Литература родного края. Мой родной Донбасс в устном народном творчестве
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Литература родного края. Мой родной Донбасс в устном народном творчестве

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература родного края. Мой родной Донбасс в устном народном творчестве.

История – сокровищница наших деяний,

свидетель прошлого, назидательный пример

для современности, оговорки на будущее

Сервантес

 Литература, 8 класс

Тема. Литература родного края. Мой родной Донбасс в устном народном творчестве.

Цель: ознакомить учащихся с историей развития литературы родного края в устном народном творчестве, закрепить изученные ранее ее жанры; привлекать учащихся к искусству слова; краеведческого исследования; заинтересовать прошлым;

развивать художественно- эстетический вкус и творческий потенциал, навыки литературоведческого анализа, выразительного чтения произведений устного народного творчества; умение анализировать фольклорные произведения, познавательную деятельность и творческие способности учащихся;

воспитывать у учеников любовь и уважение к прошлому Донбассу, чувство патриотизма, духовных ценностей, желание исследовать его историю; лелеять трудолюбие, милосердие, гуманное отношение к человеку, воспитывать высоконравственные качества у учащихся, пренебрежение к жестокости и предательству; любовь к родному краю.

Тип: литературное исследование.

Вид урока: бинарный урок ( литература – история)

Оборудование: мультимедийная интерактивная доска, тексты произведений устного народного творчества о родном крае, картины, словарь литературоведческих терминов, фотографии Донбасса, презентация, библиотечка – выставка книг « Думы – это как поэтическая летопись казацкой жизни, бурной и широкой, как море» материал (карточки с заданиями для групповой работы, тесты.)

Методы и приемы: рассказ учителя, опережающие задачи, методы «Свободный микрофон», «Пресс», «Мозговой штурм», ассоциативный куст, творческая исследовательская работа учащихся, чтение, составление цепочки событий, прием «Окончи предложение», « Займи позицию», литературоведческий анализ текстов, анализ произведений, составление информационной кисти, учебное сотрудничество в группах, составление синквейна, словарная работа

Ожидаемые результаты:

После этого урока учащиеся смогут:

 - рассказывать о литературном богатстве родного края; его прошлом;

 - понимать и знать понятия жанров устного народного творчества; об особенностях устного народного творчества;

- решать проблемные вопросы;

- доказывать свои утверждения; доносить свое мнение до других.

- выполнять идейно- художественный анализ произведений;

- быть милосердными, осуждать жестокость и предательство

Ход урока

И. Организационный момент.

1. Эмоциональная настройка «Создаем настроение»

С каким настроением вы пришли на урок? ( хорошим, заинтересованным, веселым)

2. Пожелания учащимся:

 Сегодня на уроке хочу я найти

У вас то, что другим незаметно:

Отвагу – в скромных,

Доброту – в черствых,

У ленивых - трудолюбие,

Жажда знаний - у всех.

И незаметно струны так тронуть,

Чтобы звуки все слились в один оркестр мыслей

Название которому – успешный урок.

 1. Мотивационный  этап

Девизом к уроку я выбрала слова нашего земляка Никиты Чернявского:

 Донбасс – это творчества океаны,

Которых не исчерпать никогда

1.Обсуждение эпиграфа.                                                                                                                                                                       -Как вы понимаете изречение М. Чернявского? (ответы учащихся)

 II. Мотивация учебной деятельности. Вводный рассказ- обзор, создание ситуации интереса.

1. Анализ выставки книг устного народного творчества.

• Идут века, проходят тысячелетия, но устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. Это не просто книги, а драгоценное сокровище, которое мы должны беречь.

2. Интерактивное упражнение «Микрофон»

Учитель литературы: Какие же результаты мы можем надеяться от этого урока? . О чем хотите узнать, поговорить? Чего нового узнать, исследовать?

3. Запишите свои цели в тетради. (2 – 3 из них озвучит)

- узнать о литературном богатстве родного края; его прошлое;

- понимать и знать понятия жанров устного народного творчества; об особенностях устного народного творчества;

- решать проблемные вопросы;

- доказывать свои утверждения; доносить свое мнение до других.

- выполнять идейно- художественный анализ произведений;

- быть милосердными, честными, гордыми своим краем - уметь чувствовать оговорку наших предков

Учитель литературы:  «Мозговая атака»

 1. Давайте вспомним, какие виды и жанры устного народного творчества мы изучали. ( Это сказки, пословицы, поговорки, песни, загадки, басни, народные баллады, думы, народные романсы, анекдоты и т.д.)

2.Что известно вам о народных думах, песнях, преданиях? ( Краткие ответы учащихся: это виды фольклора, устный и популярный вид УНТ, произведения преимущественно героического содержания о важных исторических событиях и т.д.)

3. Что такое народная дума? ( Дума (казацкая дума) — жанр чисто  речитативного народного и героического лиро - эпоса, который исполняли странствующие певцы-музыканты: кобзари).

