Проектная работа по литературе "Отцы и дети" 9 класс
проект по литературе (9 класс)

Губа Мария Алексеевна

Данная проектная работа разработана с учащимися 9 класса, она отражает принципы формирования взглядов детей по образу и подобию родителей. Исследования проводились на примере произведений классической русской литературы, изучаемых в рамках школьной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oty_i_deti.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Староминский район, пос. Рассвет

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

имени А.И. Майстренко

МО Староминский район

«Отцы и дети»

Авторы: Вещиков Иван Сергеевич

Вещикова Юлия Александровна

Ученицы 9 класса

МБОУ СОШ № 5 им. А.И.Майстренко

МО Староминский район

Руководитель: Губа Мария Алексеевна

Учитель литературы

МБОУ СОШ № 5 им. А.И.Майстренко

МО Староминский район

п. Рассвет, 2024 год

«Отцы и дети»

Вещиков Иван Сергеевич и Вещикова Юлия Александровна

Ученики 9 класса МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Руководитель: Губа Мария Алексеевна учитель литературы

МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..………3

Глава 1………………………………………………………….……………..……..….4-6

Глава 2……………………………………………………………………………….….7-9

Заключение……………………………………………………………………………...10

Список используемой литературы…………………………………………………….11

«Отцы и дети»

Вещиков Иван Сергеевич и Вещикова Юлия Александровна

Ученики 9 класса МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Руководитель: Губа Мария Алексеевна учитель литературы

МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Введение

Современная наука психология утверждает, что на будущее человека решающее влияние оказывает его детство. Психологические травмы, полученные ребёнком, могут привести к необратимым последствиям во взрослой жизни, и наоборот. Именно поэтому здоровые отношения между детьми и родителями порождают успешных и психически здоровых людей. Ребенок зачастую строит свою жизнь, опираясь на пример своих родителей, неосознанно повторяя их судьбы. Мы решили проследить данную закономерность на примере нескольких произведений русской литературы. Для исследовательской работы нами были отобраны наиболее яркие труды известных писателей, демонстрирующие отношения отцов и детей в полную силу.

Тема проекта: отцы и дети.

Цель проекта: изучить влияние воспитания родителей на характер и поступки детей во взрослой жизни .

Задачи проекта:

- найти тему «отцы и дети» в произведениях литературы;

- выявить сходство взглядов различных авторов на данную проблему;

- понять, что хотели донести авторы до читателя, поднимая проблему воспитания в своих произведениях.

Предмет исследования: моральные устои, на которых воспитываются дети.

Объект исследования: произведения художественной литературы..

Актуальность проекта: считаем проект актуальным, так как данная тема имеет отношение абсолютно к каждому человеку и может стать примером того, каких ошибок следует избегать в отношениях родителей и детей.

Свои исследования мы проведем на примере известных произведений, таких как: народная сказка «Царевна-лягушка», А.С. Пушкин « Капитанская дочка», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», А.С. Грибоедов «Горе от ума». Считаем их наиболее полезными в трансляции выбранной темы.

«Отцы и дети»

Вещиков Иван Сергеевич и Вещикова Юлия Александровна

Ученики 9 класса МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Руководитель: Губа Мария Алексеевна учитель литературы

МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Глава 1

Примеры положительного влияния образа родителя на ребёнка

Первое упоминание темы отцов и детей встречается в сказках. В народе закрепилось уважение к старшим и беспрекословное повиновение воле родителей. Фольклорное творчество передавалось из уст в уста и дошло до наших дней, что свидетельствует о зарождении темы отцов и детей. Безоговорочное подчинение и бескрайнее уважение к старшим - главный принцип воспитательного процесса в русских семьях испокон веков. В известной сказке «Царевна-лягушка» освящается вопрос воспитания сыновей:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке оказать, ни пером написать…».

Царь решил женить своих сыновей и дал наказ найти избранниц необычным способом. Примечательно, что ни один из чад не стал оспаривать решение отца, что говорит нам о беспрекословном подчинении воле родителей:

«Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».

На долю младшего сына выпало болото, в котором он повстречал лягушку. Мы можем наблюдать пример сопротивления воле отца: Иван испытывает огорчение и сомнение, пытается перечить воле царя-отца, на что получает однозначный ответ и покоряется воле родителя:

«Говорит Иван-царевич:«Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!»

— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова».

