"У Лукоморья"- игра путешествие по сказкам А.С.Пушкина
план-конспект по литературе

Гладкова Анна Вячеславовна

Конспект внеклассного мероприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия по литературе

Тема: «У Лукоморья» - игра-путешествие по сказкам А.С.Пушкина.

Разработала Гладкова А.В., учитель русского языка и литературы

             

Внеклассное занятие по литературе

Тема: «У лукоморья» - игра-путешествие по сказкам А.С.Пушкина.

Цель: Воспитание любви к родной литературе

Задачи:1) закрепить и обобщить знания учащихся о сказках А.С.Пушкина;

  2) развивать творческое мышление, умение составлять рассказ о  

      герое;

  3) обратить внимание учащихся на торжество добра и прекрасного

      в сказках А.С.Пушкина; воспитывать чувство ответственности                      

      за свою команду.

Оборудование:  проектор, экран, маркеры и чистые листы формата А4 по числу участников команд, предметы для заданий, маска ученого кота, декорации (по домашнему заданию, выполняют ученики).

План урока:

Орг. момент – 1-2 мин.

Викторина «Кому принадлежит предмет?»  - 7 мин

Игра «Восстанови порядок событий»  - 5 мин

Определение названия сказки по цитате  - 6 мин

Разгадывание кроссворда – 6 мин

Игра «Изобрази героя»  -  3 мин

Театральная постановка эпизодов (домашнее задание) – 10 мин

Итоги урока – 1 мин

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина. (Обращается к портрету поэта) Наш урок называется «Что за прелесть, эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна. С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское.

Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно.»

От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь

Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.

Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку.

 

Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила». Ученица читает отрывок «У Лукоморья дуб зелёный»…

 Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург:

Любезный мой друг Александр Сергеевич… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю.»

Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне»

Ученик читает стихотворение «Няне»

 Мы отправляемся с вами в  необычное путешествие по  знакомым сказкам русского писателя А.С.Пушкина. В дорогу отправляются две команды. Советую командам в борьбе за 1место участвовать слаженно, дружно, помогать друг другу в испытаниях - тогда победите.

Итак, первое задание нас ждет на пограничной заставе – от семи богатырей.

II. Викторина «Кому принадлежит предмет?»

    Каждая команда получает предмет (1. Орех; 2. Зеркальце; 3. Рыболовная сеть). Нужно отгадать, какому герою из сказок А.С.Пушкина он принадлежит.

Побеждает команда с самым подробным рассказом о герое. Семь богатырей оценили вашу наблюдательность и знание героев сказок. Первое испытание пройдено успешно: граница открыта. Но впереди - сказочное море. Чтобы переплыть  море на лодке старика, нужно выполнить второе задание. Здесь вам помогут знания по «Сказке о рыбаке и рыбке»

III. Восстанови порядок событий.

1) На слайде изображены фразы из «Сказки о рыбаке и рыбке» с описанием состояния моря, когда старик обращался к рыбке. Нужно расположить их в правильной последовательности:

у самого синего моря;

море слегка разыгралось;

помутилося синее море;

не спокойно синее море;

почернело синее море;

на море чёрная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют

Победила команда, которая быстрее других правильно указала порядок смены состояний моря. Молодцы! Настоящие мореходы, а, самое главное, внимательные читатели. Третья наша остановка - на острове  Буяне. Кто правит островом? ( Гвидон и Царевна – Лебедь)

И третье наше испытание – загадка  Царевны-Лебедь.

2) Задание от Царевны-Лебеди: отгадайте порядок превращения князя Гвидона по ходу сюжета сказки:

На слайде изображены: Комар, Муха, Шмель.

Знание сказки о царе Салтане  и внимание  помогли вам в этом задании. Молодцы! следующее  испытание от самого кота ученого. Где он живет?

 

IV. В гостях у кота ученого

Учитель: У лукоморья дуб зеленый;

                Златая цепь на дубе том:

                И днем и ночью кот ученый

                Все ходит по цепи кругом;

                Идет направо – песнь заводит,

                Налево – сказку говорит…

Приготовьтесь, задание кота ученого будет не из легких! Справится команда, прочитавшая больше сказок Пушкина

Команды должны отгадать название сказки.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою…»

Вот из моря вылез старый Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит…

…Вдруг шатер

Распахнулся…и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

Ветер дале побежал,

Королевич зарыдал

И пошел к пустому месту

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз.

Ветер по морю гуляет

    И кораблик подгоняет;

    Он бежит себе в волнах

         На раздутых парусах

         Мимо острова крутого,

         

         Мимо города большого;

    Пушки с пристани палят,

          Кораблю пристать велят.

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой…

Бедненькой бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.

