Презентация к рассказу А.П. Чехова " Толстый и Тонкий".
презентация к уроку по литературе (6 класс)
Презентация по литературе к рассказу А.П. Чехова "Толстый и Тонкий" с ходом урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 1.4 МБ |
moy_urok.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ч Е Т Ы Р Е Л У И З А С Т О Л О Н А Ч А Л Ь Н И К Т О Н К И Й П О Р Т И С Г А Р Г Е Р О С Т Р А Т Ч Е Х О Н Т Е И Ф Р Р О П И Й Т О Л С Т Ы Й А Л 3 К О В Н А Ф А Н А И Л И Е Ф Э А Л Ь Т М Н А К О Е Л
ЧИНОПОЧИТАНИЕ книжн. почитание старших младшими по службе, чину, званию
« Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой » Н.В. Гоголь
Тема урока: « Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и Тонкий»
РАЗОБЛАЧИ́ТЬ перен ., кого-что . Открыть, обнаружить (чьи-нибудь злоупотребления, тайные замыслы, враждебные планы). Разоблачить врага.
Цель урока: определение художественного приема, помогающее Чехову разоблачить лицемерие в рассказе «Толстый и Тонкий»
Задачи урока Дать оценку героям Вспомнить, что такое художественная деталь Понять выразительность чеховской детали
Проблемный вопрос «Как А.П. Чехов разоблачает лицемерие в рассказе «Толстый и Тонкий» при помощи некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев?»
ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
АНТИТЕЗА – противопоставление, контраст
РЕФЛЕКСИЯ (заполнение таблицы индивидуально) Что я знал Что узнал Что бы хотел узнать
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
ХОД урока:
1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня чудесный день! Я рада приветствовать вас на уроке!
А ведь приветствовать друг друга можно по-разному!
- Поздоровайтесь со мной в стиле молодежной среды! (ПРИВЕТ!!!)
- По-английски!(Hello!!!)
- По-немецки! (Gutten Morgen!)
Спасибо, молодцы!
-На столах у вас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
-Как много улыбок! Спасибо! А это мое настроение (показываю свой смайлик)
-Значит с хорошим настроением начнем наш урок.. 1 мин.
- Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с биографией какого писателя? А.П. Чехова (СЛАЙД ПОРТРЕТ), и вашим домашним заданием было прочитать рассказ «Толстый и тонкий». Все прочитали его? Тогда я предлагаю вам разгадать кроссворд и выяснить, насколько хорошо вы знаете текст, а также найти ключевое слово, которое поможет вам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Чья группа даст больше правильных ответов, та и получит право выбора анализа одной из детали героев рассказа. Отвечаем только по поднятой руке.
СЛАЙД-КРОССВОРД (плюс на столах распечатанные кроссворды)
Вопросы для кроссворда:
- Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)
- Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)
- Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)
- Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)
- Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)
- Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)
- Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
- Имя Тонкого. (Порфирий)
- Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
- Место, где встретились друзья. (Вокзал)
- Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)
- Кличка Тонкого. (Эфиальт)
- Продолжите фразу:
«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)
Чинопочитание – ключевое слово. А как вы думаете, это хорошее качество в человеке? (НЕТ!)
Молодцы, а сейчас мы с вами прочитаем эпиграф к нашему уроку. Это слова Н.В. Гоголя: «Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой».
- Как вы думаете, почему я подчеркнула данные слова? (Потому что главное в человеке не внешность, а его душа. Искусство, в том числе литература призвана учить нас видеть отрицательные качества в человеке, разоблачать их. И, конечно, не быть носителем таких качеств). Все правильно. А наше ключевое слово также является отрицательным качеством в человеке? (ОТВЕТЫ)
- Скажите, пожалуйста, какие еще качества в людях вам не нравятся?
Ложь
Притворство
Неискренность
Жадность
Трусость
Предательство
Подхалимство
Зависть
Хамство
Лицемерие
- Как мы можем сформулировать тему нашего урока, разобрав данный эпиграф?
Объявление темы и цели урока (2 мин.).
- Тема нашего урока звучит «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Запишите её.
