Интегрированный урок-суд на тему: «Россия периода отмены крепостного права в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина».
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Урок содержит материалы, которые можно использовать как в готовом виде, так и частично (по необходимости)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok-sud_po_skazkam_saltykova_shchedrina.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок-суд на тему:

«Россия периода отмены крепостного права

 в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина».

Цель урока: выявить связь между историей и литературой; формирование знаний по обозначенной теме и их контроль; формирование интереса к предметам через нетрадиционную форму урока; развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:  мебель расположена по типу «заседание суда», на доске обозначена тема урока, репродукции художников о жизни крепостной России

Участники урока: учащиеся-артисты: Прокурор, Адвокат, Судья, Мужики, Помещики, остальные ученики класса выступают в роли присяжных заседателей.

Ход урока:

Декламируют четверо учащихся:

1. Критик П.Анненков в 1881 году писал: «Для будущего историка русского общества, когда он подойдет к переживаемой нами эпохе, не будет более драгоценного клада, как сочинения г. Салтыкова, в которых он найдет живую и верную картину современного общественного строя. Салтыков во всей русской литературе не знает себе равного, когда дело идет о том, чтобы охватить типические черты переживаемого обществом времени, живо подметить тот или другой новый народившийся тип и освежить его со всей яркостью своего мощного таланта».

2. Россия Салтыкова особенная, ее можно понять, только глубоко задумавшись и проникнув в ее тайны, приблизив ее к себе, и тогда слова сатирика найдут своего внимательного читателя: «Я люблю Россию до боли сердечной, даже не могу помыслить  себя где-либо, кроме России». Вот этот-то культ, в основании котрого лежит сердечная боль, и есть именно русский культ. Болит сердце, болит, но и за всем тем всеминутно к источнику своей боли устремляется.

3. И все прошло, все минуло!

Чу! Похоронный звон!

Гаврила Афанасьевич снял шапочку

И набожно перекрестился тож:

Звонят не по крестьянину!

По жизни по помещичьей

Звонят! Ой, жизнь широкая!

Прости, прощай навек!

Прощай и Русь помещичья,

Теперь не та уж Русь.

4. Крестьяне добродушные

Чуть тоже не заплакали,

Подумав про себя:

«Порвалась цепь великая,

Порвалась-расскочилася,

Одним концом -  по барину,

Другим -  по мужику».

Слово учителя о целях и задачах урока. Представление участников судебного процесса: Судья, Адвокат, Прокурор, Мужики, Помещики.

Судья: Слушается дело помещика, князя  Урус-Кучум-Кильдибаева,

Потерявшего, господа, человеческий облик и совершенно одичавшего. Нам предстоит узнать, что же стало с этим человеком, имевшим некогда тело белое да рассыпчатое. Итак, господин помещик, что же случилось? Поведайте суду.

Помещик: Всего было у меня довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. Но мужиков столько в моем хозяйстве развелось, что сердцу непереносно стало. Испугался я, что все добро они у меня переедят. Обратился я к Господу Богу, чтобы избавил он меня от мужиков.

Судья: В качестве свидетелей приглашаются мужики-крестьяне. Подтверждаете ли вы слова помещика?

Мужики: Как же мы могли его объесть?  Это нам житья от него никакого не стало. Штрафами задавил да запретами. Все нельзя да не позволено. Скотина на водопой пойдет, а он кричит, что это его вода. Курица за околицу выйдет, а он орет, что это его земля. И вода, и земля, и воздух – все его стало! Лучины не стало светец зажечь, прутика не стало, чтобы избу подмести. Взмолились мы всем миром Господу, чтобы он избавил нас от этого зла.

Судья: Итак, господин прокурор, господин Адвокат, вам слово.

Прокурор: Я обвиняю князя в глупости. Куда помещику без мужика? Начнем с того, что даже умыться он сам не может, хоть шампиньоны на его голове расти. Питался он без мужика кой-каким сырьем, печка не топлена. Посмотрите на него: ходит больше на четверенках, хвоста только не пробрел. Приятелей растерял. Слова мои подтвердят и актер Садовский, и господа генералы, и капитан-исправник. С медведями только и дружить ему. А подати за него кто платить будет? Дурак наш помещик и смуты зачинщик. Мужика изловить и вернуть на землю следует.

Адвокат: Моя речь, господа, в защиту мужика. Нельзя его помещику возвращать. Мужик помещику не принадлежит, от личной крепостной зависимости он освобожден, всю жизнь маяться с таким помещиком не обязан.

Прокурор: Да, господа, по Положению крестьяне освобождены, но до заключения выкупной операции обязываются нести ряд повинностей в пользу помещиков. И давайте спросим, наконец, мужика. Нужна ли ему свобода?

Мужик: Жил я себе на острове припеваючи. Откуда ни возьмись два генерала на моем острове очутились, вцепились в меня. Пришлось перед ними действовать. Нарвал им яблочек, а себе взял одно кислое; из собственных волос сделал силок и рябчиков им наловил. А за мое усердие генералы мне отдохнуть позволили, а чтобы я не убежал, свил сам себе веревочку да и привязался к дереву. И до того я изловчился угождать генералам, что суп в пригоршне варить научился. А когда захотелось им в Петербург на Подъяческую, так я в аккурат туда их и доставил. А они мне за это рюмку водки да пятак серебра выдали. Премного я им благодарен за это.

Прокурор: Ну, что я вам говорил? Сам себе веревочку свил! Каково? Поделом ему лежебоке-деревенщине. Мужика вернуть и на цепь посадить для устрашения!

Адвокат: А что остается делать запуганному мужику, когда ежели не угодишь высшему чину, то кончиться все может кровопролитием? Кровопролития! Вот чего нужно нашим правителям. Если воевода Михайло Иваныч напал на стадо баранов и всех до единого перерезал, поймал бабу в малиннике, забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил. Он в лоск мужика разорил, а все ему мало кажется. Неужели, я вас спрашиваю, кто одолеет, тот и прав? Кто сильнее, тот и ест? Положение издано, по нему мужики свободны, так должно и быть.

Судья: Итак, господа присяжные, вам предстоит решить: освобождать мужика или нет? Давайте определим положительные и отрицательные стороны реформы и составим свой проект Положения.

Присяжные (в роли которых выступают учащиеся класса) через несколько минут предлагают свои проекты реформирования крепостной зависимости, при этом сначала определяют положительные и отрицательные стороны  существовавшего.

Учитель: Нам известна историческая ситуация, сложившаяся в пореформенной России. А какой  ее видел Салтыков-Щедрин в своих  сказках? (В качестве домашнего задания был предложен этот вопрос,  несколько учеников дают на него ответ).

Учитель: Теперь нам предстоит проверка компетентности наших присяжных заседателей. Вашему вниманию предлагается тест из десяти вопросов по истории и литературе.

Через 10 минут происходит взаимопроверка тестов.

В конце урока после подведения итогов и объявления результатов теста проводится рефлексия:

1. Видите ли вы тесную связь между двумя предметами?

2. Есть ли необходимость в подобных уроках?

3. По десятибалльной шкале оцените свои знания по обозначенной теме.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат"

Презентация с применением интерактивной доски к уроку литературы в 10 классе  по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - ...

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...

Урок "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права" для 8-х классов...

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...

Открытый урок по теме «Нравственные проблемы и поучительный характер сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

Формирование коммуникативной, информационной, аналитической компетенций при изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина....