Открытый урок по творчеству Х.Авшалумова
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Жизненный и творческий путь великого поэта Х.Д.Авшалумова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_hizgil_avshalumov.docx | 37.96 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РД
Средняя школа – интернат №6
Подготовила: учитель русского языка
и литературы
Касимова Ш.Н.
Тема: Жизненный и творческий путь народного писателя Дагестана Хизгила Авшалумова
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Хизгила Авшалумова.
2. Развить навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение.
3. Воспитывать чувство гражданской ответственности.
4. Воспитывать любовь к родному языку и литературе, чувство юмора, критическое отношениие к себе и к жизни.
Оборудование:
ТСО, портрет Хизгила Авшалумова , книжная выставка (издание произведений Хизгила Авшалумова), свечи.
Оформление:
Эпиграф к уроку:
«Ему суждено было по крупицам собирать сокровищницу истории, культуры и языка своего народа»
Курбанов Бадрутдин
Лексическое значение слов:
Двоедушие - двуличие, неискренность.
Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность добродетелью.
Ход урока.
#1054;рг. Момент.(слайд №1)
#1042;ступительное слово учителя.
В состав Российской Федерации, кроме русского народа, входит много других народов и народностей, для которых Россия - родина, большой наш общий дом. Поэтому мы должны интересоваться и знать литературу других, братских нам народов, уважительно относиться к народному достоянию… Говорят, что ничто не исчезает. Ни единый наш след. Ежесекундно мы оставляем свои автографы в делах, поступках, душах людей. Но есть особая категория людей, счастье которых во всенародном признании их таланта. А признание приходит потому, что всю свою творческую жизнь они отдают народу, стремясь понять его душу, его боль и радость, оценить его величие. (слайд №2)
Сегодня мы поговорим об удивительном человеке, нашем земляке, о народном писателе на Дагестана, заслуженном работнике культуры Российской Федерации и Республики Дагестан, лауреате премии имени Сулеймана Стальского Хизгиле Авшалумове, чье творчество не нуждается в представлении. Его след в нашей жизни – это единая книга – книга мудрости и добра, книга истины и веры, книга любви и боли, книга мгновений и вечности. Таты – одна из коренных народностей Дагестана. Большей частью они проживают в Дербенте и Дербентском районе, их до революции называли горскими евреями. Нас немного – всего тридцать тысяч. К этому маленькому народу принадлежу и я». Так пишет о своем народе и о себе Хизгил Авшлумов.
III Основная часть
Учитель: Начнем наш урок с эпиграфа. (слайд №3)
- Как вы понимаете высказывание Б. Курбанова
- это высказывание о самом Хизгиле Авшалумове. Оно определяет, во-первых, свойства «души» писателя: доброту и открытость, искренность и отзывчивость, мудрость и наблюдательность, любознательность;
Во – вторых, гражданскую позицию автора: активное участие и не- безразличие ко всему, что происходит вокруг; стремление облагородить, сделать окружающий мир лучше; гневное осуждение пороков: лицемерия и двоедушие.
Словарная работа. (слайд №4)
- Запишите эти слова в тетрадях.
Двоедушие - двуличие, неискренность.
Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность добродетелью
- Жизненный и творческий путь Хизгила Авшалумова
Учитель: Прежде чем, мы приступим к работе над его рассказами, давайте прослушаем сообщения о самом писателе.
