А.С.Пушкин "Капитанская дочка" Историческая основа повести, особенности композиции
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Конспект урока литературы в 8 классе. Вступительный урок к изучению повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandr_sergeevich_pushkin.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Александр Сергеевич Пушкин
«Капитанская дочка» 8 класс
Историческая основа повести. Особенности композиции.
Цели: 1. Рассказать об истории создания повести
2. Раскрыть связь «Капитанской дочки» с другими произведениями Пушкина
3. Рассказать об особенностях композиции
4. Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы
5. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе
Оборудование: Электронная презентация, карта России 18 века , раздаточный материал
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с исторической повестью Пушкина «Капитанская дочка». Наш урок будет проходить в соответствии с планом:
- Движение Пушкина к прозе
- Роман и повесть в русской литературе 30-х годов 19 века
- Требования Пушкина к историческому роману
- Интерес Пушкина к теме народных восстаний
- Работа писателя над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой»
- Композиция повести
- Еще в 3 главе «Евгения Онегина» Пушкин говорит о своем стремлении обратиться к реалистическому повествованию в прозе. Это было в 1824 году в Одессе.
А в 1827 году Пушкин работает над «Арапом Петра Великого». 1830 г.- окончены «Повести Белкина», 1832 – 1833 – работа над «Дубровским». С конца 20-х годов проза занимает в творчестве писателя огромное место, хотя и не означает отказа от стихотворной формы.
- Развитие прозы в творчестве Пушкина связано и с тем обстоятельством, что в 30-е годы в русской и зарубежной литературе начинает широко развиваться роман и особенно – повесть.
Сообщение учащегося об известных романах того времени (Марлинский, Лажечников, В.Скотт)
- Пушкин внимательно следит за развитием романа и повести. Он формулирует свои требования к историческому роману: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».
- В ходе изучения творчества Пушкина мы уже отмечали интерес поэта к родной истории, к периодам больших социальных потрясений, крупных переломов в истории страны.
- Личность какого государственного деятеля вызывала у писателя пристальное внимание? (Петр Первый)
-Назовите произведения, которые описывают деятельность Петра и его эпоху? («Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»)
- Почему деятельность Петра Великого вызывает большой интерес у Пушкина?
Кроме того, писателя интересует и тема народных восстаний.
- Интерес Пушкина к народному движению неслучаен. В начале 30-х годов 19 века крестьянские волнения вспыхивают с большой силой. Среди них – восстание военных поселян в Новгородской губернии. Пушкин с волнением следит за его развитием. В 1833 году поэт работает в исторических архивах. Он обращается к военному министру Чернышеву за разрешением получить доступ к документам, касающимся следственного дела о Пугачеве. Пушкин мотивирует это тем, что задумал работать над историей Суворова (Суворов принимал участие в ликвидации Пугачевского бунта). Он получает разрешение и приступает к работе. Кроме работы в архивах, Пушкин совершает поездку в Казань, Симбирск, Уральск, Оренбург, побывал он и в Бердской слободе – столице Пугачева. Он беседует с еще оставшимися в живых свидетелями тех событий. В начале 1834 года исторический труд «История Пугачева» («История Пугачевского бунта») вышел в свет.
Замысел «Капитанской дочки» возник у Пушкина еще до работы над «Историей Пугачева», в то время, когда он пишет «Дубровского».
- Назовите действующих лиц повести «Дубровский»?
- Какой конфликт положен в основу произведения?
- Почему Дубровский потерпел поражение и распустил свою шайку? ( В борьбе с Троекуровым Дубровский выступает как герой-мститель за собственные обиды, судьба народа его не интересует).
Пушкин понял, что на материале современности он не сможет изобразить подлинного крестьянского восстания. Поэтому он обращается к истории Пугачевского бунта.
Фигура Емельяна Пугачева кажется Пушкину очень яркой и самобытной. Он деятель большого исторического масштаба.
Работа с картой. Указать города, районы, охваченные восстанием, сказать о причинах поражения.
Работа над повестью продолжается несколько лет. В 1836 году она закончена и опубликована в журнале «Современник». Пушкин выступил в повести как ученый-историк и художник, создавший первый реалистический исторический роман.
6.Работа с эпиграфами.
- Как вы понимаете смысл выражения, которое является эпиграфом ко всей повести?
- Почему Пушкин взял именно эти слова?
- От чьего лица ведется повествование?
-Каковы основные черты повести (точность, сжатость, стремительность в развитии действия, никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий)
- Как бы вы определили основные темы произведения? (1. Тема народного движения. « Честь, долг, верность – и в службе, и в любви)
7.Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание: 1-2 главы читать; пересказ отрывка «Встреча с вожатым», или сообщение о Емельяне Пугачеве, или составление статьи в энциклопедию «Пугачевский бунт»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Урок в восьмом классе, итоговый по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"....
Урок литературы по теме "Особенности композиции "Слова о полку Игореве"
Представлена разработка урока, в которой особенности композиции данного произведения рассматриваются в контексте цветовой символики....
Урок-презентация по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "Историческая основа повести. "История Пугачева"
Урок литературы предназначен для изучения повести Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе. Разработка первого урока. Урок интегрированный, содержит богатый литературный и исторический материал....
Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета.
Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета....
Презентация "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба". Историческая основа повести"
Данная презентация предназначена для изучения в 7 классе темы "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба".Историческая основа повести"...
Тема урока: «Баллада «Светлана»: особенности композиции. Особенности языка и образов» 6 класс
Тема урока: «Баллада «Светлана»: особенности композиции. Особенности языка и образов» 6 класс...
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести (глава 1).
Первый урок по повести представляет собой знакомство с героями произведения...