4. А народная песня? Какие народные песни бывают? (Народная песня – это те сказания, музыка и слова которых появились в ходе развития определенной культуры. В большинстве случаев эти песни не имеют автора, так как были сочинены народом).

5. Народное предание, что это? (Переводы – устные рассказы о жизненных фактах, явлениях, драматических ситуациях, связанных с конкретными историческими событиями, информация о которых передается не очевидцами, а путем пересказа услышанного (отсюда и название – предание).).

6. А теперь давайте вспомним, что такое легенда? (Легенда – это предание об определенных (в основном реальных) событиях или отдельных людях, окутанных сказочностью или фантастикой.)

 Объявление темы и цели, задач урока.

Слово учителя истории: Сегодняшний урок особенный, необычный, потому что вести его будут два учителя – учитель литературы и истории. Мы устремимся в край Донецкий, имеющий давнюю историю. Давным-давно, много веков назад, нынешняя территория Донбасса была "полем чистым", "землей неведомой". Древняя степь покрывалась ароматным чабрецом, цветами, полынью и ковылем. Земля эта изначально находилась на перекрестке важных исторических путей, которыми кочевали разноязычные народы.

По ней когда-то скакали на своих конях амазонки, в разное время здесь жили кимерийцы, скифы, сарматы, готы, позже - хазары, печенеги, половцы, монголо - татары. На степных просторах были слышны свисты боевых стрел, лязг щитов, воинственные крики - это проходили славные битвы между хозяев этих безграничных земель и  племенами кочевников, которые зашли. Здесь пролегали многочисленные пути – млечные, торговые, "соляные", "угольные". Таинственный отклик древности сохранился и в половецких каменных бабах, и в Святогорском монастыре, и в Савур -Могиле, и во многих географических названиях донецкого края.

Учитель литературы. Литература родного края. Края, где восходит солнце, имеющее давнюю историю. Раскинулся он от Северского Донца до Азовского моря. Мы с вами устремимся в далекое прошлое, коснувшись страниц истории нашего родного края в устном народном творчестве. Я надеюсь, вы не останетесь безучастными к тому, о чем мы будем говорить. Этот урок заставит вас задуматься над историческим прошлым родного края, окунуться в волшебный мир народных дум, песен, преданий, испытать глубокое уважение к героям – защитникам, пренебрежение к жестокости и предательству, гордости за своих предков, любви к Родине.

Учитель истории: Мы должны изучать литературу своего края, ее историю, исследовать мир, щедрый на легенды, песни, сказания. Мир с Золотым Колодцем, Святогорским монастырем, Каменными Могилами — давними молчаливыми свидетелями истории родного края. Дорога, конечно, начинается с отцовского порога. И нельзя идти в мир, не узнав об истории, литературе родного края. Ведь какие странные эти произведения! И не сказка, и не быль. Соединили они в себе историческую правду и человеческую выдумку.

Учитель литературы: Для каждого из нас дорогой родной край, милая сердцу сторона.

Мы должны решить проблемный вопрос: * Чем же прославилась юго-восточная окраина родных земель в устном народном творчестве?

Задание: В течение урока составить информационную кисть к словосочетанию: родной край, Луганщина

Народная память сохранила много дум, песен и преданий. Героические поступки казаков- защитников. Дети, давайте посмотрим на историю нашего края через призму веков и узнаем, как она воспроизведена в народных песнях, думах и преданиях.

Вы получили опережающее задание (для всех одинаковые):

• Найти и прочесть произведения устного народного творчества, связанные с родным краем.

• Выбрать наиболее понравившиеся, прочитать, подготовить краткую характеристику.

• определить художественные средства, использованные художниками в этих произведениях;

Для решения опережающей задачи класс разделен на группы:

1 группа: * ознакомление с содержанием народной песни о Сауре - Могиле * определение главного мнения, краткий анализ; * краткая характеристика описания степи; * художественные средства, углубляющие содержание строф.

ІІ группа:* ознакомление с содержанием легенды, предания о Саур – Могиле;* определение главного мнения, сжатый анализ; * художественные средства, углубляющие содержание.

ІІІ группа:• изложение и зачитывание отрывков из думы;• определение главного мнения;• элементы описания местности (примеры из произведения);• художественные средства, углубляющие содержание

(От каждой группы выступает ученик, который (согласно распределению ролей) отчетливо читает песню или предание, легенду, несколько учащихся выступают с анализом произведения, краткой характеристикой произведения, описанием степи, исследованными художественными средствами).

Учитель литературы: Каждая группа анализирует произведение, в основе которого рассказ о родном крае

Слово предоставляется учащимся I группы.

