А.С.Пушкин "Капитанская дочка" Историческая основа повести, особенности композиции
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Гуркова Виктория Алексеевна

Конспект урока литературы в 8 классе. Вступительный урок к изучению повести  А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandr_sergeevich_pushkin.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Александр Сергеевич Пушкин

«Капитанская дочка»  8 класс

Историческая основа повести. Особенности композиции.

Цели: 1. Рассказать об истории создания повести

2. Раскрыть связь «Капитанской дочки» с другими произведениями Пушкина

3. Рассказать об особенностях композиции

4. Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы

5. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе

Оборудование: Электронная презентация, карта России 18 века , раздаточный материал

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

        Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с исторической повестью Пушкина «Капитанская дочка». Наш урок будет проходить в соответствии с планом:

  1. Движение Пушкина к прозе
  2. Роман и повесть в русской литературе 30-х годов 19 века
  3. Требования Пушкина к историческому роману
  4. Интерес Пушкина к теме народных восстаний
  5. Работа писателя над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой»
  6. Композиция повести

  1. Еще в 3 главе «Евгения Онегина»  Пушкин говорит о своем стремлении обратиться к реалистическому повествованию в прозе. Это было в 1824 году в Одессе.

А в 1827 году Пушкин работает над «Арапом Петра Великого». 1830 г.- окончены «Повести Белкина»,  1832 – 1833 – работа над «Дубровским». С конца 20-х годов проза занимает в творчестве писателя огромное место, хотя и не означает отказа от стихотворной формы.

  1. Развитие прозы в творчестве Пушкина связано  и с тем обстоятельством, что в 30-е годы  в русской и зарубежной  литературе начинает широко развиваться роман и особенно – повесть.

Сообщение учащегося об известных романах того времени (Марлинский, Лажечников, В.Скотт)

  1. Пушкин внимательно следит за развитием романа и повести. Он формулирует свои требования к историческому роману: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».
  2. В ходе изучения творчества Пушкина мы уже отмечали интерес поэта к родной истории, к периодам больших социальных потрясений, крупных переломов в истории страны.

- Личность какого государственного деятеля вызывала у писателя пристальное внимание? (Петр Первый)

-Назовите произведения, которые описывают деятельность Петра и его эпоху? («Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»)

- Почему деятельность Петра Великого вызывает большой интерес у Пушкина?

Кроме того, писателя интересует и тема народных восстаний.

  1. Интерес Пушкина к народному движению неслучаен. В начале 30-х годов 19 века крестьянские волнения вспыхивают с большой силой. Среди них – восстание военных поселян в Новгородской губернии. Пушкин с волнением следит за его развитием. В 1833 году поэт работает в исторических архивах. Он обращается к военному министру Чернышеву за разрешением получить доступ к документам, касающимся следственного дела о Пугачеве. Пушкин мотивирует это тем, что задумал работать над историей Суворова (Суворов принимал участие в ликвидации Пугачевского бунта). Он получает разрешение и приступает к работе. Кроме работы в архивах, Пушкин совершает поездку в Казань, Симбирск, Уральск, Оренбург, побывал он и в Бердской слободе – столице Пугачева. Он беседует с еще оставшимися в живых свидетелями тех событий. В начале 1834 года исторический труд «История Пугачева» («История Пугачевского бунта») вышел в свет.

        Замысел «Капитанской дочки» возник у Пушкина еще до работы над «Историей Пугачева», в то время, когда он пишет «Дубровского».

- Назовите действующих лиц повести «Дубровский»?

- Какой конфликт положен в основу произведения?

- Почему Дубровский потерпел поражение и распустил свою шайку? ( В борьбе с Троекуровым Дубровский выступает как герой-мститель за собственные обиды, судьба народа его не интересует).

        Пушкин понял, что на материале современности он не сможет изобразить подлинного крестьянского восстания. Поэтому он обращается к истории Пугачевского бунта.

Фигура Емельяна Пугачева кажется Пушкину очень яркой и самобытной. Он деятель большого исторического масштаба.

Работа с картой. Указать города, районы, охваченные восстанием, сказать о причинах поражения.

Работа над повестью продолжается несколько лет. В 1836 году она закончена и опубликована в журнале «Современник». Пушкин выступил в повести как ученый-историк и художник, создавший первый реалистический исторический роман.

6.Работа с эпиграфами.

- Как вы понимаете смысл выражения, которое является эпиграфом ко всей повести?

- Почему Пушкин взял именно эти слова?

- От чьего лица ведется повествование?

-Каковы основные черты повести (точность, сжатость, стремительность в развитии действия, никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий)

- Как бы вы определили основные темы произведения? (1. Тема народного  движения. « Честь, долг, верность – и в службе, и в любви)

7.Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание: 1-2 главы читать; пересказ отрывка «Встреча с вожатым», или сообщение о Емельяне Пугачеве, или составление статьи в энциклопедию «Пугачевский бунт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Урок в восьмом классе, итоговый по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"....

Урок литературы по теме "Особенности композиции "Слова о полку Игореве"

Представлена разработка урока, в которой особенности композиции данного произведения рассматриваются в контексте цветовой символики....

Урок-презентация по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "Историческая основа повести. "История Пугачева"

Урок литературы предназначен для изучения повести Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе. Разработка первого урока. Урок интегрированный, содержит богатый литературный и исторический материал....

Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета.

Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета....

Презентация "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба". Историческая основа повести"

Данная презентация предназначена для изучения  в 7 классе темы "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба".Историческая основа повести"...

Тема урока: «Баллада «Светлана»: особенности композиции. Особенности языка и образов» 6 класс

Тема урока: «Баллада  «Светлана»: особенности композиции. Особенности языка и образов»  6 класс...