1 ученик: Родился писатель в 1913 г. в селении Нюгди, что неподалеку от Дербента. Здесь, в родном селении, он похоронил и отца, и мать, когда ему, самому старшему из детей, было всего лишь двенадцать лет. О себе писатель рассказывает: Детства, к сожалению, у меня не было. Я никогда не произносил самое дорогое для всех детей слово «мама». Я даже не помню ее, свою мать. Зато очень хорошо помню, как только мачеха пришла в дом моего отца, на следующий же день она строго предупредила меня, четырехлетнего малыша, чтоб я никогда не смел называть ее мамой. А все же вопреки ее строгому запрету слово «мама» один раз криком вырвалось у меня из груди. Это было на фронте 1942 года, кода осколок фашистского снаряда тяжело ранил меня и едва не лишил жизни. Кто знает, может, это слово и спасло меня в тот миг от смерти. С раннего утра и до вечерних сумерек он пас колхозное стадо, лишенный возможности учиться и весело играть со своими сверстниками. (слайд №5)
2 ученик: В 1933 году будущий писатель учился в областной советской партийной школе, после окончания, которой стал сотрудничать в областной газете «Захметкеш», что означает «труженик» С 1938 по 1941 годы — научный сотрудник Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала. За этот период им собрано значительное количество произведений горских евреев фольклора разных жанров (фольклора горских евреев), которые вошли в подготовленный им первый сборник горско-еврейского фольклора. Дочь писателя, Людмила Авшалумова, работала в Дагестанском государственном университете. (слайд №6)
3 ученик: Особая страница в биографии Хизгила Авшалумова – это Великая Отечественная Война. (слайд №7) Когда началась война, Авшалумов добровольцем ушел в армию. Он служил заместителем командира кавалерийского сабельного эскадрона казачьего полка. Воевал на Северо-Кавказском и Белорусском фронтах. Дважды был ранен, получил боевые и памятные правительственные награды. (слайд №8) Хизгил Авшалумов относится к тем художникам слова, которые и в своей судьбе, и в творчестве смогли соединить трагедию войны с неугасаемым народным юмором. Даже самые драматические страницы его книг дышат оптимизмом, верой в торжество справедливости и свободу человека.
4 ученик: Демобилизовавшись в звании капитана, ряд лет работал в редакции газеты «Дагестанская правда», (слайд №9) позже консультантом и секретарем правления союза писателей Дагестана. В 1953 году окончил исторический факультет Дагестанского педагогического института в Махачкале. В 1960 – 1991 года работал редактором журнала «Наша советская Родина», где публиковал рассказы о жизни горских евреев.
5 ученик: Прошло много лет со дня окончания войны, со дня одержанной нами великой победы. Поколение, прошедшее войну… это люди, для которых суровые годы стали почвой и судьбой. Поэтому они старались успеть доказать нам то, через что пришлось пройти.
Хизгил Авшалумов много времени проводил со своими внуками, и нет ничего удивительного в том, что одним из стихотворений юного поэта, которого зовут так же, как и дедушку является стихотворение «9 Мая», а посвящено оно самому дорогому и любимому человеку – писателю Хизгилу Авшалумову.
- Давайте послушаем это стихотворение.
6 ученик: Чтение стихотворения «9 Мая»
Учитель: 9 Мая навсегда останется символом силы и достоинства нашего государства, символом священной памяти и гордости за наш мужественный народ.
Сколько бы не минуло с мая сорок пятого года, этот долгожданный, выстраданный День Победы остается нашим общим, поистине всенародным праздником. Наш долг – свято хранить память о Великой Победе.
Хизгил Авшалумов – автор многих книг, которые вошли в духовную жизнь нескольких поколений. Его герои воспринимаются как живые, реальные люди, которых мы узнаем и порою самого автора называем их именами. Это счастье, которое так редко выпадает на долю писателей. Автор книг «Как я воскрес», «Невеста с сюрпризом», «Сказание о любви», «Фамильная арка», повести «Возмездие» и поэмы «Гюльбоор», большого цикла рассказов о хитроумном Шимми Дербенди и других, открыл читателю мир, полный тревог, борьбы страстей, светлых надежд, в котором живут люди цельные, порядочные и добродушно – наивные. С некоторыми из его героев мы сейчас познакомимся(слайд №10)
Рассказ Х.Авшалумова «Модная невеста»
Инсценирование рассказа Х.Авшалумова «Подарок для жены»
- Вот мы рассмотрели два рассказа Х.Авшалумова «Подарок для жены» и «Модная невеста». Почему эти рассказы вызывают у нас смех?
- А что такое сатира?
- А что такое юмор?
Юмор используется писателями для высмеивания пороков, недостатков в поведении людей. Хизгил Авшалумов обагатил всю татскую и дагестанскую литературу новым образом – Шимми Дербенди. Этот старец является носителем лучших черт своего народа: он мудр, справедлив и суров, чуток и сердечен. Он нетерпим к бездельникам, лгунам, тунеядцам и им подобным. Значит Хизгил Авшалумов писатель- сатирик, писатель – юморист
Учитель: Хизгил Авшалумов известен не только как сатирик, но и писатель отразивший обычаи, традиции и быт своего народа на фоне драматических событий дореволюционного и советского периода. Выпустил несколько поэтических сборников, в том числе для детей. В сборник «Гюльбоор» вошли стихи и одноименная поэма о судьбе женщины – горской еврейки, Героя Социалистического Труда Гюльбоор Давыдовой. (слайд №11) Бывшая батрачка, в будущем – знатный виноградарь, Гюльбоор Давыдова пользовалась залуженным уважением у своих земляков. Её именем названа одна из улиц нашего города. Ее земляк, татский поэт С.Изгияев написал о ней песню «Гюльбоор», а музыку к ней сочинил композитор Д. Ашуров. Эта песня в народе пользуется широкой популярностью.