Историк: Я убедился в том, что литература очень тесно связана с историей. За тысячелетия своей истории наш степной край знал и беды, и радости.  В XIV—XVIII веках наш край упоминается уже в устном народном творчестве: думах, песнях, легендах и преданиях, в которых народ воспел и прославил подвиги запорожских казаков на донецкой земле. Более пятисот лет назад возникла на Днепровых порогах славная Запорожская Сечь — колыбель свободолюбивого духа у народа. Народная память сохранила много дум, песен и преданий. Героические поступки казаков -защитников.

Исследователь: Интересно было исследовать, что во многих народных песнях воспевается как место героических сражений - заметное повышение на восточных границах нашего Донбасса, недалеко за Снежным городом — Савур-могила — это память о былых временах, это памятник славянскому духу.

Учитель литературы: * Игра «Интересы из сумки». Что пишется в «Энциклопедическом словаре» о Савур-могиле?

Исследователь: Савур-могила – это курган высотой 277,9 м над уровнем моря, расположенный в 12 км к югу от города Снежного на границе трех областей – Донецкой, Луганской и Ростовской. Савур-Могила – символ героической и беззаветной борьбы за родную землю. Именно здесь находят отдых беглецы из азовского плена, возвращаясь в родной край "на ясные звезды, на тихие воды"

Исследователь Слово «савур» происходит из тюркского языка, означает степную возвышенность со сглаженной верхушкой круглой формы, напоминающей конскую крупу (дословный перевод тюркского слова «сауыр»).

Учитель истории :Донецкая земля... Когда произносишь эти слова, сразу предстают перед глазами бескрайние степи, по которым путешествовали еще скифы, высокие терриконы, напоминающие о том, что Донбасс — столица угольного края, волшебные головки красных роз, которые веселят глаз летнего дня. . Это моя родная земля, мой волшебный Луганский край, без которого я не смогу жить. Он навечно вошел в мое сердце, мой Донбасс, моя Родина.

Историк: Известно, что этот край воспет еще в "Слове о полку Игореве". Это меня совсем не удивляет, ведь богатства Донбасса, его величественная природа пленяли наших далеких предков. Они пытались заселить эти щедрые земли, чтобы чувствовать себя такими же богатыми, как эти степи. Сначала скифы-путешественники поселились на плодородных землях Донбасса. А потом...

Литературовед: Многое помнит наш край: и мирные времена, и страшные войны! Помнит и о нелегкой судьбе наших прямых предков – шахтеров. Хоть и тяжела была судьба наших предков, но они не потеряли духовного богатства и сумели оставить нам в наследство прекрасные виды, богатую землю и чувство гордости за родной край. И не только в "Слове" речь идет о нашем крае!

Исследователь: Вспомним славную песню о Саур-Могиле! Беглецы хотели добраться туда, потому что знали, что она охраняется бескорыстными казаками: "

Слово учителя литературы: Проходили столетия... Теперь мы узнаем прошлое нашего края из древних летописей, украинских песен и дум, художественных произведений писателей. Земля наша овеяна мифами, легендами, былями, сказаниями, прославляющими наш край. Здесь, на этой земле, и наши корни. Мы должны знать историю и культуру своей страны, духовно обогащаться из источника устного народного творчества. Сегодняшний урок литературы родного края посвящается литературной истории наших земель с древности до современности. Мы искренне надеемся, что путешествие в прошлое родного края никого не оставит безразличным. Мне бы хотелось, чтобы вы почувствовали эту поэзию всем сердцем, всей душой.

«Литературовед»: Послушайте эту песню «Где Савур-Могила, широкая долина?»

Где Савур-могила, широкая долина, сизый орел пролетает;

Славное войско, славное Запорожское в поход выступает.

Где Савур-могила, широкая долина, сизый орел пролетает;

Славное войско, славное Запорожское, а как мак процветает.

В поле могила, широкая долина, сизый орел пролетает;

Славное войско, славное Запорожское, а как золото сияет.

Ой и возьмите меня, превратите мурзаки, и выведите на могилу:

Пусть же я стану, посмотрю и на свою краину!

Ой и возьмите меня, превратите мурзаки, и выведите на могилу:

Ой, пусть я взгляну, посмотрю, где я бесполезно погибну!

1. Вопросы по тексту песни. 2. Составьте паспорт песни (работа в тетрадях)

Учитель литературы: Картины родного края можно встретить и в других произведениях фольклора, среди которых легенды о жизни и обычаях запорожцев. Так, как произведения о Савур-могиле можно найти во многих произведениях – преданиях. Слово придаем II группе  

Литературовед: Я подготовил  пересказ "О Савве - Савуре"

В открытой степи на передовой линии находился казацкий сторожевой пост. Как только здесь замечали облако степной пыли, поднимаемое конями нападающих, казаки подавали сигнал следующему посту: они зажигали смоляные бочки на башне. Так по цепи известие о нападении чужестранцев докатывалось до Запорожской Сечи, откуда навстречу врагу выступало войско. Однажды охрана поста вступила в неравное сражение с татарами. Долго казакам после дождя не удавалось зажечь костер. Защитники во главе с Саввой (татары называли его Савуром) героически сражались с врагом, пока не увидели костер, зажженный соседним постом, где верховодил казак Харцыз. Защитники родной земли погибли, исполнив свой долг перед родиной. Запорожцы пришли сюда, прогнав врага, похоронили товарищей по казацкому обычаю: насыпали на их могиле курган, назвав его именем Саввы-Савура.