Молодцы! Мы успешно преодолели Лукоморье и снова отправляемся на корабль. Кто приносил вести  из острова Буяна царю Салтану? Кто такие корабельщики? Мореходы разбираются в картах, и для вас они приготовили свое задание – кроссворд. Победит команда, которая быстрее и правильнее разгадает кроссворд.

V. Кроссворд от корабельщиков

По-горизонтали:

4. Чин, который вначале пожелала себе старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»  (Дворянка)

По-вертикали:

1. Жилище старика и старухи  (Землянка)

2. Свекр Царевны-лебеди    (Салтан)

3. Титул Елисея    (Королевич)

5. Персонаж, который завел в лес царевну по приказу мачехи    (Чернавка)

6. Материал, из которого был сделан гроб мертвой царевны     (Хрусталь)

7. Кличка собаки, живущей у семи богатырей     (Соколко)

8. Дар звездочета царю Дадону     (Петушок)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

1

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

6

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скажите, какое ключевое слово зашифровано в кроссворде?

Да, все эти сказки принадлежат одному автору, но есть одна сказка, которая особенно отличается от всех других -  «Сказка о попе и его работнике Балде».

Послушайте отрывок из этой сказки.

VI. Игра «Изобрази героя»

Учитель: А теперь вспомните «Сказку о попе и его работнике Балде».

Пошел Балда в ближний лесок,


Поймал двух зайков, да в мешок.


К морю опять он приходит,


У моря бесенка находит.


Держит Балда за уши одного зайку:


«Попляши-тка ты под нашу балалайку

:
Ты, бесенок, еще молоденек,


Со мною тягаться слабенек;


Это было б лишь времени трата.


Обгони-ка сперва моего брата.


Раз, два, три! догоняй-ка».


Пустились бесенок и зайка:


Бесенок по берегу морскому,


А зайка в лесок до дому.


Вот, море кругом обежавши,


Высунув язык, мордку поднявши,


Прибежал бесенок, задыхаясь,


Весь мокрешенек, лапкой утираясь,


Мысля: дело с Балдою сладит.


Глядь — а Балда братца гладит.

А теперь каждой команде нужно изобразить этого бесенка. По очереди к доске выходит один человек из команды и рисует на прикрепленном листе с закрытыми глазами элементы портрета бесенка, которые я назову.

1 человек – голова

2 человек – глаза, рыльце

3 человек – рожки

4 человек – туловище, передние лапы

5 человек – задние лапы с копытами

6 человек – хвост.

У нас получились очень интересные портреты. Как сама сказка веселая и яркая, так и рисунки получились забавные.

 Бесенок привел нас на базар, где познакомились Балда и поп. В старину на базаре разыгрывались представления, и сейчас наше последнее решающее задание - показать свое  актерское мастерство на сцене. Представьте, что вы – бродячие  артисты на ярмарке.

Конкурс для болельщиков.

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

 

Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)

Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)

Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)

Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)

Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Следующий конкурс – восстановить текст. Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Вот вам одинаковый текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. За каждое правильно вписанное слово – 1 балл.

Постой, -          

Отвечает ветер ___________________ , -

Там, за речкой ______________________

Есть __________________ гора,                                                                                         

В ней _____________________ нора,

В той норе, во тьме __________________________ ,

Гроб качается __________________________

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того __________________ места,

В том гробу твоя невеста.

VII. Театр «У лукоморья»

Учитель: А теперь, вспомнив сюжеты известных пушкинских сказок, вы без труда сможете инсценировать некоторые эпизоды. Дома вы готовили это задание по группам, делали декорации. Ваш выход.

Группы выступают, все остальные учащиеся оценивают постановку.

Подводятся итоги каждой команды, проходит награждение.

VIII. Итог урока.

Учитель: Вы – молодцы! Прошли все испытания Лукоморья, достойные получили призы. Но самое главное сокровище сокрыто в самих сказках Пушкина. Так какова она, сказка Пушкина? Можно ответить словами С.Я.Маршака: «Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. А между тем за этой веселой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьезная мысль, глубокая мораль…». Это вечная победа добра над злом, ума – над глупостью, бескорыстия – над завистью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические цепочки по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Логические цепочки для осуществления контроля знания текста произведения...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Сценарий внеклассного мероприятие по сказкам А.С. Пушкина "Лукоморье"

Данное мероприятие является обобщающим после изучения сказок А.С. Пушкина в пятом классе. В результате проведения сказочного вечера проявляется интерес к прочтению сказок. Мероприятие сопровождается м...

Интегрированное занятие по сказкам А.С.Пушкина «Путешествие в страну Лукоморье» для детей подготовительной группы.

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы "Путешествие в страну Лукоморье"...

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....

Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»

Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...