А сейчас давайте все вместе послушаем пеню «Гюльбор» на татском языке (проигрываеся видео).
- Писатели Дагестана о Хизгиле Авшалумове
Учитель: Дагестанский писатель Камал Абуков сравнивал Хизгила Авшалумова с ореховым деревом.
7 ученик: Ореховое дерево не поддается заморозкам, не гнется под натиском ветров, до зимних снегопадов не опадают его листья, с ранней весны до глубокой осени зреют его плоды и имеют целительную силу.
8 ученик: А аромат? Не случайно мы еще детьми между страниц школьных учебников закладывали листья ореховых деревьев.
9 ученик: Ореховое дерево образовывает вокруг себя особую атмосферу устойчивости, задумчивости и какой-то мудрости. Да и тень у него особая – благородная.
10 ученик: У Хизгила Авшалумова завидная судьба. Он остался запечатленным в своих книгах, а значит и в нашей памяти.
11 ученик: Потому что этому человеку было свойственно стремление к полной самоотдаче, строгая требовательность к себе, благородство в поступках, делах и мыслях, неисчерпаемость его таланта.
IV. Заключение.
У каждого писателя имеется свой любимый жанр.
- А что такое жанр?
Таким для Хизгила Авшалумова является жанр коротко юмористического рассказа, к которому относится цикл новелл «Похождение хитроумно Шимми Дербенди». Через Шимми Дербенди автор сумел показать прошлое и настоящее народа.
Хизгил Авшалумов – особый человек. Ведущей темой в творчестве писателя стала тема борьбы с пережитками старины. Мы рассмотрели только некоторые юмористические и сатирические рассказы. Его рассказы читаются с интересом и всегда вызывают веселый, добродушный смех.
Его биография – это биография страны. Он жил со своим народом, разделял его горести и радости.
В Махачкале на доме по улице М. Гаджиева, где жил писатель, в 2002 году открыта мемориальная доска. В 2003 году на родине писателя Хизгила Авшалумова в сел. Нюгди средней школе присвоено имя прославленного земляка.
Республика Дагестан в 2013 году отмечает столетие со дня рождения писателя.
Итог урока .
- Итак, сегодня на уроке мы прослушали сообщение биографии и творчестве Хизгила Авшалумова, рассмотрели его рассказы и узнали, что он писатель – сатирик, писатель – юморист. (слайд №2)
Дом.задание.
- Прочитать рассказ Хизгила Авшалумова «Ай, шобош»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МОДНАЯ НЕВЕСТА
Подарок для жены Х. Авшалумов
Видео с друзьями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого урока по творчеству Г. Гейне
Открытый урок на семинаре учителей...
Открытый урок. Прикладное творчество. Валяние.
Занятие по мокрому валянию. Возраст детей от 8 лет.Валяние цветка мака.Прикладное творчество, студия дополнительного образования....
Открытый урок по творчеству А.С.Грибоедова "Неизвестный Грибоедов" с использованием технологии развития критического мышления
Данный урок является отражением моего профессионального кредо: дать шанс каждому ребенку проявить себя. Для этого я использую как основную форму организации деятельности учащихся - групповая, па...
Презентация к открытому уроку по творчеству М.Цветаевой
Кто создан из глины, кто создан из плоти -Тем гроб и надгробные плиты... В купели морской крещена - и в полетеСвоем - непрестанно разбита!Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сетиПробьется мое сво...
Презентация к уроку по творчеству Х.Авшалумова
Презентация содержит фотоматериал к уроку...
Открытый урок по творчеству В.М. Шукшина
Шукшин - сын своей земли и своего времени, он принадлежит к разряду писателей, которым талант, отмеренный природой, позволяет шагнуть в будущее. Самые главные вопросы, которые он затрагивал в своих пр...
Открытый урок, посвященный творчеству Ю. Друниной
план окрытого мероприятия в 9 классе...