Презентация к рассказу А.П. Чехова " Толстый и Тонкий".
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Кудряшова Елена Николаевна

Презентация по литературе к рассказу А.П. Чехова "Толстый и Тонкий" с ходом урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx1.4 МБ
Файл moy_urok.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Ч Е Т Ы Р Е Л У И З А С Т О Л О Н А Ч А Л Ь Н И К Т О Н К И Й П О Р Т И С Г А Р Г Е Р О С Т Р А Т Ч Е Х О Н Т Е И Ф Р Р О П И Й Т О Л С Т Ы Й А Л 3 К О В Н А Ф А Н А И Л И Е Ф Э А Л Ь Т М Н А К О Е Л

Слайд 4

ЧИНОПОЧИТАНИЕ книжн. почитание старших младшими по службе, чину, званию

Слайд 5

« Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой » Н.В. Гоголь

Слайд 6

Тема урока: « Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и Тонкий»

Слайд 7

РАЗОБЛАЧИ́ТЬ перен ., кого-что . Открыть, обнаружить (чьи-нибудь злоупотребления, тайные замыслы, враждебные планы). Разоблачить врага.

Слайд 8

Цель урока: определение художественного приема, помогающее Чехову разоблачить лицемерие в рассказе «Толстый и Тонкий»

Слайд 9

Задачи урока Дать оценку героям Вспомнить, что такое художественная деталь Понять выразительность чеховской детали

Слайд 10

Проблемный вопрос «Как А.П. Чехов разоблачает лицемерие в рассказе «Толстый и Тонкий» при помощи некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев?»

Слайд 11

ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

Слайд 12

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Слайд 13

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 14

АНТИТЕЗА – противопоставление, контраст

Слайд 15

РЕФЛЕКСИЯ (заполнение таблицы индивидуально) Что я знал Что узнал Что бы хотел узнать

Слайд 16

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

ХОД урока:

1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня чудесный день! Я рада приветствовать вас на уроке!

А ведь приветствовать друг друга можно по-разному!

  • Поздоровайтесь со мной в стиле молодежной среды! (ПРИВЕТ!!!)
  • По-английски!(Hello!!!)
  • По-немецки! (Gutten Morgen!)

Спасибо, молодцы!

-На столах у вас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

-Как много улыбок! Спасибо! А это мое настроение (показываю свой смайлик)

-Значит с хорошим настроением начнем наш урок.. 1 мин.

- Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с биографией какого писателя? А.П.  Чехова (СЛАЙД  ПОРТРЕТ), и вашим домашним заданием было прочитать рассказ «Толстый и тонкий». Все прочитали его? Тогда я предлагаю вам разгадать кроссворд и выяснить, насколько хорошо вы знаете текст, а также  найти ключевое слово, которое поможет вам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Чья группа даст больше правильных ответов, та и получит право выбора анализа одной из детали героев рассказа. Отвечаем только по поднятой руке.

СЛАЙД-КРОССВОРД (плюс на столах распечатанные кроссворды)

Вопросы для кроссворда:

  1. Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)
  2. Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)
  3. Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)
  4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)
  5. Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)
  6. Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)
  7. Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
  8. Имя Тонкого. (Порфирий)
  9. Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
  10. Место, где встретились друзья. (Вокзал)
  11. Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)
  12. Кличка Тонкого. (Эфиальт)
  13. Продолжите  фразу:

«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)

Чинопочитание – ключевое слово. А как вы думаете, это хорошее качество в человеке? (НЕТ!)

 Молодцы, а сейчас мы с вами прочитаем эпиграф к нашему уроку. Это слова Н.В. Гоголя: «Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой».

- Как вы думаете, почему я подчеркнула данные слова? (Потому что главное в человеке не внешность, а его душа. Искусство, в том числе литература призвана учить нас видеть отрицательные качества в человеке, разоблачать их. И, конечно, не быть носителем таких качеств). Все правильно. А наше ключевое слово также является отрицательным качеством в человеке? (ОТВЕТЫ)

- Скажите, пожалуйста, какие еще качества в людях вам не нравятся?

Ложь

Притворство

Неискренность

Жадность

Трусость

Предательство

Подхалимство

Зависть

Хамство

Лицемерие

- Как мы можем сформулировать тему нашего урока, разобрав данный эпиграф?