Разоблачить –Открыть, обнаружить (чьи-нибудь злоупотребления, тайные замыслы, враждебные планы и т.п.)
Цель: определение художественного приема, помогающее Чехову разоблачить лицемерие в рассказе «Толстый и тонкий»
Задачи урока:
- Ребята, внимательно посмотрите на тему урока и цель теперь попробуйте сформулировать задачи, которые нам придётся решать в течение урока? (Узнать что такое лицемерие, и как Чехов разоблачает это качество в рассказе). Сегодня, размышляя над рассказом «Толстый и тонкий», мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем, как всегда, вдумчиво работать с текстом.
- На основе задачи урока мы ставим Проблемный вопрос «Как А.П. Чехов разоблачает лицемерие в рассказе «Толстый и тонкий» при помощи некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев?»
4. Словарная работа (2 мин.).
- Давайте посмотрим, что же означает слово «лицемерие»? ( Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью).
-Угодничество - льстивое поведение
Самоуничижение - признание себя ничтожным.
Подхалимство – стремление расположить к себе кого-либо лестью.
- А что такое художественная деталь? (Одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки)
Физкультминутка. Встаньте из-за парт. Попробуем обыграть ситуацию в момент встречи двух друзей.
Мальчики представляют себя в образе Толстого, а девочки – в образе Тонкого. Поприветствуйте друг друга.
Наклонитесь в сторону друг друга.
Улыбнитесь. (2 мин)
Молодцы! Садитесь на свои места.
Сейчас команде победителей в кроссворде дается право выбрать деталь героев рассказа для анализа. Анализируем внешность, речь и поведение Толстого и Тонкого в начале рассказа и в конце.
ВЫБИРАЮТ.
ТАБЛИЦЫ НА СТОЛАХ.
Герои и их характеристики | Толстый | Тонкий | ||
В начале | В конце | В начале | В конце | |
Внешность(выражение лица, жесты) | ||||
Речь (обращение друг к другу) | ||||
Поведение (найти глаголы) |
7 минут на поиск материала.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
СЛАЙДЫ
Какой герой меняет свое отношение и поведение? Почему это происходит? (ОН ЛИЦЕМЕРИТ). А каким приемом пользуется Чехов для разоблачения данной черты героя? (АНТИТЕЗОЙ)
Вывод: - Итак, ребята, рассмотрев портретную характеристику героев, нам становится понятна идея рассказа, что и с помощью каких средств же высмеивает А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?
- Ребята, скажите, пожалуйста, между людьми разных должностей разве не может быть человеческих отношений?
Учащиеся высказываются. У каждого из вас своя точка зрения.
- Автор хочет подчеркнуть, что уважение к вышестоящим и рабское чинопочитание — это совершенно разные вещи, и человек должен уметь достойно себя вести и оставаться человеком на любой ступени служебной лестницы. Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться, прежде всего, человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (дифференцированное)
Подготовить инсценировку рассказа или иллюстрацию к рассказу, или аргументированно ответить на вопрос: «Смешной или грустный рассказ Чехова «Толстый и тонкий?»
Рефлексия (Рефлексивный экран)
Подводя итог урока, прошу вас самостоятельно заполнить предложенную таблицу в дневнике одного урока.
Рефлексия: (2 мин) заполнение таблицы каждым учеником индивидуально
Что я знал | Что узнал | Что бы хотел узнать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 класс по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "толстый и тонкий"....
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий".
Данный урок рекомендую использовать в классах, работающих по программе Г.С. Меркина....
Урок-спектакль по литературе 6 кл по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
Урок-спектакль способствует развитию творческих способностей учащихся, показывает связь литературы и театра...
Презентация на тему "Использование информационных технологий на уроке литературы" (рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий").
В данном сообщении подробно рассматриваются различные аспекты работы с электронным текстом: поиск текстов в Интернете, работа с электронным текстом на уроке и во внеурочной деятельности, составл...
Презентация "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий"."
Данная презентация содержит материал для изучения рассказа Чехова "Толстый и Тонкий"....
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Презентация к уроку литературы по теме: "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий". Истоки комического".
Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме: "Рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий". Истоки комического"....