Символично, что за свою покорность воле родителей Иван вознаграждён прекрасной женой, счастьем и любовью умницы-красавицы. Русский народ с самых давних времён во главу воспитания ставит не просто покорность, это своего рода способ передачи опыта. Все свои принципы и устои люди облачали в произведения устного народного творчества, передавая от старшего к младшему.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Ярким примером влияния образа отца на характер и поступки детей может служить произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Старый казак Тарас отправляется на войну с двумя бравыми, молодыми и горячими сыновьями Остапом и Андрием, предполагая, что будет рука об рука биться с чадами, защищая Родину.

«Да, упоительно счастье отца, видящего в сыне достойного казака, отец не соперник для сына и не враг, он даже от того именно и счастлив, что сын "ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет",

Мы можем наблюдать пример одного воспитания, но разных судеб. Познакомившись с Тарасом Бульбой, мы отследили его принципы: доблесть, верность, братство и бескомпромиссность. Отец пользуется уважением у друзей-казаков и сыновей, он сам, словно образец принципов воспитания. Именно поэтому его сын Остап оказывается точной копией отца, что мы видим в сценах сражений, а особенно, в момент казни. Тарас стал высшей степени примером для сына, поэтому последние слова перед смертью обращены к отцу:

«-Батько! Где ты! Слышишь ли ты?»

Остап пытается сказать, что он не посрамил батьку, он хотел знать, что Тарас видит его доблесть.

Нам показалось, что один отец воспитал двух абсолютно разных сыновей. К такому выводу нас подтолкнула измена Андрия, который ради возлюбленной перешёл на сторону врага. Не смотря на уроки Тараса, на обстановку, в которой рос и воспитывался младший сын, он нарушает законы казаков и предаёт братьев по оружию. За это автор лишает жизни героя, но довольно страшным образом. Возмездием стал сам отец, столкнувшись лицом к лицу с сыном, он убивает своего отпрыска со словами:

« - Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье. Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил».

И вот здесь мы опровергаем собственное предположениео том, что два сына воспитаны по-разному. Андрий покорно принял уготовленную отцом казнь. Он не перечил, наоборот, поступил достойно, как учил отец, и принял смерть от родной руки.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что принципы, которые закладывают в нас родители, невидимой нитью проходят вместе с нами через всю жизнь. Как бы человек ни сопротивлялся воспитанию, он уподобится воспитателю.

«Отцы и дети»

Вещиков Иван Сергеевич и Вещикова Юлия Александровна

Ученики 9 класса МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Руководитель: Губа Мария Алексеевна учитель литературы

МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Глава 2

Примеры отрицательного влияния образа родителя на ребёнка

Каждый родитель мечтает о светлом и успешном будущем для своего ребёнка, поэтому старается воспитывать в соответствии с нормами морали и нравственности. И все же случаи, когда родители являют собой дурной пример, оставляя негативный отпечаток на судьбе ребёнка, имеют место быть. Иногда дети впитывают, как губка, увиденное и услышанное от отцов и матерей, а иногда идут против навязываемой системы ценностей. Мы решили отыскать произведения, подтверждающие наше мнение, и нашли.

В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Красочным примером служит произведение Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе». Главным героем является шестилетний мальчик Вася, рано лишившийся матери и оставшийся с младшей сестрой на попечение отца. Родитель уходит в депрессию и игнорирует сына, сосредоточив всё внимание на дочери, в которой видит черты супруги. Василию не хватает заботы, тепла и участия отца, поэтому он ищет это на улице. Мы посчитали, что отсутствие родительского участия привело героя к бродяжничеству и сомнительному обществу. Но наши взгляды по мере углубления в сюжет изменились, так как Вася показывает себя полной противоположностью отцу.

Мальчик боится, что отец узнает и запретит ему всяческое общение с друзьями низкого статуса:

«Я всегда боялся отца,а теперь тем более. Теперь я носил в себе целый мир смутных вопросов и ощущений. Мог ли он понять меня? Мог ли я в чем-либо признаться ему, не изменяя своим друзьям? Я дрожал при мысли, что он узнает когда-либо о моём знакомстве с «дурным обществом»…..»

Но этот страх не останавливает героя, он продолжает ухаживать за больной девочкой, совершая нравственный подвиг. Мы наблюдаем ситуацию, в которой сын превзошёл в нравственности отца. И это не может остаться незамеченным. Поступок сына пробудил в отце чувство гордости, любви и понимания:

« Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде…»

«И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына».

Автор заставляет задуматься над тем, как своим безразличием и холодностью родители могу воспитывать в детях нечто прекрасное, но делать это крайне несправедливо.

