщину, но странною любовью (М. Салтыков-Щедрин)

-  Причёсываться? Зачем же? На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно (В. Маяковский)

Итого: 4 б

Ответы :

- Люблю отчизну я, но странною любовью (М. Лермонтов)

- Любить? Но кого же? На время не стоит труда, а вечно любить невозможно (М. Лермонтов)

№3

Представьте себе, что вы пишете комедию эпохи классицизма. Дайте ей название. Напишите список действующих лиц и дайте им краткую характеристику. (Максимальное количество 20 баллов)

Система оценивания: Максимальное количество 20 баллов.

Указано значительное количество персонажей (не менее 7 на высший балл);

0—4 балла

Дано правдоподобное название. Название комедий может содержать сюжетную мотивировку («Несчастие от кареты», «Горе от ума»), называть порок типического персонажа («Чудаки», «Пустодомы», «Говорун», «Самолюбивый стихотворец»), содержать информацию о герое («Бригадир»)

0—4 балла

Персонажам даны оправданные жанром, эпохой и сословной принадлежностью имена; не забыты говорящие имена.

0—4 балла

Названы оправданные жанром и выбранной эпохой род занятий и сословная принадлежность персонажей.

0—4 балла

Перечень персонажей, сопровождённый краткой характеристикой, представляет собой систему: прослеживаются родственные, любовные, духовные, профессиональные отношения между персонажами.

0—4 балла

Итого максимальный балл - 30 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе.

В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе

Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....

Олимпиадные задания по литературе

Литература1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...