Дайте ответы на вопросы по тексту перевода "О Савве-Савуре":

1. Где находился казацкий сторожевой пост?

Ответ: В открытой степи, на передовой линии.

 2. Что делали казаки, когда замечали облако степной пыли? Ответ: Казаки подавали сигнал следующему посту.

3. В чем заключался сигнал казаков? Ответ: Казаки зажигали смоляные бочки на башне.

4. С кем вступила в неравное сражение охрана поста? Ответ: Охрана поста вступила в бой с татарами.

5. Почему казакам не удавалось зажечь костер? Ответ: Прошел дождь.

6. Как называли Савву татары? Ответ: Татары называли Саву Савуром.

7. Как сражались защитники с татарами? Ответ: Бились защитники храбро, упорно.

8. Кто зажег костер? Ответ: Костер зажег соседний казацкий пост.

9. Что произошло с казаками? Ответ: Казаки погибли, исполнив свой долг перед отчизной.

10. Что сделали запорожцы? Ответ: Запорожцы прогнали врагов, похоронили товарищей по казачьим обычаям.

11. Как назвали запорожцы курган на могиле погибших казаков? Ответ: Курган назвали именем Саввы-Савура.

Литературовед:  Я предлагаю Легенду "Савур-Могила". Мы постараемся ее инсценизировать .

На Савур-Могиле когда-то жил ватник Савва и держал когорту разбойников таких, как и сам. Жили они в землянках или шалашах. Курени их были у могилы, потому что до сих пор остаются здесь глубокие ямы. Возле могилы, как раз над большим млечным путем, называемым Ростовской дорогой, стояло копище. Было, как нечего есть сердегам, то они вынесут войлок или ряденку, простелит возле древка и положат на копилку все то, что у них последнее осталось и чего надо: там ли рыбы, сухарей, хлеба, пшена, лука или чего-то другого - и выглядят чумаков.

Проезжают мимо чумаки, посмотрят на рядно, так уже и знают, какую подать им надо давать. Тот насыпит сухарей, той соли, той рыбы - и едут себе с Богом. А если какой чумак не догадается, а больше того, что не захочет дать, то его грабили, а непокорный, то и били. Было всего. На простого человека никогда не бросались, а панам, говорят, доставалось... ...Однажды ехали по Ростовской дороге погонцы, доставляющие провизию для войска, которое стояло у Азовского моря. Тогда француз воевал, что ли... ехали с фурой. Везли там сухари, крупы, пшено. Переехали Самар-реку, и стали попадаться по дороге овраги - такие лески, значит. Заехали они от Самары дней три-четыре уже далеко, и никто их не трогал.

Стали они доезжать до Саур-Могилы, когда смотрят – что за притча! - в байрачке, что над дорогой, стоит копище, воткнутое в 11 землю, а возле рогатины лежит платок. На платке посыпано немного соли, пшено и еще там кое-что. Никто из погонцев не знал, что это за знак. Один взял вынул копыто из земли и швырнул его от дороги. Платочек же не занимали, потому что боялись: думали, что это колдовство какое. Только стали отъезжать от того места, где было копище, когда это из леса – бух! бух! бух! Так и свалило три вола в валке. У одного погонца был парень лет там семнадцать, что ли, и он был такой, из рода, что не назло рос, а на добро.

Вот парень и говорит:

- Добивайте вола мучающегося, поделитесь и сварим кулешу. Они так и сделали: добили вола, поделили его, наварили кулешу с маханом и давай есть, когда к ним из леса выходят три человека. Один идет и кричит во все горло:

 – Спасайте, кто в Бога верует!

Погонцы смотрят, когда у кричащего глаза так и вылезли и только на жилах болтаются, а остальные два ведут его под руки. Это был сам Савва, у которого были разбойники на Савур-Могиле. Пришли люди к повозкам, а Савва и спрашивает погонцев:

 - Не найдется ли между вами хорошего человека, который сделал бы такое, чтобы глаза стали на своем месте?

А товарищи его тоже просят. Погонщики не знали, что им ответить. Парень лежал на телеге и никому не показывался. Отец его встал, пошел к телеге и спрашивает:

– Что им ответить?

Парень и говорит:

- Скажите слепому человеку, пусть нам доставит три волы, триста рублей и то ружье, которым убиты три волы.

Сказал погонщик Савви, чтобы доставил он все то, что говорил его сын, а Савва велел принести ружье. Показал ружье отроку, а он говорит:

– Это не она. Принесли вторую.

 – И это, – говорит – не она.