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Произведение «Горе от ума» является классикой отечественной литературы, оно повествует о сопротивлении, о нетипичных людях, готовых бросить вызов системе устоев целого общества. Таким героем стал Чацкий – молодой, умный, образованный человек, прибывший в дом своего воспитателя Фамусова, который из-за смерти отца воспитывал Чацкого с ранних лет, как родного сына.

«Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли».

Фамусов-отец является собирательным образом целого общества, живущего особым хватом. Он и все его друзья не приемлют образованность и малейшее отклонение от устоявшихся норм. Не трудно догадаться, что Чацкий после длительного отсутствия со своими нестандартными высказываниями становится изгоем.

«Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?»

Так высказывается Чацкий об образовании и воспитании, которое давали и ему, которым он явно не доволен. Но наш герой рос в семье Фамусова вместе с Молчалиным, который впитал все уроки жизни от «отца».

"Старушки все — народ сердитый;

Не худо, чтоб при них услужник знаменитый

Тут был, как громовой отвод.

Молчалин! — Кто другой так мирно всё уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрёт..."

Молчалин и Чацкий росли в одном доме, внимали одним наставлениям, но оказались абсолютно разных мировоззрений.

Приходим к выводу о том, что дети сами выбирают свой путь в будущем. Они могут транслировать пример отцов, а могут строить свою судьбу иначе. Это и показал нам писатель.


«Отцы и дети»

Вещиков Иван Сергеевич и Вещикова Юлия Александровна

Ученики 9 класса МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Руководитель: Губа Мария Алексеевна учитель литературы

МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Заключение.

Проанализировав произведения русской литературы, мы пришли к выводу о том, что влияние образа родителей на будущее детей неоспоримо. Дети впитывают как губки все уроки жизни от старшего поколения, но применяют их в жизни по-разному. Одни становятся похожими на своих воспитателей, повторяют их слова и поступки, другие отвергают принципы, создавая новую, свою реальность. На примерах произведений мы смогли узнать, что у одних родителей, при одном воспитании могут вырасти абсолютно разные дети. Исходя из проделанной работы мы смело можем говорить о том, что воспитание – сложный процесс, который может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на судьбу молодого поколения. Так как произведения мы выбирали из разных исторических эпох, делаем заключение, что тема актуальна во все времена.

Считаем, что смогли достигнуть поставленной цели, решить выдвинутые задачи в ходе выполнения проектной деятельности.

«Отцы и дети»

Вещиков Иван Сергеевич и Вещикова Юлия Александровна

Ученики 9 класса МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Руководитель: Губа Мария Алексеевна учитель литературы

МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Список используемой литературы

1. Н.В. Гоголь «Тарас бульба»

2. В.Г. Короленко «В дурном обществе»

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "My home page" 5 класс

конспект урока проектной работы для 5 класса на тему "My home page"...

Проектная работа по географии в 7 классе "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки"

Прект выполняется в течение одного учебного часа. Учащиеся выполняют проект на заранее заготовленном изображении Африки ( контуры материка). Класс делится на 3 группы 1 группв изучает Геологическое ст...

"Откуда есть пошло название поселка "Васьково"? Проектная работа по истории ученика 6 класса Данилова Александра

Проектная работа по истории на основе краеведческого материала, посвящена истории названия поселка "Васьково", в котором мы живем.В работе рассматриваются две версии происхождения названия поселка.Про...

"Поселения "Васьково" в РФ" проектная работа по истории ученицы 5 класса Уваровой Евстолии

Проектная работа по истории содержит в себе мини-исследование на тему существования в РФ поселений с названием Васьково. Ученицей была составлена карта поселений Васьково в РФ и написаны письма Главам...

Древо власти в моём посёлке. Проектная работа по обществознанию ученицы 5 класса Козяр Василисы.

Проектная работа посвящена исследованию структуры власти муниципального образования "Васьковское" Приморского района Архангельской области.Защита проходила на школьной учебно-исследовательской конфере...

"Кто мы: аудиалы, визуалы, кинестетики? И как нам лучше учиться?" Проектная работа по обществознанию учащихся 6 класса Типунина В., Гуляева П.

Проектная работа содержит исследование учащихся 6 класса. с которыми было проведено анкетирвание для определения типа восприятия информации. Цель анкетирвания: узнать о себе и помочь себе улучшить уче...

"История наших имен уходит корнями в древний мир", проектная работа по истории учениц 5 класса Салобуто Надежды и Екатерины.

Проект содержит исследование имен учащихся 5 класса с познавательными целями узнать значение имен и страну происхождения, изучаемую в 5 классе на уроках истории.Проектным продуктом стал "Цветок имени"...