 Объявление темы и цели урока (2 мин.).
-
Тема нашего урока звучит «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Запишите её.

Разоблачить –Открыть, обнаружить (чьи-нибудь злоупотребления, тайные замыслы, враждебные планы и т.п.)

Цель: определение художественного приема, помогающее Чехову разоблачить лицемерие в рассказе «Толстый и тонкий»

Задачи урока:

- Ребята, внимательно посмотрите на тему урока и цель теперь попробуйте сформулировать задачи, которые нам придётся решать в течение урока? (Узнать что такое лицемерие, и как Чехов разоблачает это качество в рассказе). Сегодня, размышляя над рассказом «Толстый и тонкий», мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем, как всегда, вдумчиво работать с текстом.

- На основе задачи урока мы ставим Проблемный вопрос «Как А.П. Чехов разоблачает лицемерие в рассказе «Толстый и тонкий» при помощи некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев?»

4. Словарная работа (2 мин.).

- Давайте посмотрим, что же означает слово «лицемерие»? ( Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью).

-Угодничество - льстивое поведение

Самоуничижение - признание себя ничтожным.

Подхалимство – стремление расположить к себе кого-либо лестью.

- А что такое художественная деталь? (Одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки)

Физкультминутка. Встаньте из-за парт.  Попробуем обыграть  ситуацию в момент встречи двух друзей.

Мальчики  представляют себя в образе Толстого, а девочки – в образе Тонкого. Поприветствуйте друг друга.

Наклонитесь в сторону друг друга.

Улыбнитесь. (2 мин)

Молодцы! Садитесь на свои места.

 Сейчас команде победителей  в кроссворде дается право выбрать деталь героев рассказа для анализа. Анализируем внешность, речь и поведение Толстого и Тонкого в начале рассказа и в конце.

ВЫБИРАЮТ.

ТАБЛИЦЫ НА СТОЛАХ.

Герои и их характеристики

Толстый

Тонкий

В начале

В конце

В начале

В конце

Внешность(выражение лица, жесты)

Речь (обращение друг к другу)

Поведение (найти глаголы)

7 минут на поиск материала.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

СЛАЙДЫ

Какой герой меняет свое отношение и поведение? Почему это происходит? (ОН ЛИЦЕМЕРИТ). А каким приемом пользуется Чехов для разоблачения данной черты героя? (АНТИТЕЗОЙ)

Вывод: - Итак, ребята, рассмотрев  портретную характеристику героев, нам становится понятна идея рассказа, что и с помощью каких средств же высмеивает А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?

- Ребята, скажите, пожалуйста, между людьми разных должностей разве не может быть человеческих отношений?

Учащиеся высказываются. У каждого из вас своя точка зрения.

- Автор хочет подчеркнуть, что уважение к вышестоящим и рабское чинопочитание — это совершенно разные вещи, и человек должен уметь достойно себя вести и оставаться человеком на любой ступени служебной лестницы.   Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться, прежде всего, человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (дифференцированное)

Подготовить  инсценировку рассказа или иллюстрацию  к рассказу, или аргументированно ответить на вопрос: «Смешной или грустный рассказ Чехова «Толстый и тонкий?»

Рефлексия (Рефлексивный экран)

Подводя итог урока, прошу вас самостоятельно заполнить предложенную таблицу в дневнике одного урока.

Рефлексия: (2 мин) заполнение таблицы каждым учеником индивидуально

Что я знал

Что узнал

Что бы хотел узнать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 класс по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"

Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "толстый и тонкий"....

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий".

Данный урок рекомендую использовать в классах, работающих по программе Г.С. Меркина....

Урок-спектакль по литературе 6 кл по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Урок-спектакль способствует развитию творческих способностей учащихся, показывает связь литературы и театра...

Презентация на тему "Использование информационных технологий на уроке литературы" (рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий").

В данном сообщении подробно рассматриваются различные аспекты работы с электронным текстом: поиск текстов в Интернете, работа с электронным текстом на уроке и во внеурочной деятельности, составл...

Презентация "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий"."

Данная презентация содержит материал для изучения рассказа Чехова "Толстый и Тонкий"....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Презентация к уроку литературы по теме: "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий". Истоки комического".

Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме: "Рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий". Истоки комического"....