Савве очень не хотелось давать свое ружье, но надо, потому что глаза милее. Вот он послал забрать ружье, деньги и три вола. Парень посмотрел на ружье и говорит:

– Вот она! Забрал он то ружье, деньги и волы и говорит:

- Принесите в котел воды

Товарищи Саввины принесли воды и поставили на траве возле парня. Парень взял вырвавший травы, сделал кропило, прочитал какую-то молитву, что никто не разобрал, покропил Савву, подавлял ему глаза в ямки и велел умыться водой из котла; а сам пошел и спрятался между телегами. Умылся Савва, мигнул глазами и стал видеть. Смотрел-смотрел на погонцев – нет, не видит того, кто над ним насмеялся: он тогда и давай спрашивать

Погонщики не показывают ему парня. Когда это вышел парень, а Савва сейчас и узнал его.

- Молод-молодец, ты высоко летаешь, - говорит Савва. Сказав это, попрощался с погонцами и пошел на Савур-Могилу, до которой было гон, может, десять. Отошел еще прочь, встал и кричит:

 – Ну, вспомните же вы меня! Посмеялись вы надо мной - будет вам еще хуже!

А парень и говорит: - Если так, то не дойдешь ты до своего шалаша и за три дня!

 – Сказав это, он что-то прочитал – и над Саввой сделалась как река (оно реки не было, а Сави только так показывалось). Давай тогда Савва с товарищами ту реку перебродим. Бредут, бредут и все на одном месте. Поехали погонцы дальше. Вот через три дня уже отвезли все в стоящее недалеко войско и вернулись снова на то место, где варили кулеш, возле Савур-Могилы. Смотрят – когда Савва с товарищами ходит на том месте, где их оставили погонке; стучат палочком в землю, как в воду, и брода никак не найдут, чтобы перейти на другую сторону.

Погонцы принялись варить кулеш. Савва посмотрел в ту сторону, где стояли погонцы, и показалось ему, что это слобода. Пришел он к ним, а юноша и говорит:

 - А что, посмеялся над нами? Были бы здесь еще два твоих товарища, которые на Медведь-Могиле и Горелом Пне, то я бы тем глаза подолбил, чтобы людей путешественников не обирали. Стал Савва просить прощения у погонцев, а парень снова ему и говорит:

 – Иди, человече, с Богом! Пошел Савва на Савур-Могилу. Как поехали погонцы домой, то уже Савва больше не жил на Савур-Могиле и покинул свое кишло. Оставили свои кишла и те два предводителя, которые жили на Медведь-Могиле и Горелом Пне, потому что ими заведовал Савва.

. Жил себе в одном украинском селе крепостной Клим Савур. Господин надругался над его невестой. И тогда молодой парень стал мстить угнетателям за оскорбление. Он орлом летал по донецкой степи, защищая отверженных и бедных. Но господа, собрав войско, окружили его ватагу. Видит Клим, что не выбраться ему из окружения, и приказал товарищам вкопать на 13 возвышении столба, к нему приставить бревна, а сверху засыпать землей. Вошел Савур с собратьями в деревянный шалаш и скомандовал рубить подпорку. Упал столб, навсегда похоронив под насыпью храбрецов. Люди стали приносить сюда пригоршнями землю и вырос на том месте высокий холм, который и назвали Савур-Могилой.

Давайте ответим на вопросы по легенде "Савур-Могила":

1. Где жил ватник Савва?

Ответ: Ватаг Савва жил на Савур-Могиле, в землянках, или в шалашах.

2. Кого держал Савва?

Ответ: Савва держал шайку разбойников.

3. Зачем разбойники ставили копье?

Ответ: Это был сигнал для чумаков, чтобы оставляли им есть.

4. Кому доставалось больше всех? Ответ: Панам доставалось больше всех.

5. Сколько лет было парню одного погонца? Ответ: У парня было лет семнадцать.

6. Что спросил Савва у погонцев? Ответ: «Не найдется ли между вами хорошего человека, который сделал бы такое, чтобы глаза стали на своем месте, потому что разбойники Савви убили трех волов?»

7. Что посоветовал мальчик Савви?

Ответ: Парень сказал, чтобы слепой человек доставил три волы, триста рублей и то ружье, которым были убиты три волы.

8. Честно ли поступил Савва, когда отдал свои ружья?

Ответ: Савва отдал чужие ружья, а не свои, следовательно, сделал нечестно.

9. Чем помог парень Савве?

 Ответ: Саввины товарищи принесли котел воды, тогда парень прочитал молитву, покропил крапилкой с водой, подавлял Савви глаза в ямки и велел умыться водой из котла, а сам пошел и спрятался между повозками.

10. Как отблагодарил Савва мальчику?

Ответ: Он не поблагодарил, а еще сказал, что им будет еще хуже

11. Каковы действия парня?

Ответ: Парень что-то прочитал и над Саввой сделалась как река (это Савви так показывалось). Стал Савва с товарищами ту реку перебродить и все на одном месте.

12. Что сказал парень, когда Савва вернулся к погонщикам?

Ответ: Парень сказал, что он выдолбил бы глаза его товарищам, чтобы людей путников не выбирали.

13. Что стал просить Савва у погонцев?

 Ответ: Савва стал просить у погонцев прощения, а парень сказал: "Иди, человече, с богом!"

14. В чем проявляется сообразительность и разум млечного парня?

15. Расскажите о алчности и прожорливости Саввы.

16. Найдите чудодейственное в легенде "Савур-Могила".

Учитель литературы: Наряду с легендами, преданиями и сказаниями,  наш народ создал и такой уникальный жанр устного творчества, как думы.  Слово ІІІ группе.

Исследователи: Единственные живые свидетели всех событий прошлого – это думы, составляющие одну из величайших страниц духовной жизни народа.  Дума помогла лучшим сыновьям и дочерям  народа поднимать массы на борьбу против угнетателей. Героями национального эпоса были те, кого на подвиг вел высокий душевный взлет, чувство достоинства и чести, которые относились выше личной жизни.

Чтобы лучше понять содержание дум, их идейно-тематическое звучание, попытаемся проанализировать их появление, привлекая информацию о разных исторических периодах. Для того, чтобы больше узнать какими были наши предки, какой ценой они приобретали желаемую волю, сегодня на уроке мы будем анализировать думу "Побег трех братьев из Азова, из турецкой неволи". (или «Три братья азовских») принадлежит к древнейшим и популярным думам.

И в глубокую древность она волновала людей, и нас сейчас волнует своим трогательным содержанием и высоким художественным мастерством. Картины родного края можно встретить и в других произведениях фольклора, среди которых легенды о жизни и обычаях запорожцев. Так, как произведения о Саур-могиле можно найти во многих произведениях

Историки: В основе произведения лежат события конца XV — начала XVI вв., когда город Азов, расположенный в дельте Дона, был захвачен турецким султаном. В Азов попадали пленники из  городов и сел. Тяжелой была турецкая неволя. Многие пленники погибали. Кто оставался в живых, прилагал все усилия, чтобы освободиться из-под турецкого ига. Дума «Бегство трех братьев из города Азова, из турецкого неволи» и отражает типичный для того времени остро драматический эпизод бегства пленников  из плена. Наиболее приближенным к первоначальному варианту считается текст думы об азовских братьях, записанный в 1916 году от лирника Ивана Мережка в селе Чаплинка, Новомосковского уезда, Екатеринославской губернии. Настоящим нравом для искусства является тот факт, что этот вариант этнографы успели найти и записать только за год до большевистского мятежа, после которого массово погибли и кобзари с лирникам, и те песни, которые они пели. Погиб во время кампании большевистской борьбы против кобзарей и лирник Иван Мережко. Умер, но сохранил свою думу для потомков. Предлагаю его Вашему вниманию.

Учитель литературы: Дети! Вы получили опережающее задание: знать содержание дум, связанных с родным краем, составить «Ассоциативный портрет» к образам братьев, подобрать цитаты для их характеристики. Проверим его выполнение.

1. Беседа по вопросам:

- О чем говорится в думе «Бегство трех братьев из города Азова, из турецкой неволи»? Кратко передайте сюжет

Литературовед: Трое братьев бежали из турецкой неволи. Двое из них конные - средульший, старший, а третий - младший - пешком. Как не просился младший взять его на лошадь, они не соглашались, ссылаясь на то, что так их движение замедлится и есть вероятность снова попасть в плен азовский, потому что беглецов догоняли турки - янычары. Обессиленный самый молодой брат пешком на 9 день не мог идти, он не имел воды, хлеба - соли и был лишен сил физических. Младший брат погиб страшной смертью, его тело расшматывали дикие степные животные и птицы. Кони ожидали что пошел вот - вот их догонит, они начали упрекать друг друга в том, что не взяли с собой на коня младшего. Однако вдруг они опомнились, что же будут говорить своим родителям об отсутствии третьего брата. И старший брат предлагает среди встать на путь лжи и таким образом родительское наследство распределить на двоих, а не на троих.

Обсуждение содержания думы по вопросам:

— Как вы думаете, к какой разновидности дум можно отнести это произведение — историко-героических или социально-бытовых? Почему? (Дума «Побег трех братьев из города Азова, по турецкой неволе» относится к циклу невольничьих, однако тяготеет не к историко-героическим, а к социально-бытовым, ибо в ней с исключительной психологической глубиной раскрывается проблема отношений между братьями, утверждается мнение, что бездушие, несправедливость неизбежно наказывается).

− О каких временах идет речь в произведении? Отвечая, ссылайтесь на содержание думы. («Как из земли турецкой/Да ее веры бусурманской Из города Азова, из тяжкой неволи / Три братья бежали»).

− В чем герои имели разные условия для бегства? Чем это объяснить?

− Какие страдания испытал младший брат в первые дни?

- С чем впервые обратился пеший к конным? Как они среагировали на это?

− В чем видели старшие брать преимущество побега младшего по сравнению со своим? («То тебя, пешего, в территориях, в милюсах, в оврагах миновать/ А нас конных, будет догонять».)

− Обоснован ли был отказ конных братьев пешему? Ответ мотивируйте.

− С какой просьбой второй раз обратился младший брат к старшему и среднему? («И мне с плеч головку поднимайте, / И тело мое изрубите/ В чистом поле похороните».)

− О чем свидетельствует согласие пешего на собственную казнь?

− В чем конные братья видели свой грех?

- Что вспомнил младший брат перед смертью? Чем это объяснить?

- Как в произведении отмечено страшную смерть героя? Кто виноват в этом? Приведите убедительные аргументы.

-Почему старший брат решил проявить милосердие к младшему?

-Какие аргументы привел средний брат старшему по поводу вероятной смерти младшего? («А теперь уже, брат, нам с тобой своего младшего брата и век его не выдать – / Что уже девятый день проходит, / Как хлеб и соль он поедал».)

- Над чем пришлось задуматься братьям, когда они вообразили, что придут к родителям без пешего? Говорить правду или неправду?

- Чем объяснить то, что истинное признание – это отцовское проклятие, лживое наказание Божие?

- Какую версию об отсутствии младшего брата придумал старший для родителей по приезду?

- В чем проявилась жадность конных братьев к родительскому наследию? («Так будем на полу почвы – скот паивать / Не будет третий между нами мешать!»)

- Как случилось так, что их мечтам не суждено было сбыться ! («Итак турки – янычары бедных двух казаков и круг могилы хватали, / Постреляли их и изрубили».)

- О чем свидетельствуют последние строчки произведения?

2. Проверим выполненное задание:  составить «Ассоциативный портрет», учитывая свои ассоциации; подобрать языковой материал для свойства образов произведения. Результаты оформить посредством информационного куста. Во время урока все будут иметь возможность презентовать обработанный материал.

I группа – младший; II группа – средний; ІІІ группа – старший.

3. Выступления представителей групп.

I группа. «Младший брат»

• Какой общий вывод можно сделать о нем?

(Самым беззащитным является именно младший брат. Он же и самый добрый, потому что прощает беглым братьям их грех. Этот образ — воплощение христианской покорности и стойкости — выписан народом с особой любовью и сожалением.)

Рубрика «Ассоциативный портрет»

М – милосерден, мужественно переносит трудности во время бегства;

Е –

Н –

Ш –

И –

Й –

Информационный куст: «Раскрась образ словами»

Стремление к свободе, желание увидеть родителей;

Милосердный, искренний, отзывчивый и добрый;

Меньший

Умение терпеть боль, страдание, голод, заключение;

  брат

Почтительное отношение к братьям;

Сознательно воспринимает собственную ужасную смерть;

«Пешком – пешеница, как чужой – чужестранца»;

Черные глаза и волосы, молодой казак.

II группа. «Средний брат»

• Какой общий вывод можно сделать о среднем брате?

(Средульший (традиционно) — лицо безвольное, никакое. С одной стороны, он полностью подчиняется воле старшего брата, с другой — постоянно упрекает его за безразличие к судьбе младшего, помогает поэтому не заблудиться в степи и т.д.)

Рубрика «Ассоциативный портрет»

  С – слабохарактерный: стимулирует старшего брата, чтобы тот дождался младшего;

Е – эрудированный в общении;

Р – реагирует на просьбу младшего брата

Е-эгоист;

Д – дальновидный, «бережный»;

Н –

И – игнорирование того, чтобы пешего взять на коня;

И –

Информационный куст: «Раскрась образ словами»

Временная забота о самом маленьком из братьев;

Велико стремление вернуться домой и быть свободным;

Средний брат

Выражает соболезнование в основном только на словах;

Пренебрежение нравственными ценностями;

Не возражает против ужасной лжи родителям, предложенной старшим.

III группа. «Старший брат»

• Какой общий вывод можно сделать о старшем брате?

(Самый жестокий старший брат. Это он хочет избавиться от младшего брата, чтобы родительское наследство «на две части паять», а не на три.

Рубрика «Ассоциативный портрет»

С – суровый

Т –

А – апатичен к тому, что будет с его младшим братом;

Р – рационален в своих поступках и решениях;

Ш –

И –

И –

Информационный куст: «Раскрась образ словами»

Выдержка в заключении и ловкость во время бегства;

Бездушный эгоист, лицемер;

Пренебрежение к нравственным ценностям;

Старший брат

Жажда поделить родительское наследие не на троих, а на двоих;

Равнодушен к страданиям младшего брата;

Коварный, проявляющий притворное благородство, трусливый;

Неискренний, лукавый, подобострастный.

Учитель литературы: Стоит отметить, что в нескольких вариантах произведения по-разному трактуются характеры среднего и старшего братьев, даже события развиваются иначе. , в остальном — никакого раскаяния, напротив, он уговаривает среди общего сказать ложь родителям о смерти младшего сына. Но почти во всех вариантах думы преступление карается смертью от руки врага или разоблачением и изгнанием из родительского дома.

 Проблемный вопрос.

— Почему, по вашему мнению, в конце думы гибнут оба брата — жестокий старший и сострадательный средний? И почему смерть младшего брата описывается более подробно, чем смерть старших братьев?

 «Займи позицию».

— Известно, что у думы «Побег трех братьев из города Азова, по турецкой неволе» есть несколько вариантов. По первому, погибают все три брата (меньший умирает от голода, старших убивает турецкая засада). За вторым – самый молодой погибает, а старшие братья возвращаются домой. По третьему — погибает самый младший брат, а старших по возвращении домой община осуждает на смерть за бездушие.

Как вы думаете, какой из вариантов окончания думы наиболее убедителен?

Займите позицию в соответствии с выбранным вариантом и обоснуйте свой выбор.

«Наш вернисаж».

(Учащиеся показывают свои иллюстрации к думе и комментируют их.)

Заключительное слово учителя с элементами рефлексии.

— Чему научила вас дума? Каково главное ее мнение "Побег трех братьев из города Азова, из турецкого неволи"

(Главная мысль думы – слава о людях, не предавших родную землю, не захотевших служить туркам, и ценой собственной жизни приобретавших валю будет жить вечно).

«Свободный микрофон»

   • Что вам понравилось и что вас поразило в прослушанных произведениях? Что у них реальное, а что выдумано? (ответы учащихся).

• Назовите думы о нашем крае? (Исследователь: думы «Вдова Сера Ивана» или «О Серчихе Иванихе»

Учитель литературы. Несколько слов о герое многих устных народных произведений, прославленном предводителе запорожского казачества Иване Дмитриевиче Сирке.  До десяти раз выбирали его казаки кошовым атаманом Запорожской Сечи Водил. стал национальным героем этой страны, нападал на турецкие и крымские города, освобождая земляков из неволи. Под руководством Сирка контролировались татарские сакмы (пути), которые проходили через донецкие степи на Слобожанщину. В лице И.Сирко наш народ имел не только защитник но и дальновидного и смелого политика, для которого целостность  наших земель была важнейшим делом всей жизни, ему часто приходилось поднимать булаву и давать роскошь не только татарским агрессорам, но и вступать в кровавые стычки с войском Московского государства. Серко "упорядочил" на Слобожанщине, где у него было небольшое имение в Мерефе под Харьковом.

В думе "Вдова Сирка Ивана" рассказывается о жене и сыне вожака, о трагическом эпизоде в жизни его семьи: гибель под Тором (теперь г. Славянск Донецкой области) сына И. Сирко - Сирченко Петра от рук татар. В думе упоминается город Тор и его окрестности, казацкие стражи над Торцем.

Обобщение и систематизация знаний.

Возвращаемся к решению проблемного вопроса:

     • Как показана история наших земель, в частности юго-восточные земли Донбасса, в устном народном творчестве?

(¦Ответы учеников. Устное народное творчество — это основа нашей безгранично богатой культуры. Это наш дух, наша душа, наша песня  или у Савур-Могилы, героической частицы украинской земли, за которую пали в борьбе с турками-татарами славные казачки, или вблизи Азова или Бахмута, где на этих землях преследуя врагов, победители разбили врага, перехватили и татарских коней, а самих пленили.

Народ воспроизвел в слове свои впечатления, настроения, переживания, понятия о красоте, добре и зле. В разных жанрах  фольклора наблюдается отзвук бытовых отношений родового строя, исторические события Руси, татаро-монгольского лихолетья, эпохи порабощения . Казаки, многовековой борьбы народа против иностранцев за свою свободу и независимость).

1. Составление информационного гроздья:

Луганщина – родной край, широкие долины, высокие терриконы, просторная степь, крутые балки, Савур-могила, высокие утесы, зеленые сады, вольнолюбивые, приветливые люди, народная память

2.Составить сенкан к слову патриот

   Патриот

  Преданный, свободолюбивый

Любит, жертвует, защищает

Ответственный за судьбу своего государства

Гражданин

Рефлексионно - оценочный этап

  Дерево познания (на нарисованном дереве прикрепить листочки, на которых написать: на уроке я узнал…).

Итог урока    Метод «ПРЕСС»

Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Меня вдохновило…

Сегодняшний урок был для меня полезен, потому что…

Домашнее задание.    Опишите свои впечатления от изученных дум, создав высказывания на тему: «Дума говорит нам. Мы ее слышим?..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...

«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).

laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...